-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Natalliy

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) -vishka-
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Wandelhalle

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 104


Понятие моды с точки зрения социологии

Понедельник, 22 Сентября 2008 г. 21:53 + в цитатник
Мода – неоднозначный и интересный социальный, психологический, культурный феномен, наблюдаемый в обществе. К сожалению, это явление зачастую ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется её важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию.
Так как же дать определение этому явлению? Одни ответят: «Мода - это пустая прихоть, увлечение бездельников». Для других мода - профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. Четвертые... Я же попробую рассмотреть моду как социальное явление. Для этого необходимо провести анализ сущности моды и выполняемого ею социального воздействия. Для представления более полной картины следует раскрыть функции моды и механизмы её возникновения и распространения.
Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ, правило, норма). В свою очередь, латинский вариант – от санскритского madh (мерить, взвешивать). Латинское "modus" использовалось философией XVII - XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово "мода" появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.
Проблема с определением понятия «мода» действительно сложна, причем сложности очевидны. Мода, это нечто что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Тем более что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды, следовательно, о совершенно разных вещах. Мода на одежду и мода на политические идеи, мода на коллекционирование фарфора и мода на автомобили — все это внешне вроде бы разные вещи, всякий раз порождающие совершенно разные определения и значительную путаницу между ними.
В самом широком смысле слова мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры». Однако существует мода и как отношение к внутренним формам культуры — идеям, воззрениям. Кроме того, при подобном подходе настойчивый акцент делается на конкретность и изменчивость моды, ее обязательную связь с определенными периодами и этапами развития человечества.
Хочу обратить внимание на то, что для характеристики одного из обязательных понятий в самом распространенном виде моды — моды на одежду — во всех европейских языках используется одно и то же, заимствованное из итальянского языка слово costume. И означает это нечто прямо противоположное: обычай, привычка. Таким образом, возникает нечто совершенно несовместимое: постоянно изменчивый обычай, непрерывно меняющаяся привычка. А В. Даль в своем словаре определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в быту». Однако тут и воз¬никала двойственность в определении. С одной стороны, мода — это «обычай», что-то достаточно устойчивое и стабильное. С другой же стороны, та же мода — «изменчивая прихоть».
Гофман уделяет вопросу связи моды и обычая особое внимание. По его мнению, мода есть и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчивость. Меняются конкретные стандарты моды, то есть, но это изменение и есть постоянное, что как будто становится привычным. Моды бы не было, если бы она не отвечала этим параметрам: новизне и привычке. Поэтому мода всегда существует как особое явление в социологии.
Как сказал Жиро Франсуаза, одно из очарований моды в том, что она ничему не служит. И это действительно так, потому что мода носит стихийный характер и охватывает все сферы деятельности человека. Хотя мода теснейшим образом переплетается с экономическими институтами, она все же автономна по отношению к ним, и многочисленные попытки подчинить ее, не подчиняясь ей, заканчивались провалом. Моде невозможно противостоять, если в обществе существуют хотя бы минимальные условия для ее существования.
Именно мода диктует нам, что одевать, куда ходить, какую музыку слушать. Она то ставит нас в жёсткие рамки, то практически неуловима. Чтобы разобраться в механизме её действия, нужно проанализировать много факторов, социальных и психологических, влияющих на массы и на индивидуального человека.
Согласно еще одной из также не слишком многочисленных социально-психологических попыток определения, мода — это некоторое массовое явление, принятое в определённой группе людей, которое определяет престиж человека. Мода формируется как подражание, и в свою очередь создать иллюзию эстетического вкуса у тех людей, у которых его нет. Они бездумно следуют общим тенденциям. Таким образом, пропадает индивидуальность личности. Человека на самом деле увлекает не красота или полезность нового, в отличие от людей «немодных», а сама частая смена модных вещей, что отличает человека от тех, кто этого не делает. То есть так он пытается выявить свою индивидуальность.
Понятно, что возникновение моды, как и любого масштабного социального явления, невозможно и не нужно датировать так же точно, как исторические события, даже очень важные и длительные. Возникновение и социальное утверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенно развивавшийся внутри и из старых социальных форм. Некоторые из этих форм составляют постоянный и повсеместный социокультурный фон, на котором мода может возникнуть, а может и не возникнуть. К ним относятся те же ценности игры и демонстративности, присутствующие всегда и везде. Другие формы, предшествующие возникновению собственно моды, составляют результат исторического развития. Возрождение принесло с собой первые слабые ростки моды. В XVIII веке мода стала влиять на поведение узких кругов знати, нарушавших национальную и региональную замкнутость. Но только в XIX веке сформировалось породившее ее множество факторов: промышленная революция, технические нововведения, политические революции, уничтожение сословных, межнациональных и межрегиональных барьеров, урбанизация, массовизация социально-экономической культурной жизни и т. д. Именно поэтому у нас есть основания утверждать, что в социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе в XIX веке.

Аноним   обратиться по имени Четверг, 18 Марта 2010 г. 19:09 (ссылка)
прекрасная статья!!! кто автор данной работы?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Natalliy   обратиться по имени Четверг, 18 Марта 2010 г. 21:48 (ссылка)

Ответ на комментарий

Автор я:))) правда здесь не указаны дополнительные источники!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку