Метод психологического исследования: тестирование. |
Как методический инструмент тесты широко используются в современных исследованиях. Однако прежде, чем решить, какой из сотен имеющихся тестов может быть применен для исследования, психолог задается вопросами: какова цель теста? Для какой группы лиц он лучше подходит? Чем он отличается от других методов изучения индивидуальности человека? Насколько ответственно он конструировался? Насколько он точен и надежен? Насколько адекватны и действительны его результаты?
(Разумеется, речь не идет о многочисленных полуигровых "тестах", которые публикуются в развлекательных журналах).
От каждого изменительного иструмента требуется, чтобы он был как можно более точным. Следовательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся:
1) неблагоприятные условия тестирования;
2) недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания;
3) неверное поведение экспериментатора;
4) субъективность в истолковании результатов теста.
Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валиности, или адекватности. Валидность - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен, для установления которой обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен измерить. При работе с тестами следует отметить также и этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных тестов или опросников, в связи с чем важно предотвратить доступность их содержания для любого желающего, поэтому использование, проведение иинтерпретация психологических тестов должны обязательно идти под контролем квалифицированного психолога.
(Продолжение следует...)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |