Никто не расскажет про московское метро больше и откровеннее, чем тот, кто водит поезда. Герой этой документальной книги перевез миллионы людей. Доставал «тела» из-под вагонов. Вышел из множества нештатных ситуаций. Его наказывали за то, что он желал пассажирам счастливого пути.
Он знает все проблемы, что ждут вас под землей, и объяснит, как их избежать. Он ярко и подробно опишет повседневную жизнь машиниста подземки. Вы узнаете о метро такие вещи, о которых и не подозревали.
Взамен он попросит об одной услуге. Спускаясь под землю, оставайтесь людьми. Можете сейчас не верить, но именно от вашей человечности зависит то, с какой скоростью идут поезда метро.
Прочтете – поверите.
Мнение читателя:
Jen Welsh:
Прочитала, когда вернулась из Питера в свой Город_Без_Метро. С жутким самодовольством поняла, что вела себя как добропорядочный гражданин
Это просто жизненная книга, написанная с лёгким налётом романтики и с таким же лёгким привкусом горечи (или печали). Дразнит и манит ещё больше погрузиться в таинственный мир подземки и жизнь её профессиональных обитателей. Ну, или просто соблюдать правила и от души улыбнуться машинисту во въезжающем на станцию поезде =)
_____________________
Йа. (318 книжных страниц)
«Тяжела и неказиста жизнь простого машиниста» - именно эти строки так часто цитируют авторы на всем протяжении книги. Еще на середине чтения книги, поняла для себя, что, как и в случае с Космонавтикой, я больше не хочу работать в метро =)
До просмотра фильма «Гравитация» сильно пленил космос и тамошние открытия (это все хорошо выглядит в фантастических блокбастерах, а в реальности тамошнее пребывание таит в себе множество опасностей), до прочтения сегодняшней книги сильно было интересно Метро… Теперь, кажется, я знаю о нем достаточно, чтобы не стремиться туда устраиваться на работу =) Когда-то хотелось.
Книжку обнаружила у папки на полке, оказалось, что он взял ее в библиотеке по наставлению друга, но дальше 15-18 страниц не продвинулся. Так и сказал: «Мне не понравилось, но тебе, скорее всего, будет интересно». Так и вышло, я с удовольствием читала книгу, управилась с ней за несколько дней.
Мне кажется, на мнение отца повлиял стиль авторов, которые решили сделать книгу в виде некоего Дневника с различными записями-историями, либо лично пережитых, либо где-то подслушанных.
Мне, наоборот, понравился такой подход к повествованию – есть как бы отдельные Главы с жизнеописаниями каких-то конкретных моментов главного героя Метроэльфа, а есть еще отдельные мини-истории (на схожие темы, что только что описывались в главе или совсем иные), которые перебивают главы, и дают передышку.
А еще само повествование не сильно художественное было, а именно что похоже на наше здешнее, дневниковское (можно было узреть слэнг, специфические выражения в кавычках, много технических терминов и т.п.), будто сборник сообщений из чьего-то Дневника читала, только распечатанного на бумаге. Как признавались Авторы – отчасти, это так и было.
Идея напечатать книгу пошла именно после того, как один из Авторов зарегистрировался на одном из дневниковых ресурсов и там стал рассказывать про свои машинистские будни. Собственно, Метроэльф – это и есть тот самый никнейм, которым пользовался Макс =)
Немного про название книги. По идее, данное произведение можно было смело назвать «Осторожно, двери закрываются» - именно эти слова мы так часто слышим, когда ездим в поездах. С другой стороны, «Не прислоняться» - тоже неплохо звучит, особенно, учитывая содержание книги – будто прочитала сборник правил про то, как НЕ нужно вести себя в метро.
Действительно, узнала много подробностей о подземной жизни, о всех тамошних сложностях и т.п., о чем вовсе никогда не задумывалась.
Сейчас хочу тупо перечислить те самые знания, которые почерпнула из данного произведения. Первое – себе на память. Второе - не думаю, что сейчас все рванут покупать (или искать на полках библиотек) эту книгу, а ознакомиться с некоторыми деталями подземной жизни, думаю, многим будет интересно.
В отличие от книги, у меня все будет вразброс, ну и ладно =) В описании книги сказано, что «от вашей человечности зависит то, с какой скоростью идут поезда метро» - это, действительно, так!
1. Сначала про эскалаторы. Книга была опубликована в 2011-ом году, так что, не думаю, что с тех пор что-то сильно поменялось в метрополитене. А в книге рассказывают истории, когда при съезде вниз, в «гребенку» попадали болтающиеся шнурки и т.п., и если вовремя не вытащить ногу из ботинка, мало не покажется… Чего уж говорить о том, что будет с вашей «пятой точкой», если вы вовремя не подниметесь со ступеней – вы истечете кровью, вам просто не успеют помочь. Мало ли оступитесь при вставании или еще что… Вывод – не садитесь на ступени эскалатора!!
2. Поезда в метро следуют по четко определенному графику интервалов. Для каждой станции время остановок свое, в часы пик это время немного увеличивается. Но еще больше оно увеличивается (и уже начинается Отставание!) из-за пассажиров!
Помните, машинист имеет полное право закрыть двери после прозвучавшей фразы «Осторожно, двери закрываются» - для того она и звучит, чтобы НЕ пытаться пробраться в вагон. Всегда будет следующий поезд!! А если вы Уже опаздываете, поблагодарите за это кого-то, кто однажды на какой-то станции придержал двери (либо сам для себя, либо для кого-то).
Хорошие манеры важны, но не тогда, когда вы держите двери поезда и тем самым мешаете отправлению. Помните, из-за одного такого человека, наступает Отставание по графику и начинают Опаздывать ВСЕ поезда на линии, что идут следом!!!
3. То же самое касается моментов с киданием впереди себя сумок и т.п. в закрывающиеся двери. Иногда случается, что сумка уезжает, а у вас остаются только ручки от нее =))
4. Когда заходите в вагон метро (особенно в час пик), всегда снимайте рюкзаки. Машинист будет «переигрывать» дверями до тех пор, пока они не закроются. И его не волнует, что находится в вашем рюкзаке – дорогостоящий фарфор или нечто другое.
5. Если едете с коляской (даже в одиночестве), неудобно и трудно, но берите ребенка на руки, потому что закрывающимся в 3,5 атмосферы дверям – все равно, есть в коляске ребенок или нет.
6. Когда прочитали газету, либо выкиньте ее в мусорку, либо заберите с собой. Не нужно оставлять ее «почитать другому», как советуют некоторые издания. Из-за таких газет, летающих по платформе, случаются ситуации, когда тормозится вся Линия. Залетевшая в тоннель газета, случайно может задеть специальный датчик, свидетельствующий о несвоевременном проникновении кого-либо на пути. Тут же диспетчер тормозит поезда, вызывается машинист-инструктор или кто-то из Главных, проверяют то место, где сработал сигнал. Если все нормально, то спустя 15-20 минут, возможно, вы поедете дальше.
7. Перед каждой сменой машинисты проходят медицинское обследование (измерение температуры тела, давления и т.п.), но это не гарантирует того, что работник не может умереть прямо на рабочем месте. Да, я сейчас именно про машинистов. Бывали случаи, когда сердце прихватило или еще что, и машинист умирал прямо у руля, вернее, у консоли. Фишка в том, что даже в таком случае, с пассажирами все будет хорошо и не все поймут, что произошло.
В этом плане, наш метрополитен (по крайней мере, московский) хорош – все механическое, а не электронное. Безусловно, если отключить все питание (и резервное тоже), то подземка вся встанет, но… Если с электричеством все нормуль, то пробраться в электронку и как-то навредить там дабы спровоцировать подземный коллапс и т.п. – не получится. Все работает на механике =)
В тоннелях существуют специальные АРС (автоматические регуляторы скорости), которые, собственно, автоматически включаются, когда с поездом что-то не так. Проскочил на запрещающий сигнал, неисправность тормозов и т.п. Максимум, что может произойти, так совпадет, что и с поездом что-то не ладное и АРС поврежден на этом участке был… Итого – самое большее вы проедете 1 станцию. Там уже подключится диспетчер и наведет панику по всем фронтам =) Причем, торможение АРС будет чуть сильнее обычного, так что пассажирам ничего не угрожает. А еще, именно из-за АРС один поезд не сможет догнать другой, впереди идущий =)
8. Не ходите у запрещающей черты платформы! Были зафиксированы случаи, когда поезд, приезжающий на станцию, зеркалом (совсем каплю выступающим за его габариты) задевал очень близко стоящего человека – результат был плачевный.
Учтите, что вы можете и не находиться за этой линией, но вас могут случайно толкнуть в момент движения поезда, у вас может закружиться голова и т.п. – лучше стоять дальше. Особенно это касается любопытных детей – только за руку и до появления поезда.
9. Не бросайте мусор вниз!! Уберите фантик от конфеты в сумку, проглотите слюну и т.п. Представьте, что к вам домой пришли и стали плеваться и мусорить… Наверное, не понравилось бы, да? Работникам метро такое тоже не нравится.
Как рассказывали уборщики метрополитена – если на станциях и в вагонах не убирать неделю, то в понедельник утром вы просто не сможете под землей нормально передвигаться – по колено будете в мусоре!! Бутылки, коробки, фантики, бумажки, чья-то блевотина, кровь и т.п. – все будет у вас в ногах, по колено!! Хватит мусорить, друзья…
10. Никогда не шутите с машинистами! Случай.
Парень решил подшутить над девушкой, типа толкает ее с платформы. У машиниста в это время паника, ладони все мокрые, экстренные тормоза… Когда машинист понимает, что это была шутка, решает проучить пацана.
Останавливает поезд рядом с ними, открывает дверь и говорит: «Ну, давай»
Парень: «Чего давай?»
Машинист: «Ну, кидай ее уже вниз…»
Девушка побледнела. Парень: «Дык, это просто шутка была»
Машинист: «Тут что детский сад?! Я же целый поезд остановил для этого!»
Подходит мент, спрашивает: «В чем дело?».
Машинист: «Тут пацан решил девушку под колеса скинуть»
Теперь уже парень побледнел, пытается что-то мямлить.
Мент решил подыграть машинисту: «Сейчас разберемся. Пройдемте…»
Пацана быстро отпустили, конечно же, а могли и в отделение забрать и даже еще дальше.
И поди ж ты, докажи, что не хотел ее скинуть – камеры-то все видели!!
11. Про самоубийства и т.п. Когда случается попадание человека под колеса (фарш, чистый фарш), машинисту выдается 3 выходных дня. Может показаться, что так бы машинисты всех и давили, раз в несколько смен, дабы отдохнуть нормально, ан нет. Все ж таки стресс велик. Иногда и 3-х дней не хватает, чтобы прийти в себя.
Так вот, про случаи. Однажды некий индивидуум человеческий решил покончить с собой, прыгнув от стен платформы вперед, перед тормозящим составом. Каким-то невообразимым образом, получилось так, что он четко втемяшился в окно к машинисту =))) Я представляю реакцию машиниста: едет себе спокойно, все как обычно, и внезапно, лобовое стекло вдребезги и к нему в кабину влетает мужик =)))
Другой случай. Мужик прыгает на рельсы, машинист успевает затормозить. Менты выводят бедолагу с рельсов, проводят воспитательную беседу и отпускают. Как потом стало известно, мужик то ли проехал несколько станций, то ли зашел в метро на другой станции, как результат – ему таки удалось завершить задуманное и никакие беседы не помогли.
12. Та самая выемка между рельсами, которую можно видеть с платформы – это не «специально для несчастных случаев», а желоб для стока воды =) И когда в нем вода – это не «А-а-а! В метрополитене тоннель протек, сейчас все уйдем под воду!», а вполне нормальное и нужное явление.
13. Но если вам не повезло оказаться в этом желобе, следует поступать следующим образом. Никуда не нужно бежать, пытаться прижаться к стене и т.п. Тем более не следует пытаться подняться на платформу с помощью удобного «уступа» под ней. Это «контактный рельс» под пластиковой оберткой, которая под вашим весом может легко сломаться. В подобных случаях, у машиниста есть специальная инструкция, как поступать, он должен сей рельс закоротить. Если вы встанете туда, «закорачивать», возможно, уже ничего не потребуется… Лучше всего будет или дождаться рекомендаций дежурной по станции или, если поезд близко, то…
Лечь по направлению к поезду (дабы нагоняющийся ветер не задирал вам куртку), и руки НЕ над головой сложить, а высунуть вперед, дабы сделаться как можно плоским!! Если вы толстый, то… Ну, в любом случае можно попытаться, правда? =)))
Если машинист успел остановить поезд, и вы оказались под вагоном… Ничего не делайте, оставайтесь в таком же положении, все сделают за вас… Отдыхайте =)
Случай. Экстренное торможение, так как впереди пьяный мужик свалился с платформы. Поезд остановился, но над мужиком. Машинистские мольбы к небу, чтобы только не раздавил! Тут же вспышки камер и т.п. – бесплатное шоу, а если еще и с кровищей – лайков-то сколько набрать можно!
Машинист выходит, коротит рельс, идут с ментом или кем-то еще к мужику. Крови, вроде, нигде нет. Присматриваются, вроде тело дышит, но не отзывается. Еще раз зовут, прислушиваются… А оно храпит! =))) То да се, мужик уснул уже =) Выволакивают его с трудом на платформу, оформляют все, как надо… А он потом еще и жалобу накатал, что якобы машинист с ментом у него бабки сперли… Хорошая такая благодарность.
14. Любите ли вы бомжей? Так называлась одна из глав. В ней речь велась именно о данных типчиках, которые любят греться в метро. Для меня оказалось открытием то, что если такой представитель (не мытый, вонючий, с перегаром и т.п.) едет в вагоне, у пассажиров есть полное право связаться с машинистом, дабы тот вызвал полицию и такого представителя сняли с поезда. С одной стороны, жалко таких людей… Если он здесь, значит, ему тоже куда-то надо, но… Оказывается, в инструкциях у машинистов есть и такой пункт.
И если мы, как пассажиры, ничего не будем делать с этим, значит, такие личности (разной вонючести и мытости) будут продолжать вместе с нами ездить. И попрошайки (с различным кол-вом конечностей) с музыкантами тоже будут тут же ездить (они все кормят «крышу» сверху!!), хотя их так же обязаны менты на станциях снимать!! Как поговаривают машинисты: «Значит, им просто нравится все это» (им – это пассажирам, конечно же).
15. Ахах, следующая история за этой главой забавная =) Ну, как бы смысл сводится к тому, что мы, как частицы общества очень пассивны и что бы ни происходило, никто особо не хочет связываться с этим.
История. Дали машинисту поезд с парой вагонов только с завода, а у них на скоростях какие-то штуки обгорают, и пахнуть сильно начинают. Нужно время, чтобы притерлись детали, и стало норм.
Так вот, несколько станций катается машинист спокойно с такими вагонами, в какой-то момент, ему через диспетчера поступает сообщение, мол, дежурная на станции отметила сильную вонь за его составом. Окей, на следующей станции останавливает поезд, идет посмотреть в те вагоны, как там дела. Заходит внутрь и, действительно, воняет так, что аж до рези в глазах… «А они ничего, сидят…» - это про пассажиров, конечно =))) Никто даже не пошевельнулся, чтобы как-то сказать об этом машинисту =)))
16. Еще много книжного пространства было уделено личностям, которые любят «уходить под оборот». Не совсем представляла по здешним описаниям, как именно это происходит в Москве. Казалось, что может быть немного похоже на наше «Купчино» или другие конечные станции. Мол, когда пассажир видит, как поезд уходит в депо, специально запрыгивает в такой, чтобы потом точно ехать сидя.
А, хрен там! Есть вероятность, что из-за какой-то неисправности или еще чего (смена закончилась, да мало ли причин!), поезд тут же отправят на стоянку и фиг вам, а не сидячая поездка на работу! Бывали случаи, когда до 40 человек так запрыгивали на конечной, и попадали в депо на несколько часов. Требовали справки потом о том, из-за чего они опоздали на рабочие места, а фиг вам снова – сами виноваты! Метрополитен никаких справок не выдает =)
17. Машинистам мы представляемся серой массой, в основном, и смотрят они на нас, будто из зазеркалья, через зеркала на платформе. Так что, в часы пик отходите дальше от дверей поезда, а то не видно, не попал ли кто в двери, может, у кого куртку или еще что прищемило, а из-за скопления народа, в зеркале не видно ничего.
18. Про бомбоубежища. На самом деле, при каких-либо масштабных наземных действиях, особенно не рассчитывайте на метрополитен. Может, там и есть специальные помещения для укрытия нескольких тысяч человек и даже пропитание и вода для всех них найдется, но... Это все только на 2-3 дня, не больше. И то, если не сильно шандарахнуло, а то может и затопить (тоннели разрушатся, многие из них вырыты среди грунтовых вод и под реками-каналами).
Вообще, бОльшая вероятность выжить при авианалетах, и если снаряды будут разрываться где-то наверху, не долетая до земли. А, вот, если будут бить четко по земле в зоне метрополитена (с этими убежищами), то стены нафиг раскрошатся и вас там просто похоронит заживо. Печально, но факт - метро, как укрытие на долгий срок не сильно подходит.
В общем, прочитав данную книгу, думаю, я стала разбираться в работе метрополитена много лучше и, вообще, стала смотреть на всю эту работу с другого ракурса… О некоторых вещах вовсе не задумывалась! Оказывается, не все поезда ночуют в депо, некоторые прямо в тоннелях (причем, их там несколько составов может скапливаться), а еще есть резервные составы, и распределяет, кто куда и когда поедет диспетчер - многое зависит и от его умения "двигать поезда". Но все это дело контролируется беспощадно - без отчетов почти никто не приступает к работе и не уходит с нее (правду говорят "без бумажки - ты какашка"). Самое забавное, машинисты (чаще всего) тоже проходят через турникеты на тех же станциях, когда едут на работу =) И если они забудут специальные пропуски, будут платить за проезд, ага =))
Кажется, еще много-много раз буду вспоминать в разговорах о данной книге и здешних правилах поведения. Да, отличительная черта этого произведения – все написано так, что материал предстает не как сборник правил поведения, а его интересно читать и все понятно!
Ничуть не жалею, что ознакомилась с данным творением. Пусть отдавало легким документальным чтивом с вкраплениями саможалости (какие мы хорошие дядьки-машинисты, а нас никто не любит), но мне было интересно узнать некоторые вещи технического и другого плана.
Метрополитен – просто отдельный мир!! К сожалению, очень часто во всем винят, почему-то, действительно, машинистов поездов (пассажиры ли, начальство ли), в то время как от них требуется лишь водить поезда по правилам и соблюдать четкие инструкции… Которые иногда противоречат друг другу, ага =) Ну, в нашей стране всегда так, это неудивительно =)
Так вот, на будущее, если что-то не нравится, сначала разберитесь что именно, от чего идет недовольство, а потом уже крапайте жалобу. То, что вы каждое утро опаздываете на работу на 5 минут «из-за машиниста» - брехня =) Начните с себя =)
Итого – 9 из 10 – (снизила оценку за последние главы, где продолжалось нытье про то «какие мы несчастные») – в любом случае, я пока не встречала более понятной и интересной книги «про жизнь метрополитена». Я вообще не думаю, что подобных книг огромное множество, тем более, здесь все было преподнесено не, как в техническом ВУЗе, а в более художественном виде - за что авторы и получают такую оценку.
П.С.: и да, я теперь тоже стараюсь улыбаться машинистам, если сажусь в головной вагон =)) Они, зачастую, хмурные все сидят, но это работа обязывает… Если будет прыгать с улыбкой по кабине, наверное, тоже не комильфо будет =)