Кракелюр без проблем. Секреты успешной работы с кракелюрными составами. |
Кракелюр одна из самых интересных и эффектных техник состаривания и декорирования. Практически каждая декупажница, чуть ли не с первых работ пытается применить эту технику. И не секрет, что редко у кого получается добиться хорошего результата с первой попытки. Хотя в сети можно найти огромное количество мастер-классов по работе с конкретными видами кракелюрных составов. Я бы рекомендовала начинающим декупажницам, прежде чем пытаться сделать кракелюр на своих работах, разобраться с общими принципами работы этих составов. Это не только поможет избежать ошибок, но и критически оценивать советы не достаточно опытных декупажниц, которыми они, конечно же, с самыми добрыми намерениями спешат поделиться в сети.
В этой статье я постараюсь помочь вам систематизировать те знания о применении кракелюрных составов, которые у вас уже есть, а именно:
- где, когда и какой стоит делать кракелюр;
- какие бывают кракелюрные составы и как с ними работать;
- чем затирать трещины;
И дать несколько советов, проверенных на собственном опыте.
Посмотрите на работы опытных мастеров. Несмотря на то, что кракелюр на их работах безупречен, применяют его не так часто. И дело не в том, что его сложно делать. Поверьте, что для опытной декупажницы сделать качественный кракелюр не составит труда. Так в чём же дело? А всё довольно просто. Ни одна, даже очень искусно выполненная вещь не доставит эстетического удовольствия, если в ней чувствуется фальшь. И эту фальшь бессознательно почувствует любой человек, даже не имеющий никакого художественного образования.
Поэтому, собираясь делать кракелюр, прежде всего, решите, уместен ли он будет на вашей работе. А для этого давайте вспомним, что же такое кракелюр. Для этого достаточно заглянуть в Википедию - «Кракелюр (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи». Причём для образования таких трещин произведение живописи должно прожить довольно долгую жизнь. Вариант, когда современный художник пользовался некачественными красками, потрескавшимися на второй день – рассматривать не будем.
Из вышесказанного следует, что кракелюрная сетка всегда будет смотреться неестественно на фотографиях, карандашных и акварельных рисунках. И, конечно же, на картинках, с современной тематикой.
Но и тут есть свои тонкости и исключения. При применении разных кракелюрных составов, кракелюрная сетка так же получается разная. Да и манипулируя одним и тем же составом можно получить различный кракелюр.
Для себя я, например, кракелюр делю на две группы – имитирующий и декоративный. Желая придать поверхности состаренный вид – предварительно просмотрите побольше фотографий антикварных или просто достаточно старых предметов и произведений искусства. И я уверена, вы очень быстро поймёте какой кракелюр надо стараться сделать. Например, если используемая в декупаже картинка является репродукцией какой либо картины, то и кракелюрная сетка должна быть похожа на ту, что появляется на подлинных произведениях искусства. Вид такой сетки может иметь довольно значительные различия, т.к. зависит от качества краски, толщины её наложения и ещё ряда не менее важных причин. Начинающим декупажницам иногда бывает сложно определиться какая кракелюрная сетка будет более уместной на их работе. Для начала я бы посоветовала на репродукциях картин делать кракелюр, который однозначно может покрывать настоящие картины. Вот, например, сравните как выглядит кракелюрная сетка на картине нидерландского живописца 15 века Яна ван Эйка и кракелюр сделанный на моей работе. Практически нет разницы.
Конечно, кракелюрная сетка на картинах может быть и мельче и крупнее. Трещины более тонкими и более широкими. Но согласитесь, что на репродукции картины, вот такой кракелюр будет выглядеть совершенно неестественно. А ведь это тоже кракелюр и очень хороший, и интересный. Только вот в том определение кракелюра из Википедии, которое было приведено выше, последнее слово в «живописи» не совсем уместно. Не исключаю, что произведение живописи может покрыться такой кракелюрной сеткой, но только у очень неумелого художника. Вот именно такой кракелюр я и отношу к группе декоративных. Если для состаривания работы на мой взгляд, он не очень подходит, то как декоративный фон его можно использовать с большим успехом.
Эта работа, найденная мною в сети наиболее ярко это иллюстрирует. Кракелюр великолепный, но это не состаривание, а просто очень интересный и красивый фон .
А вот такие трещины на поверхности, имитирующей фарфор или керамику, предадут работе состаренный вид .
Кракелюрных составов (лаков) в настоящее время существует огромное множество. Но все они делятся на две группы – однокомпонентные и двухкомпонентные. Более привычное, но менее правильное название одношаговые и двух шаговые.
При применении однокомпонентного состава, на подготовленную поверхность наносится краска основа, которая будет просматриваться сквозь трещины. После полного высыхания краски, нужно нанести кракелюрный лак. При загустении, водный лак можно слегка, не более 5% от объёма, развести водой. Чем толще слой лака, тем крупнее трещины. После высыхания лака, сверху наносится краска, контрастная по цвету первому слою краски. Краска наносится отдельными мазками. Повторно по одному и тому же месту мазки делать нельзя. По мере высыхания она будет покрываться трещинками, через которые видно первый слой краски. Поэтому никакого применения затирок не требуется. Для получения хаотичных трещин, краску можно наносить спонжем.
Когда второй слой краски полностью высохнет, его надо покрыть акриловым лаком и наклеить выбранную картинку. Если клеить светлую салфетку, то трещинки будут хорошо через неё видны.
Одношаговый кракелюр можно делать как при прямом, так и при обратном декупаже. При обратном декупаже порядок работы несколько другой. На поверхность сначала наклеивается картинка. Затем, свободная поверхность покрывается кракелюрным лаком. После его высыхания, наносится первый слой краски, который будет основным фоном и на котором образуются трещинки. На моей тарелочке это чёрная краска. Когда первый слой краски полностью высохнет, наносится второй слой, который и будет видно сквозь трещины первого слоя.
Все одношаговые лаки мало чем отличаются друг от друга и принцип работы с ними один и тот же.
А вот кракелюрный состав Креал Кракле, хотя и состоит из двух компонентов, но может при желании использоваться и как одношаговый.
К однокомпонентным кракелюрным составам так же относятся фацетные лаки и различные структурные пасты с эффектом кракле. Они бывают различных цветов и наносятся на поверхность мастихином. После высыхания создают рельефную поверхность, покрытую кракелюрной сеткой. Величина трещин зависит от толщины накладываемого слоя.
Двухкомпонентные кракелюрные составы.
Если в случае однокомпонентных кракелюрных составов происходит растрескивание красочного слоя, то при использовании двух компонентного – растрескивается лак, применяемый, как второй шаг. Это позволяет сделать кракелюр непосредственно на картинке. Невозможно в одной статье подробно рассказать обо всех кракелюрных составах, да думаю и нет такой необходимости. Вообще купив какой-то новый незнакомый для вас состав, прежде чем приступать к работе с ним, внимательно изучите инструкцию на бутылочках, если она есть. Но даже в этом случае найдите в сети хотя бы пару рекомендаций по работе с этим составом. Причём как я уже не раз писала, это должна быть информация, размещённая на серьёзных декупажных сайтах и исходящая от опытных декупажниц. И обязательно читайте комментарии к таким сообщениям.
Хотя в работе с каждой кракелюрной парой есть некоторые отличия, есть ряд правил общих для многих кракелюрных составов. Чем лучше подготовлена поверхность(нанесено достаточное число слоёв лака с промежуточной шлифовкой), тем лучше получится кракелюр. На подготовленную поверхность наноситсяпервый шаг. В некоторых случаях, как например, с парой шеллак+гуммиарабик, наносится несколько слоёв первого компонента, с промежуточной просушкой.
Обычно на бутылочках указано время сушки. Но не советую руководствоваться этой информацией. На время сушки значительно влияет температура и влажность воздуха в помещении. А состояние первого слоя на момент нанесения второго, является определяющим условием для получения хорошего кракелюра. Второй слой надо наносить, когда первый слой остаётся ещё слегка липким, но от прикосновения к нему пальцем не остаётся следов.
Толщину трещин и размер кракелюрной сетки можно значительно регулировать, как толщиной наносимых слоёв, так и температурой сушки.
Трещины иногда начинают образовываться буквально через 10-15 мин. Иногда для их образования нужно определённое время. Когда трещины станут такими, как вы хотели – их можно затирать. Как и чем затирать я расскажу ниже.
Для ряда кракелюрных составов, после затирки, второй шаг лучше смыть. Почему-то именно это действие вызывает у начинающих декупажниц страх. Конечно, можно не смывать, а покрыть работу финишным не водным лаком. Но я рекомендую смыть второй шаг. Это совсем не сложно, а работа станет намного аккуратнее.
Смывать надо под несильной струёй проточной воды, комнатной температуры. Почему-то обычно не рекомендуют прикасаться руками к работе. Я же всегда смываю второй шаг слегка помогая пальцами. Тереть, конечно, нельзя, но поглаживающие движения только помогут смыть второй слой быстрее. Да и проводя по работе пальцами, вы можете быть уверены, что лак смылся полностью. Главное не бойтесь. Мне, например, ни разу не удалось испортить работу, смывая второй слой. Затем работу можно промокнуть мягкой тканью или дать высохнуть естественным образом. Сухую работу покрываете любым акриловым лаком.
Казалось бы простой вопрос. Но, тем не менее, именно из-за неправильной затирки можно испортить работу. Полностью согласна с авторами, которые пишут, что затирать можно не масляной пастелью, битумом, масляной краской, различными металлизированными порошками. Но, дело в том, что для разных кракелюрных составов необходимо использовать разные затирки. Затирка должна не смыться, когда вы будете покрывать работу финишным лаком или смывать второй шаг. А также, не должна испортить вашу работу, повредив лаковый слой.
Так как же определить какая затирка нужна в каждом конкретном случае?
Затирать трещинки непосредственно пастелью или металлической пудрой можно при использовании кракелюрных пар у которых первый шаг остаётся липким, на момент затирки. Пастель или пудра прилипнув к нему, и не смоются. Если первый шаг высыхает полностью затирать ими трещинки нельзя. Вся затирка смоется вместе со вторым слоем или при покрытии финишным лаком. Поэтому в этом случае уместнее использовать битум. Но только не битум на водной основе. Если вода легко смывает лаки, наносимые в качестве второго шага, то и битум на водной основе не затрёт трещины, а просто размажет лак. А вот битумным лаком на смолах – затирайте спокойно. Но ни в коем случае не стирайте излишки битума влажной тряпкой. А если надо затереть трещины на тёмном фоне? Битум тёмный, а ни пастель, ни порошок не подходят. Я делаю следующим образом - если для затирки беру пастель, то предварительно затираю трещины льняным маслом, а затем пастелью. Если затирать собираюсь металлизированными порошками, то предварительно затираю битумом, а уже порошком поверх него. В таком сочетании и пастель и пудра хорошо фиксируются.
Если же для затирки будете использовать масляные краски, то после затирки работе обязательно надо дать просохнуть не менее 12 часов.
Купив кракелюрный состав, которым вы ещё не пользовались, обязательно на пробнике проверьте, какая затирка из перечисленных выше к нему больше подходит.
Хочу посоветовать - не пытайтесь запомнить кучу информации по работе с разными кракелюрными составами, а поймите общие принципы работы с ними. Купив любой состав, достаточно будет только найти в сети его характеристики и вы сами поймёте, как с ним работать.
Творческих всем успехов и красивых работ!
Серия "Декупаж шаг за шагом"
Хотите декупажить! С чего начать.
Что может быть проще? Декупаж рисовой бумагой.
Эти капризные салфетки. Декупаж без складок.
Серия сообщений "Мои МК и статьи по декупажу и декорированию.":Мои Мастер-классы и статьи..Часть 1 - Работа с рисовой бумагой. Реинкарнация стеклянной крышки.
Часть 2 - Тарелочка в технике декупаж с контурной росписью.
...
Часть 19 - Комплект "Вербное Воскресенье" . Работа с фацетным лаком.
Часть 20 - Свадебные аксессуары. Делаем сами.
Часть 21 - Кракелюр без проблем. Секреты успешной работы с кракелюрными составами.
Часть 22 - Прямой декупаж тарелок.
Часть 23 - Декупаж с запекаемыми материалами.
Часть 24 - Декупаж ёлочных шаров с использованием потали. Мастер-класс.
Часть 25 - Марморирование - мастер класс. Комплект фужеров.
Часть 26 - Декупаж с фотографиями.
Рубрики: | ДЕКУПАЖДекупаж |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |