-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Natalliy

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) -vishka-
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Wandelhalle

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 104


Haute Couture как вид искусства

Суббота, 11 Октября 2008 г. 15:37 + в цитатник
http://www.fashionista.ru/fashion/08/haute_couture_ss08.htm

«От кутюр» или Высокая мода часто объявляется умершей. Причем как прессой, так и самими кутюрье. Насколько это верно?

Количество домов мод, создающих коллекции "от кутюр", в последние годы заметно сократилось, но этот процесс начался намного раньше. С изменениями в обществе меняется и Высокая мода. Несмотря на проблемы, у нее есть шанс выжить в 21-м веке благодаря новым, более молодым клиентам из России и Азии.

Игра словами

Что же такое «от кутюр» или «Высокая мода»? В российской и западной прессе «высокой модой» или «от кутюр» часто именуется все, что угодно: и недели моды прет-а-порте (готового платья), и коллекции самопровозглашенных "кутюрье". "Кутюрной" в рекламных целях называется любая ручная отделка, даже самая элементарная. Однако между прет-а-порте (prêt-à-porter = готовая одежда, фр.), пусть даже класса «люкс», и Высокой модой существует большая разница. И заключается она в том, что прет-а-порте - это массовая одежда, сшитая по стандартным лекалам, обычно в ограниченном количестве, для продажи в фирменных или мультибрендовых бутиках; в то время как Высокая мода предполагает ручной пошив платья/наряда по индивидуальным меркам для конкретной клиентки дома мод. Другими словами, Высокая мода - это мода не для всех, а лишь для весьма узкого круга избранных людей, которые в состоянии заплатить очень высокую цену за единственное в своем роде платье, сшитое по их меркам. Цены также значительно отличаются: костюм из линии «прет-а-порте де люкс» может стоить до 5000 долларов, а платье «от кутюр» - до 100000 долларов - можно почувствовать разницу. Ходят слухи, что некоторые эксклюзивные творения домов «Кристиан Диор» или «Валентино» достигают в цене 200000 долларов...

Монополией на лейбл «Высокая мода» обладает лишь Франция, где существует Парижский Синдикат Высокой Моды (Chambre Cyndicale de la Couture Parisienne), входящий в Федерацию Высокой моды, прет-а-порте и создателей моды (La Fédération française de la couture, du prêt-à-porter des couturiers et des créateurs de mode). "Апелляция" или принадлежность к Дому Высокой моды защищена во Франции законом. Список Домов, имеющих данную «апелляцию», составляется специальной комиссией при Министерстве промышленности Франции. Только Дома Высокой моды, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к ним, и базирующиеся во Франции, могут стать членами Синдиката Высокой моды. Иностранные кутюрье, даже такие именитые как Валентино, или относительно недавно вошедший в этот узкий круг Валентин Юдашкин, могут быть лишь членами-корреспондентами Синдиката.

Парижский Синдикат Высокой Моды был создан в 1868 г. Сегодня президентом Синдиката Высокой моды и Федерации Высокой моды и прет-а-порте является Дидье Грюмбах. Французская Федерация Высокой моды и прет-а-порте была создана в 1973 году, она является высшим исполнительным органом всех входящих в нее палат. Также в Федерацию входит Синдикат мужской моды, объединяющий все марки, работающие в сфере мужской моды. Членами Синдиката или Профсоюзной палаты Высокой моды являются Дома Высокой моды, а также ателье, занимающиеся пошивом одежды такого же класса на заказ.

История Высокой моды - социальная история Франции

Высокая мода в том виде, в котором мы ее знаем, родилась в конце XIX-го века. Первым кутюрье в современном понимании стал англичанин Чарлз Фредерик Уорт, открывший свой дом мод в Париже в 1858 году. Он был первым из кутюрье, начавшим диктовать своим клиентам свое видение моды. Он же первым ввел показы платьев на живых манекенщицах, отказавшись от распространенной тогда практики отсылать клиентам тряпичные куклы, одетые в предлагаемый мини-наряд. Будучи специалистом по бальным платьям, Уорт не стеснялся назначать очень высокие цены. Модельеры того времени вплоть до первой мировой войны одевали исключительно аристократию. И если раньше аристократы определяли моду, в том числе и для модельеров, то после Уорта ее делают модельеры, имеющие свой дом мод.

Одежда долгое время оставалась во Франции (да и во всей Европе) отличительным признаком сословия, ранга и статуса в социальной иерархии. Существовали законы, запрещавшие нижним сословиям носить одежду из определенной ткани и даже того или иного цвета. В период Великой французской революции был издан указ, разрешавший всем гражданам Республики носить любую одежду по их желанию.

В начале ХХ века швейное ремесло стало самостоятельной профессией. Ее положение регулировалось министерским постановлением, определявшим, что дома должны шить одежду по индивидуальным меркам на заказ, иметь как минимум двадцать сотрудников в своих ателье и представлять два раза в год минимум 75 моделей на живых манекенщицах (коллекции сезонов весна-лето и осень-зима). В 1900 г. во Франции насчитывалось 20 домов мод, в 1925 г. - 75, в 1937 г. - уже 29. С 1946 по 1967 гг. количество домов мод сократилось со 106 до 19.

Ремесленные традиции

Высокая мода - это уникальные, единственные в своем роде вещи, на создание которых уходит до 150 часов работы и более в зависимости от дизайна и пожеланий клиентов. Уникальность вещей "от кутюр" заключается также в использовании весьма дорогостоящего сегодня труда высококлассных ремесленников, которые изготавливают в традиционных для Франции специализированных ателье кружева, плиссировку, украшения из перьев, пуговицы, цветы, бижутерию, перчатки и шляпы по заказу домов мод. Некоторое время назад крупные французские дома Высокой моды Chanel и Christian Dior выкупили несколько таких ателье с тем, чтобы сохранить их знания и опыт, необходимые для Высокой моды и французской моды вообще. Например, знаменитое ателье вышивки Lésage.



Chanel, Высокая мода сезона весна-лето 2008

Многие поклонники считают Высокую моду высшим выражением моды, даже видом искусства. И они, пожалуй, правы. Достаточно посмотреть как с десяток мастериц вышивают вручную деталь платья или обрабатывают специально привезенные из Южной Африки перья для очередного творения «от кутюр», чтобы понять, что Высокая мода - это не просто некий декадентский каприз для богатых. Это поистине высокое искусство шитья. Трудоемкое, дорогостоящее и редкое искусство для тех, кто может это себе позволить.

Парижские дома Высокой моды располагают своими ателье, где работают от 20 до 40 искусных мастериц. В четырех ателье дома "Шанель", например, работают более 120 человек. Для Кристиан Лакруа трудятся 24 пары "маленьких рук", как их называют на модном жаргоне, для Жана-Поля Готье - около 40. Новички среди домов Высокой моды могут позволить себе оплачивать труд лишь нескольких человек.



Chanel, Высокая мода сезона весна-лето 2008

Из чего следует, что Высокая мода доступна сегодня только по-настоящему богатым людям. Раньше это были в основном «старые деньги» из Европы и Америки, представители аристократии. В 1980-е гг. прошлого века в рядах клиентов «от кутюр» стали появляться «ближневосточные принцессы», жены и дочери богатых саудовских или катарских нефтяных шейхов. К концу десятилетия именно они составляли основу клиентской базы парижских домов мод, создающих одежду «от кутюр».

Массовая мода против Высокой моды

Высокая мода и дизайнерская мода в целом страдают сегодня от продолжающейся демократизации моды и превращения ее в серьезный бизнес. Когда-то Высокая мода была единственно возможным видом модной одежды. Но с появлением прет-а-порте или носибельной одежды по более доступным ценам для большего числа людей позиции «от кутюр» пошатнулись.

Благодаря новым технологиям самые свежие, оригинальные идеи с подиумов почти моментально копируются, перерабатываются и тиражируются тысячами недорогих стандартных вещей сетями модных магазинов. «Быстрая мода» от Zara, Mango, H&M или Topshop оказывает непосредственное влияние на современную модную индустрию, в том числе Высокую моду. Дело в том, что несмотря на всю эксклюзивность, которой так жаждут богатые клиентки модных домов, многие почитательницы Высокой моды не стесняются сегодня комбинировать дорогие вещи «от кутюр» с намного более демократичными джинсами, например. Что невозможно было себе представить всего лет 15-20 назад.

Как рассказывает Валентино в документальном фильме ВВС «Тайный мир Haute Couture», в начале 1980-х, когда дом «Валентино» начал создавать свои коллекции Высокой моды, количество выходов моделей во время дефиле достигало 190. В 1990-е это уже была намного более скромная цифра в 40 выходов. А недавно и это количество было пересмотрено Французским Синдикатом Высокой моды в сторону уменьшения - до 25, чтобы позволить немногим остающимся домам Высокой моды и молодым кутюрье справиться с запретительной стоимостью коллекций «от кутюр». Времена изменились.

В 1950-е и 1960-е годы, "золотой век" Высокой моды, многие клиентки парижских домов мод вели образ жизни, который не позволял им одеваться в ближайшем магазине модной одежды. Сразу после окончания Второй мировой войны в Париже проходило до 100 показов Высокой моды в сезон, а количество занятых в этом деле людей превышало 46000 человек. Сегодня общее количество людей, занятых в сфере «от кутюр», не превышает 4500 человек.



Givenchy, Высокая мода сезона весна-лето 2008

Количество клиенток, регулярно носящих только «от кутюр», редко превышало несколько сотен человек во всем мире, а с наступлением эры «быстрой моды» и всеобщей демократизации одежды их ряды еще больше поредели. Новые богачи из США, сделавшие себе состояния, например, в Силиконовой долине, не интересуются Высокой модой. Это "новые деньги", и у них нет того же социального "багажа", что у старых. Социальные проблемы, увеличение разрыва между богатыми и бедными в самих США, постоянно транслируемые тв-каналами бедность и даже голод в развивающихся странах делают увлечение сверхдорогими нарядами морально неприемлемым.

Неудивительно поэтому, что показанный в мае 2007 года документальный фильм британского ВВС называется «Тайный мир Haute Couture», и что создательнице фильма пришлось несколько месяцев добиваться согласия поклонниц Высокой моды открыть свои платяные шкафы перед тв-камерой. Среди нескольких проинтервьюированных дам большая часть оказались представительницами "старых денег", уже в довольно зрелом возрасте. Только одна клиентка домов Высокой моды из числа "новых денег" согласилась поговорить о своих дорогих нарядах "от кутюр" перед камерой. Она оказалась молодой и энергичной супругой американского нефтяного магната, занятой в основном сбором пожертвований для различных благотворительных фондов. Молодая женщина честно призналась, что ощущает определенное чувство вины за то, что тратит такие деньги "просто на одежду, хотя и красивую", но оправдывает это для себя тем, что надевает наряды «от кутюр» на благотворительные мероприятия, где собирает средства для лечения детей или помощи самым обездоленным.

Высокая мода - от кризиса к кризису

Высокая мода не раз переживала тяжелые времена. В 1970-е годы, когда Ив Сен-Лоран ввел в моду прет-а-порте, многие предсказывали конец Высокой моды. Но она выжила. В начале 1990-х, с падением цен на нефть резко сократилось число арабских клиентов, на которых по большей части и были ориентированы дома «от кутюр». Затем в 2002 году, после приобретения дома «Ив Сен-Лоран» французским миллиардером Франсуа Пино (владелец группы «Гуччи»), сам кутюрье вынужден был уйти, так как коллекции "от кутюр" практически не продавались, увеличивая долговое бремя дома. К тому же новый креативный директор линии прет-а-порте американец Том Форд, будучи, скорее, талантливым менеджером, сразу вошел в конфликт со "старыми" порядками YSL. После пресс-конференции Ива Сен-Лорана, на которой он объявил о своем уходе из Высокой моды, его близкий друг и партнер Пьер Берже заявил, что Высокая мода умерла.

Это был серьезный кризис - в последующие два года от создания коллекций Высокой моды отказались еще несколько крупных парижских домов. Среди них такие "столпы" парижской Высокой моды как Torrente, Balmain, Féraud, Carven, Jean-Louis Scherrer... Givenchy и Ungaro временно приостановили показы «от кутюр». Высокую моду нужно было спасать. Последним принятым во Французский Синдикат Высокой моды членом стал Жан-Поль Готье в 1997 году. В 2002-м в него был принят молодой французский кутюрье Доминик Сиро, в 2005-м - Аделин Андре и Франк Сорбье. Членами-корреспондентами стали Валентино, Армани, Эли Сааб, Мартин Маржела. Были упрощены драконовские критерии признания марки как создающей Высокую моду: количество выходов за показ было уменьшено с 50 до 25, понижены требования к количеству сотрудников ателье.

Однако начиная с 2005 года «от кутюр» переживает подъем вместе со всей индустрией роскоши. Причем именно Высокая мода демонстрирует наилучшие показатели, превышающие рост продаж люксовых компаний вроде «Луи Вуиттон». Едва живой пару лет назад дом «Живанши» возобновил показы коллекций «от кутюр» и объявил, что количество заказов в 2007 году выросло на 30%. О подобном увеличении заказов говорят и представители дома «Кристиан Лакруа» и «Жан-Поль Готье», а «Кристиан Диор» стабильно продает до 45 кутюрных платьев сразу после очередного дефиле.

Высокая мода умерла. Да здравствует Высокая мода!

Высокая мода получила новое дыхание благодаря богачам с Востока, в том числе и из России. Генеральный директор "Шанель" Брюно Павловски говорит, что клиентами «от кутюр» знаменитого парижского дома теперь являются не только представители американской или ближневосточной элит, но и европейцы, русские, индийцы и китайцы. Рассказывают о новой русской клиентке дома «Диор», 17-летней дочери русского миллионера, которая после одного показа «от кутюр» парижского дома заказала для себя сразу 7 нарядов. Богатые русские стали новыми желанными клиентами Высокой моды, радуя персоналы парижских домов своей манерой тратить деньги, схожей с привычками арабских нефтяных шейхов. Модный портал wwd.com называет новыми клиентками парижских домов Высокой моды таких россиянок как Ирина Абрамович, Елена Лихач и Александра Мельниченко.

Большим успехом у клиентов «от кутюр» пользовались до недавнего времени творения итальянского модельера Валентино - роскошные вечерние наряды и платья из эксклюзивных тканей и дорогого кружева. В январе 2008 г. он представил свою последнюю коллекцию Высокой моды в Париже. Продолжит ли новое руководство дома «Валентино» создание подобных коллекций и насколько успешными они окажутся, покажет время.



Valentino, последняя коллекция Высокой моды, весна-лето 2008

Между тем, наряды Высокой моды, хотя и продаются с прибылью, не покрывают расходов инвесторов модных домов на организацию самих дефиле, которые обходятся порой в 2-3 миллиона евро. Зачем такие траты, спросите вы? Эффектные, зачастую театральные шоу «от кутюр» привлекают большое внимание прессы, создавая нужную шумиху и полируя имидж марки, ассоциируя ее с роскошью, блеском, гламуром... Показы Высокой моды тянут за собой продажи прет-а-порте и модных аксессуаров - сумочек, украшений, косметики и духов с лейблом модного дома. Именно аксессуары и косметика/парфюмерия приносят многим парижским домам более 70% всей выручки, оправдывая их непомерные затраты на Высокую моду и шокирующе дорогие дефиле. Одним из самых успешных в этом (маркетинговом) плане является дом «Кристиан Диор». Лейбл Christian Dior известен девушкам и женщинам практически всего мира, а прет-а-порте и аксессуары Christian Dior распродаются с невероятной скоростью благодаря их статусу модного must-have.

В 2005 году Джорджио Армани, немало удивив многих аналитиков модной индустрии, запустил свою линию Высокой моды - Armani Privé. Эта затея, казалось, была обречена с самого начала: если "Версаче" и "Унгаро" отказываются от показов Высокой моды, на что рассчитывает Армани, никогда не делавший "от кутюр" и построивший свою империю на непринужденных классических пиджаках и брюках? Однако 70-летний дизайнер заявил, что на платья с ценником за 10000 долларов существует спрос, и был прав.

Первая коллекция Armani Privé оказалась совершенно носибельной и словно созданной для различных светских мероприятий высокого уровня. Несмотря на кажущуюся "приземленность" линии Armani Privé, каждая вещь в ней сшита вручную, на что уходит два месяца, а цена зашкаливает за 10000 евро. Ставка на супер-роскошь оказалась верной: каждый сезон европейские клиенты дизайнера заказывают в среднем по 3 ансамбля из линии Armani Privé. Кроме того, Армани отправляет своих главных швей для проведения примерок прямо к клиенткам, заказывающим несколько платьев в сезон. Так же поступает и дом "Шанель", оплачивающий своей главной швее перелеты частным самолетом по всему миру. Ведь многие из серьезных клиентов "от кутюр" не присутствуют на дефиле, освещаемых большим количеством прессы. Вместо этого им высылается DVD-диск с записью показа или пароль для просмотра новой коллекции на специальном веб-сайте.

Также специально для клиентов "от кутюр" модные дома проводят закрытые показы в шоу-румах где-нибудь в Нью-Йорке. Дом «Версаче» без особой шумихи представляет свои кутюрные вечерние платья клиентам в своем шоу-руме в Париже. Кроме того модные дома стали проводить показы своих кутюрных коллекций в Нью-Дели или Гонконге, рассудив, что если их новые потенциальные клиенты не могут или не хотят приезжать для этого в Париж, следует привезти коллекции к ним домой. Представители дома «Валентино» говорят, что регулярно летают в Москву и Дубай для встречи с клиентами, так как только 10% их клиентов приобретают кутюрные вещи в парижском шоу-руме. В ноябре 2007 г. Crocus Group открыла в Москве первое в России эксклюзивное Atelier Couture в бутике Сrocus (Столешников пер., 5). А в декабре 2007 г. Москву посетил итальянский кутюрье Лоренцо Рива, чтобы показать свою новую коллекцию 2008 года и пообщаться с российскими клиентками.

В парижских модных домах надеются, что в мире наступила "мода на Высокую моду". Богатые клиенты хотят иметь эксклюзивные и редкие вещи, сшитые по их индивидуальным меркам и изготовленные на заказ. Высокая мода дает им такую возможность в полной мере.

Понравилось: 40 пользователям

Аноним   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 01:13 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку