Интервью с известным российским дизайнером Максом Черницовым:
http://www.indarnb.ru/celebrities/interview/?newsId=F02F8E076C0FCF3E
С дизайнером Максом Черницовым мы встретились теплым летним днем в его маленькой, но от этого не менее уютной студии. Стены увешаны модельными эскизами, фотографиями с презентаций и показов, вырезками из модных журналов, трафаретами со смешными надписями и прочими дизайнерскими «штучками», отчего сразу становится понятно, что в этой комнате творит один из лучших российских дизайнеров… Макс рассказал нам о своих увлечениях, пофилософствовал на возвышенные темы и поведал о планах на будущее…
Начнем, пожалуй, с самого простого незамысловатого вопроса: Макс, расскажите, с чего вы начинали, как появился бренд Max Chernitsov и как вы добились таких успехов? Уже в Португалии побывали и Милан навестили?
Это стандартная история: не имея профессионального образования, я заинтересовался модой. Это было мое фантастическое увлечение, мне всегда манило к этому, и я начал участвовать во всевозможных студенческих конкурсах — и в Русском силуэте, и тогда был международный конкурс Смирнов, который проводится во многих странах, но потом в России закрылся. Я как раз участвовал в последнем конкурсе, проводившемся в России, и был отмечен Ольгой Михайловской и Аленой Долецкой на национальном российском финале. Можно сказать, что с этого все и началось. Они меня заметили и помогли войти в российскую модную жизнь. После этого я познакомился с Юлей Ведерниковой, с которой мы создали марку одежды Max Chernitsov и до сих пор работаем, сейчас она является директором бренда. Сначала это были мужские коллекции (начиная с сезона осень-зима 2003/04), после первого же показа журнал Vogue отметил нашу коллекцию как интересную. Тогда же появились первые майки со смешными принтами. Сейчас это стало очень популярно, многие этим занимаются, а тогда все эти фразы и принты были в диковинку.
Что вас вдохновляет на коллекции? Ведь каждая коллекция – это отдельная история, сказка с разными персонажами!
С одной стороны, идеи я всегда стараюсь брать из окружающей реальной жизни, а с другой стороны, я всегда пропускаю это через внутренний мир и создаю разные образы, сказку. Мне важно чтобы коллекции были, с одной стороны, своеобразным отчетом о современной действительности, поэтому я стараюсь выбирать актуальные темы, а, с другой стороны, чтобы они были индивидуально авторскими. Я за авторский дизайн!
Последняя коллекция называлась «Рыбак и его куколка». В образе рыбака сквозила некая ирония, маскулинность, потому что мне не нравятся андрогинные бесполые темы, которые используют многие дизайнеры, я хочу, чтобы мужчины были загорелыми, крепкими, любвеобильными, женщины – сексапильными, красивыми и высокими. Я люблю жизнь, красивых людей, и Max Chernitsov — в хорошем смысле гедонистическая марка. Все мы собрались здесь дружной командой людей, которые любят жизнь, любят красоту, здоровье, легкость.
Вы ведь филолог по образованию. Это как-то помогает в работе?
Это очень помогает, потому что образы очень часто рождаются через словесные формулы, я придумываю имя своим персонажам, я словами оформляю, на кого они похожи, что они собой представляют, придумываю названия коллекции, тему. И это, безусловно, сначала идет через вербальные составляющие, а потом я уже начинаю мыслить образами.
С каким чувством вы смотрите на свои коллекции? Как вы сами их оцениваете?
Всегда по-разному. Создание коллекции – это достаточно большой процесс из многих этапов. И на каждом этапе есть свои удовольствия: удовольствие от того, что ты рисуешь, удовольствие от того, когда твои эскизы приобретают реальное воплощение в жизнь в виде готового изделия, удовольствие, когда вещь надета на красивой девушке, идущей по подиуму, когда люди с восторгом смотрят или аплодируют, и финальное удовольствие, когда ты видишь эту вещь на улице или в клубе на человеке. Когда эта вещь придает уверенности ее обладателю, когда он чувствует себя в ней комфортно. Я считаю, что одежда – это такая уловка для нас, чтобы чувствовать себя комфортно, более элегантно или сексуально, стать более раскрепощенным. Одежда, мне кажется, помогает раскрывать наши лучшие качества.
А есть ли такая вещь, в которой вы чувствуете себя комфортно, которая раскрывает ваши качества?
Прежде всего, это тишотки со смешными принтами и надписями, за которые Max Chernitsov все любят. Я могу сказать, что у Max Chernitsov есть несколько хитов, переходящих из коллекции в коллекцию, – это футболки, это куртки-бомберы на резинке, которые мы каждый сезон продвигаем и получаем хорошие отзывы от потребителей. Спортивные костюмы, главная задача которых комфорт и легкость, потому что они созданы не только для спорта, но и для дома, для повседневных прогулок, для путешествий. Одежда для активного отдыха.
В зимней коллекции очень удачно получились теплые зимние куртки с капюшоном, с меховой оторочкой и богатым воротником. Еще очень хорошая тема – элегантные вечерние женские платья, мы их начали добавлять не так давно, сезона три назад; у публики есть к ним интерес, и мы будем продолжать развивать эту тему.
Есть ли дизайнер – современный или из прошлого – кто является идейным вдохновителем для вас?
У меня было много духовных гуру, когда я был студентом, участвовал в конкурсах. Для меня тогда непререкаемым авторитетом были Jean Paul Gaultier, Alexander McQueen. И он, кстати, для меня с точки зрения креатива и творческого потенциала самый фантастический художник современности. Отдельными коллекциями мне нравится Marc Jacobs, у Dsquared бывают неплохие темы, Frankie Morello.
Наш портал одробно освещает события клубной светской жизни. А вы как любите отдыхать?
Я не очень клубный человек, иногда друзьям удается вытащить меня в клуб, и мы веселимся. Но, как правило, ночью я сплю! Тем не менее, я посещаю разного рода светские мероприятия, на которые мне приятно ходить и знакомиться с интересными людьми.
Продолжая тему светских мероприятий… Вы часто видите людей, одетых по-разному. Считаете ли вы, что есть плохой вкус и хороший?
Это философский вопрос. Если думать глобально, то существует так называемый индивидуальный вкус. Индивидуальный вкус может быть и вульгарным, и интересным. И существует отсутствие вкуса, когда человек не хочет заниматься этим, когда у него нет на это времени. Также вкус, я думаю, это врожденное чувство, сродни внутреннему творчеству. Кому-то это дано, а кому-то нет. Это очень спорный вопрос. Я сам не знаю на него ответ. Наверное, есть какая-то предрасположенность, есть у кого-то задатки проявлять этот вкус в одежде, а у кого-то их нет.
А какой человек привлечет ваше внимание в толпе?
Я думаю, человек, у которого есть мощное внутреннее наполнение, яркая индивидуальность. Мне не важно, одет ли он классически или авангардно. Привлекать человек может разными вещами: не только яркостью одежды, но и глубиной мысли в глазах, какими-то необычными манерами, тембром голоса. Если в человеке есть харизма, универсальное определение, очень модное сейчас слово, то он сразу обращает на себя внимание. Если человек скрытный, «полый», то, соответственно, на нем мой взгляд не останавливается.
В прошлом году вы были в Португалии, в Милане – это очень большое достижение для русского дизайнера. Как принимают русскую моду на Западе?
Там принимают с интересом, для них русский дизайнер – диковинка, что-то очень удивительное и издалека. В Лиссабоне нас принимали вдвойне тепло, потому что оказалось, что там живет много русскоязычных людей. Они пришли поддержать нас на показе и потом подходили поздравлять. У нас была очень мощная поддержка. В Милане было интересно посмотреть, кто такие русские, пришло много любопытных журналистов, с интересом смотревших на нас.
И какого же будущее российской моды, на ваш взгляд?
Я думаю, что пока интеграция в мировую моду достаточно сложна, правильнее работать здесь, нарабатывать здесь опыт, клиентов, потому что русская публика более благодарна. Мы создаем для тех, кто живет здесь; мы сами живем здесь и знаем, что нужно русскому потребителю. А создавать продукт для Европы или Америки… для них это всегда будет необычно, они будут ждать от нас китча, а китч делать не хочется, хочется делать осмысленную одежду для свободных людей.
Кого из русских дизайнеров вы выделяете?
Есть марки, с дизайнерами которых мы дружим. Это INSHADE, Chistova&Endourova. Это люди, с которыми приятно встретиться, поболтать, куда-то съездить. Есть дизайнеры, которые вызывают у меня уважение своей манерой ведения бизнеса, создания коллекций. В этом плане мне очень симпатизирует Алена Ахмадуллина.
Сейчас появилось такое распространенное явление, как звезды на подиуме. Это, скорее всего, пришло с Запада. Как вы к этому относитесь?
Да, мы время от времени привлекаем звезд к показу. Это достаточно тонкая работа, потому что звезды на показе – это всегда хорошо, это привлекает внимание прессы, публики. Но очень важно правильно подобрать звезду к показу. У меня самой удачной формой интеграции звезды в моду был писатель Виктор Ерофеев. Это было давно, третья мужская коллекция. Он очень интересный человек, притом, что уже далеко не молодой и, казалось бы, с модой не связан. Ему был интересен новый опыт, и для меня это было интересно, потому что это было нестандартно. Это не какая-то дешевая «певичка-однодневка», а уважаемый писатель.
Также очень успешный опыт работы был с футболистами клуба «Локомотив». Меня поразила их дисциплинированность и внутренняя организованность, потому что они все сделали четко, идеально и легко. Мало того, что сами мужчины-красавцы, еще и их собранность, это было очень здорово. И зал отреагировал хорошо, очень много было публикаций в прессе, эта тема понравилась. У меня участвовали в показах и Светлана Бондарчук, продюсер Алексей Волков, светская львица и женщина-бизнесмен Ирина Данилина, а в последнем сезоне ди-джеи радио DFM.
А вы не считает, что это отвлекает внимание публики от самой одежды, от показа? Излишняя театрализованность… Публика больше смотрит на звезд, чем на коллекцию.
Я считаю, что от самого показа должна исходить очень яркая эмоция, должна быть эйфория, радость, позитивное ощущение. Какими способами это достигается — красивая ли коллекция, декорации, танцы или звезды — не важно, главное, чтобы была эмоциональная вовлеченность. Потому что показ действует по законам шоу, и он должен быть интересным.
У вас была коллекция, посвященная уличной молодежной культуре и хип-хопу. Как вы относитесь к этой культуре?
Эта коллекция называлась «Зачем», весна-лето 2005. Я поработал с уличной культурой, с граффити культурой, я познакомился с сообществом художников-графиков «Зачем». Я ходил по Москве с фотоаппаратом, фотографировал трафареты, граффити, это было очень увлекательно. И эта молодежная составляющая rnb культуры проскальзывает у меня в коллекциях. Это интересно. Я люблю делать актуальные вещи, которыми люди живут в данный момент.
А есть ли какие-то правила в моде?
Я думаю, главное правило – не быть скучным и не бояться ломать стереотипы.
И чем же вы удивите нас этой осенью?
Этой осенью будет очень много поводов для удивления, потому что у нас будет 10 юбилейный сезон. Нам уже 5 лет, и мы сейчас стараемся к этому подготовиться. Надеюсь, нам хватит сил и времени, и сюрпризов будет много. Основная коллекция будет в достаточной степени посвящена молодежной культуре, но параллельно она будет посвящена героям и борьбе добра со злом. Герой всегда победит зло!
И в заключении… Максим, давайте пофантазируем: вы – журналист, который пишет статью о Максе Черницове! Что бы вы написали об этом человеке?
Ммм… Я бы написал такие вещи: я всегда стараюсь быть честным с журналистами и с потребителями, я не стараюсь создавать какой-то фантастический мыльный пузырь из Max Chernitsov, я стараюсь рассказывать том, что меня реально волнует и создавать продукт, который будет интересен людям. Я хотел бы написать, что поскольку я являюсь дизайнером марки Max Chernitsov, то это не только лично Я, но и наш большой коллектив, который работает над созданием продукта. Max Chernitsov – дизайнерский продукт, в который вложена и наша страсть, и наша любовь, и определенная жизненная философия, жизнелюбие, о котором я уже говорил. Мы стараемся создавать продукт по стандартам европейских брендов, стараемся создавать российский бренд, который бы нес в себе определенную философию. Мы стараемся создавать продукт, нацеленный на достаточно широкие слои населения. Продукт, понятный людям, который им приятно надевать, который людям доступен. Что касается ценовой категории, то наши цены вполне доступны. И баланс качества и цены мы всегда стараемся соблюдать.