-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nelik68

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2012
Записей: 12474
Комментариев: 133
Написано: 12622


НОВОГОДНЯЯ СЕРИЯ - ДЕД МОРОЗ И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ... (ЧАСТЬ 1)

Суббота, 12 Января 2019 г. 14:56 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов НОВОГОДНЯЯ СЕРИЯ - ДЕД МОРОЗ И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ... (ЧАСТЬ 1)

Давно хотел собрать у себя в Дневнике коллег, родственников и братьев нашего Дедушки Мороза, да все не успевал вовремя начать работу над этой "энциклопедией". То смущал факт, что об этой теме много писали в интернете, то как-то неожиданно наступали предновогодние "горячие деньки". Но, лучше поздно, чем никогда! Поэтому решил все-таки начать серию постов под девизом - "Деды Морозы всех стран, объединяйтесь!".
Поскольку история с главным новогодним персонажем очень многогранна и даже запутана. Есть в ней преимущество празднования Рождества или Нового года, само празднование нового года не только с 31 декабря на 1 января, но и весной, языческие и религиозные корни праздника, "нововведения", связанные с новыми социальными формациями, национальные традиции и много еще чего. Систематизировать и научно обосновать существование всех братьев Деда Мороза - задача научных работников. Я хочу всего лишь познакомить вас с теми, кто приходит на новый год с подарками к ребятишкам всего мира. Итак, начнем!

1. Дзмер Папи (Dzmer Pap – Ձմեռ պապ) или Каханд Папи – Армения



Армянского Деда Мороза, имя которого переводится, как «Морозный дед», окружают сказочные существа: хлвлики — шумные и активные человечки, и аралезы — наполовину животные, наполовину люди.
Часто Новый год армяне называют Аманор. Слово это происходит от староармянского слова «ам», что значит «год» и «нор» - «новый». В разных областях Армении праздник назывался по-разному: Таремут – начало года, Тареглух – глава года, Каханд, что значит начало месяца.
Кстати, именно последнее название послужило вторым именем для армянского Деда Мороза – Каханд Папи. Часто Дзмер Папи ходит поздравлять детей с внучкой, которую зовут Дзюнанушик (Dzyunanushik) – дословно — снежная Ануш.




2. Дзед Мароз и Зюзя – Белорусия



По преданию белорусский дедушка живёт в лесу, его владения расположены на территории национального парка "Беловежская пуща". На входе гостей встречают два деревянных рыцаря — Дуб-Дубович и Вяз-Вязович. Недалеко установлена скульптурная группа из дерева по мотивам сказки "12 месяцев". Каждый месяц имеет изображение соответствующего ему знака гороскопа. По преданию, если дотронуться до своего месяца и загадать желание, то оно обязательно сбудется. У Дзеда Мароза есть помощница – Снягурка. В силу славянских корней белорусский персонаж похож на своего русского брата.





Еще у белорусов есть фольклорный зимний персонаж Зюзя, который тоже близок к русскому Деду Морозу. Зюзя тоже выглядит, как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.
В фольклорных сказаниях говорится, что деревья трещат во время сильных морозов потому, что Зюзя стучит по деревьям, оббивая лед с веток, чтобы деревья не замерзли. Люди для него за порог дома выставляют угощения и громко зовут, тогда Зюзя приходит и дарит детям подарки.



3. Товлис Бабуа (თოვლის ბაბუ) – Грузия



Грузинский Дед Мороз, как гласит легенда, родом из высокогорного села Ушгули, расположенного в горах Сванетии. Имя его переводится с грузинского, как «снежный дедушка». Правда, у грузинского дедушки Мороза двойное название. В восточной Грузии его называют "Товлис папа", а в западной Грузии "Товлис бабуа", хотя в столице страны такой разницы никто не делает, дедушку называют и так, и так.
Товлис Бабуа - седой старик с длинной бородой. Одет он в черную или белую чоху с белой буркой «набади»,
на голове у него сванская шапка или белая шапка из овчины – «папанаки». Иногда дед носит кинжал, но это не грозное оружие, а дань национальному костюму. Подарки детям Товлис Бабуа приносит в большом мешке «хуржини». Это очень красиво сотканный мешок с двойным вложением, "Хурджун — предмет быта, сотканный ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенный бубенчиками. Он состоит из двух частей (мешков). Хурджуны могут иметь разные размеры. В основном, они предназначены для переноски сельскохозяйственных продуктов и др. Грузинский Дед Мороз приносит обязательно в этом мешке для ребятишек чурчхелы, гозинаки, чири-сладости. Такие мешки перекидывали с двух сторон на осликах или лошадях.
Внучки у грузинского Деда Мороза нет.







4. Аяз-ата и Кыдыр-Ату - Казахстан



Главные герои новогоднего казахского праздника дедушка Аяз Ата со своей спутницей Снегурочкой, которую зовут Акшакар. Имя деда Аяз Ата – это дословный перевод имени Дед Мороз. Этот персонаж появился, как результат влияния западной культуры. Но у Аяз Ата есть и своя давняя история. Имя Аяз Ата можно встретить в поэзии ХIХ века. Впрочем, нужно отметить, что празднования Нового года в зимнее время у тюркских народов не было – они отмечают Наурыз. Еще главного новогоднего гостя иногда называют Кыдыр-Ату или Коркыт-ата, но историки и этнографы утверждают, что это совершенно разные персонажи и путать их с Аяз Ата не надо.



5. Мош Крэчун (Moş Crăciun) – Молдавия



Молдавский дед Мороз по заведенной давным-давно традиции тоже носит усы и бороду. Одет он в красный тулуп чуть ниже колен с соответствующим орнаментом стародавних времен, за плечами – мешок, который называется десага. И все это выполнено с национальными орнаментами. На голове у Мош Крэчуна одета овечья кушма, на ногах вместо валенок - постолы. У него, согласно национальной легенде, нет внучки Снегурочки, зато у него есть свита – Гугуца и Фулгуца – персонажи национальных сказок.
В свободное время Мош Кречун ведет хозяйство, разбирает почту, готовит подарки, а когда выдается свободная минута, дедушка любит разговаривать с птицами.



6. Чысхаан и Эхээ Дыыл - Якутия



Новый год в Якутии, вообще-то, отмечают летом, в день летнего солнцестояния с 21 на 22 июня. Это традиционный якутский праздник и называется он Ысыах. Но, поскольку по календарю новый год наступает 1 января, то якутский Дед Мороз приходит к детям дважды. А еще, самое интересное, что в Якутии два Деда Мороза: Чысхаан – всеобщий хранитель холода и Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года. Якутские Деды даже поделили между собой два полюса холода: Чысхаану достался Оймякон, а Эхээ Дьылу – Верхоянск.
У якутского деда есть огромный бык, который каждую осень выходит из океана и начинает отращивать рога. Рога вырастают огромные, поскольку, чем длиннее рог – тем крепче мороз. Поэтому рога есть и на головном уборе Чысхаана. Еще и поэтому якутский Дед Мороз гордо называет себя хозяином вечной мерзлоты.
Кстати, у Эхээ Дьылу есть большая дружная семья. Его жена Кыхын Хотун заведует зимним временем, три дочки - Саасчана, Сайыына и Кухуунэй делят между собой весенние, летние и осенние дела. Помогает якутским Дедам Морозам поздравлять всех с новым годом маленькая внучка Хаарчаана, которая является покровительницей снега и маленький внук Тыалчаан, которого все называют Новым годом.

7. Корбобо (Qorbobo) - Узбекистан



Новый Год в Узбекистане тоже встречают два раза в год – по европейскому стилю 1 января и по народным традициям – 21 марта. В преддверии новогодних праздников к детям приходит «снежный дед». Именно так переводится на русский язык имя, которое носит узбекский Дед Мороз – Корбобо. Вместо шубы на дедушке надет полосатый халат, а на голове – красная тюбетейка. Традиционно в дома городов и кишлаков Корбобо приезжает на ослике, навьюченном мешками с подарками. Правда, сегодня, на улицах современного Узбекистана редко можно увидеть снежного дедушку на ослике. Но существует поверье: если прокатиться на ослике Корбобо, то можно считать, что в новом году вы оседлали удачу. А помогает дедушке рожденная в СССР (раньше этого персонажа не было!) внучка – «тимуровка» по имени Коргыз, что означает по-узбекски – Снегурочка.





8. Кыш Бабай – Татарстан



Кыш Бабай — мифологический татарский персонаж — аналог Деда Мороза. Бабай с башкирского и татарского языка переводится, как «старик». Резиденция татарского Деда Мороза находится в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе Габдуллы Тукая. Он живет со своей внучкой Снегурочкой, которую зовут не менее «романтично» - Кар Кызы. А еще вместе с ними живут всем известные сказочные существа - Баба Яга (по-татарски – Убырлы-Корчаг) и Леший (Шурале).





9. Паккайне - Карелия



Карельский Дед Мороз самый молодой по сравнению со своими седыми родственниками – братьями. Родился Паккайне по преданию 1 декабря, поэтому к новому году еще не обзавелся бородой и сединой. По этому преданию его родители возвращались с ярмарки домой в Олонец, и прямо в дороге у них родился малыш. Несмотря на холода, он благополучно добрался до дома, поэтому и назвали мальчика Паккайне, что означает «морозец». Рос малыш не по дням, а по часам. Очень быстро он превратился в весёлого молодого парня, завидного жениха. Отец ссудил Паккайне деньгами для открытия собственного дела. Торговля пошла у молодца бойко: он скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою олонецкую лавку привозил заморские сладости и другие диковинные товары.
Молодой купец Паккайне много путешествовал. В каждом доме обязательно смотрелся он в зеркало, оставляя в нем свое отражение. Это отражение после отъезда Паккайне выбиралось из зеркала и к зиме возвращалось в Олонец. Для того чтобы определить истинного Паккайне, в городе устраивались всевозможные состязания. Настоящий Паккайне непременно в этих состязаниях участвовал, но 1 декабря неожиданно для всех превращался в младенца! И снова начинал расти, становился взрослым, а следующей зимой всё повторялось снова. Сейчас Паккайне живёт в просторном чуме, где встречает гостей, дарит детям новогодние подарки, а помогают ему в этом лесные тролли. А еще 1 декабря он непременно едет в роддом, чтобы одарить и поздравить первого мальчика, рожденного в этот день.



10. Ямал Ири (Yamal Iri) – Ямало-Ненецкий автономный округ



Дедушку Мороза с Ямала зовут Ямал Ири. Это волшебник, который помогает в достижении заветной мечты, помогает попавшим в беду, он против раздоров и ссор, он приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки. Этот сказочный персонаж возник на основе мифов коренных народов Севера о герое Терлее. Еще Ямал Ири называют Ямальским дедушкой Севера.
Ямал Ири пожилой седовласый человек, одевается он в национальную северную одежду — малицу и кисы, подпоясан специальным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта (но иногда подпоясывается широким кушаком). Длинные седые волосы собраны сзади в небольшую косичку, усы и бородка клинышком.
В гости Ямал Ири всегда приходит с посохом и бубном, с помощью которых проводит сказочные ритуалы и обряды. Звуки бубна, по мнению Ямал Ири, отгоняют злых духов от тех, к кому он приходит в гости. Путешествует ямальский Дед Мороз на оленьей упряжке — нартах. День рождения у него – 28 ноября.
Живет Ямал Ири в своей резиденции (бывших родовых угодьях князей Тайшиных) в посёлке Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.





P.S. Фотографии собраны с бескрайних просторов интернета.
Выражаю виртуальную благодарность фотографам, запечатлевшим образы Дедов Морозов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Рубрики:  Новый год

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку