Не рискнула читать сей материал в оригинале, хотя очень хотелось. Совершенно случайно увидела в группе на Вконтактике перевод этой замечательной книги! Как раз, в начале декабря был закончен перевод последних глав, так что, смело можно было приниматься за чтение.
672 странички на смартфоне в (моем) стандартном режиме.
Однажды, увидела в новостях группы по Стар Треку сообщение о добавлении перевода новой главы, решила ознакомиться с содержанием данного текста. Это оказался рассказ о съемках ТОС!! Аж зачиталась тем немногим, что было предложено в тот раз, почти было кинулась читать книгу с самого начала, но решила немного переждать, дабы умные люди допереводили и довыкладывали весь материал, чтобы после можно было вдосталь им насладиться. Собственно, это и произошло в начале декабря, тогда же я и начала читать "Как создавался "Star Trek" в конце 60-х.
Книга ушла за несколько дней! Пусть я, иной раз, путалась в участниках событий (ху из ху, кто кому и кем приходится, у кого с кем какие связи были и т.п.), но, в целом, материал меня просто покорил... Создавать сериал - ОЧЕНЬ непростое дело!!! А создавать сериал с уклоном в научную фантастику в 60-е, когда почти нет денег ни на что - просто безумие! Но ОНИ это сделали!
Авторы: Герберт Солоу и Роберт (Боб) Джастман – продюсеры сериала.
Меня ошарашил тот факт, что, оказывается, в ТО время, когда, казалось бы, у всех на слуху были начинающиеся полеты в Космос и т.п., совершенно не пользовались популярностью у народа США такие вот сюжеты, какие предлагал сериал "Звездный путь".
Посовещавшись с умным папкой, пришли к выводу, что это могло быть из-за воспитанного в американцах чувства патриотизма. На слуху полеты в Космос были в СССР, Америка же, как выяснилось, предпочитала не сильно афишировать чужие успехи. Лишь в 70-х, после первого полета на Луну американцев, США прогремели на весь мир - соответственно, тогда же и стали актуальны фильмы «Стар Трек» (стали их делать) - все сходится!!
Но мы пока что в 60-х, когда Идея сериала созрела, но не сильно кого-либо вдохновляла. Из этого и делали выводы (еще на первых порах) руководители на телеканале NBC: "Сериал не будет успешным. Он не окупит вложенных в него средств" - я своими словами, конечно, но примерно это подразумевалось на всех первых страницах книги.
Хотя, нет, на самых первых страничках описываются весьма мирные вещи, порой, даже смешные =) Вернее как... "Было бы смешно, если бы не было так грустно..." Авторы книги (продюсеры сериала), иной раз, оказывались в настолько удручающем положении, что без должного чувства юмора работать в таких ситуациях было просто невозможно. Или же, просто, со временем, те моменты уже кажутся больше забавными, поэтому их хочется рассказывать друзьям-коллегам именно, как шутки... В реальности же, все описываемые дальше моменты были серьезнее некуда!
Самое первое, с чем столкнулись продюсеры будущего сериала (еще на съемках "пилота" "The Cage", после того, как Студия Desilu и NBC дали "добро") - съемочная площадка в одном из павильонов... Каждый раз, как пытались снимать сцены разговоров между героями, слышали... голубей, что поселились здесь под крышей уже много лет назад =)) Стали их выманивать оттуда.
Спустя несколько дней, при съемках подобных сцен (с разговорами) стало слышно, как вода журчит по трубам (в соседнем туалете спускали воду =)) Запретили пользоваться туалетом во время съемок (когда сцены снимали), но некоторые все равно умели пробиться туда (организьму не прикажешь). Затем, появились осы, стали уже их выкуривать оттуда... В общем, что ни день, то веселуха =))
С трудом отсняли "пилот" с героем Кристофером Пайком (якобы первым капитаном "Энтерпрайз" в исполнении Джеффри Хантера). Пусть, многим на Студии все понравилось, NBC, все же, решили повременить с показом сего материала. В итоге, было решено снять еще один "пилот". Собственно, уже с Шатнером и другой командой "Энтерпрайз". С трудом, канал утвердил получившийся материал и дал добро на съемки сериала.
Денег на съемки студия выделила впритык. Каким-то образом нужно было их распределить на: зарплату актерам, зарплату сценаристам и т.п., кто работает над организацией всего процесса (сами продюсеры), пошив костюмов (собственно, разработчикам этих самых костюмов, чтобы их придумали и сшили), работу гримеров (разработать прически будущего), питание на съемочной площадке, доставка того или иного оборудования (плюс тех же актеров и т.п.) на площадку и многое-многое другое...
Самым же главным в тратах были инопланетные декорации! Было забавно читать об этом, но в реальности, не думаю, что авторам сей книги было так уж приятно все это проделывать. Доходило до смешного... Из-за недостатка финансирования, декорации приходилось мастерить из подручных материалов, то бишь... Авторы шарились по студийным помойкам в поисках пенопласта и т.п., дабы покрасить его и сварганить какие-либо стены в зданиях, коридорах "Энтерпрайз" и т.п. Так что, сталактитовые пещеры в одной из серий, на самом деле, можно было пробить рукой =))
Уши Спока. Оказывается, из-за несовершенства тогдашних материалов, эти самые накладные уши приходилось каждый день делать новые. Тоже не большое удовольствие, тратиться еще и на них.
После съемок полагалось костюмы (форму) актеров стирать. А после каждой стирки, костюмы сильно садились, приходилось учитывать траты на них тоже.
Понравился момент, который описывали в книге. Для фазеров и др. специального оборудования экипажа "Энтерпрайз", были придуманы такие же специальные крепежи, представляющие собой ремень с "липучкой". Такие же "липучки" были с обратной стороны всех фазеров и т.п. инструментов. Ахах, вся съемочная бригада каждый раз прекращала свою работу и поворачивалась в сторону актеров, когда кто-то из них "доставал" фазер или что-то иное. Звук был такой, будто у актеров штаны рвутся =)))
Но это все хихоньки-хахоньки, в действительности, все было куда мрачнее. Почти повсеместно на пути у "Звездного пути" (простите за тавтологию) возникали какие-либо преграды.
Сценарии писались через пень колоду, продюсеры почти все время находились в поисках новых сценаристов, которые могут что-либо написать умное и красивое. Почти постоянно сценарии серий опаздывали по срокам, иной раз, прямо на площадке некоторые сцены переписывались.
Джин Родденбери (автор Идеи) всегда прикладывался к этим творениям, постоянно что-то редактировал, дабы его вкусу соответствовало, в итоге, многие сценаристы обижались, что их работы переписанными оказывались и отказывались работать дальше.
А еще после съемок надо было как-то отредактировать все это, распределить, какой эпизод показывать сейчас, а что можно оставить на "потом", "на крайний случай". Сами сцены монтировались только так! Иногда случалось, что некоторые куски сегодня отснятого материала (иногда специально снимали "про запас") показывались (использовались) в эпизоде, который был выпущен спустя 3-4 недели и т.д.
Ко всему прочему, NBC не считало, что у сериала есть будущее, поэтому и время для показов выделяло не самое хорошее. Вечер понедельника. Как впоследствии оказалось, это еще было нормальное время! Но, как бы там ни было, особых рейтинговых взлетов у сериала замечено не было. Но Идей-то в головах Родденбери и других хватало.
Авторы книги (продюсеры сериала) чувствовали, что еще рано списывать "Стар Трек". Посему была организована первая кампания "по спасению Стар Трека". Как потом выяснилось, сам Родденбери являлся ее инициатором =)) Внедрил в сознание той малой массы (что стала фанатской аудиторией) идею, что "Стар Трек" хотят закрыть, его нужно спасать!" Дело сделано, сериал таки продлили. Но на каких условиях!
Время для второго сезона сместилось на вечер пятницы (если память моя мне не изменяет), когда мало кто сидит дома перед телевизором. А еще эти сценарии, которые не пишутся, отставание по срокам! Постоянные споры с телеканалом о получившемся материале. Авторы книги однажды рискнули и пошли ва-банк =) Сняли материала с запасом, показали получившееся руководству студии и телеканала, те забраковали чрезмерно откровенную сцену (по их мнению), зато согласились оставить другую сцену, так и быть, пришли к компромиссу. На самом деле, авторами книги специально была не вырезана та сцена с обнаженкой (девушка со спины у водопада), дабы руководство утвердило ту самую, другую противоречивую, но по мнению авторов, важную сцену =)) На это и был расчет изначально. Вот такие хитрые продюсеры у Стар Трека были в то время =))
Но, как бы там ни было... Такие маленькие смелые ходы не сильно помогали остальному съемочному процессу. Съемки и редактирование материала, иной раз, были почти впритык к выходу серий.
Однажды даже пришлось звонить на канал и признаваться в этом. Благо был период рождественских каникул, так 3 недели выходили 3 уже давно снятых и когда-то уже показанных эпизода. Времени не хватало катастрофически!
А еще однажды студии пришло в голову, таки показать "Клетку" (The Cage) - самый первый пилот. И тем самым выиграть немного времени на написание нового сценария для съемок нового эпизода. Представили все так, будто команда "Энтерпрайз" берется за "дело Кристофера Пайка" - требовалось совсем немного доработать материал с Шатнером и другими актерами и в путь! Получилось по времени 2 полноценных эпизода! А это 2 недели времени!!
Между тем, страсти на съемочной площадке разгорались только так! Я знала, что у Родденберри была связь с актрисой Majel Barrett (медсестра Кристин Чэпел в «ЗП», кто впоследствии стала его женой), но оказывается наш Идейный вдохновитель был тот еще ловелас! Будучи женатым на девушке-женщине Эйлин... Сам лично желал присутствовать на кастинге актеров и, особенно, актрис. Сам лично проверял готовность одежд для девушек (костюмы которых, зачастую, были весьма открытыми и прозрачными), а потом еще и с актрисой Нишелль Николс какие-то связи имел. Вроде как, она сама не отрицает, поэтому... Ну, было весьма занятно читать об этом =))
Одновременно со всем этим уже давно присутствовала Маджел, посему... Неудивительно, что однажды он полностью ушел к ней. Хотя, как поговаривают Авторы книги, даже будучи с ней, все равно, периодически "ходил налево". Всегда завидовала таким парам... Когда все и всё друг про друга знают, и спокойно всё воспринимают. Авторы книги писали, что, мол, Маджел была несчастна с ним, обижалась часто и т.п. А мне кажется, она прекрасно все осознавала, и если бы ее что-то не устраивало, она бы просто не была с Джином. Хотя, тогда были странные времена... Как бы там ни было, истина нам не подвластна.
А еще страсти кипели между Биллом Шатнером (Кирк) и Леонардом Нимоем (Спок). Леонарду все казалось, что его герой не до конца прописан, просил сделать реплик ему больше, каких-то действий и т.п. Когда это сделали, он стал получать в несколько раз больше мешков с письмами, чем Шатнер, отчего уже тому стало казаться, что он на втором месте…
В какой-то момент, ребята просят Джина сказать, кто же, все-таки, самый Главный герой?? Джин, как ни пытался уйти от ответа, вынужден был признаться… Самым главным героем был капитан Джеймс Кирк. При этом, количество писем к Нимою не уменьшалось =) Но, вроде как, в конце концов, актеры перестали враждовать, все стало хорошо =)
Перед тем, как начать писать сценарии для Третьего сезона, Джином снова была организована «вторая кампания по спасению Стар Трека», хотя тот в этом особо и не нуждался. В этот раз, NBC особенно не были против показа. Но, раз уж некто смог организовать пикеты, различные массовые демонстрации с плакатами и т.п. наклейками… 100% решили показывать Третий сезон, но с поправкой – он будет последним. К сожалению, сколько бы ни было демонстрантов у здания телеканала, это не окупало затрат на производство сериала.
Собственно, к тому времени стала тихонько распадаться верная команда продюсеров, которые как-то «держали» сериал на своем вдохновении. Ушел один, взяли другого, но тут уже Родденберри стал пасовать, все больше отлынивал от работы. Ко всему прочему, эта вечная нехватка умелых сценаристов, да еще и NBC передвинули время показа со вторника на… пятницу вечер! Снова пятница, только уже не 20:00, а 22:00!!
Они просто издеваются! Откуда взяться рейтингам?! Даже те, кто не уходили в вечер пятницы куда-то гулять… Тут авторы имели ввиду самую младшую их аудиторию - детей и подростков... Скорее всего, в новое время они уже будут спать… Это был полный провал… Третий сезон – точно будет последним, теперь все это прекрасно знали.
Собственно, так все и вышло. Не буду описывать, как именно это происходило. Почти так же, как и всегда, когда снимали последнюю сцену для первого или второго сезонов. Только в этот раз после такой сцены еще немного отметили «это дело».
Было очень интересно читать описания различных нестыковок, с коими сталкивались продюсеры и другие члены съемочной бригады в своей работе над этим Проектом. Так же было очень познавательно узнать о некоторых вещах, которые, оказывается, так сильно влияют на реализацию Идеи вообще (связи с различными телеканалами и студиями), на рейтинги Проекта в дальнейшем (время выхода в эфир, политическая и др. обстановки в мире, узнаваемость актера и т.п.). Тут уже без какого-либо ПиАра («черный», иной раз, тоже сойдет) просто не обойтись!
Благодаря этой книге, я, кажется, поняла, что значит быть Продюсером фильма или сериала… Это что-то, вроде, ПиАра, только много мощнее. Иной раз, кажется, что именно это мне и нужно, но… Это безумно тяжелое бремя! Безусловно интересное, динамичное, но… Если ты рассчитываешь пораньше слинять с работы, когда делаешь Проект, просто таки отсчитываешь часы до ухода… Или когда планируешь какие-либо свидания и т.п. мероприятия чаще, чем раз в неделю… Знай, у тебя ничего не получится.
Если ты не испытываешь к будущему Проекту ничего… У тебя ничего не выйдет. Ты должен Жить Этим, ты должен Дышать Этим всем 24 часа в сутки! И ни в коем случае, сколько бы преград на пути не возникло… НЕ опускать руки!!! И не бояться обратиться к кому-либо за помощью! Помощь может прийти с самой неожиданной стороны! =)
Итого – 9 из 10 – оценка не самая высокая из-за некоторых, на мой взгляд, ненужных деталей (описания жизнедеятельности некоторых со-товарищей, которые, иногда, меня путали). В целом же, книга – почти что описание всего того, КАК оно все было в конце 60-х на телевидении. КАК снимались (в каких условиях) сериалы.
Тогда все только зарождалось… Никто ничего толком не знал об этом жанре… Научная фантастика, исследование Космоса, планет и т.п. Одни ли мы во Вселенной? Какие они – те, кто обитают на других планетах? Сможем ли мы с ними установить контакт? Что будет дальше??
Мне очень понравились почти что последние строки из сегодняшней книги. Там Авторы пишут нескромно про себя… Потому что имеют полное право!
Боб Джастман: «Стар Трек» был также огромным приключением для Джина Родденберри, Герба Солоу и меня – трех исследователей, отправившихся в путешествие к неизведанному, в настоящее путешествие туда, куда ещё не ступала нога человека. Никто из работавших на телевидении никогда не пытался сделать что-либо столь же дерзкое, и вот появились мы, прокладывающие рискованный путь в неизвестное».
Герберт Солоу: «Мы тоже пионеры», - подумал я. – «Мы тоже сталкиваемся с неизвестными опасностями, но в то же время мы хотим с ними побороться. И тогда я понял: это не мы делаем то же самое, что делают Кирк и Спок… На самом деле это они делают то же самое, что и мы: рискуют, сталкиваясь c великим неизведанным, прокладывая дорогу в будущее…»
Получалось, что это не Кирк, Спок и другие исследовали Новые Миры… Это были Авторы сего Проекта – те, кто впервые ступали туда, куда не ступала нога человека…
Красиво-то как получилось! Потому что Правда! =) Это именно Авторы всего ЭТОГО придумывали («исследовали») новые планеты, тамошних обитателей, корабли, оружие, костюмы, прически будущего и многое-многое другое… И это именно ОНИ каким-то образом реализовывали свои Идеи (те самые мысле-образы) в то, что позже мы все смогли увидеть с названием «Star Trek». И это именно ОНИ не остановились тогда, на первых порах, а таки довели дело до конца… Именно благодаря ИМ, во что бы то ни стало добившихся своей цели Тогда… Мы сейчас можем наблюдать многочисленные продолжения отличного сериала и прекраснейшей ИДЕИ…
Студийная "Энтерпрайз" в доке - для полнометражных фильмов 70-х.
Герберт Солоу и Роберт (Боб) Джастман (продюсеры сериала) – преклоняюсь перед Вами! Даже, если не всё в книге истинная правда, кое-где приукрашено или напротив… Читалось все с огромным интересом =))
БРАВО!!!
П.С.: огромнейшее СПАСИБО
Victoria Sunshine из большой группы Mr. Spock на вКонтакте
https://vk.com/spockllap за качественный и грамотный перевод этой книги!!
П.П.С.: на самом деле, в книге (и на страничках вКонтакте с текстом) было прикреплено очень много документальных фотографий: наброски Родденберри по выбору имени главного героя, служебные записки Глав Проекта, план территории студий Desilu (коей владела бизнесвумен Люсиль Болл – она же Люси Рикардо в сериале «Я люблю Люси») и Paramount, граничащих с кладбищем (там была отдельная история про организацию парковки, местами забавная =))
А еще Paramount потом выкупила Desilu и ее проекты (сериалы «Звездный путь» и «Миссия невыполнима»), из-за чего, впоследствии, стала удачно штамповать фильмы по «ЗП» и иже с ними ответвления (когда народ в 70-80-х таки раскусил фишку), получать за них нехилые бабки, выпускать рекламную продукцию, от их продажи тоже получать проценты… И все это аж до сего дня =))