-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nelik68

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2012
Записей: 12474
Комментариев: 133
Написано: 12622


Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Четверг, 02 Июня 2016 г. 10:54 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге создан для сохранения, изучения и популяризации культурного наследия России, а также для развития музейной инфраструктуры города. Основу собрания музея составляет крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, включающая в себя девять знаменитых императорских пасхальных яиц.

Они обладают огромной ценностью не только как предметы высочайшего ювелирного мастерства, но и как уникальные исторические артефакты. Также в собрании музея – коллекции произведений декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами во второй половине XIX – начале XX веков. Музей располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки – одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга.

 

19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.

Проект создания в России ряда музеев, посвященных творчеству великого ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктора Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» учрежден российским предпринимателем Виктором Вексельбергом в апреле 2004 года. Миссия фонда — возвращение в Россию культурных ценностей, вывезенных за пределы страны в ХХ веке.

В.Ф. Вексельберг, Е.Ю. Гагарина и патриарх Алексий II на открытии выставки «Фаберже: утраченный и обретенный», Москва, 2004
 

Учредитель и руководители фонда считают своей главной задачей сделать эти сокровища российской культуры, которые сегодня находятся в зарубежных собраниях, доступными для россиян, с тем чтобы подрастающее поколение наших сограждан могло узнать о том, что же стоит за словами о «великом культурном наследии России».

Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4000 единиц хранения и по своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и другим представителям монархических дворов Европы, без сомнения, является одним из лучших в мире.

В 2006 году фонд «Связь времен» приступил к реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца и приспособлению его к использованию в качестве музея. По сути, это была первая комплексная реставрация за всю 200-летнюю историю дворца.

Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов.

Наибольшую ценность в собрании представляют девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II.

Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Помимо произведений фирмы Фаберже, собрание включает в себя работы его современников, прославленных русских  ювелиров и мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и многих других.

Не имеющая себе равных коллекция произведений Карла Фаберже, собранная фондом «Связь времен», с самого начала вызывала огромный интерес экспертного сообщества и широкой аудитории. В период с 2004-го по 2012-й годы фонд организовал ряд выставок своего собрания в ведущих отечественных музеях и на престижных зарубежных площадках. Таким образом, по достоинству оценить шедевры Фаберже смогли сотни тысяч российских и зарубежных зрителей.

Ядром экспозиции являются произведения прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846–1920) – придворного ювелира русских царей, приобретенные Виктором Вексельбергом в начале 2004 года у наследников американского газетного магната Малкольма Форбса (1919–1990), на протяжении 30 лет увлеченно занимавшегося поиском и приобретением царских драгоценностей.

Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации.

Малкольм Форбс

Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния.

По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

Блюдо с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

Самым любимым поделочным камнем К. Фаберже был нефрит. Его богатые месторождения были открыты в середине XIX века в горах Восточного Саяна экспедицией Григория Пермикина. Из этого минерала густого шпинатного оттенка с включениями черного цвета («никотинами»), создающими особую игру теней, выточено роскошное блюдо – самое крупное из известных. Оно было подарено Николаем II и Александрой Федоровной на свадьбу одному из своих немецких родственников. Выполненные в стиле французского галантного XVIII века ручки блюда украшены покрытыми красной гильоше-эмалью медальонами с выложенными алмазами вензелями русской императорской четы.

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Мария Федоровна, овдовев, по-прежнему получала драгоценные яйца работы Фаберже, теперь уже от сына, продолжившего милую семейную традицию. Для придворного ювелира задача неимоверно усложнилась: отныне он должен был создавать по два совершенно непохожих, но одинаково роскошных яйца – для матери и супруги Николая II, между которыми, по словам современников, не было ни «настоящей близости», ни особого понимания. Столь разные по характеру и вкусам, императрицы наверняка невольно сравнивали пасхальные подарки от «дорогого Ники», за степень влияния на которого боролись с самого начал

Коронационное

Яйцо «Бутон розы» (1895) стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, врученным принявшей православие Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадской. Внучка английской королевы Виктории, она вышла замуж за русского императора в 1894 году, сразу после смерти его отца и траурных мероприятий. Многие расценили это как дурное предзнаменование. Но Николай II был счастлив: наконец он был рядом с милой Аликс, в которую был влюблен с юности.

Курочка

Изящное яйцо «Бутон розы» выполнено в неоклассическом вкусе или, как К.Фаберже указывал в счетах, в стиле Людовика XVI. Обращаясь к французскому искусству галантного века, мастера и художники фирмы интерпретировали его в рафинированной слегка суховатой манере конца ХIХ – начала ХХ столетия. Яйцо покрыто ярко-красной (земляничной) прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено символами любви и прочности брачных уз – алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота, перевязанными лентами.

Ландыши

Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, а под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрпризом является бутон чайной розы (считается, что именно такие цветы больше всего ценились в Гессен-Дармштадтском герцогстве) на коротком стебельке. Внутри бутона – миниатюрная императорская корона (настоящая корона увенчает голову Александры Федоровны год спустя), усыпанная бриллиантами, с двумя рубинами-кабошонами (со временем утраченная). Выполненная ведущим мастером фирмы Михаилом Перхиным роза была одним из первых сюрпризов Фаберже, снабженных механизмом: лепестки открываются при нажатии на маленькую кнопку на стебле.

Лавровое дерево

В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Карла Фаберже – императорские пасхальные яйца – свидетельства таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Эти драгоценные изделия с затейливыми сюрпризами особенно ценимы еще и потому, что запечатлели важные события в российской истории рубежа позапрошлого и прошлого веков: последнюю коронацию в Российской империи, пятнадцатилетие царствования Николая II, войну с Германией.

Памятные стаканы

Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании фонда находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты – герцогини Мальборо и золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы.

Посетители дворца смогут ознакомиться с самыми разными направлениями в творчестве великого ювелира – с его редкостными objets de fantaisie: драгоценными «Анютиными глазками» в вазочке из горного хрусталя, как будто наполненной водой, уникальной фигуркой танцующего мужика из разных цветных камней (в государственных музеях РФ всего шесть подобных поликаменных блокированных скульптур), а также ювелирными украшениями, аксессуарами, драгоценной галантереей, настольными часами и рамами, демонстрирующими широчайшую палитру гильоше-эмалей, серебряными изделиями в «оригинальном русском стиле».

Бонбоньерка «Медный всадник»

Бонбоньерка в стиле Людовика XVI с изображением на крышке памятника Петру I  принадлежала Александре Федоровне. Ее увенчанная короной монограмма выгравирована на хрустальном основании, боковые стенки которого украшены переплетающимися лавровыми гирляндами. Конная статуя Петра Великого работы Э.-М. Фальконе написана по розовому фону в технике camaieu mauve. Почти точно такая же коробочка, но с покрытыми эмалью, а не хрустальными, стенками и дном есть в коллекции королевы Елизаветы II.

Бонбоньерка в форме кресла

Фирма К. Фаберже занимала безусловное лидирующее положение, во всяком случае в России, по созданию objets de fantaisie (обже де фантазии). Одним из видов фантазийных предметов были миниатюрные предметы быта и мебель, которые могли выполнять роль бонбоньерок, таблетниц, туалетных коробочек. Бонбоньерка в виде миниатюрного золотого ампирного кресла относится к так называемой «мебели» Фаберже. Бонбоньерка была создана в мастерской Генрика Вигстрема в 1908-1917 годах в стиле Людовика XVI и покрыта красной и лимонно-зеленой эмалью. Если выдвинуть сидение слегка вперед и надавить на выступающий край, бонбоньерка откроется.

Икона «Господь Вседержитель»

Икона «Господь Вседержитель» – одна из самых древних в коллекции – создана ко второй половине XVI века. Спаситель показан оплечно, акцент сделан на лике, что делает икону более камерной, рассчитанной на индивидуальное моление. Подобные образы получили распространение в эпоху Ивана Грозного.

 

Икона «Избранные святые»

Тарабров Николай Филиппович – владелец мастерской в Москве по производству серебряных изделий в 1893 – 1917 гг.

Важное мемориальное значение имеет икона «Святые Мария Магдалина, Петр, Павел, Сергий Радонежский и Александр Невский»: ее поднесли в 1908 г. кузине Николая II, великой княжне Марии Павловне, когда она сочеталась браком со шведским принцем Вильгельмом. Святые соименны членам семьи Марии Павловны, а Мария Магдалина, показанная с сосудом мира, – ей самой. Брак оказался неудачным, и после 1917 года в эмиграции Марии Павловне пришлось перенести большие испытания, зарабатывая на жизнь в качестве вышивальщицы у Коко Шанель. Очевидно, при каких-то обстоятельствах ей пришлось расстаться с венчальной иконой, которая попала в частное собрание за рубежом. И живопись, и оклад фирмы Ивана Тараброва стилизованы с намеком на древнерусские формы, хотя фигуры объемны, а в декоре использован классический акант.

Медальон подвесной с портретом великой княгини Елизаветы Федоровны

Миниатюрный живописный портрет общепризнанной красавицы Елизаветы Федоровны (старшей сестры императрицы), написанный акварелью по слоновой кости, имеет оправу, изготовленную в 1901 году сотрудничавшей с Фаберже московской фирмой Ф. Лорие. Венчающая композицию римская цифра «Х», а также даты «1891» и «1901», помещенные по бокам от вензеля Елизаветы Федоровны на обороте медальона, отсылают к десятилетию назначения ее супруга – великого князя Сергея Александровича (приходившегося Николаю II дядей) – московским генерал-губернатором.

 

Для американской компании «Тиффани» фирмой Антипа Кузмичева был изготовлен прибор для пунша с как будто «льняными» полотенцами. Практически все предметы украшены выполненными в технике выемчатой эмали пословицами и поговорками: «Вино не пить, хозяина не любить», «вино веселит сердце человека», «вот беда, болит с похмелья голова», «загорелась душа до винного ковша». На венце большой братины, установленной в центре, нанесена надпись: «Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит».  Надпись есть даже на ковше-черпаке: «Наливай, брат, наливай, все до капли выпивай».

Настольные часы с глобусом

Настольные часы с нефритовым корпусом и покрытым эмалью по гильошированному фону циферблатом венчает глобус из горного хрусталя. На его поверхности выгравированы основные морские пути. Часовой механизм, соединенный с ось глобуса, приводит его в движение. Нанесенная на совпадающий с экватором золотой обруч шкала позволяет определить время в разных точках земного шара

Пятнацатилетие и Петушок

Множество произведений было собрано фондом «Связь времен» за последние десять лет. По словам председателя Попечительского совета Виктора Вексельберга, все эти годы его сотрудники занимались «поиском, приобретением и возвращением на родину исторически значимых российских произведений искусства, оказавшихся за рубежом».

Среди таких предметов – миниатюрная бонбоньерка в виде яйца, принадлежавшая греческому королю Георгу I, родному брату российской императрицы Марии Федоровны, редкостные изделия, выполненные для барона Леопольда де Ротшильда, и другие произведения, имеющие мемориальный характер, например, эмальированные золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского – брата царицы Марии Федоровны.

Помимо произведений фирмы К. Фаберже, приобретались изделия его современников – Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова, создавшего репрезентативный свадебный сервиз для великого князя Константина Николаевича, а также знаменитых серебряников О. Курлюкова, А. Кузьмичева, М. Семеновой, ювелиров семьи Болин, золотых дел мастеров Шпигеля, Кейбеля, Гана. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон, часть из которых принадлежала известным историческим лицам.

Коллекция церковной утвари и предметов личного благочестия занимает кабинет, именуемый Готическим залом Шуваловского дворца. Экспертам фонда удалось сформировать уникальное по размерам и качеству собрание произведений знаменитого российского «живописца по эмали» Федора Рюкерта, которое не имеет себе равных в России.

Ренессанс

Другие виды декоративно-прикладного искусства тоже достойно представлены в коллекции фонда «Связь времен», который вправе гордиться монументальными парными вазами-кратерами с «малахитовым» фоном, относящимися к лучшим произведениям Императорского фарфорового завода.

Вазы, на одной из которых изображены дворцовые гренадеры в Тронном зале Зимнего дворца, а на другой – гренадеры в Тронном зале дворца Тюильри, были подарены императором Николаем I чрезвычайному и полномочному послу Франции в России (1828–1830, 1833) Казимиру Луи Викторьену де Рошешуару, герцогу де Мортемар.

Чернильный прибор

Порткарандаш "Иван Калита"

Александр Мхайлович и Ксения Александровна

Табакерка "Венера и Амур"

Выставочный, Рыцарский и другие залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев: К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара. Шуваловский дворец снова наполнился художественными сокровищами, только отныне его двери будут открыты для жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Складень трехстворчатый «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой князь Владимир»

Складень с изображением иконы Божией Матери «Утоли моя печали», князем Владимиром и мученицей Варварой был поднесен московскому генерал-губернатору Владимиру Андреевичу Долгорукову от Александровской общины сестер милосердия во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», что объясняет выбор изображения в среднике. Князь Владимир – святой покровитель генерал-губернатора, к тому времени занимавшего этот пост уже 34 года; мученица Варвара тезоименита дочери Долгорукого. Подарок, очевидно, был сделан по поводу 60-летия со дня производства Владимира Андреевича Долгорукого в офицерский чин.

Одной из жемчужин в роскошном ожерелье петербургских дворцов является дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21. Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга определить не удается. Известно лишь, что он создан в стиле архитектора Д.Кваренги в конце XVIII века. Именно к этому периоду относится его первое изображение - гравюра Б. Патерсена "Набережная Фонтанки у Аничкова дворца", хранящаяся в государственном Эрмитаже.



http://fabergemuseum.ru/ru/collection/item/44

http://www.zapoved.net/index.php/Каталог/

http://peterburg2.ru/restplaces/8077.html

https://www.ridus.ru/news/118813.html

Серия сообщений "Великие россияне":
Часть 1 - Лиза=Доктор Милосердия
Часть 2 - Жизнь после славы
...
Часть 22 - "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве".
Часть 23 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 1.История.Пасхальные яйца.
Часть 24 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Серия сообщений "Музеи России":
Часть 1 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: шедевр барокко-Зимний дворец
Часть 2 - Русские исторические усадьбы:Дворянская усадьба графов Строгановых-Марьино
...
Часть 25 - " Ангел под самыми облаками город Петра осеняет крылами"- Петропавловская Крепость
Часть 26 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 2.Пасхальные яйца в различных коллекциях
Часть 27 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 - Коллекция императорского русского искусства Фаберже.
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО:Архитектурный ансамбль Кижского погоста.Часть 1.
...
Часть 6 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 1.История.Пасхальные яйца.
Часть 7 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 2.Пасхальные яйца в различных коллекциях
Часть 8 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Серия сообщений "Князи,графы,династии":
Часть 1 - Родовое проклятие князей Юсуповых
Часть 2 - Воронцова-Дашкова Александра Кирилловна
...
Часть 10 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 1.История.Пасхальные яйца.
Часть 11 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 2.Пасхальные яйца в различных коллекциях
Часть 12 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 3.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
Рубрики:  Фаберже

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку