Цитата сообщения Надежда-Эсперанса
Петриковская роспись. Секреты от Елены Харченко, все части постов и еще немного...
Автор секретов - Елена Харченко.
Секреты росписи. Часть 1.
Открытки на основе таких композиций выглядят очень нарядно. Для их изготовления необходимо из плотной белой бумаги формата А-5 , А-4 или другого необходимого формата ( например, под европейские конверты) на принтере распечатать открытку с поздравительной надписью, вырезать аккуратно окошко на 3 мм меньше по периметру, чем рамка и заготовка с рисунком , и с обратной стороны приклеить рисунок ( смазывать клеем лучше края рисунка). Затем открытку на некоторое время следует положить под груз в толстую книгу, чтобы клей не потянул изделие в одну сторону. Вместо росписи можно подклеивать небольшие вытынанки , фотографии, батик , графику и др. Если с внутренней стороны видны следы клея, можно заклеить эту сторону тонким листком белой бумаги, смазывая его по периметру. Для текста поздравления можно вклеить небольшой листок бумаги на правой внутренней стороне открытки, приклеивать лучше за верхнюю сторону листка. Если такая открытка Вам понравится, буду очень рада.
Такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
В рисовании цветка используется переходный мазок: сначала на круглую кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку. Такую процедуру надо проделать с каждым мазком (лепестком цветка или листика). При проведении мазка кисть можно поворачивать, наклонять по желанию в любую сторону. В краску (любую, но по бумаге лучше акварельную) обязательно следует добавить какой-либо наполнитель : желток яйца или клей ПВА С желтком роспись будет ярче и красивее.
2.Это тоже сюжет для открытки.
Чтобы приготовить желтковую эмульсию, надо отделить желток от яйца, покатать его в ладонях, чтобы убрать остатки белка, проколоть мешочек и вылить содержимое в баночку, затем добавить немного ( 1 столовую ложку) охлажденной кипяченой воды и 1/2 чайной ложки уксуса. Хранить смесь в холодильнике.
Перышки на грудке птицы процарапаны по влажной краске острым концом древка кисти, ягоды выполнены при помощи пипетки. Надо резиновую часть пипетки снять и надеть на противоположный конец почти до упора, оставив небольшую часть. Ее погружаем в краску и делаем отпечаток, слегка нажимая. А травку и былинки выполняем при помощи самой волшебной кисточки, сделанной из кошачьей шерсти. Но об этом подробнее в другой раз.
3.Такой сюжет называется "народная картинка". Называется картина " Серйозна розмова" (Серьезный разговор). Дамы выясняют отношения, кавалер не вмешивается, с гордостью созерцая свое потомство.
4.Панно называется "Квіти України". Меня критикуют за бабочку, говорят, что для росписи она слишком натуралистичная. Может, это и так.
Секреты росписи. Часть 2.
1.На этом панно видно, что цветы имеют некоторый объем. Для его создания выполняется подмалевок, то есть предварительное закрашивание внутренней части цветка каким-либо тоном. Если роспись выполняется по белому фону, подмалевок может быть, например, желтым.Этот цвет делает изображение как бы светящимся изнутри. Лепестки цветка должны полностью перекрыть подмалевок. Если фон, на котором выполняется роспись, цветной, особенно если он черный, то необходимо выполнить подмалевок белым цветом, практически расписать все белилами, а затем сверху наносить задуманный цвет. В противном случае роспись как бы провалится в темноту, погаснет, станет грязной и непривлекательной. И наоборот, если умело использовать подмалевок, то все цвета заиграют на черном фоне,роспись станет очень выразительной. Само собой разумеется, что подмалевку надо дать хорошо просохнуть, прежде чем поверх него наносить мазки другого цвета.
2.Вообще хотелось бы отметить, что в росписи следует избегать наложения одной краски поверх другой, за исключением подмалевка. Мастер должен так владеть мазком, чтобы выполнять его безошибочно один раз. Старые петриковские мастера, как правило, рисовали без предварительного рисунка карандашом. Просто схемы композиций были настолько традиционными, устоявшимися, элементы, из которых состоял рисунок, были настолько отработанными, что художница вынашивала замысел будущей работы в голове, а потом сразу переносила его на стену дома, или на лист бумаги, или на подготовленную деревянную поверхность. Работали старые мастера, по воспоминаниям очевидцев, очень быстро, и это напоминало какое-то волшебство. Зрители не могли оторвать глаз от работы, которая рождалась у них на глазах.
Если говорить о цвете, то преобладала теплая цветовая гамма. И только ближе к нашему времени мастера разнообразили палитру и стали рисовать в холодной гамме тоже
Предлагаемая композиция для открытки в сиренево- синих тонах как раз иллюстрирует этот момент. Цвет листьев (зеленый) тоже может быть разным: то ближе к холодному, как в данном примере, то более теплым, как в предыдущем панно.
3.К инструментам, используемым при выполнении петриковской росписи, относятся : круглые кисти разных размеров, кисти из кошачьей шерсти (кошачки) разных размеров, резиновая соска, пипетка, стебель рогоза и пальцы рук.
При помощи пальцев (или соски) могут быть выполнены ягоды, лепестки цветов и даже листья.
В приготовленную темперу (на яйце или клее ПВА) погружают палец руки ( любой удобный, обычно это указательный) и небольшим вращательным движением придают ягоде правильную округлую форму, а затем слегка прижимают палец или соску к бумаге и аккуратно отпускают. Оттиск ягоды получается более светлым внутри ( просвечивает белый фон бумаги) и более темным по краям, что придает изображению объем.
На рисунке"Соняхи й горобці" мы видим грозди
калины, в середине которых имеется желтый подмалевок. Ягоды расположены в определенном порядке. В изображении лепестков цветка подсолнуха четко виден переходный мазок. Середина подсолнуха выполнена при помощи оттиска пипетки. Многие детали ( перья птиц, мелкие листочки, травка)выполнены самодельной кисточкой из кошачьей шерсти, которая и придает росписи самобытность.О ее изготовлении поговорим в следующий раз.
Вопрос к автору - Действительно, подмалёвка даёт эффект объёмности.Техника выполнения нижнего цветка на первом рисунке отличается от остальных? Кроме продольных мазков там просматриваются горизонтальные. Они выполнятся как прорисовка после основных или наоборот?
Ответ Е.Х.- Лепестки нижнего цветка выполнены следующим образом : каждый из 11 лепестков вначале прорисован дугами при помощи пальца или резиновой соски ( можно и пипеткой, это зависит от размеров цветка). Рисовать дуги можно и с наружного края, и с внутреннего,соответственно уменьшая или увеличивая размер дуги.. Такой мазок можно выполнять также круглой или плоской кистью. Главное, чтобы все мазки в сумме отображали форму задуманного лепестка и чтобы через мазок просвечивал фон бумаги. После того, как краска высохнет, поверх дугообразных мазков рисуется обычный переходный мазок с наклоном в разные стороны, начиная от центрального лепестка.
Могу еще дополнить, что при рисовании дугообразных мазков обязательно следует добавлять в краску желток или клей ПВА. При этом краска приобретает объем и текучесть, вследствие чего можно регулировать толщину слоя и, как следствие, матовость и прозрачность отдельных частей мазка.
Секреты росписи. Часть 3.
1.Петриковская роспись потеряла бы всю свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
1).Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
2). Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
3). Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
4). Место крепления кисти смазать также клеем ПВА.
5). Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят.
2.Мазки, описанные ниже, придают петриковской росписи своеобразие, ажурность, легкость. Чтобы ими овладеть, необходимо какое-то время потренироваться.
3.При помощи волшебной "кошачки" можно рисовать все; цветы, листья, траву, колоски, практически все из растительного и животного мира.
4.Посмотрите, как тонко нарисована эта птица, ее оперение. Почти вся композиция создана с помощью мазков, выполненных кошачьей кисточкой. Это работа не моя и, к сожалению, я не помню автора.
В следующих "секретах" я расскажу о типичных петриковских цветах и как их рисовать, какие листья предпочитают изображать мастера росписи и какие приемы стилизации они используют. Но это еще далеко не все.
Вопрос - Еще один вопрос,если можно..Я все смотрю на свой старый самовар свой,и решила его наконец облагородить,то есть расписать,и конечно петриковской росписью.Но незнаю как его готовить к росписи,ляжет ли краска на метал,нужно ли грунтовать и чем..Фон сделаю акрилом,а роспись маслом.Но не сползет ли акрил с металла...?
Ответ Е.Х.- Металл надо почистить, чтобы не было ржавчины и следов пыли и жира. Фон лучше делать не акрилом, а специальной краской по металлу. Очень красиво будет, если Вы распишите по черному фону. Можно сделать своеобразный поясок высотой примерно 20 см. На эту краску по металлу прекрасно ложится масляная краска, а по акрилу могут пойти пятна. Но учитывая, что сейчас акрил делается на синтетической основе, можно, конечно, и рискнуть расписать по нему.
Часть 4. Петриковские цветы.
1.Традиционные цветы в петриковской росписи называются "цыбулька" ( луковичка) и кучерявка. Они представляют собой не какое-то реальное растение, а являются стилизованной формой, элементы которой могут напоминать цветы пиона, георгина, тюльпана, майора, хризантемы, астры или какого-либо полевого цветка.
Цыбулька может быть выполнена как круглой кистью, так и кошачьей. Напоминает такой цветок по форме луковичку, то плотно закрытую с симметрично расположенными лепестками ( два верхних и нижний цветы на рисунке), то наполовину раскрытую с серединкой самой разной формы (центральный цветок).В цыбульке обычно делается в середине цветка более светлый подмалевок для создания объема. Используются обязательно переходные мазки, в которых цвет плавно перетекает из одного тона в другой . В середине цветка они короче и прямее, а по бокам длиннее и изогнуты к середине. Нижние лепестки отходят в сторону, создавая раскрытость.
2.На рисунке известного петриковского мастера Федора Саввича Панко "Сині квіти"нижний цветок по исполнению представляет собой асимметричную цыбульку с очень оригинально оформленной серединой при помощи кошачьей кисточки.
3.Цветок "кучерявка" выполняется обычно кисточкой из кошачьей шерсти. Нижние мазки более массивные, а верхние выполнены с различным наклоном то вправо, то влево, но в определенном порядке, что и создает ажурность и "кучерявость" цветка. Очень хорошо это видно на фрагменте рисунка моей любимой петриковской художницы Пелагеи Глущенко.
4.Еще один рисунок того же автора с кучерявками. Как видно, в петриковской росписи на одной ветке могут располагаться цветы разного цвета, в разных ракурсах и фазах динамичности лепестков и даже разной формы. И такое сказочное изображение воспринимается зрителем как единое и абсолютно реальное гармоническое целое.
5.Необыкновенно тонко и мастерски выписаны цветы на панно художницы О.В Ивановой- Кудиш. Согласитесь со мной, что такую работу хочется рассматривать бесконечно, восхищаясь природными формами и руками мастера, сотворившего такую красоту.
Часть 5. Листья и травинки.
1.Листья в петриковской росписи очень разнообразны, как и в природе, но не натуралистичны, а декоративны. Различаются они по форме, цветовой гамме, способам выполнения и "оживления". Под "оживлением" понимается оформление листка или цветка более мелкими деталями, то есть его украшение, доведение декоративности до совершенства. Здесь есть каноны, но каждый мастер может применить свой прием оживления деталей рисунка.
Известны три основных вида листьев.
1.Многозубчатый овально-удлиненной формы.
2.Кленовый или виноградный лист.
3.Лист папоротника (акантовый).
Первый вид является наиболее распространенным. Выполняется он следующим образом : на круглую кисть набирается 2 оттенка или цвета (см. подробнее о переходном мазке в"Секретах росписи",часть 1) и проводится центральный удлиненный мазок ( его направление зависит от места в композиции). Этот мазок может быть прямым или с поворотом, как в нашем примере. Последующие (также переходные) мазки рисуются поочередно с одной и другой стороны, придавая изображению форму листка. Середина его, как видно, оживлена более темным цветом при помощи кошачьей кисточки.Другой очень распространенный прием оживления - процарапывание центрального контрастного мазка острым концом древка кисти или чем-нибудь другим (деревянной зубочисткой, например).
2.Кленовые или виноградные листья по своему построению сложнее. Они состоят из трех почти одинаковых частей - трезубчатой центральной верхушки и двух боковых.
В нашем примере лист построен по такому же принципу, но состоит из большего числа фрагментов. Оживлен темно-красным центральным мазком.
3.Акантовый лист обычно выполняется мазками кошачки. Эти листья воздушные, летящие, кажется, что они колышутся при дуновении ветерка. Посмотрите, как мастерски листья папоротника сделаны рукой петриковской мастерицы Пелагеи Глущенко.
4.Кроме листьев, цветочные композиции обычно украшаются травинками, колосками, бутонами и другими более мелкими растительными мотивами.
В данном фрагменте мы видим, что листья опушены мелкой штриховкой при помощи самого кончика кошачьей кисти. Голубые орешки -бутончики нарисованы в холодной цветовой гамме, что создает эффект пространства и перспективы. Верхние 3 листочка тоже выполнены кошачкой очень ажурно и тонко. Предлагаю для тренировки скопировать этот фрагмент всем желающим.
5.И в конце даю домашнее задание : рассмотреть и подробно описать, какие приемы выполнения росписи вы видите на этом рисунке петриковской художницы У.Скляр. Желательно привести самое полное описание, какое сможете - и листья, и птица, и цветы, и композиция, и цветовое решение. и оживление.
Часть 6. Фауна.
1.Неповторимо красочная техника петриковской росписи дает возможность создавать фантастические образы представителей мира животных и птиц. В трактовке их изображений прослеживается непосредственная органическая связь с растительным орнаментом, что создает определенное стилистическое единство.
В интерьере сельских хат конца 19 - начала 20 столетий на Украине рисовали коней или птиц (чаще голубей). Причем эти птицы или животные должны были обязательно смотреть друг на друга, чтобы в семье всегда был лад.
В 40 - 50 годах 20 ст. в орнаментальных композициях петриковских мастеров появляютя птицы - как фантастические, так и реальные: павлин, фазан, лебедь, петух, кукушка и др.
Изображение птицы часто размещается в центре композиции, как в нашем примере работы художницы В.Карпец. Цветы, листья, ягоды, колосья, травинки изображаются вокруг, уравновешивая композицию. Над головами птиц должно оставаться свободное пространство, поэтому цветы или вообще отсутствуют, или изображаются меньшими по размеру и более легкими по цвету.
2.Самые любимые птицы петриковских мастеров - кукушка, петух и фантастическая птица. Именно такую нереальную птицу мы видим на картине Василия Соколенко . По свидетельству биолога, фантастическая птица, избраженная художником В.Соколенко, имеет признаки 3-х птиц : павлина, алмазного фазана и певчих птиц.
3.Необходимо отметить, что средства изображения всех без исключения представителей фауны те же, что используются при рисовании растительных элементов :гребень на голове птицы выглядит как полураскрывшийся цветок или листок, крылья - как ассиметричные луковички, в хвосте буйствуют цветы и листья, разбросаны гроздья ягод, туловище расписано тоже по-петриковски.
Бабочки и другие насекомые настолько близко стилизованы под растительные элементы, что их не так просто рассмотреть на общем фоне рисунка.
4.На картине Тамары Вакуленко "Метелики" прослеживается эта тесная связь в изображении флоры и фауны.
5.Особая гармония с растительным орнаментом ощущается в чудесных рисунках Зинаиды Кудиш к народным басням и сказкам.
Попробуйте, используя весь арсенал технических средств, имеющихся в петриковской росписи,создать какого-либо представителя фауны. Желаю успехов!
Часть 7(1). Основы композиции.
1.Одним из основных законов композиции петриковского рисунка является его целостность.Такому восприятию помогает применение определенных правил, приемов и средств, в частности, таких : каждая композиция должна быть уравновешена в заполнении листа крупными и мелкими деталями, цветовыми пятнами, которые в петриковской росписи традиционно являются контрастными, наблюдается уравновешенная симметрия или асимметрия.
Действуют также законы типизации и контрастов. Типизация проявляется в том, что через характерный растительный элемент, благодаря его стилизации, передается типичное и общее в изображении флоры и фауны. Закон контрастов прослеживается через контрасты величин (наиболее крупные элементы располагаются в композиционном центре, а мелкие - по краям), через цветовые контрасты теплых и холодных цветов (красного и зеленого, синего и оранжевого и др.), через контрасты объема и плоскости (переходный мазок, просвечивание белого цвета основы, блики создают некоторую объемность отдельных элементов на фоне плоскостного решения композиции в целом). Все это мы видим на картине художницы Н.Шулик "Декоративное панно", 1968.
2.Кроме законов, подчиняясь им, действуют также определенные правила композиции. Наиболее важными среди них являются правила передачи ритма, симметрии или асимметрии, выделения композиционного центра.
Ярким примером передачи ритма в росписи являетяся композиционная схема " бегунец", иначе - "фриз" Бегунец образует ленточный орнамент, в котором основные элементы ритмически повторяются. По такой схеме создавались наиболее давние композиции настенных росписей. В создании жилищного интерьера схема "бегунец" использовалась очень широко : украшала печь, потолок, места вокруг окон и дверей, в межоконных простенках.
В современном петриковском рисовании ленточный орнамент часто является дополнением к схеме "вазон", "букет", "ковер" и др.
Посмотрите, как красиво выполнен бегунец художницей П.Глущенко.
Рекомендации. Рисование бегунца надо начинать с выполнения основных элементов композиции (цветов, листьев), располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга и разворачивая каждый раз в противоположную сторону. После этого основные элементы соединяются между собой волнистой линией и мелкими деталями (бутонами, травинками, колосками и др.).
Часть 7(2). Основы композиции.
1.В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно).
2.На рис. Пелагеи Глущенко "Квітка"(1946) показана асимметрично уравновешенная композиция. Она также является типичной ( а в наше время наиболее распространенной) для петриковского рисунка.
В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др. Именно такие приемы использует в своей работе "Павич та калина"(1963) Василий Соколенко
3.Самобытность петриковской росписи в наибольшей степени выражается при помощи особых приемов и средств, которые длительное время формировались в петриковском центре. К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".
4.На рисунке петриковского мастера Федора Панко "Лапатий букет" (1969) мы видим построение композиции по схеме восьмерки, которая стала популярной в 60 -70 годы 20 столетия. Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.
Часть 7(3). Композиционные схемы.
1.Рассмотрим наиболее распространенные схемы петриковской росписи.
К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").
Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".
В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию декоративных красочных пятен. Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают большие цветы..."
Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию, "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали, существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.
2.Самой известной исполнительницей композиционной схемы "цветок" была художница Пелагея Глущенко. Выше помещен фрагмент из ее работы.
Посмотрите также на ее работу "Виноград"(1960), размещенную ниже. В ней вся композиция вписана в овал, гроздья винограда и цветы очень декоративны и гармонично сочетаются между собой по форме и цвету. Более крупные детали расположены в центре, мелкие ( бутоны, травинки, листочки) - обрамляют его. Композиция воспринимается как цельное и уравновешенное произведение.
Композиционная схема "букет" также любима петриковскими мастерами. Она включает два-три переплетенных стебля с расположенными на них цветами, бутонами, листьями, ягодами, колосками, травинками и т.д., то есть все то, что обычно составляет букет.
3.Композиционная схема "вазон" была характерна для мастеров старшего поколения. Это универсальный мотив растительного ( часто растительно-геометрического) орнамента многих народов. "Вазон", как считают исследователи, - это космологическая знаковая система мироустройства, универсальный образ одухотворенной, подчиненной человеку природы, своеобразный религиозный символ. Симметричность "вазона", равновесие в расположении элементов указывают на следы древневосточного культа священного дерева и его изображений. Связь "вазона" с сюжетом "Мирового дерева (древа)" подтверждается силуэтным изображением птиц в его кроне или возле основания ствола. "Вазон" распространен в настенных росписях, в орнаментах вышивки, в керамике, рисунках пысанок, в вытынанках, резьбе и т. д. На территории Украины этот мотив известен с конца 18 столетия. Для иллюстрации мы выбрали рисунок художницы Галины Павленко "Цветы в вазоне"(1962).
4.Еще одна интересная композиционная схема, которую любили рисовать мастера старшего и среднего поколения, имеет условное название "килим" ("ковер"). Подобно вытканному или вышитому ковру, в таких композициях расположение элементов строится в восходящем или нисходящем порядке. В нашем примере (рисунок художницы Н.Кошляченко) центральная часть имеет форму прямоугольника, обрамленного "бегунцом".
5.Изображение декоративного пейзажа (смотрите работу Марфы Тимофеевны Тимченко "Над рекой") в петриковском рисовании имеет давние традиции. Многие художники обращались к этой композиционной схеме. Современные мастера продолжают традиции предшественников,внося в свои произведения самобытность и глубокую поэтичность.
6.Посмотрите на образец декоративного ландшафта, выполненный в холодной цветовой гамме художником Федором Панко по мотивам стихотворения Тараса Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий".
7.Еще одна пейзажная зарисовка современной художницы Инны Вапнярской-Кудас "Колядники"(2004). Здесь мы видим не только картину природы, но и фигуры людей. Это наиболее сложная композиционная схема - "Жанровая картина".
8.Свое начало она берет от народной картинки, которую стала рисовать одной из первых художница Надежда Белоконь. Она изобрела свой собственный жанр, к которому часто обращалась - "Свадебный поезд" ( поездом на Украине называли невесту с женихом и всех гостей, которые отправлялись на свадьбу). Один из вариантов "Свадебного поезда" Н.Белоконь мы приводим ниже.
В следующих материалах мы коротко рассмотрим творчество наиболее значимых для развития петриковского центра рисования художников.
Вопрос - Здравствуйте Елена! Огромноейшее спасибо Вам за выложенный материал по росписи.Поверьте,он бесценен! Я очень Вам благодарна за Ваш труд.У меня вопрос: цитирую -
Перед началом работы все краски увлажняют, чтобы они стали мягкими и легко брались на кисть. Тем временем готовят яйцо: отделяют белок и в фарфоровую чашку кладут только желток. Для палитры в домашних условиях используют плоскую фарфоровую тарелку. На палитре смешивают краски, создают цвета. Чистой кистью, смоченной в воде, набирают краску и желток (смесь быстро смешивается) и делают мазок на бумаге.
- Знаю,что желток добавляют в краску-гуашь,акварель..Но впервые слышу,чтобы в петриковской росписи макали край кисти с краской в желток..Что Вы скажете об этом приеме..Может действительно,это тот самый прием-изюминка петриковской росписи,которая придает ей неповторимую яркость и насыщенность цвета? Или этот прием делает краску несмываемой?
Ответ Е.Х.- По поводу желтка... Вы правы - желток, во-первых, делает краски ярче, звонче, и во-вторых, акварель превращается благодаря желтку в темперу - прочную и несмываемую краску. При этом нисколько не уменьшается ее прозрачность. Надо только помнить, что желток добавляют в теплые цвета, а в холодные (голубой, зеленый) - белок или клей ПВА(слегка разбавленный).Спасибо и рада, что Вам полезны мои заметки.
Часть 8 (1). Мастера.
1.За годы существования центра традиционной петриковской росписи выросло несколько поколений мастеров. В своих кратких заметках мы расскажем о тех из них, кто внес наибольший вклад в формирование и развитие данного вида народного искусства.
Самым известным мастером из числа представителей старшего поколения была Татьяна Акимовна Пата (1884 - 1976). С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты, изготавливать мальовки, панно, рисованные ковры. В 19 лет она вышла замуж, но через 11 лет, в 1914 году, ее муж погиб на фронте, оставив вдову с 4-мя маленькими детьми. Тяжелая доля досталась художнице :войны, голодоморы, борьба с бедностью.
Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан, а также по всей Украине и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества. Среди других мастериц старшего поколения манера росписи Татьяны Паты отличалась живописностью, новациями, поэтичностью в создании образов растительных композиций.
Ниже помещен фрагмент ее работы.
2.На фото Татьяна Пата за работой. Она не только сама создавала шедевры расписных мотивов, но и преподавала композицию орнамента в Петриковской школе декоративного рисования (с1936 по 1941 год) и воспитала много талантливых учеников.
3.Художница много творчески работала, открывая для себя и других мастеров новые композиционные схемы, мотивы, технические приемы. Так, например, она одной из первых превратила "гранатовое яблоко" в силуэтную "цибульку", придумала профильное изображение гвоздики ("кучерявки"), акантовый лист превратила в папоротник, виноградную гроздь - в кисть калины, ввела в растительные композиции птиц. Именно она, смешивая краски, изобрела "переходной мазок", была основательницей в росписи пейзажных композиций. Ниже мы видим работу Татьяны Паты "Букет в вазоне" (1968).
4.Татьяна Акимовна Пата прожила долгую жизнь и до последних лет творчески работала. Ей было присвоено звание "Мастер народного творчества", "Заслуженный деятель народного творчества", а также она была членом Союза художников СССР. Ниже мы видим работу Татьяны Паты "Птица в цветах" (1930 годы)
Татьяна Пата была настоящим народным талантом, она высоко ценила в людях творческое начало, находя в своих занятиях росписью и радость, и удовлетворение, и счастье.
Часть 8 (2). Мастера.
1.К выдающимся мастерам старшего поколения принадлежит Надежда Аврамовна Белоконь (1893 - 1981), Мастер народного творчества (1936), член Союза художников СССР (1962).
Технике петриковской росписи она научилась у матери, а вдохновляла ее волшебная украинская природа, которую маленькая Надийка очень любила. С 12 лет она стала помогать матери украшать дом малевками, а с 14, как и Татьяна Пата, уже зарабатывала на жизнь рисованием. Художница вспоминала: "Рисование давало мне, во-первых, бесконечное удолентворение (втіху) и удовольствие, а во-вторых, это было материальное обеспечение моей семьи".
Когда Н.Белоконь вышла замуж, она научила рисовать цветы своего мужа, его мать, своих подруг -Арину Пилипенко иНадежду Тимошенко, и все вместе они изготавливали малевки на продажу. Эти рисунки на бумаге имели большой спрос и с успехом продавались на базарах Екатеринославщины и Полтавщины.
Свои композиции Н.Белоконь создавала очень быстро, наследуя местные традиции стенописи, вытынания, вышивки. Ее творческое наследие состоит из 2-х частей: во-первых, это традициооные цветочные композиции и ,во-вторых, сюжетно-жанровые фигуративные картины:"Весілля", "Українські дівчата", "Роман і Оксана", "Пряха" и другие.Художница изобрела свой собственный жанр - "свадебный поезд". На Украине поездом называли невесту, жениха и всех гостей, которые отправились на свадьбу. Одну из таких работ смотрите ниже.
2.Второе поколение петриковских мастеров - это в основном ученики Татьяны Паты, выпускники Петриковской школы декоративного рисования, которая за несколько лет, предшествующих войне, успела сделать два выпуска мастеров росписи. И среди них своим талантом выделялся Федор Саввич Панко (1924 - 2008). На фото : мастер проводит занятие с юными художниками детской художественной школы.
3.Федора Панко с детства окружали предметы декоративно-прикладного искусства - его мать и старшая сестра были известными в селе вишивальщицами.
Рисунок мастера на бумаге : "Калина", 1975.
4.Будучи еще пятиклассником, Федор поступил в школу декоративного рисования, где под руководством Татьяны Паты изучал композиционные признаки орнаментики. В своем творчестве он не был копировальщиком произведений других мастеров. Изучая природные формы растений, цветов, птиц, животных, он создавал свои образы и мотивы . Ф.Панко первым стилизовал колоски разных степных злаков, цветы подсолнечника, гороха, хмеля,пушистые головки одуванчика. Гармонично объединяя отдельные элементы различных птиц, он создавал сказочный образ жар-птицы.
Ниже - Ф.Панко. Лебеди. 1976.
5.В 1958 году его приняли в Союз художников, и в этом же году он стал руководителем цеха подлаковой росписи. Мастера заинтересовала проблема возрождения расписной деревянной посуды. Он создает новые современные формы: сахарницу, салфетницу, пудреницу, солонку. Расписывает деревянные сувенирные пысанки -"малеванки", которые пользуются большим спросом.
6.Федор Панко долгое время работал над циклом панно на сюжеты старых и современных народных песен. Ниже мы видим одну из таких работ. Она называется "Хата моя, рідна хата".
Без творчества таких мастеров, как Надежда Белоконь и Федор Панко, петриковсая роспись не была бы столь яркой и самобытной. Без сомнения, эти мастера хранили традиции и в то же время способствовали развитию их в современном мире.
Часть 9. Практические советы.
1.Хочу Вам рассказать, как разводить и смешивать краски и как выполнять переходный мазок. Несколько рекомендаций.
1.Если акварельные краски в корытцах, их надо вначале залить водой, чтобы они размягчились.
2.Для отработки переходного мазка возьмите всего 2 цвета. Например, желтый и красный, желтый и зеленый.
3.Приготовьте желток яйца (отделите белок, желток аккуратно покачайте в ладони, чтобы убрать остатки белка. Проколите оболочку и вылейте содержимое в баночку с крышкой - из-под каких-либо медикаментов).
4.Краску и желток лучше смешивать мастихином на стеклянной или фаянсовой тарелочке белого цвета.
5.Краски кладете столько, какой интенсивности цвет хотите получить.
6.Добавив желток, тщательно перемешиваете и затем этим составом рисуете.
7.Для получения переходного мазка кисточку полностью погружаете в краску одного более светлого цвета (например, желтого), а кончик кисти погружаете в краску более темного цвета (например, зеленого). Начинаете мазок с точки (зеленый цвет), постепенно усиливаете нажим (переход происходит на зелено-желтый) и, уменьшая нажим, возвращаетесь в точку (желтый цвет). Одним набором двух красок можно сделать 2-3 переходных мазка. Затем кисть промываете, вытираете и все повторяете сначала.
8. Желток можно некоторое время хранить в холодильнике. В таком случае в него надо долить половину чайной ложки уксуса и закрыть крышкой.
9.Если в процессе рисования краска подсыхает, ее надо немного разбавить водой.
2.Без переходного мазка трудно себе представить современные образцы петриковской росписи. А придумала его еще в начале 20 века одна из старейших мастериц Татьяна Пата. Ее работы уже в то время отличались особой живописностью: панно с птицами, сидящими на ветках растений, напоминали пейзажи.
Вопрос - Подскажите (а лучше если вы покажете), какие кисти надо использовать для этой техники и зачем нужно добавлять желток в краску?
Ответ - Е.Х.- Желток ( или клей ПВА, немного разбавленный водой) добавляют для того, чтобы мазки стали объемнее, такая краска имеет даже специальное название "яичная темпера". Высыхая, благодаря желтку, краска приобретает также особый блеск и сравнительно прочный поверхностный слой, она крепче ложится на основу ( бумагу, дерево).Темпера была излюбленной краской мастеров Возрождения.
Кисти используются в основном колонковые, беличьи и из кошачьей шерсти. Об этом я уже писала в предыдущих "Секретах росписи".
Ответ Лизе (анализ петриковской росписи)
1.Ко мне с письмом обратилась 13-летняя школьница Лиза (пользователь сайта), которая увлекается петриковской росписью, с просьбой проанализировать её работы. С её согласия я помещаю свой ответ. Хочу надеяться, что мой анализ будет интересен и полезен также и другим пользователям, осваивающим эту замечательную роспись.
" Здравствуй, Лиза! Посмотрела я внимательно твои работы, и у меня есть к ним замечания и пожелания. Начну с того, что петриковская роспись (изначально) выполнялась темперными красками. Колер мастерицы брали натуральный (сок свеклы, пырея, вишни, бузины и т.д.), а в качестве наполнителя использовали желток куриного яйца(для теплых тонов) и белок (редко, для холодных). Редко потому, что рисовали в основном чистыми теплыми колерами - желтым, красным, зеленым, оранжевым, светло-коричневым. Смесь колера и желтка создавала темперную краску, которая разводилась водой, а когда слой краски высыхал, он покрывался тонкой и очень прочной пленкой, которая давала отблеск. Поэтому петриковская роспись по бумаге полупрозрачная, бумага слегка просвечивает сквозь слой краски. В этом её отличие, особенность и красота (смотри пример, помещенный ниже). Современные мастера, когда рисуют и по бумаге, и по дереву в качестве колера используют акварельные краски, а в качестве наполнителя тот же желток или слегка разведенный клей ПВА. Акриловая краска как бы объединяет колер и наполнитель, она сродни темперной, поэтому сейчас именно она наиболее активно используется мастерами росписи.
Ты же рисуешь гуашью. Что такое гуашь? Коротко говоря, это глина, подкрашенная разными колерами. У неё есть достоинства,которые заключаются в том, что гуашь дешева и доступна, она дает хорошее покрытие, перекрывает предыдущий слой основы, на которую её наносят. Но в этом последнем и главный недостаток гуаши: ни о какой прозрачности, тонкости, просвечивании бумаги сквозь слой краски и говорить не приходится. Мазки тусклые, если слой краски толстый, она еще при высыхании и растрескивается. Словом, роспись, выполненная гуашью, выглядит грубовато, не тонко, многих эффектов добиться нельзя. Её можно немного облагородить, если покрыть лаком (например, при росписи поверхности черного цвета), здесь она также имеет преимущества перед акварелью.
Подытожив все сказанное, я советую тебе расписывать акварельными красками с добавлением желтка или клея ПВА. Только в этом случае ты почувствуешь и ощутишь всю прелесть петриковской росписи. Мазок будет "звенеть" и переливаться оттенками.
2.Именно эту особенность петриковской росписи - эффект просвечивания фона (бумаги) - мы можем видеть в работах известных мастеров:Федора Панка (работа называется "Лапатый букет") и Василия Соколенка (Малевка). Цветок в малевке В.Соколенка выполнен самым чутким инструментом - пальцем руки.
3.Малевка (укр.) - роспись, выполненная на бумаге.
4.Второе, что бросается в глаза при рассматривании твоих работ, недостаточно уверенное пока владение кошачьей кистью. Мазки часто располагаются не на одном уровне ( в цветке типа ромашки, например), мазок выглядит не как капля, а иногда как полено, не знаю,с чем еще сравнить.А ведь именно мастерство владения этой кисточкой - одно из главных условий при выполнении петриковской росписи. Есть мастера, которые в основном расписывают только этой кисточкой. Что надо сделать, чтобы добиться мастерства в овладении этим инструментом? Во-первых, сделать ( смотри мой мастер-класс об этом) или приобрести хорошую кисть, во-вторых, научиться правильно набирать краску этой кистью (об этом я писала в своих заметках) и, в-третьих, постоянно тренироваться, развивая руку примерно так, как это делает пианист. Много рисовать. Прежде чем приступить к основной росписи, надо сделать несколько тренировочных. Примерно после 7-й рука будет послушна.
Посмотри, как виртуозно владела кошачьей кисточкой одна из любимых мной мастериц - Пелагея Глущенко. Рисунок, помещенный ниже, полностью выполнен этой кистью.
5.Есть замечания и по поводу композиции. Например, возьмем твою работу "Волшебные птицы". Каждый фрагмент картины в отдельности виден, но нет четкой связующей нити между ними. Работа как бы рассыпается. И еще: закон петриковской композиции говорит о том, что самые крупные компоненты (цветы, птицы и др.) должны располагаться в центре композиции, а по краям - более мелкие, кроме того, вся работа должна иметь какой-то гармоничный абрис (овал, круг, прямоугольник). Это в твоей работе намечено, но очень слабо, нечетко. Обрати внимание, как решена композиция в работе одной из петриковских мастериц ( к сожалению, её имя не помню). Таким образцам надо подражать.
6.И еще, говоря о деталях рисунка, я обратила бы особое внимание на листья ( каждый мазок должен быть произведением искусства, по крайней мере, к этому надо стремиться). Начало каждого мазка-лепестка должно быть четко очерчено, а не растрепанно. А для этого надо, набрав краску на кисть, придать концу кисти правильную круглую форму ( повращать кисть на палитре и посмотреть, какую форму имеет её кончик), и только когда форма правильная, можно начинать рисовать.
Я также посоветовала бы тебе поработать над переходным мазком.
Вот краткий анализ твоей росписи. Есть к чему стремиться, над чем работать. А вообще я ценю очень тех людей, кто увлекается росписью. Роспись -это целая наука, и довольно тонкая. Успехов тебе, Лиза, в овладении замечательным искусством петриковской росписи. Елена.
Вопрос - очень интересно и познавательно!Я рисую акрилом,не понимаю чем отличается акрил от темперной краски?
Ответ Е.Х.- Спасибо всем написавшим и Вам, Галина, за комментарий. Различия между красками, конечно, есть по многим признакам, но художники могут отдавать предпочтение какой-то одной краске в зависимости от поставленных целей.
Темпера - наиболее древняя краска, ей более 3 тыс. лет. Сейчас она существует в 2-х вариантах: 1) на натуральной казеиновой связующей основе (эта краска в какой-то мере допускает смывание и исправление рисунка) и 2) на синтетической несмываемой основе ( клей ПВА и другие). Темпера не блестит, сохнет с различной скоростью, может допускать растрескивание при высыхании. Особенный ее вариант - яичная темпера на основе акварели, которая используется в петриковской народной росписи.
Акрил - современная краска, можно сказать, новинка. Изготавливается полностью на синтетической основе полиакрилатов, благодаря которым обладает стойким покрытием при высыхании и блеском. Многие современные художники по росписи сейчас перешли на неё. Во время росписи надо работать сравнительно быстро и беречь кисти, которые могут быть полностью испорчены, если акриловая краска на них засохнет. Есть, конечно, разбавители, замедляющие высыхание, растворители.
Темпера сейчас используется значительно реже, т.к. процесс ее приготовления самим художником требует времени.
Может быть, есть и другие отличия, тонкости, о которых я не знаю. Если кто-нибудь это знает, добавляйте, с удовольствием прочитаю.
Вопрос - я увидела темперную краску в магазине,о ней и спросила.К великому сожалению продавцы в магазине не могли ответить на мой вопрос о различии акрила и темперы.Где-то в комментариях я прочитала,что темперная краска чуть медленнее высыхает,чем акрил ,И цвета у неё получаются ярче.Акриловая краска есть глянцевая,а есть без глянца.Я попробовала обе,понравилась больше без глянца.
Ответ Е.Х.- Да, Вы правы: темперная краска ярче, высыхает она медленнее, и кроме того, есть замедлители высыхания. Еще темперную краску художник может приготовить сам, и считается, что самостоятельно и непосредственно перед рисованием приготовленная по несложному рецепту краска - самая стойкая и долговечная.
Книга "Мистецтво петриківського розпису"
На днях вышла в свет моя книга "Мистецтво петрківського розпису"( на украинском языке). Издательство "Мандрівець", Тернополь. 72 с. Она представляет собой учебно-методическое пособие, адресованное учителям изобразительного искусства, руководителям внешкольных детских художественных студий, студентам художественно-педагогических факультетов и всем любителям этого вида народного искусства Украины.
Книга написана в соавторстве с моей дочерью Натальей, которая с 9-летнего возраста увлеклась рисованием в стиле петриковской росписи. В поисках учителей и студий мы вместе с ней осваивали азы этого увлекательного и завораживающего искусства. Впоследствии увлеченность росписью привела ее в 16 лет на факультет дизайна и индустрии моды в Киевский национальный университет культуры и искусств.
В книге раскрыты художественные особенности, основы композиции и художественно-техническое обеспечение в петриковском декоративном рисовании, приведены сведения об истории развития этого центра народного искусства и о творчестве наиболее выдающихся мастеров.
Частично книга проиллюстрирована работами авторов. В конце пособия также приведены работы выдающихся мастеров петриковской росписи всех поколений и работы авторов книги. Все, кто заинтересовался книгой, могут мне написать по адресу
alenaharchenko@yandex.ua или в форме сообщения. Буду рада ответить на все вопросы.