-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Nedotykomka

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2005
Записей: 144
Комментариев: 735
Написано: 2228


(Не Ne) Фланерство, или КРЕСТОВЫЙ поход по Парижу

Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 04:45 + в цитатник
Недотыкомка, помнится, обещала разобрать открытки с Москвой, привезенные Варей для господина N.  Но момента, видимо, пока не представилось:  затянувшиеся  Рождественские каникулы "арестовали" Передонова дома, а гости и долгие партие в вист парализовали не только домочадцев, но и дневник, который успел почувствовать себя заброшенным и ненужным. Тем не менее, с Москвой Недотыкомка успела договориться, та к ней по-женски привязалась и мне себя описывать не разрешила. Посему, убегая от скуки,  я стала искать  город с мужским началом и СТЕРЖНЕМ, но с женскими слабостями и капризами. Петербург был слишком непреклонен и суров, а заграница манила. Внимание мое остановилось на Париже. Тем более, что тема Франции возникала постоянно и терзала мое зрение, обоняние и слух:  духи, мыло Вари не давали мне покоя, eau de Cologne В.П. будоражили мое воображение, французский словарь на столе А.Б. притягивал меня к себе, затягивая в мир слов и знаков, а плавная речь madame M. призывала не откладывать путешествия. Итак, Paris. Готовы?  

Известно, что Париж был построен на семи холмах. Если внимательно присмотреться к плану этого города, то можно заметить, что сквось густую сеть улиц, проспектов и аллей проступает изначальная, основаная, "несущая" идея планировки - город в виде креста. Особенно хорошо это видно на старых картах, но можно присмотреться и к современным их аналогам. Результат будет почти такой же, изменятся лишь имена улиц и точность координат двух пересекающихся осей.
*Мне удалось отыскать план Парижа 1754 года  (сейчас хранится в частной коллекции одного оксфордского профессора).  Помимо концентрических кругов общей паутины города, бросаются в глаза прорисованные оранжевым старейшие, перетекающие одна в другую улицы и горизонтальная ось недорисованой синим Сены.  Малохудожественные добавления цвета, как вы понимаете, мои.
 (699x466, 344Kb)

К городским "годовым" кольцам, надеюсь, вернемся позже, а пока вот что мы имеем сейчас. *Для наглядности план  города был заменен картой парижского метро и изрядно разукрашен мною.
 (700x700, 212Kb)

*Горизонтальная ось "креста", его "несущая конструкция" с востока на запад более-мнее точно совпадает с линией метро, соединяющей Chateau Vincennes с площадью Звезды (Шарля де Голля) /ориентируйтесь на самовольные красные кружочки, обводящие упомянутые места/. Еще одна горизонтальная доминанта также очевидна  -это Сена, которая также течет с востока на запад и отклоняется от упомянутой оси на 26 градусов (угол в месте отклонения прорисован синим). Данный факт, а тем паче число - не мое изобретение или прихоть жаждущего открытий наблюдателя. Оно упоминается в трактатах сразу нескольких алхимиков, одним из которых является и Николя Фламель. Имеено он отмечает, что 26 - цифра не только не случайная, но и очень даже значимая, более того, символичная,  поскольку скрывает в себе числовое соответствие непроизносимого имени Бога.
*Дело в том, что все буквы греческого и латинского алфавита имели числовые соответствия, так вот, если сложить все значение букв слова Иегова, то получится именно 26. Проверяла, ориентируясь на славянскую глаголицу. С учетом вариативности написания табуированного имени, получилось несколько результатов. одна из "СУММ теологии" и правда 26.
Еще один интересный факт: 26 "всплывет" и  в трактатах массонов, которые умело вплетают данный знак в символическую систему Нотр-Дама, тем самым значительно ее обогощают.
Вертикальная ось с севера на юг условно совпадает с линией метро В (опять же обозначена убогими красными кружочками).

Сена - это река, т.е. в ней течет вода. Во времена Средневековья вода  почти однозначно  ассоциировалась с водой жизни, живительной влагой (см., например, рассуждения С. Аверинцева), той самой водой, которая была превращена Иисусом в вино в Кане Галилейской . Поскольку воды Сены являют собой горизонтальную ось города, вертикаль могла бы напоминать о чудесном превращении воды в вино. Трудно было бы сотворить реку вина, но в городе русло реки подобно улице, в которую "впадают" многочисленные притоки -переулки. Посмотрев внимательно на карту, мы найдем подтверждение своих предположений - и найдем его не потому, что старались найти, а  потому, что логика Средневековья всегда опирается на символ, который во всех случаях материализуется, находит реальное воплощение.  Итак, смотрим на карту: 
 (332x697, 162Kb)

Перпендикулярно Сене и параллельно ВЕРТИКАЛИ (на "разукрашеном" плане  эта ось обозначена черным цветом) располагается улица, сохранившая свое старое название, которое отсылает нас к имени бога вина и виноделия - Дионису. Во всем христианском мире античный Вакх /Дионисос-Дионис/ превратился в Дениса. Так, интересующая нас улица на плане  (она прорисована едва заметным синим цветом) носит название Saint-Denis.
*Причину ее нынешней недоброй славы выяснить не удалось. Вопрос и парвда очень интересный: чем улица так провинилась? И провинилась ли вообще? - Жду комментариев людей искушенных.  Но как бы там ни было, даже недобрая слава и та не случайна: атмосфера вакханалий сохранена таким образом и до наших дней.
Значит, вода и вино. Мы, конечно,  ни на минуты не забываем о том, что Париж - город древний, создававшейся не без участия воображения, укрощенного религией. Если принять то, что улица Saint-Denis материализовала идею вечной жизни - чуда, то перпендикулярно ей должен быть еще один символ, возвращающей нас к Тайной Вечери Христа, на которой кроме двух упомянутых компонентов (вина и чуда) присутствовал третий - хлеб (тело Иисуса). Так возникла улица  может не буквально хлеба, но пекарей. Улица, названная вчесть патрона людей этой профессии - Saint-Honore'.
*На карте - длинная малозаметная оранжевая лента, которая начинается просто "улицей" , а заканчивается "faubourg-ом", т.е. целым посадом (faubourg = лат. forus burgus - площадь, сторона города).
 (699x363, 168Kb)

Горизантальная ось крестовой планировки (на первоначальном плане Парижа) проходили через те точки, в которых 2 февраля и 11 ноября восходит солнце, а 8 мая и 6 августа заходит, если верить тому же Николя Фламелю.В эти дни празднуется  Сретенье Господне, день  Святого Мпртина -евангелизатора Галлов, день Святого Архангела Михаила и Преображение Господне (даты оказались знаковыми и для французской истории: 11 ноябпя 1918 г., 8 мая1945 г., 6 августа - взятие Жанной д'Арк Орлеана).  *Возможно, это всего лишь случайность. Но иногда и случайности бывают интересными. Как, например, закрепление оси "восход-запад" в камне.
По традиции "знаковой" географии фигуры королей и святых должны быть ображены ликами в сторону восходящего солнца. С восточной стороны на город с постаментов на площади Nation смотрят святой Людовик и Филипп-Август. Именно они вот уже много лет встречают рассвет, напоминая о расЦВЕТЕ. В то время как дух свободы (на самом деле не кто иной, как окрыленный Гермес), парящий над площадью бастилии, смотрит на запад. Запад в  символической  географии означает направление упадка и декаданса, от occitere - "западать", разрушаться (не случайно на западе располагается Царство Мертвых /"элизиум теней"/ - Елисейские поля).

*Интересный балланс между  крайними, но соседними состояниями. Что мы имеем: крест, вода, вино, хлеб, тайное и явное...
*Прогулка, думаю, удалась. Vale! на сегодня.




Рубрики:  topos-ы, locus-ы и их фокусы
"НЕ спится, няня..."


Процитировано 1 раз

Woelfhen   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 11:15 (ссылка)
Уважаемая Nedotykomka!

У меня вопрос - каковы источники вдохновения? Если это - личное, то как на Вас можно сослаться при использовании этих идей в серьезных текстах?
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 12:30 (ссылка)
С картами у меня отношения за всю жизнь так и не сложились.Текст читала с удовольствием.Кстати,может шрифт чуть покрупнее сделать?Или это мне индивидуально мелким кажется?!
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 12:42 (ссылка)
songmeili, шрифт поменяю, конечно. Я об этом как-то не задумывалась. Пока. Хорошо, что надоумила - а то Недотыкомка очень рассеянное существо.

А карты и правда иногда бывают капризными. Прячут север, не показывают юг, предательски заканчиваются на западе или на востоке, обрезая нужные тебе объекты. Но мне они заменяют крылья. Вот и сейчас: искала виды парижа с высоты птичьего полета. Хотелось убедиться в наглядности своего предположения. Почти воочию. Но... только карты меня поняли, а картинок я так и не нашла. Ни с одной из возможных 7 точек обозрения.

*Может, кому-то повезет больше и фотографии панорамы сверху выйдут из укрытия и захотят дополнить нашу прогулку. Если такое случится, посылайте их ко мне. Обязательно включим их в наш поход. КрестОвый и крестовОй.
Ответить С цитатой В цитатник
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 13:12 (ссылка)
Nedotykomka,У меня с картами сплошные конфузы происходили, особенно на экзаменах.Мне вообще многое видится "неправильным".Вот я бы Запад с Востоком поменяла местами.
А по Парижу приятно пройтись с хорошим экскурсоводом!
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 13:26 (ссылка)
Woelfhen, источники самые разнообразные (я их перечислю), но гланый источник - совсем апокрифический - мое воображение и стремления "разоблачить" некоторые христианские символы, которые не могли не быть заложены вместе с первыми камнями мостовых в планировку города. Слишком знаковыми тогда оказываются отдельные его части (соборы, мосты, башни, площади и замки) на фоне общего, "безликого" пейзажа. Согласитесь.
Главный стимул - случайное обращение к описанию этого города с высоты Птичьего полета, сделанное Гюго. Оно, пожалуй, самое известно. Восполняю пропуск прогулки, и добавляю его сюда (в переводе, конечно):
Гюго "Собор Парижской Богоматери"
"<...> С высоты птичьего полета эти три части -- Сите, Университет и Город
представляли собою, каждая в отдельности, густую сеть причудливо
перепутанных улиц. Тем не менее с первого взгляда становилось ясно, что эти
три отдельные части города составляют одно целое. Можно было сразу
разглядеть две длинные параллельные улицы, тянувшиеся беспрерывно, без
поворотов, почти по прямой линии; спускаясь перпендикулярно к Сене и
пересекая все три города из конца в конец, с юга на север, они соединяли,
связывали, смешивали их и, неустанно переливая людские волны из ограды
одного города в ограду другого, превращали три города в один. Первая из этих
улиц вела от ворот Сен-Жак к воротам Сен-Мартен; в Университете она
называлась улицею Сен-Жак, в Сите -- Еврейским кварталом, а в Городе улицею
Сен-Мартен; она дважды перебрасывалась через реку мостами Богоматери и
Малым. Вторая называлась улицею Подъемного моста -- на левом берегу,
Бочарной улицею -- на острове, улицею Сен-Дени -- на правом берегу, мостом
Сен-Мишель -- на одном рукаве Сены, мостом Менял -- на другом, и тянулась от
ворот Сен-Мишель в Университете до ворот Сен-Дени в Городе. Словом, под
всеми этими различными названиями скрывались все те же две улицы,
улицы-матери, улицы-прародительницы, две артерии Парижа. Все остальные вены
этого тройного города либо питались от них, либо в них вливались.
Независимо от этих двух главных поперечных улиц, прорезавших Париж из
края в край, во всю его ширину, и общих для всей столицы, Город и
Университет, каждый в отдельности, имели свою собственную главную улицу,
которая тянулась параллельно Сене и пересекала под прямым углом обе
"артериальные" улицы. Таким образом, в Городе от ворот Сент-Антуан можно
было по прямой линии спуститься к воротам Сент-Оноре, а в Университете от
ворот СенВиктор к воротам Сен-Жермен. Эти две большие дороги, скрещиваясь с
двумя упомянутыми выше, представляли собою ту основу, на которой покоилась
всюду одинаково узловатая и густая, подобно лабиринту, сеть парижских улиц.
Пристально вглядываясь в сливающийся рисунок этой сети, можно было
различить, кроме того, как бы два пучка, расширяющихся один в сторону
Университета, другой -- в сторону Города; две связки больших улиц, которые
шли, разветвляясь, от мостов к воротам.<...>"

Согласитесь, идея крестообразности, пересечения двух осей, проскальзывает достаточно явно.
Остальное дело техники: поиск с учетом христианской символики и свидетельств парижан в разное время.
Книги: Nicolas Flamel. Livre des figures hie'roglyphes - записки алхимика о получении золота из серебра. Любопытные подтверждения и объяснения числовой символики. Источник не научный, но весьма способствует полету фантазии.
Усмиряется же воображение след. монографиями:
Marie-Clair Blanquart.Paris des surre'alistes, 1972
Mirella Bandini. La vertigine del moderno, 1985
По вопросам христианства книг гораздо больше (как-никак - почти моя специальность. ПОЧТИ)
Самыми полезными можно считать следующие книги:
С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы, 1997
А.С. Уваров. Христианская символика, 2001 - к этой книге я еще позволю себе вернуться
О.Е. Этингоф. Образ Богоматери (очерки византийской иконографии XI-XIII веков). 2000

Мои полунаучные домыслы нигде не опубликованы :) По причине своей "ПОЛУ-" и ПСЕВДОсерьезности. Так что пользуйтесь :)

*А прогулку продолжим, правда?
Любые дополнения только приветствуются. Перепатетичность похода никто не скрывает.
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 13:32 (ссылка)
Woelfhen, очень парвильные потуги..Вот уже и путешествие по городу обрастает деталями.
*Из комментариев почерпнула информация про ветер. Полезная деталь. Надо будет учесть направление воздушных потоков при совместном запускании воздушных змеев-полуфантазий, полунаблюдений :)
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 13:36 (ссылка)
songmeili, запад с востоком, говоришь? По-моему это кто-то уже делал...В раннем христианстве. Ну, не совсем менял местами, просто переориентировал карты. И на них восток всегда был наверху, вместо севера. Утилитарного смысла в этом почти не было /особенно с точки зрения современных обывателей, например, нас с Недотыкомкой/, зато символ ВОСКРЕШЕНИЯ, ЗАРОЖДЕНИЯ, НАЧАЛА опять же находил свою очередную материализацию.
*Идею "поменять местами" можно будет рассмотреть дополнительно :)
Ответить С цитатой В цитатник
Woelfhen   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 14:36 (ссылка)
Nedotykomka, огромное спасибо за исчерпывающий комментарий. Мне прямо неловко - представляю, сколько времени потребовалось!

Мне надо было пояснить в самом начале, что у меня к Парижу существует профессиональный интерес. Я должен доделать книгу про топологию его улиц (контракт со Шпрингер-Ферлаг)(книга скорее по математике, чем по архитектуре). И, конечно, Ваш текст произвел на меня "сильное впечателение", поскольку заронил идею искать основания парижский геометрии в его архаическом прошлом.

Хочу только заметить, что Париж Виктора Гюго теперь угадывается с трудом. Эпоха, изменившая лик города, связана с именем барона G.E. Haussmann-а (его портретик - внизу). Вот, эти самые першпективы, которые Вы упоминали - его рук дело. Я где -то читал, что было перестроено 60% территории города. По сути, я математически изучаю наследие барона.

А вообще, про Париж можно сообщество открыть, только писать туда лучше сразу по-французски или по-английски, а то переводить - умрем.
 (200x233, 5Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 14:49 (ссылка)
Woelfhen, да про дело рук барона я слышала. А про перестройку Парижа со времен Гюго с математической точки зрения могла только догадываться. Отрывок из романа процитировала только для того, чтобы показать, что крестообразная планировка города была намного древнее, чем ее следы, оставленные не без участия Herr G.E. Haussmann-а. А математическая топология улиц - это очень интересно. Я пыталась об этом рассуждать - по-дилетантски, конечно. Даже в дальнейшем рискну изложить некоторые свои соображения, дополненные иллюстрациями. Но без вашей помощи мне не обойтись, это уже очевидно :) Так что за ТОЧНЫЕ данные была бы очень благодарна, при этом осознавая, что, возможно, это не самое лучшее место для подобного рода бесед.Хотя... фокусы топосов иногда непредсказуемы.

*Сообщество идея хорошая. Только участие Недотыкомки в нем будет скорее любительско-любопытствующим. Поскольку такого рода походы - это, скорее, развлечение и отвлечение от диссертации совсем на другую тему :) Но прогулки доставляют мне /и мелкому бесу/ огромное удовольствие.
*А центральные проспекты - першпективы также были перестроены как оси? Интересно проследить трансформация христианских символов и закрепление гармонии алгеброй.Даже не только с т.з. идеи креста. Но и с исторической динамики превращения СИТЕ="чрева" в город /вплоть до современности/.
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Понедельник, 26 Февраля 2007 г. 23:43 (ссылка)
Nedotykomka,У древних китайцев всё на картах было наоборот!
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Вторник, 27 Февраля 2007 г. 00:57 (ссылка)
songmeili, а как наоборот?
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Вторник, 27 Февраля 2007 г. 20:40 (ссылка)
Nedotykomka,Где Юг -там Север, ну и т.д.А Китай посередине.Поэтому ЧЖУНГО (Срединное государство)
Ответить С цитатой В цитатник
Nedotykomka   обратиться по имени Вторник, 27 Февраля 2007 г. 21:11 (ссылка)
songmeili, очень интересно. "Срединное государство", значит... Важное добавление к названию "Поднебесная Империя". Вообще понятия "середина мира", "сердце мира" встречаются во всех культурах, даже если географическое и топографическое положение центра варьируется: это может быть и пещера или гора, башня или город. И даже целая страна. А в случае с Китаем получается очень интересная материализация в этимологии слова подобных представлений.
Для того, чтобы оказаться в топографическом центре, Поднебесной империи пришлось перевернуть все ориентиры и создать личную топологию.
А желание это, думается, исходит из ошибочного предположения, что центр всегда располагается на определенном фиксированном месте. В то время как у кочевых народов дело обстоит, естественно по-другому. и карты,е сли таковые предусматриваются,сориентированы совсем традиционно. На Полярную звезду. М. Элиаде приводит пример такого переносного axis mundi - священного столба у одного австралийского племени. Куда бы это племя не перемещалось, оно уносило этот столб с собой. Близость столба создавала ощущение дома, через этот столб осуществлялась связь с небом - племя оказывалось ПОДНЕБЕСНЫМ.
*Ковчег Завета иудеев, кстати, также находился в непрерывном движении и приобрел постоянное место только тогда, когда по велению Соломона был построен храм. Центр опять же создали искусственно. И карты сориентировали на него.
*А вообще математические аспекты "срединности" помогают в очень редких случаях. У каждого путешествуещего свои ориентиры и своя ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА. Карты - лишь предвкушение, которое, может не оправдаться или же оказаться обманчивым - см. сообщение Woelfhen-а об ошибках. закравшихся в карты Парижа.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку