Шестнадцать погибших, десятки раненых и шок для всей Германии. Таков итог жестокой бойни в средней школе городка Винненден. 17-летний выпускник ворвался в классы с дробовиком и начал расстреливать всех, кто попадался на пути. Пытаясь уйти от полиции, он угнал машину и убил еще несколько человек. Погоня закончилась на стоянке супермаркета, где убийца отстреливался до последнего.
Тим Кретчмер - это имя 27 тысяч жителей городка Винненден забудут не скоро. В среду утром около 9:30 он вернулся в школу, которую закончил год назад, в черном армейском комбинезоне и с оружием в руках. Полиция подъехала через пять минут. К этому моменту Кретчмер успел расстрелять несколько обойм. Девять подростков 16-17 лет и трое учителей погибли на месте. Услышав сирены, "стрелок" попытался скрыться: он выбежал из школы, застрелил случайного прохожего, после чего захватил первый проезжавший автомобиль, водитель, правда, сумел выскочить из машины.
Мы сидели в классе, когда услышали пять-шесть выстрелов подряд, – вспоминает одна из учащихся винненденской школы. – Сначала я подумала, что это чья-то неудачная шутка, но когда увидела, что люди выпрыгивают из окон, сама бросилась бежать. Потом мы увидели, как к школе стали подъезжать многочисленные полицейские автомобили и скорая помощь…’
Этой девочке повезло – она осталась в живых. Девять ее ровесников никогда больше не смогут пойти в школу. Почему их бывший соученик, семнадцатилетний Тим Кречмер решил свести счеты таким диким образом, так никогда и не станет ясно. Известно лишь, что в полдесятого утра он, одетый в маску и черную униформу, ворвался в школу и стал прицельно расстреливать людей. 60 выстрелов совершил Тим, как потом установила полиция, и убил на месте 9 детей и 3 учительницы. Несмотря на то, что полиция тут же оцепила здание школы и взяла под контроль все дороги, ведущие из Виннендена, преступнику удалось сбежать. В парке он убил еще одного случайного прохожего. После этого он взял в заложники владельца Volkswagen и заставил водителя ехать по направлению к автобану.
В соседнем Вендлингене убийца выпрыгнул из автомобиля и побежал к автосалону. На территории салона новые убийства – Тим застрелил продавца и одного из посетителей, после чего пытался бежать. В этот момент его настигли полицейские, завязалась перестрелка. Двое полицейских были ранены, раненый в ногу Тим покончил с собой… 17 человек – вместе с убийцей – вот ужасающий результат этой трагедии. Кстати, если бы не директор школы Астрид Хан (Astrid Hahn), жертв могло бы быть гораздо больше. Узнав о происходящем в школе, директор тут же передала по громкой связи закодированное сообщение: ‘Frau Koma kommt’. Услышав его, учителя немедленно закрыли классы, преградив дорогу убийце.
Помешанный на оружии
Как могла произойти эта драма, и откуда убийца достал оружие? Если на первый вопрос до сих пор нет ответа, то на второй удалось почти сразу получить информацию. Злополучный пистолет ‘Беретта’ и огромное количество патронов были взяты… дома. Отец Тима, владелец собственной фирмы и увлеченный член местного стрелкового клуба, хранил дома 15 единиц огнестрельного оружия. Большинство из них было заперто в сейфе, а ‘Беретта’ и часть патронов лежали в спальне, где Тим их преспокойненько и взял. За нарушение правил хранения оружия против Кречмера-старшего завели уголовное дело.
‘Он был помешан на оружии, – рассказывает бывший приятель Тима, Михаэль из города Вайлера. – Когда-то мы с ним дружили, он увлекался настольным теннисом и был очень талантлив в спорте. Выигрывал кубки и медали в соревнованиях. Но два года назад мы перестали общаться, он становился все более странным. Вместо спорта его стали интересовать фильмы ужасов, которые он беспрерывно смотрел, компьютерные игры и пистолеты. И он упражнялся повсюду: в подвале своего дома, на турнирах и даже на детской площадке…’
Видимо, стрельба по живой мишени в какой-то момент перестала быть для него только виртуальной реальностью. И в ночь перед преступлением он тоже играл в свою любимую компьютерную игру, расстреливая человечков…
То, что юноша страдал раздвоением личности и был психически болен, его родители не подтверждают. Однако директор психиатрической клиники в Вайнсеберге вблизи Хайльбронна Матиас Михель (Matthias Michel) рассказал о том, что в прошлом году подросток неоднократно лечился от депрессии в этой больнице амбулаторно и стационарно, и ему было рекомендовано дальнейшее пребывание в больнице Виннендена. Но Тим лечение отклонил.
Несчастная любовь или насмешки окружающих?
Почему Тим решил совершить это страшное преступление, теперь трудно понять. Запись в чате, где подросток якобы рассказывал о будущем убийстве, оказалась подделкой, фальшивый след. Однако достоверно известно, что юношу очень интересовали драмы, произошедшие в школах Эрфурта и Эмсдеттена. Он не раз появлялся на форумах сайтов, на которых обсуждались эти убийства, и под разными именами высказывал свое мнение.
Возможно всему виной – несчастная любовь и девочка, которая не разделила страсти Тима. Ведь 8 из 9 расстрелянных школьников были девушками, причем почти все они были убиты прицельным выстрелом в голову.
Другая возможная версия – насмешки окружающих. Его знакомые признают, что над Тимом многие смеялись. Некоторые даже говорят о травле. 17-летний в ответ все больше уходил в себя, почти все свободное время проводя дома перед компьютером. Возможно, что вину за свою изоляцию Тим возложил на окружающих…
Подросток-убийца написал в одном из интернет-чатов, что собирается устроить бойню в школе, заявил министр внутренних дел земли Баден-Вюртемберг Хериберт Рех (Heribert Rech). По его словам, это произошло "в ночь со вторника на среду, примерно в 2:45". Общаясь с человеком под ником Бернд, Тим делился с ним самым сокровенным: "Хватит. Мне надоела эта праздная жизнь, все время одно и то же – все меня высмеивают, никто не способен оценить мои способности".
И далее: "Я это серьезно. У меня есть оружие, завтра утром я пойду в свою старую школу, поджарю там всё".
В этом же сообщении 17-летний Тим К. указал и городок, в котором и совершил свое преступление – Винненден. Правда, тут же попросил своего виртуального собеседника не обращаться в полицию. "Я только пошутил", - так он закончил свое общение в интернете.
Избежать нового Виннендена и Эрфурта
Теперь власти пытаются понять, каким образом можно избежать новых трагедий, ставших, к сожалению, в Германии почти обыденностью. Превратить школы в неприступные крепости, приставив к каждой дюжину полицейских? Или ужесточить закон, регулирующий правила торговли и владения оружием? Некоторые политики, например, потребовали запретить членам стрелковых обществ держать дома оружие. Но тогда пистолеты и винтовки будут складироваться на базах стрелковых клубов, которые не достаточно защищены от возможных разбойных нападений, – парируют другие эксперты.
Есть и предложения более активно привлекать к работе в школах детских психологов, которые должны работать с такими, как Тим, страдающими от насмешек окружающих.
Пока же психологи и педагоги опекают ребят из школы Виннендена. В понедельник в спортзалах и общинных центрах города начались уроки по желанию. Здание школы, где все произошло, закрыто на неопределенный срок, а обычные занятия начнутся не раньше, чем через неделю. Пока же детей ожидают дальнейшие печальные мероприятия – похороны жертв убийства.
Комментарий психолога Александра Файна
Амок – от малайского ‘менгамук’ (’впадать в ярость’) – социокультурный симптом, проявляющийся в результате совокупности самых разных обстоятельств и поведенческих особенностей человека.
Вероятность его проявления наступает, когда человек попадает в сложные, экстремальные условия и чувствует себя в безвыходном положении. Кстати, многие ошибочно думают, что в основе амока лежит исключительно болезненное психическое состояние. Это неверное понимание приводит к совершенно неправильным выводам, порождая проблему в подходах и оценках. Причины же проявления амока могут быть самые разные, назову некоторые из них. Первое – желание свести счеты с жизнью и унести с собой как можно больше жизней, чтобы, уходя, навредить этому миру. Второе – намерение прославиться любой ценой (’слава Герострата’). Третье – психическое расстройство.
У подростков же одной из причин проявления этого социокультурного симптома может быть возрастная дезориентация в современном мире. Гибкая подростковая психика проявляет себя неадекватно под тяжестью различных обстоятельств, происходит смешивание действительности и фантазий. В этом состоянии юноши ведут себя агрессивно по отношению к окружающим. И в исключительных случаях, при трагическом стечении обстоятельств, да еще если под рукой оказывается оружие, они могут совершить убийство. Не было бы оружия – в большинстве случаев не было бы и трагедии, которая произошла в городке Винненден.
Есть ли средства предотвратить амок? Его невозможно ни лечить, ни предложить эффективную профилактику. Каждый случай уникален. Пересечение личных проблем с общественной неустроенностью говорит о том, что мы не застрахованы от следующих трагических эпизодов. Между прочим, хотя сегодня все больше ситуаций, которые осложняют жизнь человека, амок не является каким-то современным проявлением. Он существует давно и многократно описан в литературе. Но сегодняшняя опасность – в наличии современного скорострельного оружия, такого простого в применении, что даже ребенок может с ним справиться. Именно поэтому запретить хранение оружия дома, спрятать его с глаз – было бы вполне разумно. Ведь беда случается только тогда, когда под руку отчаявшемуся человеку с агрессивными фантазиями попадает оружие. А что касается компьютерных игр, корень зла – не в них, во время игры агрессия, наоборот, уходит. Известно, что в ‘войнушку’ играли всегда.
Задумываясь над тем, как освобождаться от накопившейся внутренней агрессии, можно было бы обратиться к опыту других стран. Японцы, как известно, решают эту проблему, избивая ‘кукол-начальников’. Для Германии, где на распродажах можно накупить предостаточно дешевой посуды, я бы рекомендовал идти по другому японскому пути – устраивать дни битых чашек.
Но если говорить совсем серьезно, ясно одно, проблема амока – практически неразрешимая.
Источник: ИноСМИ.Ru
Амок считать несчастным случаем на рабочем месте.
Амок в школе Виннендена следует теперь считать несчастным случаем на рабочем месте. Учитель (60) школы в Виннендене высудил для себя в суде Штутгарта право называть себя пострадавшим на рабочем месте-хотя он в день трагедии вообще не работал. В это время учитель находился в больнице, за трагедией следил лишь по телевизору. Хотя он сам не участвовал в этом событии, страдает он до сегодняшнего дня , у него посттравматический синдром. Суд решил, что ответственное учреждение, приняв заявление о признании учителя пострадавшим в результате несчастного случая, вначале одобрило это заявление, а потом отклонило-поступило в корне неверно.
Получив признание суда, что он является жертвой несчастного случая на рабочем месте, этот учитель победил вдвойне- впоследствии он получит более высокую пенсию. Вот только один вопрос- а как же ученики, которые пережили этот ужас ? Что получат они?