Ремённая передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента — приводного ремня, за счёт сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни). Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число (вариатор), валы которого могут быть с параллельными, пересекающимися и со скрещивающимися осями.
Ременная передача осуществляется при помощи двух шкивов, закрепленных на валах, и бесконечного ремня, надетого на эти шкивы, прямоугольного, трапециевидного или круглого сечения. Передача от ведущего шкива к ведомому осуществляется за счет силы трения между ремнем и шкивами. Ременную передачу можно осуществить при значительных расстояниях между валами. Она обладает эластичностью, плавностью хода и бесшумностью работы, но без соответствующего натяжения ремня работать не будет при недостаточном трении между ремнем и шкивами.
Ременная передача может применяться не только при параллельном, но и при другом различном расположении валов и с различным направлением вращения ведомого шкива. Передаточное число i = d2/d1 определяется по отношению диаметра ведомого и ведущего шкивов.
Различают следующие виды ременных передач.
Открытая передача (рис. 7, а). Применяется при параллельно расположенных валах и одинаковом направлении вращения их. Средние плоскости шкивов должны совпадать. Для того чтобы ремень, несмотря на неточность монтажа и прогибы валов, не спадал, рекомендуется применять один шкив с выпуклым ободом, а другой — с цилиндрическим. Расчетyым диаметром для определения передаточного числа (i) у шкива с выпуклым ободом считается его наибольший диаметр. Передача открытым ремнем допускает относительно большую нагрузку, что является основным ее преимуществом.
Перекрестная передача (рис. 7, б и в). Применяется при параллельно расположенных валах, но противоположном направлении вращения их. Хотя угол обхвата при перекрестной передаче больше, чем при открытой, такой способ передачи имеет существенный недостаток, заключающийся в быстром износе ремня, особенно при малом межцентровом расстоянии. Поэтому целесообразно выбирать - расстояние между валами значительным (Lmin ≈ 20 b, где: b — ширина ремня), а скорость ремня сравнительно небольшой (V ≤ 15 м/сек); при этом оба шкива должны быть цилиндрическими. Нагрузка перекрестной передачи не должна превышать 45-85% допустимой для открытой передачи.