Рижский югендстиль
Центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ. Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов.
Эксперты по архитектуре и искусству считают, что именно в Риге строительство в стиле югенд в свое время произошло с особым размахом – 40 процентов зданий центра Риги являются постройками в югендстиле, поэтому Рига обосновано считается столицей архитектуры в югендстиле. Чтобы сохранить для следующих поколений старый город Вецрига, рижские деревянные дома и архитектуру югендстиля, исторический центр Риги включен в список охраняемых памятников культурного наследия UNESCO.
В Риге примерно 800 зданий в югендстиле, из которых большинство сконцентрировано в центре Риги, особенно на улице Альберта и в так называемом Тихом центре или районе посольств, где внимания достойна каждая постройка.
На роль столицы югендстиля претендует Брюссель. Профессор Крастиньш пошутил: «Я готов предложить компромисс: Брюссель – столица югендстиля, а Рига – его метрополия».
Угловой дом № 13, , спроектированный Михаилом Эйзенштейном (отцом режиссера Сергея Эйзенштейна) , - один из открыточных зданий в югендстиле.
Часто результат воображения архитекторов подвергался бурной критике. Например, дома, спроектированные Михаилом Эйзенштейном называли “безвкусицей” и “эпатажем”. Архитектор Г. Пиранг в 30-е гг писал о югендстиле в архитектуре: "Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой". Знал бы Пиранг, что спустя много лет Рига будет славиться обилием югендстиля, а “достойная сожаления улица Альберта” станет гордостью города.
ул. Альберта 8 (1903) – Rīga, Alberta ielā 8
Под всеми окнами верхнего этажа барельефы – из головы человека (или лесного духа) вверх вырастает дерево с веточками и квадратными цветами. На самом верху здания интересная композиция. В центре голова льва, по обе стороны от нее расположены две маленькие колонны, на каждой колонне сидят две спящие птицы, опустив вниз большие клювы. Чуть ниже мужская маска в венке из дубовых листьев, из нее вверх вырастает дерево с переплетающимися ветками. По обе стороны – женские маски, а также барельефы, изображающие фараонов в профиль. Двухэтажный эркер с балкончиком, на эркере забавные маски фавнов, играющих на сирингах (многоствольных флейтах).
Улица Стрелниеку, 4a, в посольском районе (1905, М. Эйзенштейн). Здание является образцом эклектического, экстремального декоративного ответвления югендстиля, вблизи оно слепит чрезмерностью украшений, в которых набор традиционных исторических форм стилей пронзают всевозможные комбинации мотивов югендстиля.
Рига, ул. Бривибас 99 (1905) – Rīga, Brīvības 99
Этот дом находится вдалеке от улицы Альберта, но эклектически-декоративный стиль М.Эйзенштейна можно узнать сразу. Львы, мужские и женские фигуры, маски, лавровые венки, пальмовые ветви.
Дом №2 на Альберта построен с использованием эскизов Сергея Эйзенштейна - скульптуры сфинксов, “охраняющие” вход в дом, когда-то были зарисованы будущим режиссером.
Улица Альберта, дом 4
Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.
Главные акценты этого здания архитектор расположил по своей излюбленной традиции — крыша и вход. Kрылатые львы, обращенные лицом друг к другу на нижнем уровне, трансформируются в хвостатых хищников, всячески выражающих свою взаимную неприязнь, на крыше. Между ними с ужасом и напряжением на лицах застыли три Горгоны.
Улица Альберта, 4 (1904, М. Эйзенштейн). Самое элегантное и в художественном плане самое оригинальное эклектически декоративное здание в югендстиле. Внимание привлекают три головы медуз над карнизом с открытыми в крике ртами (подобный мотив используется и в здании венской сецессии). Фасад усеян фигурами орлов и львов, рельефами окрыленных львов. В центре здания расположен крылатый рельеф с головой женщины, символизирующий солнце и защиту.
Рижский югендстиль знаменитым кварталом не ограничивается. На любой центральной улице есть свои шедервы – надо только почаще останавливаться, чтобы полюбоваться прекрасными домами.
Улица Смилшу, 2, Вецрига (1902). Здание является одним из лучших образцов архитектуры югендстиля – фасад украшает изображение павлина, один из символов красоты и самопознания в югендстиле. Герма под эркером считается красивейшим женским образом в архитектуре рижского югендстиля.
Улица Смилшу, 8, Вецрига (1902, Г. Шел, Ф. Шел). Дом, богато украшенный масками, гибридными существами, растительными элементами. Оба портала украшает свойственный модерну меланхоличный женский образ с закрытыми глазами. Декор проема входа специалисты считают образцом орнаментальных форм югендстиля.
Кстати, именно здесь пастора Шлага поджидала засада гестаповцев, когда он так неосмотрительно пошел на явку, не обратив внимание на цветок на втором этаже - сигнал провала разведчика
Можно часами бродить по рижским улочкам, открывая для себя все новые виды и элементы рижских зданий.
Улица Антонияс, дом 8
Здание построено в 1904 году, архитектор К.Пекшенс. Фасад здания оформлен очень лаконично.
Улица Театра, 9, Вецрига (1903, Г. Шел, Ф. Шел). Украшение этого дома – мифологические персонажи: Афина и Гермес. Венчают строение фигуры Атлантов, которые держат на плечах Земной шар из стекла и цинка, по вечерам он освещается.
Улица Элизабетес, 10a и 10б, в центре (1903, М. Эйзенштейн). Здания «облачены» в необычно богатое и роскошное украшение орнаментов югендстиля. Вплетенный в некоторые элементы декора здания № 10a мотив пружины из листьев ассоциируется с местом работы М. Эйзенштейна – он был начальником отдела дорожного сообщения правления Видземской губернии.
Дом № 10б особенно выделяется композицией из масок, павлинов, скульптурных голов и геометрических фигур, венчающих фасад, а также площадками фасада, покрытыми синими керамическими пластинами на верхних этажах здания. Роскошно украшена лестничная клетка.
Ул. Блауманя 28
Автор проекта– K. Фельско. Здание построено в 1903 году. Дом построен с отдельными элементами орнаментально-декоративного югендстиля.
Бульвар Калпака 13 (Академия Художеств)
Автор проекта – Вильгельм Бокслаф. Здание построено в период с 1902 по 1905 год. Это здание является одним из самых внушительных архитектурных памятников Риги начала 20 века. Ее эклектическая архитектура фасада - „кирпичная готика” было требованием заказчика, комитета Рижской Биржи.
"Серебряный век" в Риге — это архитектура Михаила Эйзенштейна, Константина Пекшена, Вильгельма Бокслаффа, живопись Яня Розенталя, особая мода на мебель и фарфор. Ведь модерн охватил все виды искусств!
Яуниела (она же - Бейкер-стрит, она же - Цветочная улица). Самая кинематографическая улица Риги. В “17 мгновениях весны” здесь находилась та самая конспиративная квартира, в окне которой так и не заметил злополучный цветок профессор Плейшнер. А в фильмах о Шерлоке Холмсе (с Василием Ливановым в главной роли) на ней располагался дом знаменитого сыщика.