Цитата сообщения галина_суханова
Золотое Кольцо России. Владимир.
Владимир – один популярнейших городов Золотого Кольца России. Значительную роль в популярности Владимира сыграли такие его достопримечательности, как Владимиро-Суздальский музеей-заповедник. Этот музей объединяет в себе экспозиции и интерьеры Успенского и Дмитриевского соборов, музей «Старый Владимир», Золотые Ворота, дом-музей купцов Столетовых, экспозицию «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка» в старообрядческой Троицкой церкви и др.
Золотые Ворота Владимира являются самой популярной достопримечательностью города. Золотые Ворота построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом говорит княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка осуществлена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению. Во время правления Андрея Боголюбского город был окружен протяжённым валом и имел пять входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины, Серебряные и Волжские). До наших дней сохранились лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце.
Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами. Через рвы от ворот проходил мост, ведущий за город. Высота арки кое-где достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся сквозь дверной проем в южной стене, в толще которой проходила лестница из камня. На этом же уровне с обратной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по строениям Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада
К сожалению, Золотые ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям ворот относится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая лишь частично. Частые опустошительные пожары и нашествия врагов значительно изменили облик Золотых ворот. На одной из миниатюр лицевого летописного свода XVI века уже показано их разрушение. В 1641 году по указу царя Михаила Фёдоровича московский зодчий Антипа Константинов составил смету на их починку, но восстановительные работы были начаты только в конце XVII века. В 1778 году ворота горели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в связи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были снесены для устройства проезда около них. Тем самым конструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнего сооружения. В 1795 году был принят «прожект» архитектора Чистякова, по которому к углам пилонов были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены заново из старого камня своды ворот, а на них построена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и сохранились до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки воссоздать их в первоначальном виде. На фото Золотые Ворота, конце 19 века
Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт). В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга бердыш, трофейный польский арбалет начла XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамены и награды конца XIX в., трофейное турецкое оружие. Экспозиция продолжается на бывшей боевой площадке, превращенной в начале XIX в. в закрытую галерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты, мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза — участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени. В экспозиции представлены образцы лучшего стрелкового оружия, созданного выдающимися конструкторами-оружейниками из г. Коврова: В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым, Г. С. Шпагиным и другими. Необычную витрину составили вещи космонавта В. Н. Кубасова
Среди достопримечательностей Владимира выделяются несколько соборов. В первую очередь, это Успенский собор. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти. Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.
В 1862 году по плану архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижнем ярусом колокольни. В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы. В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция
Среди
достопримечательностей Владимира стоит выделить также Дмитриевский собор. Это придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов с изображениями святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в оригинальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Успенский и Дмитриевский соборы, наряду с белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во Владимире популярна также Троицкая церковь. Владимирцы называют ее «Красная церковь». Старообрядческая Троицкая церковь построена в 1913–1916 годах к 300-летию императорского Дома Романовых по проекту архитектора С. М. Жарова на средства купцов-старообрядцев и явилась последней культовой постройкой в дореволюционном Владимире. Сооруженная из красного кирпича так называемой «крестовой кладкой», с высокой главой и колокольней, церковь является образцом новой строительной техники того периода, сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей. Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов. В списке достопримечательностей Владимира Троицкая церковь занимает одно из самых почетных мест
Во Владимире есть также и католический храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии, который относится к Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Храм находится по адресу: Ул. Гоголя, д. 12. В храме ведётся социальная работа, открыта книжная лавка с религиозной литературой. Католический приход города Владимира был основан в 1891 году. Тогда же было разрешение городских властей на строительство храма в Куткином переулке (нынешняя улица Гоголя). Строительство было начато в 1892 году и завершилось в первые месяцы 1894. В том же году храм был освящён в честь Святого Розария. В 1904 году был устроен автономный владимирский приход, его численность в начале XX века превышала 1000 человек. После революции 1917 года храм некоторое время функционировал, однако в 1930 году был закрыт советскими властями, настоятель о. Антоний Дземешкевич сослан на Соловки, а затем расстрелян в 1937 году. С 1930 по 1993 год здание храма и дом священника использовались как ретранслятор, жилые помещения, выставочный зал. Храм был вновь освящен 24 июля 1993 года. Приход относится к Римско-католической церкви.. Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора. В конце 70-х годов в храме разместился выставочный зал. Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1992 году зарегистрирована католическая община, и в том же году здание храма было возвращено Церкви. 24 июля 1993 прошло освящение храма. В 1996 году был возвращён и прилегающий к храму дом священника
Церковь св. Розария построена в псевдоготическом стиле из красного кирпича. Авторы проекта — губернские архитекторы А. П. Афанасьев и И. О. Карабутов. Над центральным входом — высокий шпиль. Единый ансамбль с храмом составляет и расположенный рядом дом священника
С 1781 Владимир застраивался по регулярному плану зданиями и достопримечательностями в стиле классицизма (Присутственные места, 1785; Торговые ряды, 1787—90, и др.). После 1917 года осуществлено большое строительство, по генеральным планам реконструкции (1947 и 1965) построены кварталы жилых домов, созданы новые улицы, площади и скверы, открыт памятник 850-летия Владимира. (1960, скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор А. Н. Душкин). Особо выделяются такие здания, как здание бывшей Городской Думы Владимира
Старая Владимирская аптека 1805 года
Во Владимире построен памятник Александру Невскому
Памятник Андрею Рублеву
Особое место среди достопримечательностей-памятников занимает монумент в честь князя Владимира и святителя Фёдора
Всего же во Владимире 239 охраняемых государством зданий XVIII—XIX веков, именно поэтому город включен в Золотое Кольцо России
– самый популярный туристический маршрут страны.
http://lifeglobe.net/