-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в percepnef

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2019
Записей: 1839
Комментариев: 1738
Написано: 3947


Смысл выражения «не ведают, что творят»

Среда, 22 Марта 2023 г. 15:43 + в цитатник
Смысл выражения «не ведают, что творят»
 
         
 
 
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «не ведают, что творят». Это выражение мы часто употребляем как знак снисходительности к глупости и невежеству других людей, которые просто не понимают, что они делают, и поэтому к ним можно относиться снисходительно.
 
Но если мы обратимся к оригиналу, к евангельскому тексту, то мы увидим некоторые глубокие нюансы, оттенки, которые позволят нам понять смысл Евангелия. В частности в Евангелии от Луки 23:34 Иисус говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий…» и т. д.
 
Итак, эти слова Христос произносит, оказавшись на кресте, и эти слова обращены к Отцу с просьбой, с молитвой о прощении тех, кто в чем-то виновен, но необходимо их простить.
 
Сразу скажу, что в некоторых древних рукописях именно это выражение было зачеркнуто; потом оно опять вернулось; вероятно, оно уже в древности вызывало много вопросов, потому что действительно ли любые палачи могут получить прощение? Уместно ли молиться о прощении в ситуации, когда, казалось бы, злоба мира перехлестывает через край?
 
Итак, Иисус умоляет Отца простить, как бы закрыть глаза на грехи людей. Но о ком идет речь? Первые, кто приходит на ум, — это, конечно, те, кто делит одежды Христа, бросая жребий. Это палачи, которые исполняют свой служебный долг. В XX веке возник этот вопрос: понесут ли ответственность палачи, преступники, которые исполняли приказ? В древности такого вопроса не возникало. Однозначно: это не их Христос просит простить. Кто же тогда эти «они»?
 
Вероятно, речь идет о настоящих виновниках всего происходящего, о тех, кто затеял суд, кто приговорил Христа к смертной казни, то есть первосвященниках. Эта тема становится очень болезненной, потому что конфликт между христианской и иудейской общинами будет длиться столетиями, и вынесение смертного приговора Христу — самый болезненный момент. Но и здесь — тоже оттенки: виновны ли современные иудеи в том, что Христос был распят? Если быть умным и честным, то нужно различать две вещи: одно дело — солидарность судьбы, когда ты — часть своего народа, несешь наследие его прошлого — это одна история, общая судьба; другое дело — ответственность, потому что ответственность несет только тот, кто лично принимал участие в преступных действиях; эти два понятия совершенно различны и никакого априорного или коллективного осуждения быть не может.
 
Что касается Каиафы и его приспешников, то Христос в другом месте говорит об их вине, и те, кто хочет об этом поразмышлять, могут обратиться к притче о злых виноградарях, которые прекрасно понимают, что они делают, когда видят сына и говорят: «вот — наследник, наконец-то мы его убьем, и виноградник достанется нам». Здесь возникает вопрос: ведают или не ведают? Является ли неведение оправданием или, наоборот, обстоятельством, оттягивающем вину? Притча о злых виноградарях очень парадоксальна: действительно, они не ведают и Божественная Справедливость, Милость и Замысел превосходят все злоухищрения человеческого разума, любые его комбинации. Там Христос дает совершенно парадоксальную развязку.
 
Но вот что касается конкретной ситуации, которая разворачивается на Голгофе: существует три текста, каждый из которых по-разному решает эту проблему. Прежде всего, апостол Павел в своей первой проповеди, запечатленной в 13-й главе Книги Деяний, ставит жителям Иерусалима и начальникам народа в грех, как вину то, что они пренебрегли, то есть не узнали, не познали Христа, и их неведение апостол Павел ставит им в вину и грех.
 
Петр в проповеди в день Пятидесятницы тоже обличает иудеев Иерусалима и их старейшин в невежестве, но в его устах это скорее оправдание, чем вменение вины; для него это возможность сказать: итак, покайтесь, обратитесь, одумайтесь. Таким образом, это неведение не является механическим оправданием, которое снимает вину без участия грешника; наоборот, эта сила, которая должна быть приведена в действие, привести к покаянию — в таком случае Бог освободит человека от греха, простит ему долг, или как с козлом отпущения — злоба, грех будет изгнан в пустыню. «Отпустить грех» означает перестать цепляться за него, в этом состоит покаяние.
 
Третий текст не вошел в канон Нового Завета, но многие древние рукописи сообщают одно высказывание Христа, когда Он увидел человека, который работает в субботу, то есть нарушает заповедь о субботе.
 
Христос воскликнул: человек, если ты ведаешь, что делаешь, блажен ты (счастлив, прав); если же ты не ведаешь, то ты проклят, ты — преступник Закона.
 
Здесь возникает парадоксальное решение темы ведения и неведения. О каком ведении здесь говорит Христос? Он Сам так иногда поступал в субботний день, за что навлек на Себя гнев фарисеев. Если ты понимаешь смысл субботы и высшую справедливость, Замысел Бога, который тебя иногда заставляет преступить человеческое предание, то тебя это ведение делает блаженным и счастливым. Но если нет, то ты просто обычный преступник.
 
Итак, конечно, христианство требует от каждого из нас осознанного отношения, осознанного принятия решений, ответственности, и поэтому ведение это то, что становится необходимым элементом нашей жизни. Мы должны понимать и ведать, что происходит. Те решения, которые мы принимаем, должны быть обдуманными. Но, вместе с тем, возникает парадоксальная ситуация: если мы принимаем неправильные решения, то всегда в этом есть какой-то элемент неведения, мы никогда не знаем всего на сто процентов, и для Бога это будет возможностью применить щедрость, применить благодать, прощение и исправить наш грех. Но с другой стороны: как нам относиться к грехам других людей? — здесь нам на помощь всегда приходит пример Христа: поступать так, как поступает Иисус в момент распятия: молиться Отцу, чтобы Он воздал должное этим людям, но по любви Христа.
Рубрики:  Проповеди
Вопросы веры

Zhed   обратиться по имени Среда, 22 Марта 2023 г. 15:47 (ссылка)
Вера в Иисуса как царя и наследника Давида – это смысловой стержень христианства. Мы чтим не эфемерного духа, не страдальца на золотом крестике, не участника таинственной триады, а реального царя реального царства – как минимум столь же реального, каким было царство Давида. Мы ждем этого царства, мы готовимся к нему, благовествуем о нем. Нас не смущает, что после ухода Царя минуло две тысячи лет – мы уверены в его возвращении так же, как в том, что после ночи будет утро. Все это заключено в слове «Христос», и когда мы его произносим, мы озвучиваем этот манифест, показывая, что исповедуем именно такую веру в Иисуса, а не какую-то другую.

В следующий раз, когда вы назовете Иисуса Христом, вспомните о важном значении этого царского титула. Мы не просто называем чье-то имя, а выражаем свою веру в Божьего царя и его славное царство. Подобно жителям Иерусалима, мы расстилаем перед ним пальмовые ветви и восклицаем: «Осанна сыну Давидову!» В этом коротком греческом слове – вся Библия. Еврейские писания содержат прообразы великого будущего Царства, Евангелия раскрывают личность его царя, письма апостолов учат готовиться к нему, Откровение Иоанна пророчески показывает его славную кульминацию. Произнося это слово, мы показываем, что вера и любовь к этим истинам определяют нашу жизнь, наши привычки, наш круг общения.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку