-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nelik68

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2012
Записей: 12474
Комментариев: 133
Написано: 12622


Всемирное наследие ЮНЕСКО: Сокровища сакральной архитектуры Франции.Часть 3

Воскресенье, 07 Апреля 2013 г. 11:28 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Всемирное наследие ЮНЕСКО: Сокровища сакральной архитектуры Франции.Часть 3


Кафедральный собор Нотр-Дам, бывший монастырь Сен-Реми и дворец То в городе Реймс


Реймсский собор (фр. Notre-Dame de Reims) был построен в XIII в., то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове.


Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов.





V век: Первый собор, построенный святым епископом Никазием (Saint Nicaise) на месте галло-римских терм. Уже тогда он был посвящен Богоматери.
Около 498: Святой Ремигий крестил в Реймсском соборе Хлодвига I.

Людовик Благочестивый
816: Сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом, где он короновался в качестве императора.

Генрих I.
1027: Коронация Генриха I. Легенда о сосуде с миро (фр. Sainte Ampoule) и политическое могущество Реймского архиепископства стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских правителей.

1210: Пожар уничтожил старый собор.

1211, 6 мая: Архиепископ Реймса Обри де Умбер (фр. Aubry de Humbert) заложил здесь новый собор Божьей Матери, который существует и поныне.

В строительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора: с 1211: Жан д'Орбе (фр. Jean d'Orbais).
1231—1237: Жан-ле-Лу (что может быть переведено как Жан Волк) (фр. Jean-le-Loup).
1247—1255: Гоше Реймский (фр. Gaucher de Reims). между 1255 и 1285: Бернар Суассонский (фр. Bernard de Soissons).

XVI век — в Реймсский собор попадает славянское Реймсское евангелие, на котором, как на таинственной рукописи, присягают короли.
1825, 29 мая: Последняя коронация в Реймсе — Карл X.







Аббатство Святого Ремигия


Аббатство Святого Ремигия было основано во французском городе Реймс в VIII веке на месте захоронения почитаемого духовного покровителя франков Святого Ремигия. Дошедшие до наших дней здания аббатства датируются периодом XVII — XVIII веков. Имея в прошлом статус королевского аббатства, здесь хранилась Святая Стеклянница, использовавшаяся в Таинстве миропомазания королей Франции на церемонии их коронации. Именно эта политическая и духовная функция аббатства лежит в основе его широкой известности и его благосостояния в прошлые времена. В наши дни в стенах королевского аббатства открыт Музей Сен-Реми, представляющий историю Реймса, предметы, найденные в ходе региональных археологических раскопок, а также коллекцию предметов военной истории.

Уже к VII веку на этом месте была основана небольшая религиозная община, целью которой была забота о могиле Реймсского архиепископа Ремигия, скончавшегося в 533 году. Ремигий считается просветителем и духовным покровителем франков, а также епископом, обратившим короля франков Хлодвига в христианскую веру.

В конце VIII века вместо церковной общины здесь появилась монашеская община.

Зал Капитула и рака, в которой мощи святого Ремигия хранились с 1803 по 1824 год
В 1049 году новую, более крупную, церковь аббатства освятил папа римский Лев IX. Аббатство было частично уничтожено пожаром, случившимся в 1098 году. После этого пожара аббатство перестраивали и украшали вплоть до XII столетия под руководством аббата Одона. Сохранившиеся в наше время капители в Зале Капитула датируются как раз этим периодом и они являются последними следами старинного средневекового здания аббатства. В годы правления Людовика XI аббатство получило статус церковного бенефиция и с 1472 года управлялось по препоручительству Великим приором. 9 февраля 1627 года аббатство перешло в конгрегацию Святого Мавра.

Начиная с конца XVII столетия старинные средневековые здания аббатства поэтапно сносились и на их месте возводилось новое главное здание. Эта реконструкция была начата по распоряжению Шарля-Мориса Летелье, архиепископа Реймса и настоятеля-бенефициария аббатства Святого Ремигия. Строительные работы продолжались в аббатстве с 1709 по 1730 год и завершились сооружением нового клуатра (сохранился до наших дней), по проекту архитектора Жана Бонома.

Часть здания аббатства была уничтожена из-за поджога в ночь на 16 января 1774 года и в июле того же года королевский архитектор Людовик Дюроше приступил к восстановлению сгоревших частей здания. Также под его руководством был возведён величественный фронтонный фасад, реконструирована в 1778 году парадная лестница, созданная в 1700 году Жаном Бономом.

Монахов-бенедиктинцев изгнали из аббатства в 1792 году в эпоху Великой французской революции, и в стенах аббатства Святого Ремигия с 1793 по 1816 годы размещались военные госпитали. Затем, с 1827 года в здании аббатства находилась городская богадельня, преобразованная в 1903 году в городскую больницу, которая находилась в этих стенах до начала Второй мировой войны.
Идея организовать музей в здании бывшего аббатства возникла в 1950-х годах, но только в августе 1978 года было принято официальное решение об открытии музея. Параллельно, начиная с 1968 года, в зданиях аббатства проводились обширные реконструкционные и восстановительные работы, которые завершены в настоящее время.
Русские в аббатстве Святого Ремигия

Князь Сергей Волконский, военный губернатор Реймса в 1814 году (работа Перена-Сальбро)
22 июня 1717 года аббатство Святого Ремигия посетил царь Пётр I, где ему в Зале Капитула представили Святую Стеклянницу, использовавшуюся в церемонии коронации французских королей.
После того как в ходе Заграничного похода русской армии 1813—14 годов войска императора Александра I заняли Реймс, в стенах аббатства разместился русский военный госпиталь. Военным губернатором Реймса в 1814 году был назначен князь Сергей Александрович Волконский, чей портрет, написанный в том же 1814 году, представлен в музее.
В 1901 году оборонительные укрепления Реймса посещал император Николай II и в его честь был дан военный парад.
В июле 1916 года аббатство, ставшее уже к тому времени, гражданским госпиталем, принимало раненых солдат Русского экспедиционного корпуса, сражавшегося в Первой мировой войне на территории Франции.
Музей Сен-Реми


Экспозиция музея Сен-Реми, находящегося в здании прежнего аббатства Святого Ремигия, охватывает исторический период начиная с доисторической эпохи и заканчивая эпохой Возрождения (примерно 1530 год). В его постоянной экспозиции имеется как несколько археологических коллекций региона Шампань — первобытное общество, галльский и галло-романский периоды, эпоха Меровингов и Средневековый период — так и классические археологические коллекции (греки и этруски). В экспозиции музея также представлена впечатляющая коллекция древнего оружия, механизмов и обмундирования, предметы которой датируются от XVI столетия и до XIX века.

Саркофаг Флавия Иовина

Коллекция галло-романского периода расположена в помещениях старинной кухни аббатства и большой монашеской столовой XVII века. Эти помещения были открыты для посещения в 1986 году. Представленные здесь экспонаты подчеркивают роль Реймса, тогда носившего имя Дурокорторум, столицы римской провинции Белгики. Отдельного упоминания заслуживает саркофаг Флавия Иовина, главнокомандующего войсками римлян в Галлии, поскольку это наиболее хорошо сохранившийся во Франции античный мраморный саркофаг.



В зале гобеленов представлены десять роскошных гобеленов на которых изображены фрагменты жизни святого Ремигия и его чудеса. Эти драпировки были изготовлены между 1523 и 1531 годами по заказу Реймсского архиепископа Робера де Ленонкура, который преподнёс их в дар аббатству.

В помещениях рядом с залом гобеленов представлена история возникновения и развития базилики, а также самого аббатства, на примере экспонатов, обнаруженных в ходе археологических раскопок на территории аббатства.


Археологическая коллекция региона Шампань занимает семь больших помещений. Отдельного упоминания заслуживают остатки кенотафа 4 года нашей эры, воссозданный второй этаж знаменитого Дома музыкантов XIII века и картина XVII века, представляющая церковь Сен-Никез в развалинах.

В музее Сен-Реми представлена одна из самых крупных и разнообразных среди провинциальных музеев коллекция вооружения, боевых доспехов и обмундирования различных исторических периодов.
Дворец То


Дворец То (фр. Palais du Tau) — дворец во французском городе Реймс, являвшийся резиденцией архиепископов Реймсских. Дворец исторически тесно связан с французской монархией, так как коронация королей проходила в находящемся поблизости Реймсском соборе.
На месте дворца уже в 6-7 веках н. э. существовала большая вилла в галло-римском стиле, позже ставшая дворцом династии Каролингов. Первое задокументированное упоминание названия датируется 1131 годом, и происходит от плана здания, которое напоминает букву T (греческую тау). Большая часть ранних строений не сохранилась: старейшая часть с 1207 года превращена в часовню. Здание было сильно перестроено в готическом стиле между 1498 и 1509 годами, и обрело свой современный барочный внешний вид между 1671 и 1710 годами усилиями Жюля Ардуэна-Мансара и Робера де Котта. Дворец был поврежден огнём 19 сентября 1914 года и не был восстановлен вплоть до окончания Второй мировой войны.

Жюль Ардуэн –Мансар
Во дворце будущие французские короли останавливались перед коронационной церемонией. Здесь же они облачались для церемонии коронации перед тем, как идти в собор. После коронаций во дворце проходили банкеты. Первый такой банкет, о котором сохранились сведения, прошёл во дворце в 990 году, последний — в 1825 году.
С 1972 года во дворце располагается музей соборной ризницы, демонстрирующий скульптуры и гобелены из собора, вместе с реликвариями и прочими предметами, связанными с коронацией французских монархов.
Дворец То, вместе с Реймсским собором и Аббатством Сен-Реми, стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году. Сюда приезжает около 100 000 посетителей в год.
Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже



Буржский собор (фр. Cathédrale Saint-Étienne de Bourges) — готический собор Св. Стефана во французском городе Бурж. Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа. Начало строительства этого грандиозного сооружения датируется концом XII века, освящение собора состоялось 13 мая 1324 года, однако работы над зданием продолжались вплоть до XVI века. За свою уникальную архитектуру, выразительные скульптуры и великолепные витражи XIII века в 1992 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции


Собор расположен в северо-западной части бывшего римского города Аварикум, давшего укрытие первым галльским христианам. На месте дошедшего до нас здания располагались, по крайней мере, три храма, построенные в III, IV и IX веках. Первый кафедральный собор XI века, следы которого сохранились в крипте последнего строения, был выполнен в романском стиле.

Романская резьба южного портала

Дата начала строительства точно неизвестна, однако она располагается между 1183 и 1195 годами. Так как восточная часть собора выступает за пределы старых городских стен, то его строительство не могло быть начато до 1183 года — даты, когда было получено разрешение на их разрушение.


1195 год является датой документа, упоминающего расходы на реконструкцию предшествующего романского собора. Заметим, что даты начала строительства Буржского собора и знаменитого Шатрского собора практически совпадают.

Неф Буржского собора
Имена строителей Буржского собора до нашего времени не дошли.

Об этапах возведения сооружения можно судить по следующим данным. Нижняя церковь была построена около 1200 года. Известно об использовании хора в 1214 году, глазуровка витражей деамбулатория выполнялась между 1215 и 1225 годами, неф храма был завершён в 1230 году, после чего темпы работ значительно снизились. Большая часть западного фасада окончена в 1270 году, хотя строительство башен продолжалось несколько дольше.

Нижняя часть западного фасада

В 1313 году в южной башне появилась трещина, для борьбы с которой в середине XIV века к башне был пристроен контрфорс, но даже это не позволило использовать башню в качестве колокольни. К моменту освящения Буржского кафедрального собора — 13 мая 1324 года — северная башня оставалась неоконченной.


Работы над ней были завершены в конце XV века, однако в 1506 году она рухнула, разрушив и северную часть фасада. Новая северная башня и портал были заново построены в 1542 году и содержали отдельные элементы Эпохи Возрождения. В окончательном виде.

В отличие от других готических храмов, Буржский кафедральный собор мало пострадал от революций и войн, в которые была вовлечена Франция на протяжении пяти столетий, истекших после завершения его строительства.



Храм имеет редкий для подобных сооружений план: трансепт, придающий христианским церквям традиционную крестообразную форму, в Буржском соборе отсутствует. Ширина главного нефа собора составляет 15 метров, длина равна 122 метрам, в высоту он имеет 37 метров, высота аркады — 20 метров. Два его боковых нефа представляют собой двухступенчатый объём, непрерывно окружающий апсиду.


Для укрепления внешнего объёма в конструкции сооружения используются регулярно расставленные аркбутаны, что позволило увеличить оконные проёмы, а, следовательно, и освещённость внутреннего пространства. Несмотря на использование аркбутанов — сравнительно нового архитектурного элемента, повышающего прочность конструкции, — собор имеет широкие несущие стены.




Западный фасад, имеющий 40-метровую ширину, входит в число наиболее широких фасадов готических соборов Франции. Он состоит из пяти порталов, соответствующих изолированным выходам из главного и четырёх боковых нефов.



Все порталы украшены прекрасными скульптурами, а один из них посвящен житию Святого Стефана, в честь которого был возведён кафедральный собор. Фронтон центрального портала XIII века украшен скульптурной композицией, посвящённой Страшному Суду. Скульптуры северного и южного порталов были выполнены для более раннего романского собора и датируются примерно 1160 годом, деревянные двери порталов выполнены в конце XV века.


До наших дней дошла бо́льшая часть витражей собора, выполненных, как и Шартрские, в первой четверти XIII века. Из 25 витражей сохранились 22 и особенно интересны витражи деамбулатория в восточной части храма.

Нижняя церковь, или крипта, была построена около 1200 года и повторяет форму расположенного над ней деамбулатория. Крипта замечательна своими сводами и содержит надгробие герцога Жана Беррийского, кстати, в апсиде сохранились также статуя герцога и его жены. Расположенные в нефе собора астрономические часы существуют уже более пятисот лет и были впервые упомянуты в 1422 году.
Романский кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом


У небольшого французского города Авиньон, стоящего на скалистом утёсе над Роной, есть множество имён. Название «Город пап» он получил благодаря тому, что римские папы в течение 70 лет были вынуждены здесь жить. Неприступные фортификации, окружающие Авиньон, подарили ему имя «Город-крепость», а 20 мужских и 15 женских монастырей, некогда находившиеся в Авиньоне, прочно закрепили за ним название «Город колоколов и церквей».

За башней папского дворца виден средневековый Авиньонский собор
И пускай некоторые из них были разрушены, а другие – используются в совершенно посторонних целях, Нотр-Дам-де-Дом, как и восемь веков назад, всё также горделиво возвышается над городом, изумляя и восхищая каждого проходящего мимо.

Авиньонский кафедральный собор, представляющий собой единый архитектурный ансамбль со знаменитым Папским дворцом и легендарным мостом Сен-Бенезе по мнению ЮНЕСКО, под защитой которой он находится, является шедевром человеческого созидательного гения.

Глядя на монументальную церковь, увенчанную необычным романским куполом с огромной позолоченной статуей Девы Марии вместо креста, в первые секунды приходишь в недоумение. Храм больше напоминает вавилонский зиккурат, нежели римско-католический собор. А если учесть, что неординарный Нотр-Дам-де-Дом долгое время исполнял обязанности собора святого Петра в Риме, являясь кафедрой Верховного понтифика, недоумение становится ещё сильнее.

История возникновения кафедрального собора Нотр-Дам-де-Дом и его названия также туманна, как и происхождение необычного «провансальско-романского» стиля храма. Название собора восходит к латинской фразе «Domus episcopalo», что означает «Дом епископа

Силуэт белокаменного собора Нотр-Дам-де-Дом четко выделяется на фоне массивных башен Дворца Понтификов. Выполненная в характерном для Прованса романском стиле, церковь, тем не менее, удачно вписывается в готический ансамбль папской резиденции.

Историки полагают, что в 4 веке на этом месте существовала базилика, рядом с которой впоследствии был построен епископский дворец (сегодня на его месте стоит Папский дворец). Современное здание, вернее, его неф, датируется 12 веком, а боковые часовни появились только в 14 веке, при папе Иоанне XXII. Название храма Нотр-Дам-де-Дом происходит от латинского Domo episcopali, что означает «дом епископа».

Романский стиль Прованса имеет свою специфику, которая проявляется в сильном влиянии античной архитектуры. Ее черты запечатлены на фасаде собора: это портик, напоминающий триумфальную арку, треугольный фронтон над ним, колонны с продольными желобками и капители колонн с листьями акаций и другими растительными мотивами.

Маленькая башенка на крыше колокольни, так называемый фонарь купола, увенчана позолоченной скульптурой Девы Марии, которая одной рукой защищает город, а другой благословляет его (фото). Выполненная в 1859 году, она несколько диссонирует с общим строгим обликом романского здания. Расхождение стилей чувствуется и в интерьере церкви. Виной тому – барочные галереи, отделка которых была выполнена в 17 веке сообразно со вкусом эпохи. Фигурная балюстрада балконов хорошо смотрелась бы в оперных ложах.
Внутри собора находятся еще две скульптуры, посвященные Деве Марии. Самая старинная из них – это Богородица Всемогущая, подаренная церкви папой Иоанном XXII в 14 веке. Неизвестный скульптор запечатлел Деву Марию с Младенцем и веточкой розового куста в руках. Три розы на ней, символизирующие Святую Троицу, со временем были заменены на скипетр.

В наши дни скульптура стоит в одной из боковых часовен (второй направо от входа). А в соседней капелле, носящей имя часовни Воскресения, другая Мария, сложив руки для молитвы, обращает взгляд к небу. Эта трогательная фигурка была заказана жителями Авиньона в 1834 году, в благодарность за спасение от эпидемии холеры. Работа выполнена мастером Джеймсом Прадье.

Помимо скульптуры, собор также славится средневековыми фресками 14-15 веков. Самой известной из них считается роспись над входной дверью, в глубине портика, принадлежащая кисти итальянца Симоне Мартини, художника из Сиены. В оригинале она, к сожалению, не сохранилась, но в одной из комнат Папского дворца можно увидеть ее эскиз, изображающий Христа Вседержителя в окружении ангелов.

Другие фрески находятся в самом храме. Это «Крещение Христа» и «Аллегория смерти», расположенные в притворе (самая западная часть собора, в противоположность алтарю), «Сезонные работы» в соседнем помещении и, наконец, «Сидящая Богородица» в барабане купола.

В интерьере церкви стоит обратить внимание на витражи под куполом часовни Воскресения, совсем не похожие на вытянутые цветные окна в готических соборах. Незамысловатый узор круглых и прямоугольных окошек напоминает об игрушечном калейдоскопе.


В часовне Иоанна Крестителя можно увидеть традиционные рождественские ясли, выполненные монашками кармелитского ордена в Авиньоне в 1830 году. Фигурки, головы, руки и ноги которых сделаны из воска телесного цвета, одеты в костюмы того времени.



Среди других художественных ценностей, представленных в Нотр-Дам-де-Дом, стоит отметить надгробие папы Иоанна XXII, епископское кресло из белого мрамора, датируемое 12 веком, а также полотна Николя Миньяра, авиньонского художника 17 века.


Сегодня грандиозный ансамбль, образованный Папским дворцом и собором Нотр-Дам-де-Дом, является безмолвным свидетельством величайшей роли Авиньона в христианской средневековой культуре, напоминая нам, что архитектурные эксперименты были возможны и в глубокой древности.
Архитектура и интерьер
Рубрики:  Франция

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку