Нужен ли в школе курс "Основы православной культуры"?
Дискуссия о целесообразности школьного предмета
«основы православной культуры» печальна. Дело не в десяти ученых
старцах, обошедших все кузницы и написавших, в итоге, одно письмо. Дело
в том, что такая дискуссия в обществе актуальна, и печально именно это.
Я не могу представить себе сегодня цивилизованную страну, где сегодня
такая дискуссия могла бы привлечь чье-то внимание. Разве что в Северной
Корее или на Кубе, впрочем, на Кубе социализм прекрасно уживается с
католичеством (и вудуизмом заодно), а в Северной Корее все настолько
заняты освоением религии «чучхе», что на другие внимания не обращают.
Весь разумный мир обучает детей вере, в форме, традиционной для той
страны, где они родились. Мало того, два года назад парламентская
ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Образование и религия»,
предполагающую расширение преподавания религиозных дисциплин в школах
европейских стран. И на потеху этому миру мы устроили жаркий спор
совершенно в духе диспутов 20-х годов прошлого века. И, естественно,
вынуждены дискутировать с оппонентами, чьи доводы по мощи сопоставимы с
теми, столетней давности. Так какие же они, эти аргументы?
Первый. Не хочу. Не желаю, и всё тут. Я свободный человек и имею право свободного выбора.
Второй. Где равноправие? Отчего это православию такой
карт-бланш? Тогда уж извольте вводить основы и католичества, и
кальвинизма, и буддизма, и иудаизма, и шаманизма и, заодно, сатанизма,
буде он у нас представлен своими адептами.
Третий. Введением этого предмета вы раздуете пожар межнациональной и
межрелигиозной вражды, причем в школах, а оттуда перекинется на всю
страну.
Четвертый. У нас Церковь отделена от государства, как это вы в
государственных школах церковное преподавание хотите вводить? Или на
Конституцию замахиваетесь?
Пятый. Сначала дети должны вырасти, а потом уж сами решать, в
какую религию им податься и податься ли вообще. А нравственное
воспитание должно происходить в семьях, для того они и есть.
Вот, примерно такой набор, если что упустил, простите, в голове это укладывается плохо. Ну, что на это ответить? Ну, что?
Я давно подметил, что противники православия часто говорят о том, что
они, де, должны иметь «свободу выбора», прикрывая этой «свободой»
собственную душевную леность. Путь к Богу очень труден и, часто, первые
шаги невыносимы. Вот и не хочется. И за левым плечом, кстати, шепчут
про «общечеловеческие ценности».
То же относится к «равноправию». Ох, лукавый довод! Ведь, сколько ни
вводи разных «Основ» измученный МинВУЗ, всё окажется, что кого-нибудь
забыли. Но даже, если учтем всех самых диких сектантов, тут-то
сработает третий аргумент и возгорится пожар в школах и раздуется по
всей стране. Но неужто невдомёк оппонентам, что Православие является
неотъемлемой и составной частью национальной русской культуры, истории,
развития государственности, общества? Быть не может. Знают, конечно,
что никакого «равноправия» тут нет. Как знают и то, что именно
Православие способствовало мирному уживанию в Российской Империи многих
народов и что только Россия являет собой пример миру пятисотлетнего
добрососедства христианства и ислама.
Так что не раздуется пожар. Искры не будет. Зато сотворим страшное
преступление — Конституцию нарушим. Да, Церковь у нас отделена от
государства. Но кто скажет мне, что Православие отделено от
государства? У кого язык повернется? Вот стоит же Старая площадь в
полном почти составе в Храме Христа Спасителя. Никто же их оттуда за
шиворот не выволакивает. И никто не скажет, что русский язык у нас
отделен от государства. Или история отделена от него же. Или речь идет
о том, чтобы подчинить школы в стране Московской Патриархии (думаю,
долго бы крестились наши иерархи при мысли о такой возможности)? Нет,
речь идет о возвращении в школы Православия, как неотъемлемой части
русской культуры. Так что родимая Конституция и её верные стражи могут
спать спокойно.
Но не спится нашим оппонентам. В искренней заботе они о детях, которых
пичкают много чем, лишая тем самым самостоятельного нравственного
выбора. Кто-то в «ящике» так и сказал однажды: «Вот вырастут, сами
решат, что хорошо, а что плохо». Так что, если и придет «кроха-сын к
отцу» и спросит, «что такое хорошо, а что такое плохо», мудрый отец
должен ответить: «Вырастешь, сам решишь».
Но каково будет обществу, когда кроха превратится в амбала? Никаких
гарантий, совершенно никаких. Впрочем, в семьях действительно должен
идти процесс нравственного созревания личности. А знаете, сколько у нас
в стране «неблагополучных семей»? Далеко не во всех вечером играют на
фортепьянах и читают вслух «Историю» Карамзина. Впрочем, и в таких
семьях нет-нет да и появляются Иваны Карамазовы, додумавшиеся до того,
что «если Бога нет, то всё можно».
Пытлив русский интеллигент. Вот додумались же до диссидентства, так
теперь, какая ни власть на дворе — насмерть на своем стоят, не
сдвинешь. Что против Советской власти, что против Бога — главное в
принцип войти. В принцип отрицания. Был такой полковник Кошкарев, во
2-м томе «Мертвых душ», так он считал, что стоит мужиков в немецкие
штаны одеть, так науки в России возвысятся и искусства расцветут. Мне
почему-то кажется, что, если б речь шла о введении в российских школах
«основ католичества» или «основ протестантской этики», шуму было бы
гораздо менее. А так, помните, Репетилов Чацкому говаривал: «Шумим,
братец, шумим!»
Шумим и мы. Что ж поделать. Только обидно, им-то это вещь привычная, а тут много иных дел, за этим шумом отложенных. ■
Автор: Михаил ТАРУСИН, руководитель сектора социологии Института общественного проектирования