Когда-то, в советские времена представление обычного белоруса о России двоилось. Все, что шло через пропаганду, через радио, телевизор i школу, воспринималось как свое, центральное, столичное, даже родное. Если же приходилось сталкиваться с обычными людьми из России или съездить куда-то в российскую область, тогда чаще всего все выглядело наоборот. Россияне и
русскости вставали как любой другой, не очень близкий и не очень понятен народ. Помню, одна коллега-журналистка, упоминала как ребенком в Западной Беларуси она пас лошади и впервые
встретили советских солдат. Те спросили: чьи это "лошади". Девочка не поняла. Что касается общего представления о Москве, Ленина i русскости, то коллега-журналистка преданно считала это своим, родным, правильным.
Или еще случай, думаю, что типичный. Как-то в деревне я стал расспрашивать родственников о соседе, который жил через один дом. Фамилию соседа было Петров, некогда после войны он приехал сюда из России и председательствовал в местном колхозе. Я знаю много примеров, когда в те времена в колхозах, райкомов i отделах МВД i КГБ руководили приезжие из России. Не исключаю, что i судьба iхны на нашей земле типичный, как в Петрова.
Я спросил у родственников - как выглядит Петров вблизи. Как он ведет себя, как приветствуется. Все же 40 лет на одной улице, где каждый каждого знает насквозь. Оказывается, Петров - исключение. Его просто никто не видел вблизи. Как был председателем - был высоко, жил богато, первый в деревне купил себе "Жигулей". Сегодня его можно увидеть в саду у собственное дома, но чтобы так запросто встретить на улице - никогда. Человек он замкнутым, замкнутый.
I вот еще деталь, которую не могут понять сельчане. Тогда, после войны, Петров приехал из России с женой, а жена захватил с собой свою сестру. Сестра вышла за местного, рожала детей, после спилась и умерла. Ее дети работали прислугой в доме Петрова, где хранился абсолютно замкнутый i чужой окружающей среде русский дух. После остальные дети той сестры разбрелись по миру, а последний в конце концов сжег дом. Так i стоит она уже несколько лет, сожжена, между домом Петрова i домом моих родственников.
Завезенная из России номенклатура должна была поддерживать высокий на то время уровень жизни, тем более, что и средств ей на это государство давало достаточно. А вот то племени родственников, которое эта номенклатура привозил с собой, уже не имело ничуть должностей, ничуть привилегий.И как правило или спивались , либо доживала на каких-то не очень доходных рабочих местах i медленно превращалась в сегодняшних беднейших пенсионеров. Причем белорусское окрестность никогда не забывала о том, что эти люди - русские, даже если
эти россияне входили в белорусские семьи.
Двойные отношения к русскости советского времени начали меняться в последние десять лет. Родное-советское или адмирала или трансформировалось в русское, уже не такое
родное, хотя по инерцыи еще близкое. Пять московских телеканалов поддерживают эту iнэрцыю. То же делает i лукашенкова пропаганда. Но деформация советских представлений
продолжается. Куда она двинется? Попробуем спросить об этом у людей, у белорусов, проживающих за пределами Беларуси.
В какую сторону меняются отношения белорусов к России? Что лично вас связывает сегодня с Россией?
Витовт Кипель, директор Белорусского Института науки и искусства в Нью-Йорке:
(Витовт Кипель)
Господин Витовт Кiпель упоминает свое детство, которое пришлось на годы высылки в Россию. Я начал с этого ответа, так как он представляется мне наиболее стабильным. Наверное такое отношение к России у господина Кiпеля давнее i неизменное, возможно, когда-то так будут рассуждать многие белорусы в Беларуси. I возможно, что это будет трезвый i справедливый подход. Пока же ответы наших других экспертов выглядят более расплывчатые, уявленьнi еще формируются. Вот что ответил нам Виленский художник Олег Абложей.
(Олег Абложей)
Так считает Виленский художник Олег Абложей. Еще один участник нашей передачи господин Лех живет в Москве уже около двух десятков лет. В советские времена этот город привлекла его, как
он говорит, большим демократизмом, меньшим преследованием со стороны карательных органов, чем это было в Беларуси. Плохая телефонная связь с Москвой заставило нас передать ответ господина Леха в исполнении диктора.
(Лех)
Это был московский белорус господин Лех.
Все же в ответах о том, что человека связывает с Россией, чувствуется подспудное стремления не употреблять крепких слов. Россия требует сильных чувств, то ли нянавiсьцi то ли любви. А сильные чувства всегда далеко от трезвого взгляда. Возможно, трезвый, спокойный взгляд рождают сильные события. Не думаю, что чеченцы, например, которым любит Россию
никак не приходится, ее ненавидят. То ли вместе с возможностью любить, они автоматически лишились второго полюса в этой паре - ненавидеть? Iхныя отношение к России выглядят сегодня подчеркнуто прагматично.
Или литовцы? Что связывает с Россией обычного литовцы? Как правило, воспоминание о вывезенных в Сыбiр родственников. I здесь также отобрана возможность любить стала невозможностью ненавидеть. Поэтому литовцы смотрят на Россию спокойно i рационально. Нельзя сказать, что наших, белорусских родственников за Сталина вывозили меньше, но за отсутствием национальное iдэалёгii в государстве у нас не превратили этот факт в средство от нянавiсьцi i любви.
Россия - империя. Если к целому народу доходит понимание это истину, тогда целый народ перестает верить в сказки, в касьмiчнае призвания, Всеславянском единства и другие
пячорнасьцi, которые в конце двадцатого столетия звучат как несусветнейшая глупость i не дают возможности нормально жить.
Сергей Соколов-Воюш сказал еще одну, свою субъективную истину: Россия - это могила.
(Сергей Соколов-Воюш)
В начале передачи я рассказывал о том, как вместе с номенклатурой на зов партии в Беларусь из России зачастую перабiралася навсегда i родня этой номенклатуры. Эта родня
разбрылася по нашей стране, где асiмiлявалася, где тихо сетует на высокие цены, а где и просто сьпiлася. Сергей Соколов-Воюш напомнил о еще один, обратный процесс. Вслед
за ребятами из белорусских деревень, которые попадали в Москву на учебу, а тогда и на высокие или и невысокие должности, туда же часто ехали меньшие братья и сестры этих парней. С каждым
очередным заездом уровень объективных и субъективных возможностей эмигранты, как правило, падал. I сегодня в той же Москве можно отыскать много белорусов, как выглядит, отвергнутых
своей Родиной никак не меньше, чем те россияне в Беларуси отвергнуты своей.
Сегодня мы только затронули вопрос частных отношений к России, но этого уже достаточно, чтобы понять, что сегодня эти отношения очень неопределенные, расплывчатые. I если считать, что iхная эволюция началась, то это только самый-самый ее застенчивый начало.
http://hienalouca.com
[ url=http://hienalouca.com ]фото блог[ /url ] фото блог/