Цитата сообщения Фёдор_Иванович_Сухов
Неизвестные проекты. Русский Лапоть
Только спустя годы после смерти Г.Е.Лозино-Лозинского начала понемногу открываться завеса над самыми последними его идеями и разработками. Нужно сказать, что его творческое наследие, особенно работы последних лет жизни, еще требует своего изучения - это десятки совершенно неизвестных проектов!
Работы по "БОРам" (Беспилотный орбитальный ракетоплан) начались в 1966 г.
Первый деревянный БОР-1 массой 800 кг (масштабная копия 1:3) был запущен 15 июля 1969г. носителем Космос-2 (11К65) по суборбитальной траектории на высоту 100 км.
При входе в атмосферу со скоростью 4 км/с аппарат сгорел, но по радиотелеметрии была получена ценная информация о возможности устойчивого управляемого спуска несущего корпуса выбранной формы.
Первый запуск в космос БОР-2 по баллистической траектории тем же носителем состоялся 6 декабря 1969 г.
Последний седьмой экспериментальный полёт модели БОР-3 состоялся 11 июля 1974 г. Была изменена форма фонаря, обводов корпуса в хвостовой части и расположение консолей относительно корпуса. На нижней поверхности устанавливалась ниобиевая панель. В полете программно изменялся угол развала (поперечный угол установки) консолей крыла для оценки эффективности аэродинамического управления в каналах крена и тангажа.
Экспериментальная программа полета выполнена полностью. Система спасения модели сработала нормально, однако вследствие повреждения купола основного парашюта, вызванного попаданием на него остатков окислителя после выработки горючего, приземление произошло с высокой скоростью, вследствие чего модель разрушилась.
Аппараты БОР-2 и БОР-3, изготовленные в масштабе 1:3 орбитального космоплана, были выполнены уже из металла, имели одноразовую (уносимую набегающим воздушным потоком) абляционную теплозащиту.
Следующим этапом работ по созданию многоразового орбитального космоплана были испытания в космосе на летающих орбитальных моделях БОР-4, которые должны были подтвердить работоспособность элементов теплозащиты в условиях реального полета по траектории, близкой к траектории "Бурана".
Первый испытательный суборбитальный полёт БОР-4С в направлении озера Балхаш был произведен 5 декабря 1980 г. с целью проверки работоспособности всего комплекса.
Успешный суборбитальный полет подтвердил надежность теплоизоляции и надежность бортовой аппаратуры.
БОР-4 представлял собой беспилотный космический аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолета "Спираль". Выполненный по аэродинамической схеме несущий корпус, он имел длину 3,859 м, размах крыла 2,8 м (в промежуточном положении раскладки консолей крыла), стартовую массу около 1450 кг и 795 кг после возвращения. Аппарат был оснащен комплексом измерительной аппаратуры и системой управления с использованием реактивных двигателей и отклоняемых консолей крыла.
Технология наклейки теплозащиты на БОРах-4 полностью соответствовала бурановской.
Отклоняемые консоли крыла БОРа-4 могли поворачиваться в корневой части, при этом величина развала определяла угол атаки, при котором аппарат самобалансируется т.е. становится статически устойчив при входе в плотные слои атмосферы. Как известно, Буран и шаттл неустойчивы по каналу курса в начале траектории спуска, во время полета на больших углах атаки.
Техническое решение с поворотными консолями, предпринятое в рамках программы Спираль, было революционным для 60-хгодов, так как позволяло обмануть природу, сняв проблему защиты относительно острой передней кромки крыла от высоких температур.
Изготовление и сборка аппаратов проводились на Тушинском машиностроительном заводе.
После торможения и планирующего полета в верхних слоях атмосферы, пройдя участок плазмообразования, БОР-4 на высоте около 30 км вводился системой управления в крутую спираль для уменьшения скорости полета, и на высоте около 7500 м выпускался парашют, обеспечивающий приводнение с вертикальной скоростью 7-8 м/с. В верхней части БОРа-4 после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы.
Присутствие в зоне приводнения в Индийском океане флотилии из семи советских военных кораблей, рассредоточенных в радиусе нескольких сотен километров, привлекло самое пристальное внимание военно-морского флота Австралии. Разведывательно-патрульные самолеты Р-3С Орион, базировавшиеся на авиабазе Вильямс Королевских ВВС Австралии (Royal Australian Air Force (RAAF) Base Williams), кружили над нашими кораблями непрерывно день и ночь, сменяя друг друга, что наглядно демонстрирует накаленность международных отношений в годы холодной войны.
Член экипажа "Чумикана" Владимир Гаврилов впоследствии вспомнил курьезный случай, характеризующий дотошность работы австралийских самолетов-разведчиков:
Я стоял в наряде, чистил картошку, помогал коку. Рано утром перед сдачей наряда набрался большой чан отходов. Нам не захотелось тащить его в мусороприемник, и мы вылили все помои в иллюминатор. Никто вроде бы не заметил, но вечером того же дня от командира флотилии получили нагоняй. Оказывается, Орион, круживший в нескольких километрах от корабля, зафиксировал, как русские сбрасывают какие-то отходы в море. Они сняли на пленку весь процесс выброса отходов и отрапортовали командованию военной базы в Австралии - мол, русские вывалили за борт нечто, не поддающееся идентификации. Из Австралии прошла телефонограмма в США, оттуда в Брюссель. В Бельгии состряпали ноту протеста - мол, зачем русские Мировой океан загрязняют, и отправили в Москву. Из Москвы связались с Петропавловском-Камчатским и надавали командиру по первое число. А командир в свою очередь связался с Чумиканом и приказал немедленно разобраться в происшествии. И все это за один день. Никто бы никогда не подумал, что обыкновенный бак помоев, выброшенных за борт матросами-срочниками, может возыметь такой политический резонанс
В период 1982-84 г.г. было произведено 6 запусков аппаратов БОР-4 с помощью двухступенчатой РН Космос-3М (К65М-РБ5) с космодрома Капустин Яр на различные траектории. Аппараты, выводившиеся на орбиты ИСЗ высотой около 225 км, получали наименования спутников серии Космос.
Космос-1374 (03.06.1982), Космос-1445 (15.03.1983), Космос-1517 (27.12.1983), Космос-1614 (19.12.1984), последний аппарат приводнился в Чёрном море (из-за высокого риска его кражи в Индийском океане) и был утерян поисковой службой.
Материалы полетов БОРа-4 легли в основу технических заключений головных институтов к первому полету "Бурана", выполненному 15 ноября 1988 г.
Однако, кроме отработки теплозащиты в процессе создания Бурана, уже после определения его облика, возникла необходимость проверки в натурных условиях выбранной аэродинамической компоновки орбитального корабля. В 1983-88 годах с космодрома Капустин Яр в сторону полигона в Сары-Шаган (Казахстан) было проведено 6 суборбитальных запусков аппаратов БОР-5, представлявших собой геометрически подобную копию Буран в масштабе 1:8.
Ракета Космос-3М (К65М-РБ5) с аппаратом БОР-5 массой 1450 кг достигала максимальной высоты около 210км, после чего верхняя ступень РН дополнительным импульсом ориентировала и ускоряла космический аппарат для обеспечения требуемых условий входа в атмосферу (скорость входа в атмосферу на высоте 100 км от 7300 до 4000м/с), затем происходило разделение, и БОР-5 продолжал полет по баллистической кривой. В атмосфере, с высоты около 50 км, полет проходил с программным изменением углов крена и атаки по штатной траектории ОК Буран.
БОР-5 изготавливался на ЭМЗ им.Мясищева при участии специалистов ЛИИ и НПО Молния. Испытания обоих вариантов моделей (БОР-4 и БОР-5) проводились представителями ЛИИ с участием специалистов военного испытательного института, НПО Молния.
Моделью-аналогом Бурана был аппарат БОР-5, а БОР-4 был моделью-аналогом боевого орбитального самолета Спираль, на котором отрабатывалась теплозащита для Бурана.
В НПО Энергия на базе Бурана тогда прорабатывался автономный модуль, оснащенный боевыми блоками баллистического или планирующего типа с ядерными БЧ. В качестве варианта боевого блока рассматривался именно БОР-4...
источник