Цитата сообщения V_i_t_g_i_t
Почему индийская музыка оказывает благотворное влияние на нас?
Часто можно встретить диски с индийскими рагами и названиями типа "Музыка для аюрведы", медитации, рейки и т.д. Почему же звучание индийской музыки оказывает такое благотворное воздействие на нас?
Одна из главных причин это строй индийской музыки. Да, в ней используются те же семь нот, что и в европейской музыке, но звуковысотность этих семи нот в индийской музыке отличается от евпропейской.
С XVII- XVIII веков в европейской музыке стал главенствующим темперированый строй, в котором октава делится на 12 равных полутонов, это было сделано для того чтобы иметь возможность использовать все тональности и аккорды самой различной структуры и свободно модулировать в любую тональность.
В натуральном строе, который с давних времён и до сих пор используется в индийской музыке, отношение интервалов можно сказать заложено самой природой.
НАТУРАЛЬНЫЙ (или естественный)СТРОЙ — строй, сост. из интервалов натур. звукоряда; математически выражается отношением числовых обознач. обертонов между собой; напр., октава — 1/2, квинта — 2/3, кварта — 3/4, бол. терция 4/5, мал. терция — 5/6 и т. д. Проще говоря, если взять струну и разделить её пополам мы получим октаву, если разделим её на 2/3 получим квинту и т.д.
Недостаток натурального строя в том, что ,к примеру, если бы фортепиано было настроено в натуральном строе в тональности До мажор, на нём гармонично звучали бы произведения только в этой тональности, для того чтобы исполнить произведение в Ре мажоре нам понадобилось бы другое фортепиано, настроенное в тональности Ре мажор, а темперированый строй позволяет на одном инструменте с равным успехом исполнять произведения в любых тональностях.
Разница в том, что все интервалы на таком инструменте изменены и уже не звучат так чисто, без биений, как интервалы натурального строя,которые более благозвучны. Поэтому( и я в это твёрдо верю)вибрации музыки исполненной на инструменте в темперированном строе не способны оказать такого благотворного влияния на наши энергетические тела. Качества натурального строя имеют природные свойства, а темперированого - изменены человеком. Можно сказать, что темперированный строй это результат техногенного развития нашей цивилизации.
Я ни в коем случае не принижаю духовные и эстетические ценности европейской классической музыки.
Но вибрации есть вибрации и они оказывают на нас огромное влияние, и вполне логично предполагать что природные, естественные вибрации оказывают на нас самое благотворное воздействие.
Интерсное видео на эту тему:
P.S. Это конечно же не моё открытие, существует масса книг , написаных профессорами),на эту тему.
Вот к примеру одна из них : "Как темперированный строй разрушил гармонию и почему вас это должно интересовать"
http://www.amazon.com/Equal-Temperament-Ruined-Har...=ur2&creative=9325&camp=211189
"В Индии считается, что высший звук Нада Брахма является зародышем всего мироздания. В своем первичном состоянии он непроявлен, затем развертывается в видимый мир, представляющий из себя вибрации той или иной высоты. Звуковой диапазон - это только часть этих вибраций, но и он отражает в себе все основные мировые закономерности...
В ранней ведической музыке мантры распевались практически на одном тоне, но потом появились и Чанты – мантры с несколькими тонами. Они развились в систему с четырьмя тонами, в индийский тетрахорд. В Рикпратишакхья, базовом музыкальном трактате, датированном 4м веком до н.э., описывается подробно этот древний тетрахорд. Позже гимны (мантры) стали исполнять на пяти, шести, семи тонах. В результате сформировался строй, известный в Европе под названием гептатоника, то есть семитоновый музыкальный строй, основной строй нашей современной музыки. Только он сформировался задолго до его изобретения в Европе. Этот строй, состоящий из семи Свар, называется Саптака и является основой всей музыки Индии.
Название этих нот (Cвар): шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата, нишада (сокращенно: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни). Эти ноты не имеют однозначной привязки к каким-либо частотам, как, например, нота ля первой октавы к 440 Гц. Основная нота звукоряда, Са, «тоника», определяется исполнителем каждый раз индивидуально, в зависимости от его психо-эмоционального состояния, времени суток и времени года, помещения, состава слушателей и пр. Однако звуковысотные соотношения между нотами Свара задаются чрезвычайно точными математическими формулами. Мы упоминали ранее, в предыдущих главах, что ноты семитонного индийского звукоряда Саптака соответствуют нечетным гармоникам свободно звучащей струны. То есть этот звукоряд является абсолютно идеальным с математической, физической и психоакустической точки зрения. В каком-то смысле он является абсолютно гармоничным, в прямом смысле этого слова..."
Книгу , отрывок из который приведен в последних абзацах можно скачать здесь:
http://dl.dropbox.com/u/25902782/file1_.doc
http://dl.dropbox.com/u/25902782/file2_-3.doc
http://dl.dropbox.com/u/25902782/file3_-1.doc