Nekto_Lukas обратиться по имени
микс Пятница, 07 Февраля 2014 г. 07:14 (ссылка)
Психология-Это наука о Законах, Порождения и Функционирования психического Отражения индивидом обьективной реальности в Деятельности человека и в поведении животных(Леонтьев)
Психика во первых порождается в деятельности
и во-вторых,
функционирует в ней.
Деятельность это направленая активность после опредмечевания потребности.
Деятельность-это есть взаимодействие субьекта с обьектом. Обьект-это окружающий мир (внешние условия деятельности)
А вот субьект определяется Рубинштейном как внутренние условие деятельности.
Субьект включен в мир ,в деятельность и поэтому не может быть рассмотрен изолировано.
Внутренние(субьект)действует через внешнее и этим само себя изменяет ,пишет Леонтьев в своей книге "Деятельность.Сознание.Личность."
Первое свойство субьекта это активность.
Второе свойство субьекта -Способность к изменению себя(способность к развитию).
Однако,
Условия развития это наличие противоречий.
Отсюда третье свой-во субьекта :Наличие внутренних противоречий или множественность субьекта.
В субьекте три инстанци:
Природный,Социальный и Культурный субьект.
Природный-это субьект активного гибкого приспособления(адаптации),к изменяющимся условиям внешней среды.
Этот способ приспособления выработан в процессе эволюции.
Природный субьект это наши исходные данные:Свойства темперамента,способности и прочь.
Социальный-это субьект ПРИСВОЕНИЯ и адекватного применения коллективных сознательных представлений,способов поведения и правил,имеющихся в данном обществе.
Культурный субьект-это субьект самостоятельного и ответственного Решения собственных проблем,на основе общечеловеческих(универсальных,абсолютных)норм.
Личность рождается дважды и первый раз она рождается внутри социального индивида.
Индивид изначально природен,но обладает социальным чувством(термин Адлера) и поэтому вхоит в социум присваиваевая коллективный опыт социальных взаимодействий и представлений принятых в данном обществе.
Происходит
первое рождение Личности по Леонтьеву.
Но на этапе культурного становления индивид способен к индивидуальному преобразованию этого социального опыта.
Это и есть второе рождение Личности по Леонтьеву.
Социокультурная регуляция деятельности:
Французский социолог Эмиль Дюргейм выделил понятие социального факта.
До Дюргейма считалось что наши социальные представления,например язык на котором мы говорим,моральные нормы которые мы соблюдаем,юридический кодекс и прочь все это результат общественного договора.
Так считал в часности Руссо.
А Дюргейм сказал что все эти представления не зависят от конкретного индивида.
Социальные факты существуют независимо от индивида,социальные факты должны быть присвоены с необходимостью,как бы навязанны индивиду.
Мотивация.
Мотив-это аффективно закрепленный предмет потребности,который направляет деятельность.
Функции мотива:
Первая функция связывает мотивы с потребностями-
Побуждающая функция мотивов.
Побуждает первоначально потребность,но когда у потребности вознакает предмет,теперь потребность передает свою функцию мотиву-Побуждающая функция.
Эта функция роднит нас с животными.
Вторая функция мотива:Связявает мотив с деятельностью.
Смыслообразующая.
Если знаешь Зачем то можно выдержать любое как(с)Ницше
выделяют базовые и ситуативные мотивации
Феномен Зейгарник
Феномен Зейгарник касается непроизвольного запоминания.
Все что нас окружает можно назвать мотивационным полем.(Курт Левин) и в этом поле находятся люди и окружающие их предметы.
Испытуемым предлогалось выполнить ряд заданий.
Время пол часа
15/20 заданий.
При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания (такую актуальную потребность,ситуативную мотивацию научный руководитель эксперимента Зейгарник К Левин называл квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца.
Некоторые задаия прерывались на самом интересном месте,в момент когда задание было почти завершено.
Спустя пол часа часть заданий оставались невыполненными.
И когда испытуемых спрашивали какие из заданий они запомнили испытуемые называли перво наперво те задания которые не были завершены.
Прерванные действия непроизвольно запоминаются испытуемыми лучше чем выполненные.
Квазипотребность осталась неудовлетворенной.
Ситуативная мотивация не удовлетворена.
Из этого можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
Олпорт,Маслоу,Роджерс
Строение потребностно-мотивационной сферы:
Олпорт выделяет 2 способа удовлетворения потребностей:
1)Стремление к снятию напряжения.
Стремление к редукции напряжения.
Физиологические нужды,базовые мотивы удовлетворяются именно этим способом.
2)Стремление к развитию.
Стремление к поддержанию напряжения.
Потребность в самоактуализации, о которой говорил Маслоу.
Пирамида потребностей Маслоу содержит 7 уровней.
Каждая новая потребность появится тогда когда будет удовлетворена предыдущая.
Потребность
-это обьективная необходимость в чем-то внешнем.(во внешнем благе по Леонтьеву),имеющая (постоянный или актуальный)обьем
и представленная прямо или косвенно в психике -в форме эмоций,желаний,стремлений и т.д.
Эмоция-это и есть психическое отражение актуального состояния потребности по Рубинштейну.
Неудовлетворенная потребность вызывает фрустрацию.
Подленные потребности далеко не всегда осознаются,они представлены в психики косвено, потому что они абвивалентны.
Пример со Сталкером.
У потребности есть предмет.
До акта опредмечивания-
Потребность есть предмета нет:
1)Общая ненаправленная активность.
2)широкий спект возможных благ
3)наличие фрустрации.
После опредмечивания:
1)активность преобретает направление и становится деятельностью.
Деятельность-это направленная активность.
2)резкое сужение возможных благ.
Пример с подростком нашедшим себе друга.Потенцально все остальные друзья тоже,но психологически уже нет.
3)и наконец,происходит аффективное закрепление предмета потребности.