6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский Сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.
В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «Вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя.
Именно этим фактом и воспользовался на ужине с императрицей в сочельник великий полководец Суворов, которому, по наветам завистников, императрица задержала пожалование звезды, ордена Андрея Первозванного. Когда сели за стол, Суворов даже не снял салфетки с тарелки. Государыня, заметив это, спросила причину.
– Звезды не вижу, Ваше Величество, – ответил Суворов.
Императрица усмехнувшись, встала из-за стола, взяла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав:
– Ну, теперь кушать будешь, граф?
В церкви литургию – главное богослужение, на котором совершается пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, – в Рождественский сочельник служили вечером. Перед причастием не следует ни есть, ни пить; есть благочестивый обычай в любой день начинать есть не раньше, чем закончится литургия. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день, хотя служба теперь совершается утром.
В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (а иногда и в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы; но в некоторых случаях приготовление ее варьируется. Так, в Вологодской губернии, кутью приготовляли из гороха с пшеницей с примесью сока из конопляного семени или меда.
Наряду с кутьей обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар», (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке. Широкое распространение как сочельническое блюдо имеют блины. Во Владимирской губернии блины начинали печь в сочельник с утра и ими одаривали колядующих. Встречаются также в числе блюд толокно и кисель.
Обычай наряжать елку - очень давний. Ему как минимум около двух тысяч лет. Существуют разные мнения, почему люди стали украшать эти деревья.
В России судьба елочки складывалась непросто. Прежде чем в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками.
После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала.
Однако с окончанием эпохи Петра I обычай украшенной ели был практически забыт. Вернулся он, в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века.
К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года. Потом запрет сняли. Украшенные ёлки стали не «рождественскими», а «новогодними», и с 1954 года огромную ёлку стали устанавливать даже в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.
В самом конце 19-го века появляются в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве – на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.
По традиции, в Сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с Евангельским повествованием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в Уставе Церкви она не записана. Типикон предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.
В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «Вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя.
Именно этим фактом и воспользовался на ужине с императрицей в сочельник великий полководец Суворов, которому, по наветам завистников, императрица задержала пожалование звезды, ордена Андрея Первозванного. Когда сели за стол, Суворов даже не снял салфетки с тарелки. Государыня, заметив это, спросила причину.
– Звезды не вижу, Ваше Величество, – ответил Суворов.
Императрица усмехнувшись, встала из-за стола, взяла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав:
– Ну, теперь кушать будешь, граф?
В церкви литургию – главное богослужение, на котором совершается пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, – в Рождественский сочельник служили вечером. Перед причастием не следует ни есть, ни пить; есть благочестивый обычай в любой день начинать есть не раньше, чем закончится литургия. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день, хотя служба теперь совершается утром.
В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (а иногда и в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы; но в некоторых случаях приготовление ее варьируется. Так, в Вологодской губернии, кутью приготовляли из гороха с пшеницей с примесью сока из конопляного семени или меда.
Наряду с кутьей обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар», (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке. Широкое распространение как сочельническое блюдо имеют блины. Во Владимирской губернии блины начинали печь в сочельник с утра и ими одаривали колядующих. Встречаются также в числе блюд толокно и кисель.
Обычай наряжать елку - очень давний. Ему как минимум около двух тысяч лет. Существуют разные мнения, почему люди стали украшать эти деревья.
В России судьба елочки складывалась непросто. Прежде чем в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками.
После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала.
Однако с окончанием эпохи Петра I обычай украшенной ели был практически забыт. Вернулся он, в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века.
К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года. Потом запрет сняли. Украшенные ёлки стали не «рождественскими», а «новогодними», и с 1954 года огромную ёлку стали устанавливать даже в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.
В самом конце 19-го века появляются в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве – на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.
По традиции, в Сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с Евангельским повествованием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в Уставе Церкви она не записана. Типикон предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.