Аббатство Селби - Первый монастырь, основанный в Северной Англии после нормандского завоевания.
Сейчас аббатство Селби работает как приходская церковь графства Йоркшир, но раньше здесь располагался один из крупнейших английских монастырей, созданный величайшими мастерами архитектуры и художественного дела.
Аббатство основал Вильгельм Завоеватель в 1069 году, через три года после нормандского завоевания. Долгое время здание перестраивали, поэтому оно прекрасно иллюстрирует переход от романского (называемого иначе нормандским) стиля архитектуры к полноценному готическому стилю.
Примечательно также, что собор пережил в целости и сохранности роспуск монастырей, который учинил Генрих VII в 1530 году.
На витраже восточного церковного окна работы XIV века изображено древо Иессеево. Оно обрамлено ажурным оконным переплетом, которому практически нет равных в Великобритании.
Из книги автора Мортона Генри Воллама: "По старой доброй Англии. От Лондона до Ньюкасла"
"Я осматриваю величественное аббатство Селби и воскрешаю в памяти древнюю историю его создания.
Произошло это в те времена, когда Вильгельм Завоеватель только готовился к своему походу на Англию. Пока норманнский герцог поглядывал в сторону соседнего острова, некий французский монах по имени Бенедикт истово молился перед алтарем аббатства святого Германа в Осере. Главной местной реликвией являлся средний палец с правой руки святого Германа.
Юный монах мечтал о великих подвигах во имя веры. А пока он молился в надежде, что всемогущий Господь укажет ему путь, по которому следует идти. Очевидно, молитвы его были услышаны, потому что в один прекрасный день юноше явился сам святого Герман. Явился и молвил:
«Отправляйся в Англию, в место под названием Салебия (Селби), и там возведи храм в мою честь и во славу Божию».
Бенедикт глубоко почитал своего святого — возможно, больше, чем любой другой монах в Осере. Но вместе с тем он был страстным патриотом родной Франции, и сама мысль о необходимости переселяться в далекую, незнакомую Англию наполняла его сердце печалью и отвращением. Юноша все медлил и откладывал отъезд. Тогда Герман вторично явился монаху и повторил свой приказ. А поскольку тот продолжал упорствовать в нежелании ехать, святой не поленился и в третий раз прийти к юноше. На сей раз он уточнил требования: Бенедикт должен взять хранившийся на главном алтаре палец Германа и отвезти его в Англию. Кроме того, святой потребовал, чтобы монах нанес себе увечье — проделал дырку в предплечье, и обещал, что тот не почувствует ни боли, ни каких-либо неудобств в виде воспаления или горячки. Якобы священная реликвия защитит Бенедикта от всех бед, включая опасности далекого и небезопасного путешествия.
Пришлось юноше повиноваться.
Отправился он в Англию, но, видно, что-то напутал, так как прибыл не в Салебию (то бишь в йоркширский Селби), а в город под названием Салисберия (нынешний Солсбери в Уилтшире). Хорошо, что святой Герман приглядывал за своим протеже. Не успел Бенедикт осесть на новом месте и приступить к долгому и хлопотному строительству, как святой вновь явился и наставил незадачливого монаха на путь истинный.
Пришлось юноше тащиться через всю Англию, чтобы достичь расположенного в Норфолке городка Кингс-Линн. Здесь он пересек Хамбер и уже без препятствий добрался до заветного Селби.
Наконец-то Бенедикт начал возводить обещанный храм. А в это время на британском побережье высадился еще один француз. Он явился в Англию с куда менее благочестивыми целями и привел с собой отряд отборной конницы. Затем произошло небезызвестное сражение при Гастингсе, коварная стрела угодила прямо в глаз несчастному Гарольду, а результатом стало строительство лондонского Тауэра. Бенедикт тем временем продолжал корпеть над своим храмом. И вот случилось так, что один из норманнских баронов, на тот момент представлявший власть Завоевателя в Йорке, отправился по делам в Селби. Проплывая по реке Уз, он увидел крест на холме, а рядом молодого человека, в одиночку строившего деревянную церковь. Выслушав его историю, барон проникся симпатией к земляку и пообещал похлопотать за него перед влиятельным лордом.
Он действительно добился от Вильгельма I королевской хартии. Так на месте деревянной церквушки возникло аббатство Селби, в дальнейшем прославившееся на всю Англию.
Городок Селби по-прежнему сохраняет свою королевскую атмосферу. Подобно Вестминстеру, Йорку, Виндзору и Бристолю он обладает правом облачать свой церковный хор в пурпур. И до сих пор, на протяжении многих веков, хранит память о своем основателе. Семнадцатого июля 1928 года все великое Селбийское аббатство (вернее, то, что от него осталось) примет участие в празднествах, посвященных девятисотой годовщине со дня рождения Вильгельма Завоевателя.
А что же на сегодняшний день представляет собой Селбийское аббатство? Увы, от былой мощи и величия не осталось и следа. Если что и сохранилось, так это потрясающая красота. А ведь когда-то это было третье по величине и богатству аббатство Севера. Его аббат был увенчан митрой и проделал путь до английского парламента. В Селби приезжали короли. Теперь же аббатство получает жалкие пожертвования в размере 56 фунтов, и всякий раз, когда возникает надобность в ремонте, приходится буквально пускать шапку по кругу.
— Ах, если бы только я был помоложе! — вздыхает здешний викарий. — Ничто на свете не удержало бы меня от поездки в Америку. Уж там-то я наверняка достал бы необходимые деньги!
И он бросает красноречивый взгляд на южное окно клироса, где изображены три звезды (на самом деле — шпоры) и две красные полоски. Это фамильный герб предков Джорджа Вашингтона, и красуется он здесь еще с 1584 года. Наверное викарий прав: американцы приедут в любой уголок Англии, лишь бы полюбоваться на герб своего любимого президента.
И коли уж речь зашла о геральдике, в Селби имеется еще одна любопытная диковинка. На одном из оконных витражей изображен щит с левой перевязью, что в Англии во все времена почиталось бризурой бастарда. Возникает закономерный вопрос: кому придет в голову кичиться незаконным происхождением? А объяснение до смешного нелепо. Просто во время очередной реставрации окон, которая проводилась в 1866 году, кто-то из рабочих вставил данное стекло наизнанку и тем самым превратил нормальную перевязь в «левую».
Это, наверное, единственный случай в истории, когда человек стал бастардом благодаря тривиальной ошибке стекольщика!
Но есть в Селбийском аббатстве тайны и помрачнее. В стене над северными вратами скрывается потайная комната, которую обычно не показывают посетителям. Я и сам узнал о ее существовании лишь благодаря любезности викария.
Чтобы туда попасть, необходимо преодолеть целую серию длинных и темных переходов. Вход на винтовую лестницу располагается в западной части церкви. Вы долго поднимаетесь по пыльным каменным ступенькам и в конце концов попадаете в полутемный трифорий, но уже на северной стороне. Отсюда вы спускаетесь еще на несколько ступенек и оказываетесь в помещении, куда никогда не проникал ни единый луч солнца.
В комнате попросту нет окон, и потому здесь всегда царит беспросветный мрак. По одной из версий комната эта служила тюремной камерой для проштрафившихся монахов. Но тогда как объяснить остатки древнего алтаря в восточном конце комнаты? Какие таинственные службы проводились здесь в полной темноте? Я не смог найти ответов на эти вопросы. Никаких письменных свидетельств не обнаружилось, и никто из специалистов, осматривавших комнату, не сумел выдвинуть правдоподобной гипотезы.
Не могу покинуть Селби, не процитировав две надгробные надписи, обнаруженные мной в южном боковом приделе. Подозреваю, что большинство посетителей проходят мимо, не обращая на них внимания.
Первая эпитафия гласит:
Покоится тут тело Фрэнка Роу,
Надгробья для прихода резал он,
И те слова, что прежде вырезал
Он для других, теперь ему
Уже самому посвящены.
И вот вторая:
Упокоен здесь Арчер Джон,
Под камнем сим лежит;
Уж труп остыл и саван был
Ему печальный сшит.
И смерть пришла, и так рекла,
Так молвила она:
«Со мной ступай за дальний край,
Не бойся, старина».
Он не роптал и не страдал,
Последовал за ней.
И вот пресекся навсегда
Счет отведенных дней.
Торжественный норманнский неф сложен руками тех же самых каменщиков, которые построили Дарэм. Лучи солнца наискось освещают мощные колонны, напоминающие стволы деревьев в старой дубраве.
— Нет, сэр, — ответил церковный служитель, — привидений мне здесь видеть не доводилось. А если б и увидел… Я ведь в прошлом был солдатом, сэр. Служил и в Индии, и в Китае, и в Египте. Такого там насмотрелся, что никакие призраки теперь меня не испугают. А сюда я пришел в поисках спокойной жизни.
— Надеюсь, вы нашли то, что искали?
— Так точно, сэр! Нашел в полной мере"
Внутри и снаружи хора верхом на парапетах сидят резные фигуры, также созданные в XIV веке. Эти элементы собора сильно пострадали от влияния промышленной деятельности, а также от атмосферных солей, приносимых с близлежащего Северного моря.
Когда верхушка одной из башен собора упала на крышу трансепта, стало очевидно, что монастырь нуждается в немедленной реставрации. Благодаря поддержке множества организаций уже завершена большая часть реставрационных работ на средневековом западном фасаде аббатства, в часовне Лэтэм и в северном боковом нефе.
Кроме того, закончены застекление и восстановление витража восточного окна, а также реставрация статуй и горгулий. Однако для поддержания аббатства в сохранности необходимо провести множество других работ.
В Англии практически не осталось таких крупных средневековых монастырей, как Селби. Его поразительный архитектурный облик сравним со знаменитым Даремским монастырем, но, кроме красоты, у аббатства есть и другие заслуги. До Реформации оно играло важную роль в религиозной жизни страны: настоятель аббатства получил от Папы привилегию ношения митры (головного убора католических епископов) и право заседать в парламенте в палате лордов.
Монастырь Селби – это не только архитектурный и исторический памятник. Он составляет неотъемлемую часть городской жизни как приходская церковь, где и в будни, и в праздники можно помолиться и преклонить колени.
К сожалению, дела прихода идут неважно: уровень безработицы здесь превышает средний из-за резкого сокращения всех отраслей промышленности, за счет которых город жил в последние полвека, – судостроения, выработки электроэнергии, горной добычи и производства корма для крупного рогатого скота. Наряду с социально-экономическим упадком Селби, северо-запад Англии испытывает не лучшие времена. В таких условиях очень важно, чтобы двери монастыря оставались открытыми для всех, кто нуждается в помощи.