Чтобы пересчитать
автопортреты Рафаэля Санти, исключая спорные
, хватило бы пальцев одной руки. Но вот что удивительно: на единственном зрелом автопортрете
(если позволительно говорить о зрелости для человека
, умершего в 37) Рафаэль пишет себя на втором плане
, а вперёд выдвигает кого-то другого. Кого-то
, кому он дружески кладёт руку на плечо и как бы подталкивает по направлению к зрителю: на него
, дескать
, смотрите — не на меня!
И по сей день остаются неясными две вещи. Первая — кто этот человек? А вторая — что это за причуда? Что за необъяснимая творческая прихоть заставила Рафаэля
, одного из трёх ренессансных титанов
, самоумалиться до такой степени
, чтобы выпустить в центр
, на передний план собственного портрета
(а автопортрет ведь всегда — попытка самопознания) другого человека?
Гипотез о том
, кто бы это мог быть
, выдвигалось немало
, и каждая стоит остальных. Приятель Рафаэля и автор скандальных эротических сонетов Пьетро Аретино? Богатый коллекционер-нумизмат Бранконио дель Аквила
, камерленг
(администратор) папы римского и впоследствии исполнитель завещания Рафаэля? Архитектор Антонио да Сангалло
(младший), с которым Рафаэль пересекался в Риме? Его талантливый
, но самовольный ученик
Джулио Романо? Его учитель фехтования? Кто?..
Кто он был для Рафаэля? Начальник
, работодатель
, патрон.
Кем остался в истории? Римским папой
, который позиционировал себя преемником Юлия Цезаря
, и восстановил репутацию Церкви
, сильно пострадавшую при его предшественнике из рода Борджиа.
Взаимоотношения с Рафаэлем. Несмотря на то
, что на портрете Рафаэля Юлий II выглядит дряхлым
, болезненным и смиренным
, на самом деле это был один из самых воинственных пап на римском престоле. Время его понтификата запомнилось нескончаемой чередой войн. Рим воевал то с Венецией
, то с Францией
, и в результате существенно расширил свои границы. В некоторых сражениях Юлий II принимал личное участие
, неся впереди себя Святые Дары и вдохновляя на подвиги.
Рафаэля познакомил с папой Юлием II архитектор Ватикана
Донато Браманте — как и Рафаэль
,он был родом из Урбино и
, возможно
, даже состоял с Санти в дальнем родстве. Молодой Рафаэль был тогда далеко не самым знаменитым итальянским художником
, но ему улыбнулась удача — стать любимым художником папы. Он
, что называется
, оказался
«в нужное время и в нужном месте».
Взойдя на римский престол
, Юлий II первым делом пожелал избавиться от всего
, что напоминало о прошлом папе Александре VI
(Родриго Борджиа), осквернившем Рим распущенностью
,коррупцией и даже
, поговаривали
, кровосмесительной связью с дочерью Лукрецией. Юлий II заявил:
«Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию». Новый папа решил полностью изменить облик своего дворца
, чтобы ничего не напоминало о ненавистном предшественнике. Для этого со всех концов Апеннин были собраны достойнейшие
, знаменитейшие художники
, которые взялись заново декорировать папские апартаменты.
Однажды с утра папа Юлий II производил смотр работ во дворце
, находясь в раздраженном расположении духа. Он без удовольствия рассматривал всё
, что уже успели нанести на стены приглашённые мастера. И вдруг остановился перед люнетом
, в который Рафаэль вписал
«Афинскую школу». Поражённый папа долго разглядывал её
, а потом распорядился сбить другие фрески со стен и уволить всех остальных художников.
«А ты, мой мальчик, работай, — обратился он к Рафаэлю. —
Вижу, только ты один понимаешь, что делаешь».
С тех пор Юлий II называл Рафаэля исключительно
«наш любезный сын». Художник не только расписал для Юлия II ватиканские станцы
(ит. stanza — комната), но и когда воинственный папа своим указом учредил Швейцарскую гвардию
(вот уже более пяти столетий именно она отвечает за безопасность Ватикана и лично папы), Рафаэль
, согласно легенде
, разработал для солдат форму.