Куколка сделана из натуральных материалов, приятная для тактильного контакта, гибкая. Можно использовать в процессе консультирования при телесных реакциях на эмоциональные потрясения, для диагностики и коррекции ребенка. Хорошо использовать как предмет переноса и моделирования.
Вот пример работы с куклами Вальтера Холла
Динамика. Дженни, импульсивная, крепкая девочка, до сих пор не теряла надежду, что папа, обладающей в ее глазах идеальными чертами, приедет в Германию, или заберет ее в США (он звонил ей примерно два раза в год).
После возвращения в Германию Дженни очень медленно осознавала факт расставания с отцом, потерю родины и перемену языка. В школе ей первое время было тяжело, потому что она едва разговаривала по-немецки. На нового партнера матери девочка сначала прореагировала амбивалентно. Затем отношение Дженни к нему ухудшилось, не последнюю роль в этом сыграли жесткие авторитарные представления Армина о воспитании. После рождения брата к чувству неприязни присоединилась еще и сильная ревность.
Дженни выработала для себя псевдо-автономию: она часто задерживалась у соседей, как будто бы ей не нужна была ее семья. Девочка часто обижала мать, отвергала ее или предъявляла к ней непомерно завышенные требования, чтобы потом оскорбленно удалиться, если эти требования не удовлетворялись. Мать чувствовала себя подавленной и разочарованной, не зная, как вести себя с дочерью, из чего Дженни делала вывод, что мать, как и Армин, больше любит маленького брата, чем ее.
После нескольких бесед с семьей и наблюдений за игрой Дженни я решил для продвижения терапевтической работы использовать психодраматическую игру с куклами, надеваемыми на руку, так как из-за оппозиционного поведения Дженни проводить беседы с семьей становилось все тяжелее. Мать и Дженни согласились, они также не возражали, чтобы я привлек к работе мою коллегу, так как предстояло разыгрывать много ролей.
Инсценировка была подготовлена матерью и моей коллегой, без Дженни. В процессе подготовки женщины обсуждали следующие гипотезы:
- Дженни идеализирует отца;
- Дженни, разочаровавшись в отце и будучи не в силах справиться с тревогой из-за своего двойственного к нему отношения, прибегает к расщеплению. Она проецирует «плохую» часть образа отца и свое «плохое» отношение к нему на мать и Армина;
- Дженни защищает свои регрессивные желания, развивая псевдо-автономию.
- Затем они разработали сценарий, руководствуясь следующими вопросами:
- Какие периоды жизни мы должны рассмотреть и каково их главное содержание?
- Какие фигуры подходят для инсценировки и какие дублирующие фигуры можно применить?
Не в последнюю очередь эта подготовка служила тому, чтобы уменьшить состояние неуверенности матери.
Инсценировка Для начала мы еще раз объясняем Дженни наше намерение: мы хотим при помощи игры с куклами найти причину сложившейся в доме тяжелой обстановки.
Вместо ответа Дженни жалуется на боли в спине, ложится на ковер и с показной скукой на лице начинает играть с плюшевой собачкой. Мать этим явно раздражена.
Мы игнорируем поведение Дженни, благодарим ее за согласие и вслух размышляем: «Где могла бы здесь в комнате быть квартира и комната Дженни? А где — Америка? И как мы сделаем море между ними — может быть, с помощью этого голубого платка?»
Дженни вскакивает как наэлектризованная, боль в спине забыта. Девочка рассказывает нам, где находится квартира, где — Америка, соглашается с тем, чтобы голубым платком изобразить море, разделяющее Германию и Америку, и помогает нам разложить его на полу.
При помощи поролоновых сидений и платков я с Дженни и матерью намечаю кухню, а моя коллега сооружает дом отца в Америке.
Вслед за этим Дженни помогает выбрать кукол для персонажей нашей истории:
Мать — Королева, отец — Король, Дженни — Принцесса, Армин — Разбойник, Петер — Зеппль [Кукла, входящая в набор Каспер-театра, друг Каспера. — Примеч. переводчика.].
Девочка спонтанно берет еще и куклу зайца, который должен быть ее любимой игрушкой сначала в Америке, а потом в Германии.
Мы решаем, что мать возьмет на себя только роль Королевы, а Дженни — только Принцессы. Моя коллега берет на себя исполнение ролей родного отца Дженни, ее отчима и брата.
Дженни соглашается с тем, что я играю зайца, таким образом проясняется вопрос, кто же будет двойником. Режиссуру осуществляю я.
Первая сцена (сцены воспроизведены в очень сжатом виде)
Королева, Принцесса, Король и Заяц в Америке. (Участники инсценировки надевают своих кукол на руки). Для разогрева мы начинаем со сцены завтрака, которая заканчивается тем, что мать (по указанию режиссера) говорит: «Король уволен из армии. Нам здесь плохо, в Германии лучше! Кроме того, у меня ностальгия, мне хочется лететь назад, в Германию».
Принцесса соглашается. Заяц (дубль) вслух высказывает свои сомнения: он не знает, где эта Германия и каково там жить, к тому же он умеет говорить только по-английски.
Королю все это не нравится, но Королева говорит: «Ты можешь приехать к нам, как только у нас будет квартира». Дженни на мой вопрос, так ли все было, уточняет, что у Короля был печальный вид, и моя коллега играет роль Короля соответствующим образом.
Указания режиссера: «Все действующие лица сейчас ложатся так, как будто они спят, потом прозвенит будильник и настанет день отъезда».
href="//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/629/79629054_large_IMG_1161.JPG" rel="li-bigpic" target="_blank">
2.
3.
4.