Грамотность: зачем нам зевгма и гипербатон |
Наш язык упрощается под влиянием интернета — но не стоит забывать о классических фигурах речи. «Теории и практики» вспомнили, чем полезны хиазм, парономазия и другие стилистические приемы.
Стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов (зачастую синонимов). Такое наслоение усиливает эмоциональное воздействие фразы на читателя.
«Будет тревожно, восторженно, сладко, свободно,
Будет томительно, радостно — все что угодно:
Счастья не будет».
© Дмитрий Быков
«И ничего не желая, ни о чем не жалея, Петерс благодарно улыбнулся жизни — бегущей мимо, равнодушной, неблагодарной, обманной, насмешливой, бессмысленной, чужой — прекрасной, прекрасной, прекрасной».
© Татьяна Толстая
Поэтический прием, основанный на выпадении одного или нескольких звуков в конце слова (чаще всего, последнего безударного гласного). Слово укорачивается, не теряя своего значения — что может придать ему выразительности или помогает «уместиться» в стихотворный размер. Впрочем, мы используем апокопы и в обыденной речи — например, говорим «чтоб» вместо «чтобы».
«С Афродитою Ураньей
не был я знаком заране.
Я всегда служил открыто
Афродите общепита».
© Тимур Кибиров
«Это в белом конверте
Ему пишет зима.
Обещанье бессмертья —
Содержанье письма».
© Александр Кушнер
Фигура речи, при которой искажается синтаксический порядок слов и/или разрывается синтаксическая связь между словами, которые при правильном построении предложения стояли бы рядом. Это помогает придать фразе выразительность и подчеркнуть тему высказывания.
«Шуршат по утрам котофеи листвой
Под кронами лип или вязов.
Но верю, что есть и меж кошками свой
Хвостатый иван карамазов».
© Алексей Цветков
Эта фигура речи подразумевает ряд однотипных синтаксических сочетаний, связанных с одним и тем же членом предложения (чаще всего — сказуемым). При этом связующее слово используется только один раз, а в остальных случаях опускается. Например: «Положи меня как печать на сердце твое, как перстень — на руку твою» (= «Положи меня, как перстень, на руку твою»). Частный случай зевгмы — силлепсис — связывает подобным образом семантически неоднородные элементы, создавая комический эффект. Например: «За окном шел дождь и рота красноармейцев».
«Томас: Фрау Марта, я не расслышал, который час?
Марта: Часы пробили три, барон — два… Стало быть, всего пять».
© Григорий Горин
Фигура речи, при которой в тексте нарочно сближаются паронимы — слова, близкие по звучанию и разные по значению. Некоторые лингвисты относят к паронимам лишь однокоренные слова, например «жесткий — жестокий». Но в более широком смысле термина под это определение подпадают любые созвучные, но не схожие по смыслу слова.
«Миром правит не тайная ложа, а явная лажа».
© Виктор Пелевин
«Я
© Дуглас Адамс
Противоположность умолчания — использование слов, добавление которых в текст не вносит никакой новой информации: дублирующих друг друга по смыслу или просто необязательных. Плеоназм может быть сознательным литературным приемом, но чаще всего это обычная речевая ошибка.
«У того же автора: «Коза закричала нечеловеческим голосом…»
© Сергей Довлатов
Литературный аналог кинематографического приема «флэшфорвард» — автор или рассказчик говорит о будущих событиях, как о заранее ожидаемых. Или предвосхищает возможные возражения против своих аргументов и заранее опровергает их.
«Я уже вижу наш мир, который
покрыт паутиной лабораторий».
© Иосиф Бродский
«Вы скажете, что мы слишком плохо думаем о своем народе. Да мы вообще ничего о нем не думаем, мы там живем».
© Захар Прилепин
Конструкция, при которой одна часть фразы по своей структуре симметрична другой, повторяя те же члены предложения в обратном порядке.
«У греков — жизнь любить, у римлян — умирать,
У римлян — умирать с достоинством учиться,
У греков — мир ценить, у римлян — воевать,
У греков — звук тянуть на флейте, на цевнице,
У греков — жизнь любить, у греков — торс лепить,
Объемно-теневой, как туча в небе зимнем.
Он отдал плащ рабу и свет велил гасить.
У греков — воск топить, и умирать — у римлян».
© Александр Кушнер
Лирическое отступление рассказчика от повествования, когда он обращается к отсутствующему или воображаемому лицу, абстрактному понятию, предмету или качеству.
«О, тщета! О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов!»
© Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки»
Источник: http://theoryandpractice.ru/posts/7426-figuralno-vyrazhayas
Рубрики: | ЛИТЕРАТУРА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |