Рихард Штраус(1864-1949) прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния.
Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки. Он был наделён многими способностями и талантами, а также неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению Густава Малера, он был "великим Своевременным", подлинным сыном своего века. Он всегда тяготел к яркой, эффектной, картинной музыке, за что и был любим публикой.
О последнем десятилетии жизни Штрауса биографы обычно пишут с бОльшим удовольствием. Композитор был на удивление светел, свеж, полон творческих сил и создавал абсолютно новую для себя музыку – музыку кристальной чистоты и ясности.
Слушаем два произведения,написанные Рихардом Штраусом в последние годы жизни.
Концерт для гобоя и оркестра (1945) был написан Штраусом по просьбе американского солдата Джона де Ланси, который в мирное время был гобоистом Питтсбургского симфонического оркестра. Ни с чем нельзя перепутать настроение этой музыки, даже если не знать, что ее автором был старец, уже отметивший восьмидесятилетие. Это настроение человека, который светло прощается с миром, от души забавляясь последний раз.
Концерт для гобоя с оркестром, ре мажор AV 144
00:00 Allegro moderato
08:04 Andante
15:47 Vivace
Несмотря на то, что партия гобоя требует виртуозного владения инструментом, музыка концерта немножко детская, игрушечная. Все части в мажоре. Штраус-волшебник выдумывает темы и пускает их в странствие по разным частям произведения. То там, то здесь мелькает уже знакомая физиономия, – но только один персонаж демонстрирует завидное постоянство: появляясь в побочной партии первой части, он проходит через весь концерт и достигает финала. Это совсем краткий мотив, который четырежды, мягко, но настойчиво стучится в повторяемый звук (в нем есть что-то от "темы судьбы", которая трогает за плечо и напоминает об оставшемся времени).
**********
Дуэт-концертино для кларнета и фагота со струнным оркестром (1947) – одно из последних сочинений композитора, который в конце жизни, обращается к высокой простоте классического искусства, особенно – любимого им Моцарта. Сам Штраус говорил, что ему не приходят в голову длинные мелодии, подобные моцартовским, зато он мастерски умеет выжать максимум из каждой мелодической линии, обыграть каждый штрих и каждую деталь. Любимым полем деятельности для Штрауса всегда был оркестр. Уже в молодости он виртуозно владел мастерством оркестровки – яркой, броской и рельефной. В Дуэте-концертино на смену грандиозности и мощи оркестровых масс приходит более камерное, но не менее выразительное звучание.
Дуэт-концертино для кларнета, фагота и струнных,фа-мажор AV147
По признанию Штрауса, в основе концертного дуэта лежит внемузыкальный сюжет, в котором кларнет представляет принцессу, а фагот - медведя, во время их танца медведь превращается в принца.
**********
Мы радуемся жизни, купаемся в роскоши симфонических красот и не хотим, чтобы этот праздник когда-нибудь кончился. А среди композиторов всех времен и народов никто не сравнится со Штраусом в умении длить и длить - кажется, что бесконечно - это захлебывающееся восторгом состояние торжества.