-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Nebulus


Василий Шукшин, "Одни".

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 17:18 + в цитатник

Shukshin-2 (300x492, 25Kb)

Шорник Антип Калачиков уважал в людях душевную чуткость  и  доброту.  В минуты  хорошего  настроения, когда в доме устанавливался относительный мир, Антип ласково говорил жене:
     - Ты, Марфа, хоть и крупная баба, а бестолковенькая.
     - Эт почему же?
     - А потому... Тебе что требуется? Чтобы я день и  ночь  только  шил  и шил?  А  у  меня  тоже  душа  есть.  Ей  тоже попрыгать, побаловаться охота, душе-то.
     - Плевать мне на твою душу!
     - Эх-х...
     - Чего "эх"? Чего "эх"?
     - Так... Вспомнил твоего папашу-кулака, царство ему небесное.
     Марфа, грозная, большая Марфа, подбоченившись, строго  смотрела  сверху на Антипа. Сухой, маленький Антип стойко выдерживал ее взгляд.
     - Ты папашу моего не трожь!.. Понял?
     - Ага, понял, - кротко отвечал Антип.
     - То-то.
     -  Шибко  уж  ты  строгая,  Марфынька.  Нельзя  так,  милая: надсадишь сердечушко свое и помрешь.
     Марфа за сорок лет совместной  жизни  с  Антипом  так  и  не  научилась понимать; когда он говорит серьезно, а когда шутит.

     - Вопчем, шей.
     - Шью, матушка, шью.
     В доме Калачиковых жил неистребимый крепкий запах выделанной кожи, вара и дегтя.  Дом  был  большой,  светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже,  бывали  здесь  и  свадьбы,  бывали  и  скорбные  ночные  часы нехорошей  тишины,  когда  зеркало  завешено и слабый свет восковой свечи - бледный и немощный - чуть-чуть высвечивает  глубокую  тайну  смерти.  Много всякого  было.  Антип  Калачиков  со  своей  могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.
     Облик дома менялся с годами,  но  всегда  неизменно  оставался  рабочий уголок  Антипа  -  справа  от  печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седёлки, делал хомуты. И там же, на  стенке,  висела  его  заветная балалайка.  Это  была  страсть  Антипа,  это  была его бессловесная глубокая любовь всей жизни - балалайка. Антип мог  часами  играть  на  ней,  склонив набочок  голову,  и  непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое,  давно  забытое  им,  то  ли  он  передает  ей  свои   неторопливые стариковские  думы.  Он  мог  сидеть  так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями  только  шил  и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с  Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в  печку.  Побледневший  Антип  смотрел,  как  она  горит.  Балалайка вспыхнула  сразу,  точно  берестинка. Ее стало коробить... Трижды простонала она почти человеческим стоном - и умерла.
     Антип пошел во двор,  взял  топор  и  изрубил  на  мелкие  кусочки  все заготовки  хомутов,  все  сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. На скамейке. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова.  После  этого  Антип  пил неделю,  не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но  за  Антипом следила  внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип  снимает  балалайку  и играет - не работает.
     Как-то  раз осенним вечером сидели они - Антип в своем уголке, Марфа у стола с вязаньем.
     Молчали.
     Во дворе слякотно, дождик идет. В доме тепло, уютно.  Антип  молоточком заколачивает  в  хомут  медные  гвоздочки:  тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук... Отложила Марфа вязанье, о чем-то задумалась, глядя в окно.
     Тук-тук, тук-тук, - постукивает Антип. И  еще  тикают  ходики,  причем как-то   так,   что   кажется,   что  они  вот-вот  остановятся.  А  они  не
останавливаются. В окна мягко и глуховато сыплет горстями дождь.
    - Чего пригорюнилась, Марфынька? - спросил Антип. - Все думаешь, как деньжат побольше скопить?
     Марфа молчит, смотрит задумчиво в окно. Антип глянул на нее.
     - Помирать скоро будем, так что думай не думай. Думай не думай -  сто рублей  не  деньги.  -  Антип любил поговорить, когда работал. - Я вот всю жизнь думал и выдумал себе геморрой. Работал! А спроси: чего хорошего видел? Да ничего. Люди хоть сражались, восстания разные  поднимали,  в  гражданской участвовали,  в  Отечественной... Хоть уж погибали, так героически. А тут - как сел с тринадцати годков, так и сижу - скоро семисят  будет.  Вот  какой терпеливый! Теперь: за что я, спрашивается, работал? Насчет денег никогда не жадничал,  мне плевать на них. В большие люди тоже не вышел. И специальность моя скоро отойдет даже: не нужны будут шорники. Для чего  же,  спрашивается, мне жизнь была дадена?
     - Для детей, - серьезно сказала Марфа.
     Антип  не  ждал,  что  она  поддержит разговор. Обычно она обрывала его болтовню каким-нибудь обидным замечанием.
     - Для детей?  -  Антип  оживился.  -  С  одной  стороны,  правильно, конечно, а с другой - нет, неправильно.
     - С какой стороны неправильно?
     -  С  той,  что  не  только для детей надо жить. Надо и самим для себя немножко.
     - А чего бы ты для себя-то делал?
     Антип не сразу нашелся, что ответить на это.
     - Как это "чего"? Нашел бы чего... Я, может, в  музыканты  бы  двинул. Приезжал ведь тогда человек из города, говорил, что я самородок. А самородок - это кусок золота, это редкость, я так понимаю. Сейчас я кто? Обыкновенный шорник, а был бы, может...
     -  Перестань  уж!..  -  Марфа  махнула  рукой.  -  Завел - противно слушать.
     - Значит, не понимаешь, - вздохнул Антип. 
     Некоторое время молчали.
     Марфа вдруг всплакнула. Вытерла платочком слезы и сказала:
     - Разлетелись наши детушки по всему белу свету.
     - Что же им, около тебя сидеть всю жизнь? - заметил Антип.
     - Хватит  стучать-то!  -  сказала  вдруг  Марфа.  -  Давай  посидим, поговорим про детей.
     Антип усмехнулся, отложил молоток.
     -  Сдаешь,  Марфа,  -  весело  сказал он. - А хочешь, я тебе сыграю, развею тоску твою?
     - Сыграй, - разрешила Марфа.
     Антип вымыл руки, лицо, причесался.
     - Дай новую рубашенцию.
     Марфа достала из  ящика  новую  рубаху.  Антип  надел  ее,  подпоясался ремешком. Снял со стены балалайку, сел в красный угол, посмотрел на Марфу.
     - Начинаем наш концерт!
     - Ты не дурачься только, - посоветовала Марфа.
     -  Сейчас  вспомним  всю  нашу  молодость,  - хвастливо сказал Антип, настраивая балалайку. - Помнишь, как тогда на лужках хороводы водили?
     - Помню, чего же мне не помнить? Я как-нибудь помоложе тебя.
     - На сколько? На три недели с гаком?
     - Не на три недели, а на два года.  Я  тогда  еще  совсем  молоденькая была, а ты уж выкобенивался.
     Антип миролюбиво засмеялся:
     - Я мировой все-таки парень был! Помнишь, как ты за мной приударяла?
     -  Кто?  Я,  что  ли? Господи!.. А на кого это тятя-покойничек кобелей спускал? Штанину-то кто у нас в ограде оставил?
     - Штанина, допустим, была моя...
     Антип подкрутил последний кулочок, склонил маленькую голову  на  плечо, ударил  по  струнам...  Заиграл,  И  в теплую пустоту и сумрак избы полилась тихая светлая музыка далеких дней молодости. И припомнились другие вечера, и хорошо и грустно сделалось, и подумалось о чем-то главном в жизни,  но  так, что не скажешь, что же есть это главное.
 
     Не шей ты мне,
     Ма-амынька,
     Красный сарафа-ан, -
 
     запел тихонечко Антип и кивнул Марфе. Та поддержала:
 
     Не входи, родимая,
     Попусту
     В изъян...
 
     Пели ни так чтобы очень стройно, но обоим сделалось удивительно хорошо. Вставали  в глазах забытые картины, То степь открывалась за родным селом, то берег реки, то шепотливая тополиная рощица припоминалась, темная и  немножко жуткая...  И  было  что-то  сладко  волнующее  во всем этом. Не стало осени, одиночества, не стало денег, хомутов...
     Потом Антип заиграл веселую. И пошел по избе мелким бесом, игриво виляя костлявыми бедрами.
 
     Ох, там, ри-та-там,
     Ритатушеньки мои!
     Походите, погуляйте,
     Па-ба-луй-тися!
 
     Он стал подпрыгивать. Марфа засмеялась, потом  всплакнула,  но  тут  же вытерла слезы и опять засмеялась.
     -  Хоть  бы  уж не выдрючивался, господи!.. Ведь смотреть не на что, а туда же.
     Антип сиял. Маленькие умные глазки его светились озорным блеском.
 
     Ох, Марфа моя,
     Ох, Марфынька,
     Укоряешь ты меня за напраслинку!
 
     - А помнишь, Антип, как ты меня в город на ярманку возил? Антип кивнул головой.
 
     Ох, помню, моя,
     Помню, Марфынька!
     Ох, хаханечки, ха-ха,
     Чечевика с викою!
 
     - Дурак же ты, Антип! - ласково сказала Марфа,  -  Плетешь  черт  те чего.
 
     Ох, Марфушечка моя,
     Радость всенародная...
 
     Марфа так и покатилась:
     - Ну, не дурак ли ты, Антип!
 
     Ох, там, ри-та-там,
     Ритатушеньки мои!
 
     - Сядь, споем какую-нибудь, - сказала Марфа, вытирая слезы.
     Антип слегка запыхался. Улыбаясь, смотрел на Марфу.
     - А? А ты говоришь: Антип у тебя плохой!
     - Не плохой, а придурковатый, - поправила Марфа.
     -  Значит,  не  понимаешь, - сказал Антип, нисколько не обидевшись за такое уточнение. Сел. - Мы могли бы с тобой  знаешь  как  прожить!  Душа  в душу. Но тебя замучили окаянные деньги. Не сердись, конечно.
     - Не деньги меня замучили, а нету их, вот что мучает-то.
     -  Хватило  бы...  брось,  пожалуйста.  Но  не  будем.  Какую желаете, мадемуазель-фрау?
     - Про Володю-молодца.
     - Она тяжелая, ну ее!
     - Ничего. Я поплачу хоть маленько,
 
     Ох, не вейти-ися, чайки, над морем,
 
     запел Антип.
 
     Вам некуда, бедненьким, сесть.
     Слетайте в Сибирь, край далекий,
     Снесите печальну-я весть.
 
     Антип пел задушевно, задумчиво. Точно рассказывал.
 
     Ох, в двенадцать часов темной но-очий
     Убили Володю-молодца-а.
     Наутро отец с младшим сыном...
 
     Марфа захлюпала.
     - Антип, а Антип!., Прости ты меня, если я чем-нибудь тебя обижаю,  - проговорила она сквозь слезы.
     - Ерунда, - сказал Антип. - Ты меня тоже прости, если я виноватый.
     - Играть тебе не даю...
     -  Ерунда,  -  опять  сказал  Антип. - Мне дай волю - я день и ночь согласен играть.
     Так тоже нельзя. Я понимаю.
     - Хочешь, чекушечку тебе возьмем?
     - Можно, - согласился Антип,
     Марфа вытерла слезы, встала.
     - Иди пока в магазин, а я ужин соберу.
     Антип надел брезент и стоял посреди избы, ждал, когда Марфа достанет из глубины огромного сундука, из-под тряпья разного, деньги. Стоял и смотрел на ее широкую спину.
     - Вот еще какое дело, - небрежно  начал  он,  -  она  уж  старенькая стала...  надо  бы  новую. А в магазин вчера только привезли. Хорошие! Давай заодно куплю.
     - Кого? - Марфина спина перестала двигаться.
     - Балалайку-то.
     Марфа опять  задвигалась.  Достала  деньги,  села  на  сундук  и  стала медленно и трудно отсчитывать. Шевелила губами и хмурилась.
     - Она у тебя играет еще, - сказала она.
     - Там треснула досточка одна... дребезжит.
     - А ты заклей. Возьми да варом аккуратненько.
     - Разве можно инструмент варом? Ты что, бог с тобой!
     Марфа  замолчала.  Снова  стала считать деньги. Вид у нее был строгий и озабоченный.
     - На, - она протянула Антипу деньги. В глаза ему не смотрела.
     - На четвертинку только? - У Антипа отвисла нижняя губа. - Да-а...
     - Ничего, она еще у тебя поиграет. Вон как хорошо сегодня играла!
     - Эх, Марфа!.. - Антип тяжело вздохнул.
     - Что "эх"? Что "эх"?
     - Так... проехало. - Антип повернулся и пошел к двери.
     - А сколько она стоит-то? - спросила вдруг Марфа сурово.
     - Да она стоит-то копейки! - Антип остановился у  порога.  -  Рублей шесть по новым ценам.
     - На, - Марфа сердито протянула ему шесть рублей,
     Антип  подошел  к  жене  скорым  шагом,  взял  деньги  и  молча  вышел: разговаривать или медлить было опасно - Марфа легко могла раздумать.
Рубрики:  жизнь
цитаты
проза
интересно
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Tatjanuschka   обратиться по имени Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 17:33 (ссылка)
Неподражаемый Шукшин. Поистине народный писатель)) Спасибо,Женя! Удачи тебе!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 17:34ссылка
Верно, Таня, настоящий писатель.
Хорошего вечера
Sharp121   обратиться по имени Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 20:26 (ссылка)
а убили его за то,что был он человек.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 00:43ссылка
Что Василий Макарович - Человек (именно с большой буквы), без сомнений. По остальному могу сказать только одно - я при этом не присутствовал. И, насколько мне известно, однозначной версии произошедшего в тот день на теплоходе нет.
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Декабря 2012 г. 17:53ссылка
да я тоже НЕ присутствовал. на и при казни Емельяна Пугачева НЕ присутствовал. А то что человеку нет еще и пятидесяти и он ВНЕЗАПНО умирает спишем на сердЭчную недостаточность.
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Декабря 2012 г. 18:13ссылка
Уважаемый Sharp121, я не готов здесь обсуждать обстоятельства смерти Василия Макаровича Шукшина.
Свидетелями же казни Емельяна Пугачева были тысячи людей - практически вся Москва.
http://his95.narod.ru/doc00/kazn_pug.htm
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Декабря 2012 г. 19:18ссылка
Да? приведите свидетельства хотя бы одного из тех, кто пристутсовововал из этих "тысяч". Обстоятельный вы мой.
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Декабря 2012 г. 19:27ссылка
Да. Если кликнуть по ссылке, Вы увидите отрывок из рассказа очевидца казни, взятый из источника:
"Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков.", 1775 год.
Тема закрыта. Всего доброго.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку