Шереметевский замок |
Юринский замок – некогда роскошное поместье представителей известного рода бояр Шереметевых, поэтому у него есть второе название - Шереметевский замок. Представлявший в свое время (вторая половина 19 века) чудо архитектуры, аналогов которому не было ни в России, ни в Европе он оказался брошенным на произвол судьбы у обочины исторической дороги российских перемен.
На волжском берегу, на границе республики Марий Эл и Нижегородской области, в посёлке Юрино возвышается старинный замок, принадлежавший когда-то семейству Шереметевых.
Южный фасад здания
Вообще-то это сооружение с анфиладой комнат и зимним садом, накрытым стеклянным куполом, больше напоминает дворец, чем замок. Но четырехугольная башенка в неоготическом стиле и зубчатые крепостные стены послужили тому, что в народе Шереметевскую усадьбу называют «замком».
300 лет назад, в дни царствования Петра I посёлок Юрино назывался Архангельским и находился во владении прославленного генерала Головина.
Сам замок, с его зубчатыми стенами и башнями, цветными витражами и венчающим стеклянным куполом зимнего сада, строился из красных и черных кирпичей, в состав которых входил вулканический туф, привезенный с Везувия, и был похож на сказочное средневековое чудо. Даже стены, окружающие усадьбу облицовывали тем же туфом, а ведь площадь усадьбы составляла около 60 га. Да, Шереметевы не мелочились!
Северный фасад здания
О тех временах напоминает якорь, поставленный на постаменте перед замком самим Головиным. Позднее с. Архангельское перешло в собственность уральского заводопромышленника Никиты Демидова, а его сын-наследник Николай, не пожелав жить в глуши, продал имение камергеру Александру Жеребцову.
Лишь в 1812 году село купил В. С. Шереметев, внучатый племянник графа Шереметева, фельдмаршала Петра I, заплатив за юринские земли 350 тысяч рублей ассигнациями. Поселение в глуши не зря привлекло внимание помещика: в лесах крепостные Шереметева заготавливали древесину, гнали деготь и пр., и вся эта продукция отправлялась на нижегородский рынок, принося большие барыши.
Вид на западную часть замка
Строительство каменного замка, или «нового дома» начал Василий Петрович Шереметев, внук Василия Сергеевича. Это был невиданный даже для России долгострой: замок строили три поколения Шереметевых. Семь архитекторов угождали вкусам привередливых заказчиков, пожелавших соединить в своём дворце готику, барокко и восточный стиль.
Для благоустройства усадьбы выписали старинную мебель и севрский фарфор из Франции, статуи и мрамор везли из Италии, амфоры для растений — из Греции. Вокруг дворца воздвигли крепостные стены. Усадьба Шереметевых занимала до 60 га плодородной земли с роскошным парком, в нижней части которого располагались оранжереи, пруды, вольеры для диких животных. Немецкая компания «Сименс – Гальске» провела водопровод и канализацию, электрифицировала поместье, а к исходу русско-японской войны наладила телефонную связь между усадьбой и лесными кордонами.
Главный вход в замок
Василий Петрович Шереметев умер в 1893 году, а его супруга Ольга Дмитриевна - в 1898 году. Юринская усадьба перешла к их сыну - Петру Васильевичу, который не отличался хорошим здоровьем, приезжал в Юрино нечасто и не мог активно продолжать дело отца. Поэтому замок так и не был достроен - последний из Шеремеревых, Петр Васильевич, умер в 1916 году. Детей у него не было, а его наследницы - сестры после революции покинули замок и больше никогда не приезжали в Юрино. На этом и завершилась история четырех поколений юринских помещиков Шереметевых.
В 1917 году на территории усадьбы расположился эвакуированный из Нижнего Новгорода кадетский корпус им.графа Аракчеева. В 20-х годах на его основе была создана трудовая школа-коммуна. Буквально за несколько лет из замка были вывезены все ценности, что-то попало в нижегородские музеи, что-то было уничтожено, что-то разграблено. После войны замок был приспособлен под дом отдыха, потом - под турбазу. Все эти годы замок не ремонтировался, а только разрушался, несколько лет усадьба вообще была необитаемой. Не миновали ее и разграбления, и пожары. Сейчас здесь расположен музей-заповедник «Замок Шереметева», который открыт для посещения.
Стены Шереметевского замка облицованы красным и чёрным кирпичом, на фоне которого белокаменные детали — карнизы, наличники, балконные балясины — выглядят особенно эффектно. Междуэтажные перекрытия выполнены из камня и древесины хвойных пород.
Для выкладывания мозаичных полов специально был приглашен итальянский мастер. Знаменитое приветствие на латинском «SALVE» выложено мозаикой на полу южного входа замка, от которого вверх к зимнему саду поднимается белокаменная спиральная лестница. Кстати, мозаикой выложены символичные знаки бесконечности и масонские знаки в некоторых помещениях замка.
В шереметевские времена винтовую лестницу, ведущую в зимний сад, обрамляли древнегреческие амфоры с редкими растениями, а в центре сада, до самой вершины стеклянного купола росла королевская пальма. К началу XX века в Шереметевском замке насчитывалось около 100 комнат. Так, в «Скобелевском зале» размещалась богатейшая коллекция оружия разных эпох.
Парадная лестница
Этот зал назван в честь прославленного полководца Скобелева, приходившегося братом Ольге Дмитриевне Скобелевой — супруге П. В. Шереметева. «Восточный кабинет» оформленный в азиатско-персидком стиле, украшали малахитовые колонны, расписные плафоны и керамические решётки на окнах.
Как следует из названия, в «Дубовой комнате» дверные косяки и потолок были выполнены из дуба. В настоящее время (2011 год) реставрация ведётся крайне медленно в связи с нехваткой финансовых ресурсов, поэтому большинство залов пребывают в состоянии разрухи. Часть замка отдана под гостиницу. Дорогие номера оборудованы в бывшей курительной комнате и библиотеке, а экономичное размещение предполагает проживание в комнатах для прислуги.
Скобелевский кабинет
Специально для нового дворца Шереметев выписывал из заграницы уникальную мебель, скульптуры, ковры и гобелены. В каждой из сотни комнат стоял камин. Потолки были украшены резьбой, а особое внимание привлекала картинная галерея. В центре красовалось полотно Айвазовского «Шторм на Черном море». Василия Шереметева с художником связывала дружба. Но особенно поражались гости, когда их взгляду открывалась огромная королевская пальма, упиравшаяся прямо в стеклянный купол в центре дворца.
Однажды, в одну очень суровую зиму в замке отказало центральное топление. По тем временам оно являлось новшеством, а потому было несовершенным. И пальма в центральном зале замерзла. Слуги, боясь хозяйского гнева, долго пытались скрыть сей факт. Некоторое время они красили листья пальмы зеленой краской. Но, в конце концов, обман открылся, но добрый барин никого наказывать не стал. А пальму приказал распилить на дрова и сложить в большом зале. Частенько граф, сидя у огня, с улыбкой говорил: «Я так богат, что топлю камин пальмой».
А это кабинет генерала Скобелева, брата графини:
Как и положено старинному замку, Шереметевская усадьба овеяна легендами. Согласно преданию, по залам бродит призрак в образе крепостной девушки Палаши. Граф В. С. Шереметев, сникавший репутацию тирана и распутника, распоряжался личной жизнью своих крепостных. Нередко понравившуюся барину женщину прямо со свадьбы увозили в его поместье. Девушка Палаша отказала Шереметеву в праве первой брачной ночи, ударив его подсвечником по голове. За неповиновение барину Палашу заживо замуровали в подвале замка. Местные экскурсоводы рассказывают, что при реконструкции подвала действительно были обнаружены человеческие останки.
Каминный зал
Иногда из «Дубовой комнаты» к гостям спускается призрак самого В. С. Шереметева. А ещё старожилы уверяют, что графы Шереметевы спрятали в замке свои сокровища, но клад не найден до сих пор.
https://putidorogi-nn.ru/evropa/279
Рубрики: | Россия - история, культура/- архитектура,музеи,памятники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |