Гермес - Энергичный и озорной, как ребенок.
Украл коров у Аполлона, но добился его прощения, когда изобрел и подарил ему лиру. По воле Зевса он стал вестником богов и покровителем путников и торговцев, а также обмана, ловкости и состязаний. Носил шляпу с крылышками, в руках держал жезл. Гермес был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов
Родителями Гермеса был верховный бог Зевс и нимфа Майя. МАЙЯ - происхождение этого имени следует искать в самых истоках индоевропейской (арийской) цивилизации. Корень слова «майя» тот же, что и в слове «магия», что поначалу определялось как чудесная способность Вселенной и Бога к перевоплощению и развитию. Позднее, во время упадка магизма в Индии, в слове остался только прямой смысл - иллюзия, обман, а понятие Майя получило персонификацию, превратившись в образ матери Богов. Майя, согласно греческой мифологии, нимфа гор, старшая из семи сестер-плеяд, дочерей Атланта и Плейоны. Ее роль в легендах и мифах интересна и разнообразна. Так, к примеру, от ее имени произошло название месяца мая в календаре римлян. Хотя от Майи происходят понятия как маята, маятник, и прочие, но одно из них еще указывает на такое значение как маяк, сама Майя почиталась в первую очередь как символ плодородия, на что указывает и перевод ее имени: «матушка», «кормилица». Интересно также, что богиня ацтеков с похожим названием - Майяуэль - также считалась богиней плодородия, а потому изображалась исключительно как женщина с 400 грудями. Что же касается Майи, то, по преданию, молодая нимфа была так прекрасна, что даже сам повелитель Олимпа Зевс не устоял перед ее красотой. В гроте горы Киллена Зевс спустился к нимфе, и плодом их любви стал очень хитрый и сообразительный мальчик, покровитель торговли и воров, сам бог Гермес... .
Майя не только живет до сих пор, но и каждый желающий может взглянуть на нее: в свое время вместе с остальными сестрами она была превращена в созвездие Плеяд, став одной из ярких звездочек на небосклоне. В славянской мифологии Стожары или ось мира, но понятно, что мира иллюзий, но все же остается образ маяка, как путь выхода из этого иллюзорного мира . Поэтому мы можем не только взглянуть на звездочку в небе, но ежесекундно ощутить ее влияние на себе. Рассмотрим это влияние на примере Гермеса.
Сын Зевса (Разума)и нимфы Майи (иллюзия) Гермес пришел в это мир до рассвета (до полного осознания, просветления)на горе Киллена в Аркадии. Поспав пару часов, он встал и вышел из пещеры. По дороге убив черепаху и сделав из ее панциря огромную цитру, натянув на нее семь струн из скрученных бараньих кишок. После обеда прокрался в оборы царя Адмета в Фессалии и вывел оттуда стадо коров, приглядывать за которым поручили Аполлону. Немного об образе коровы: Небесная Корова, Кормилица богов, Млечный путь и молочные реки в сказаниях - это молоко ее сосцов. Это по сути питание богов, постоянно подпитываясь из молочной реки с кисельными берегами они воплощают реальность т.е. мир. Здесь говориться о подмене питания богов с молока коров на иллюзию производимую самими же (что то и пожнёшь).
Но на следующий день прибежал Аполлон и поднял страшный шум. Тогда Майя подвела его к колыбели, где спал Гермес, и сказала: неужели Аполлон может подозревать ее маленького сына, который не только не мог украсть стадо скота, а даже не знает еще что такое корова. Услышав это, мальчик не сдержался и громко засмеялся, сразу же выдав себя. С целью как-то задобрить разгневанного родича, Гермес вручил ему в дар цитру из черепашьего панциря. Аполлон обрадовался как ребенок новой игрушке, что в последствии стал покровителем искусств и прекрасным музыкантом. Ведь напевный характер игры на струнах иллюзии(Магия –сродни мелодичному нашептыванию заговоров), делает Аполлона богом пения и музыки. А в благодарность Аполлон дал Гермесу веточку лещины, которая обладала волшебным свойством—лишь одним своим присутствием она прекращала любые ссоры и заставляла врагов помириться. Как только бросил ее меж двух змей, нападавших друг на друга, они сразу же перестали кусаться и, ласково обвились вокруг палицы, склоняясь головами. Так возник кадуцей, с которым с того момента Гермес никогда не расставался и который, пережив стародавние времена, приобрел вид патерицы, которую используют епископы греческой церкви. У которых воистину божий дар примирить плутовство первородного греха от змия, с реальностью сегодняшнего мира, и заговорить «зубы» прихожанам.
Мошенничество сделало Гермеса богом воров. Как только он попал на Олимп, там стали происходить странные вещи: Арес стал ходить уже без меча, Посейдон куда-то задевал свой трезубец, на который он привык опираться; Афродита во время утреннего туалета заметила, что куда-то пропал ее набедренный пояс; Гефест нигде не бег найти свои кусачки. В скором времени стали замечать, что все это проделки Гермеса. О, ужас! Такого бога на Олимпе еще не бывало! «Как же ты воспитываешь своего сына?»,—спрашивали у Майи. А что она? Она лишь пожимала плечами. У Зевса он вознамерился украсть молнии, которые его очень сильно обожгли и, не выдержав, Гермес заорал. Услышав, Зевс выгнал его с божественной горы.
Ни у одного из богов не было столько дел, как у Гермеса. Уже до рассвета он заметал банкетный зал на Олимпе и оббегал все комнаты, где собирались боги на общие банкеты или советы, чтобы убедится что там все в порядке. Закончив эту утреннюю работу, он ждал, пока проснется Зевс. И только услышав громкие потягивание сына Кроноса, мчал к нему, чтобы получить распоряжения. С этого мгновения он целый день бегал и летал. Возвращался уставшим, рассказывал обо всем, что сделал, и сразу начинал накладывать амброзию на золотые полумиски, с которых едят счастливые боги. Даже ночью он не имел покоя. Должен был показывать дорогу заблудившимся, усыплять людей и посылать им сновидения. А когда уже небо и земля спали, он сопровождал души умерших в подземное царство и на адском суде был курьером. Если бы не божественное бессмертие и вечная молодость, он давно бы и умер от истощения.
На городских площадях, в судах и вече его чтили как бога красноречия, из-за его хитрости и умения убеждать других. Торговцы считают его своим защитником—нередко можно увидеть статуи Гермеса, который держит в руке кошель с деньгами.
Гермесу везде сооружали храмы, жертвенники, ставили статуи, но больше всего его почитали в Аркадии, где расположена гора Киллена, на которой он родился. Аркадийцы считали его главным богом пастухов, который заботится о здоровье из овец и коз, а также про пищу для них. В его честь устраивали праздник с играми, а его изображали, как «доброго пастуха» (Гермес Криофор) с баранчиком в руках. Хозяева, выгоняя утром стада, кричали: «Ступайте, козы криворогие, ступайте паситесь на траве зеленой среди гор и не страшитесь волков—Гермес следит за вами».
Но наряду с «нехорошими» наклонностями Гермеса ( в общем эта та часть ума, которая производит расчеты, а расчеты бывают разные в зависимости от хозяина, а не от самого божества), все же Гермес - Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
Так же Гермес использовал свой жезл (кадуцей) , чтобы усыплять или будить людей — для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне.
Стилбон — название звезды Гермеса (планеты Меркурий). Ибо Гермес первым ввёл месяцы и исследовал ход небесных светил. Согласно Евгемеру, расположила светила Афродита и научила Гермеса.
Гермес изобрел письмена в Египте. Он изобрёл первые 7 букв, смотря на полет журавлей, он же научил смертных занятиям в палестре. Установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту (первую в имени Дий) — Дельтовидное созвездие. Дельта это то, что разделяет единое на два рукава: белое-черное; ночь-день; добро-зло и т.п., но все же остается возможность выбрать свой путь «Пойдешь на лево... , пойдешь на право..., прямо...» (конечно же следует придерживаться середины) , и согласно выбору путника, Гермес становиться его покровителем, и даже указателем дальнейшего пути. Первоначально Гермес — фаллическое божество, изображавшееся гермами. Афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом и научились этому у пеласгов. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Устанавливались гермы на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями.
На глубокую архаичность образа Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греч. "герма" — груда камней или каменный столб, которыми отмечались места погребений. Гермы были и путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес-Пропилей, "превратный")
Легенды гласят, чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живет то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел».
В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом ("трижды величайший" культура Египта - Тот) в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний.
Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса. Его имя носят одни ворота Фив.
Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было пять Гермесов:
Сын Урана и Гемеры, возбудился при виде Персефоны
Сын Валента (лат.) и Корониды, живёт под землёй, зовется Трофоний
Сын Зевса третьего и Майи, отец Пана от Пенелопы
Сын Нила, египетское божество
Убил Аргуса и бежал в Египет, сообщив египтянам законы и письменность, его называют Тотом. Ему поклоняются Фенеты в Аркадии.
Здесь пример инициации связанной с именем Гермеса:
«Гром прокатился по небу, сверкнула молния, темнота храма была расколота сверху донизу. Почтенный инициатор, облаченный в голубые и золотые одежды, поднял инкрустированную палочку и показал во тьму меж раздвинутых шелковых занавесей; "Зри Свет Египта." Кандидат в простой белой одежде смотрел в черноту, обрамленную двумя колоннами, увенчанными изображениями лотоса, между которыми был натянут занавес. Постепенно повсюду распространялось свечение, и вот уже воздух представляет собой массу светящихся частиц. Лицо неофита было освещено мягким сиянием в то время, как он следил сквозь мерцающее облако за каким-то реальным предметом. Инициатор заговорил опять: "Свет, тобою зримый, есть тайная лучезарность Мистерий. Откуда он появился, не знает никто, кроме как Повелитель Света. Смотри же на него!" Внезапно сквозь блестящий туман появилась фигура, окруженная мерцающим зеленым сиянием. Инициатор опустил палочку и, склонив голову, положил руку на грудь в смиренном приветствии. Неофит отступил в благоговейном ужасе перед величием фигуры. Собрав всю свою смелость, новичок сосредоточил взор на Божественном. Находившаяся перед ним Форма определенно была больше человеческой. Тело казалось прозрачным, и сердце и мозг были видимы пульсирующими и испускающими свет. Прямо на глазах у кандидата сердце превратилось в ибиса, а мозг в сверкающий изумруд. В Своей руке это таинственное Существо несло крылатую палочку, обвитую змеями. Старший инициатор, подняв свой жезл, воскликнул громким голосом: "Приветствуем Тебя, Тот Гермес, Трижды Величайший, приветствуем Тебя, Повелитель людей, приветствуем Тебя, повергнувшего Тифона!" В тот же самый момент появился бледный корчащийся дракон - отвратительное чудовище, частью змея, частью крокодил, частью свинья. Из его пасти и ноздрей изрыгалось пламя, и ужасные звуки раздавались в гулком и мрачном помещении. Внезапно Гермес ударил своим жезлом со змеями по дракону, и с рычанием и воем дракон упал на бок, и пламя внутри него медленно угасло. Гермес поставил свою ногу на голову поверженного Тифона. В следующий момент в сиянии невыносимого величия, заставившего неофита искать опору в колонне, бессмертный Гермес, сопровождаемый мерцанием зеленоватого тумана, прошел через зал и растворился в пустоте».
Так же Гермеса олицетворяли со многими ранними мудрецами и пророками. В своей "Древней мифологии" Брайян пишет: "Я уже упоминал, что Кадм был на самом деле египетским Тотом, и тем самым он есть Гермес, поскольку именно ему приписывается изобретение букв" (в главе, посвященной пифагорейской матиматике, можно видеть табличку с исходными буквами Кадма). Исследователи полагают, что именно Гермес был известен евреям как Енох, называемый Кинли Вторым Посланником Бога. Гермес был принят в мифологию греков, а затем стал Меркурием у римлян. Ему поклонялись в форме планеты Меркурий потому, что это тело было ближайшим к Солнцу: из всех созданий Гермес был наиближайшим к Богу и был известен как Посланец Богов.