-Метки

william essex (1784-1869) Царское село австрия авторская кукла акварель акварельные портреты александр ii ангелы английская живопись англия анна иоанновна (1693-1740) антиквариат антикварная посуда антикварное аудио-запись аудио-плеер африка вена владимир иванович гау (1816-1895) городской пейзаж дворцы и замки франции династии династия романовых екатерина ii (1729-1796) жанровая живопись женский мир женский образ живопись животный мир закуски и салаты замки польши иконы искусство история история англии история в замках история романовых история россии история франции история шотландии картинки благодарю картинки спасибо клуб путешественников кнопочки-переходы далее королевская коллекция англии королевская коллекция эмалей кулинарные рецепты луи икарт (1888-1950) мария стюарт (1542-1587) мир детства мир фэнтези михайловское мода новый год ораниенбаум оформление дневника пётр i (1672-1725) в живописи и литературе парки пейзажи перегородчатая эмаль петергоф полезные советы портретная живопись посуда приветствие в блог природа рамочки с цветами рождество романовы россия русская история с точки зрения науки сады самые интересные места на планете санкт-петербург сказка сказочный мир стихи уроки истории с тамарой эйдельман фото фото-арт франция художница чувиляева люся цветочная рамочка цветочное настроение цветы чтимые чудотворные иконы шотландия эмаль эпиграфы юсуповы япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z. - (0)

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z.   ...

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... - (0)

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... Сoхpaни, чтoбы ...

У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница. - (0)

"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни...

Онлайн Часовня - (0)

Онлайн Часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и...

История в замках. Эдинбургский зaмок. Мария Стюарт (1542-1587) / (Часть 21) - (0)

История в замках. Эдинбургский зaмок Мария Стюарт (1542-1587) / (Часть 21) Трагическ...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natali120654

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 4839


Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 6.

Четверг, 07 Сентября 2023 г. 18:26 + в цитатник


Владимир Иванович Гау (1816-1895)


Акварельные портреты. Часть 6.





Портрет неизвестного. 1847 год.
Картон, акварель 25,7 х 20,2 см.
Тульский музей изобразительного искусства



Мария-Роза Дидло, урождённая Колинетт (1784–1843) - Балерина, знаменитого балетмейстера. В 1818 году оставила сцену, в Петербурге была первая учительница бальных танцев, обучала великих княжон и преподавала в Смольном институте. В 1828 году за долговременную усердную службу была награждена Мариинским знаком отличия 2 степени, а в 1841 году 1 степени.



Графиня Варвара Евтихиевна Стенбок-Фермор, урождённая Сафонова (1839—1921)

Дочь Евтихия Ивановича Сафонова (1779-1853), от брака с Елизаветой Алексеевной, урождённой Вяткиной.
Жена (1858)
графа Василия Ивановича Стенбок-Фермора (1823–1881), гвардии полковника.

Умерла в Елизаветграде в 1921 году.

Дети: Иван (1859–1916); Георгий (1864–1925); Владимир (1866–1950).



В.И.Гау. Портрет молодой дамы



В.И.Гау. Женский портрет



Елена Михайловна Завадовская (1807-1874). Гравюра А.Э.Чалона с акварели В.И.Гау. 1842.


Дочь польского дворянина, генерала от кавалерии Михаила Фёдоровича Влодека (1780—1849) от брака его с фрейлиной графиней Александрой Дмитриевной Толстой (1788—1847), дочерью графа Дмитрия Александровича Толстого (1754-1832) и правнучкой княгини Елены Никитичны Вяземской (1745-1832).

Уже с ранних лет юная Елена поражала окружающих своей красотой. Когда же Елена Михайловна вошла в пору своего расцвета, кавалеры не переставали восхищаться ею. Персидский принц Хозрев-Мирза говорил про дочь Влодека:
“Каждая ресница этой красавицы ударяет в сердце, как стрела”.

Появление шестнадцатилетней панны Хелены Влодек на светских балах вызвало настоящий всплеск восторга - и посыпались предложения руки и сердца от молодых (и не очень), знатных (и не очень) женихов России и Польши. Красавица же ко всем была доброжелательно-равнодушна. Осенью 1824 года состоялась её помолвка с графом Завадовским. Василий Петрович Завадовский (1798-1855) был "узаконенным сыном" бывшего фаворита Екатерины Второй, графа Петра Завадовского, от любовника его жены, князя Ивана Ивановича Барятинского - факт, установленный совершенно точно!

Красавец граф имел значительное состояние (у него было более 3 тыс. душ крестьян, дачи на южном берегу Крыма и близ Петербурга, дом в Нарве), делал отличную карьеру, как чиновник для особых поручений Министерства внутренних дел - и вполне равнодушная к нему Елена всё же вышла за него замуж - 31 октября 1824 года состоялся ещё один обыкновенный для того времени светский брак. 1 ноября 1824 года А.И.Тургенев писал князю П.А. Вяземскому, извещая его, что вскоре выйдет альманах "Северные Цветы":"один северный цветок, и прекраснейший, вчера сорван графом Завадовским".

"Это была, - рассказывает современник, - чета таких красавцев, какую трудно вообразить себе тому, кто не видал их... Прекрасная и щегольская наружность графа была не пустой вывеской: под ней скрывались доброта сердечная, самый приятный ум и благородная душа, - нельзя было не любить этого любезного человека".

Появление же юной Завадовской в Петербургском высшем свете было триумфальным. Её ослепительная красота становится буквально легендарной. Современники как бы соревнуются, высказывая своё восхищение в письмах и дневниках.

Персидский принц Хозрев-Мирза: "Каждая ресница красавицы пронзает сердце, как стрела".

М.Ф.Каменская-Толстая: "...на балу патентованная красавица графиня Завадовская, рождённая Влодек, как всегда, убивала всех своею царственной, холодной красотою..."

Граф В.Сологуб: "Нет возможности передать неуловимую прелесть её лица, гибкость стана, грацию и симпатичность, которыми была проникнута вся её особа..."

Не обошли вниманием красавицу и известные поэты. 1832 год стал временем своеобразного конкурса на лучшие стихи, посвящённые 25-летней Завадовской. Первым в её альбом пишет русский поэт Иван Иванович Козлов:

"Твоя красою блещет младость,
Ты на любовь сердцам дана,
Светла, пленительна, как радость,
И как задумчивость, нежна.
.........................
В лице прекрасном, белоснежном
И в алых розах на щеках -
Везде всё дышит сердцем нежным.
Оно и в голубых очах,
Оно в улыбке на устах;
И, как румяною зарёю
Блеск солнца пламенной струёю
Бросает жизнь на небеса,-
Так чистой ангельской душою
Озарена твоя краса..."


И.Козлов: "Я не могу выразить, как она чарует моё сердце: красота, очаровательный голос, она полна какой-то притягательной силы, прелестной грации... Я люблю эту милую графиню Завадовскую, как любят прекрасную и нежную розу, благоухание которой проникает в душу".

Далее в состязание вступает Пётр Андреевич Вяземский. И, если в чисто альбомных стихах Козлова образ Завадовской лишён всякой индивидуальности, то у Вяземского прорывается неподдельное восхищение. В противоположность красоте южанок
"...Сын севера признал другой закон...
.............
Красавиц севера он любит безмятежность,
Чело их, чуждое язвительных страстей,
И свежесть их лица, и плеч их белоснежность,
И пламень голубой их девственных очей.

Он любит этот взгляд, в котором нет обмана,
Улыбку свежих уст, в которой лести нет,
Величье стройное их царственного стана
И чистой прелести ненарушимый цвет.

Он любит их речей и ласк неторопливость,
И в шуме светских игр приметные едва,
Но сердцу внятные: чувствительности живость
И, чувством звучные, немногие слова.

Красавиц севера царица молодая!
Чистейшей красоты высокий идеал!.."


Современники писали о её уме, образованности и литературных интересах. Пушкин посвятил ей стихотворение «Красавица», по мнению некоторых он описал её в строфах «Евгения Онегина» в образе Нины Воронской.

Смотрите: в залу Нина входит,
Остановилась у дверей
И взгляд рассеянный обводит
Кругом внимательных гостей
В волненьи перси, плечи блещут,
Вкруг стана вьются и трепещут
Прозрачной сетью кружева,
Горит в алмазах голова;
И шёлк узорной паутиной
Сквозит на розовых ногах…

*****

А.С.Пушкин стихотворение «Красавица»

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
1832 г.


Брак их оказался не очень счастливым. Они жили вместе без любви и старались не мешать друг другу. Елена и Василий были слишком разными людьми. Она любила светскую жизнь, развлечения, балы и путешествия. Муж Елены Завадовской предпочитал отдых в уединении, увлекался чтением, имел огромную библиотеку.

Супруги Завадовские были в милости при дворе и считались самой прелестной и модной парой в Петербурге. Однако вскоре всё изменилось. Граф Завадовский начал пить и совершенно расстроил своё состояние. Жена его, по свидетельству Фикельмон, «не пользовалась репутацией святой». В 1830 году у неё начался роман с генералом С. Ф. Апраксиным, который длился около шести лет. В конце 1830-х годов Завадовские уехали на несколько лет за границу. По словам А. Н. Карамзина, в Париже, на балах 1837 года, графиня была первой красавицей. Позже супруги отправились в Англию, где граф Завадовский сделался совершенным англоманом, а Елена Михайловна состояла в почти открытой связи с богатым «герцогом-холостяком» Девонширским, чем, как говорили злые языки, существенно поправила материальное положение семьи и попала, наконец, в знаменитый «book of beauty» (список красавиц).

Вернувшись в Петербург, Завадовские вновь пустились в мотовство и удивляли всё общество блестящей, невиданной роскошью своего дома. Дворец Завадовских на Невском проспекте, 48 представлял собой невероятное собрание всех возможных сокровищ моды и роскоши и по внутреннему убранству был на шаг впереди всех других петербургских особняков. Но поддержание этого блеска не соответствовало их состоянию, оно опять начало таять. Отчасти поэтому, а частично из-за своих привычек и вкуса, Елена Михайловна, которую после Лондона (из-за вывезенной ею оттуда репутации) уже очень холодно принимали при дворе, весной 1842 года вновь уехала за границу.

Бесконечные траты супругов привели к тому, что Завадовские начали испытывать материальные трудности. Однако настоящим ударом стала смерть единственного сына Петра, который скончался в Неаполе от нервической горячки в возрасте 14 лет.
Это вконец разрушило остатки состояния Завадовских.

Завещанное сыну в 1833 году богатое наследство от родственника было разделено между родителями Петра и братом его отца. Дела и средства Завадовских расстроились до такой степени, что они были вынуждены в 1843 году продать своё родовое имение Драбов. В 1855 году Елена Михайловна овдовела, в это время она всё ещё оставалась прекрасной. Граф М. Д. Бутурлин, видевший её в 1860 году в Петербурге, отмечал, что даже спустя тридцать лет, с тех пор, когда Завадовская была одной из первых красавиц, изменилась она мало.

Умерла Завадовская от отёка лёгких 22 марта 1874 года. Похоронили всю их семью (Елену Михайловну, Василия Петровича и Петра Васильевича) в Федоровской усыпальнице Александро-Невской лавры.

Источник:
https://dzen.ru/a/YkRijmnjRg2g2wLs
[https://vk.com/wall158089328_74325
https://ru.wikipedia.org/wiki/Завадовская,_Елена_Михайловна




Граф Юрий Александрович Головкин (1762-1846). 1836
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш
19.2 х 16.2 Справа подпись и дата: W Hau 1836
Дар неизвестного в 1922 г.
Государственный Исторический музей. Москва.


Граф Юрий Александрович Головкин (1762—1846) — сенатор, член Государственного Совета, посол в Китае и Австрии, действительный тайный советник (с 27 февраля 1804), обер-камергер. Правнук канцлера графа Г. И. Головкина; внук его старшего сына, графа А. Г. Головкина. Последний в роду Головкиных.

Сын графа Александра Александровича Головкина от брака с баронессой Вильгельминой-Юстиной фон Мосгейм, бывшей во втором браке за герцогом Ноайль. Родился 1 (12) июля 1762 года в Лозанне (Швейцария). До приезда в Россию носил имя «Жорж» (Georges, то есть Георгий).

Дед его, граф Головкин Александр Гаврилович (1689-1760), бывший посланником в Гааге, после ссылки в Сибирь при Елизавете Петровне его брата, вице-канцлера, остался навсегда в Голландии. Живя за границей, дети его и графини фон Дона (25 человек) были крещены в протестантскую веру. Среди предков Юрия Головкина по линии Дона — ирландские аристократы граф Кланкарти, граф Килдэр, граф Корк. Троюродная сестра его отца, Фридерика фон Дона, за счёт брака с принцем Голштинского дома стала известна в России и получила орден Святой Екатерины 1 степени.

Образование получил в Париже в духе философии энциклопедистов; воспитателем его был известный Ромм, перешедший потом к графу Строганову.

В 1780-х годах, после смерти отца, Екатерина II сумела переманить Юрия Александровича и его двоюродных братьев на русскую службу. Он был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк: 6 августа 1782 года произведён в прапорщики; в 1784 году был пожалован в камер-юнкеры.

В это же время Юрий Александрович выгодно женился на фрейлине Екатерине Львовне Нарышкиной (1762-1820), дочери любимца императрицы Льва Александровича Нарышкина (1733–1799). Её родители, особенно мать, Мария Осиповна, урождённая Закревская, были против брака дочери с Головкиным, не имевшим никакого состояния. Тогда императрица пожаловала Головкину большие имения, и Нарышкины согласились и дали за дочерью 1000 душ крестьян.

В 1787 году Головкин сопровождал Екатерину II в её путешествии в Крым. В августе 1792 года был пожалован чином IV класса Табели о рангах — камергера; выполнял ряд дипломатических поручений. В декабре 1796 года император Павел I назначил его сенатором и одновременно произвёл в чин тайного советника. Александр I — президентом Коммерц-Коллегии и обер-церемониймейстером (1800—1820). С 27 февраля 1804 года имел чин II класса, a 17 февраля 1805 года был назначен чрезвычайным послом в Китай.

Предлогом посольства были поздравление цинского богдыхана (императора Цзяцина) с восшествием на престол и извещение о воцарении Александра I. К этому моменту император Цзяцин царствовал уже девять лет (после отречения отца в 1796 г.), а Александр — уже четыре года. Фактической целью посольства стало установление прочных торговых сношений между Россией и Китаем и уступка России Амура. Посольство было очень многочисленно, более 300 человек: в него входили военные и чиновники, учёные и духовные лица. Для светских членов его установлена была особенная форма: мундир ведомства иностранных дел с прибавлением богатого серебряного шитья, военная сабля вместо шпаги и головной убор, представлявший нечто среднее между кивером и каской. О посольстве в Китай граф М. С. Воронцов писал другу Д. В. Арсеньеву в июле 1805 года:
Целая шайка готовится ехать в Китай с Головкиным и с кучей разного народа. Первый в посольстве у Головкина есть Байков, что был в Париже. Он уже и здесь берёт над прочими тон и ломается удивительно. Они уже все в ссоре, прежде нежели выехали из Петербурга, что же будет после? За Кяхтой они, наверное, передерутся; и надо знать, что и сам Головкин человек умный, но впрочем, морального характера в нём не ищи, и я думаю, что некоторые из молодых будут жертвой гордости Байкова и Голландских правил самого посла. Я бы хотел, чтобы Китайский император всё это решил за них и, рассердясь на то, что с ними посланы инженеры, которые будут снимать планы и профили тамошних крепостей, приказал бы всех высечь от первого до последнего и потом выпроводить из его владений.

Посольство Головкина не увенчалось успехом. Ещё в пределах России он получил протест Китайского правительства против многочисленности посольской свиты и должен был её сократить. Посольство добралось только до Урги, где Головкину были предъявлены такие требования относительно церемониала его приёма (ритуал земного поклона — коутоу), что он счёл их неприемлемыми и возвратился в Сибирь. Неудача возбудила неудовольствие императора Александра I, и Головкину долго пришлось прожить в Иркутске, пока ему не было разрешено явиться в Петербург, куда он возвратился в декабре 1806 года.

До 1816 года Головкин числился в отпуске и жил за границей. В 1808 году императрица Мария Фёдоровна поручила ему дело сватовства Великой княжны Екатерины Павловны. Возвратившись на службу, Головкин был посланником в Карлсруэ, Штутгарте и Вене (1819—1822 годах), после чего опять в течение девяти лет был в отпуске.

В 1826 году был включён в Верховный уголовный суд по делу декабристов. Николай I, очень благоволивший к Головкину, назначил его в 1831 году членом Государственного Совета и обер-камергером. С 19 декабря 1834 года — почётный член Петербургской академии наук. Последние 12 лет своей жизни Головкин был попечителем Харьковского учебного округа. Удостоен всех высших российских орденов: Св. Анны 1-й ст. (1799), Св. Владимира 2-й ст. (1813), Белого Орла (1834), Св. Александра Невского (1801), Св. Владимира 1-й ст. (1840), Св. Андрея Первозванного (1834).

Умер 21 января (2 февраля) 1846 года в возрасте 83-х лет и погребён в своём имении Константиново Роменского уезда Полтавской губернии. Из принадлежавших ему 12 тысяч душ он обратил три четверти в майорат, который оставил детям своей единственной дочери Натальи — через неё он перешёл в княжеский род Салтыковых, затем Голицыным и, наконец, Хвощинским. О судьбе остального имущества Корф рассказывает следующим образом:

Продав остальное своё имение, граф, давно уже вдовый, ещё при жизни передал два миллиона в руки жившей с ним долгое время самой простой женщины, жены ламповщика одного из петербургских театров. Несмотря на всё это огромное состояние, в доме, в минуту его смерти, не нашлось ни копейки, так что для похорон пришлось заложить брильянтовый обер-камергерский ключ.

Был женат с 21 октября 1784 года на фрейлине Екатерине Львовне Нарышкиной (1762—1820), по словам Вигеля, ещё смолоду имела она мужские черты, была непригожа и старообразна. Не зная её, трудно было сказать сколько ей лет, в сорок пять была то же, что в шестнадцать: дурна собой и не стара. При этом имела стройный стан, ловкость, ум, необыкновенную любезность и сильное желание нравиться. Брак её не был счастливым, в её жизни было немало теневых сторон. Графиней Головкиной она была только по имени супруга, с которым её связывали обязанность и нежная, взаимная дружба.
Скончалась 5 ноября 1820 года и была похоронена в Александро-Невской лавре, в церкви Св. Духа.

Имела единственную дочь:

Наталья Юрьевна (1787—1860), как последняя в роду, получила, по указу от 20 июля 1845 года, право именоваться княгиней Салтыковой-Головкиной. Жена обер-церемониймейстера светлейшего князя Александра Николаевича Салтыкова (1775—1837), сына князя Н. И. Салтыкова.
От их брака идёт ветвь князей Салтыковых-Головкиных в лице их детей:

Елена Александровна (1802—1828), с 1821 года замужем за князем Н. Б. Голицыным (1794—1866), их сын известный дирижёр Ю. Н. Голицын (1823—1872).
Екатерина Александровна (1803—1852), замужем за князем И. А. Долгоруковым (1797—1848).
Софья Александровна (1806—1841), с 1825 года замужем за дипломатом графом Григорием Петровичем Шуваловым (1804—1857).
Мария Александровна (1807—1845), замужем за графом Болеславом Потоцким (1805—1893).
Алексей Александрович (1826—1874), коллежский асессор, женат на Вере Ивановне Лужиной (1832—1885), дочери московского обер-полицмейстера И. Д. Лужина.
Юрий Александрович (ум. 1841)


Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Головкин,_Юрий_Александрович




Портрет графа Алексея Фёдоровича Орлова (1786-1861). 1837 год.
Бумага, акварель. 16,7 х 12,8 см.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Князь (с 1856) Алексей Фёдорович Орлов (8 (19) октября 1786 года, Москва — 9 (21) мая 1861 года, Санкт-Петербург) — генерал от кавалерии, генерал-адъютант; главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии и шеф жандармов (1845—1856). Любимец Николая I, опытный и удачливый политик, блестящий царедворец.

Алексей Фёдорович Орлов был внебрачным сыном Фёдора Орлова — одного из братьев Орловых, помогавших Екатерине II взойти на престол. По указу императрицы «воспитанники» Фёдора Орлова получили дворянские права и фамилию отца. Выбрав военную карьеру, Алексей быстро преуспел на этом поприще. Принимал участие во всех наполеоновских войнах, с 1805 года до взятия Парижа. Участник Аустерлицкого и Бородинского сражений, он был «приближён» сначала великим князем Константином Павловичем, а затем и самим императором Александром I. В 1820 году Орлов был произведён в генерал-адъютанты и вскоре сумел доказать свою преданность престолу. Такая возможность представилась 14 декабря 1825 года, когда Алексей Фёдорович, командуя конной гвардией, лично ходил в атаку на каре восставших.

За участие в подавлении восстания на Сенатской площади А. Ф. Орлов заслужил признательность нового монарха: уже на следующий день он был возведён Николаем I в графское достоинство. Сверх того император оказал своему любимцу милость, которой не удостоились большинство его приближённых, имевших родственников — участников декабрьских событий. Известно, что многочисленные просьбы за декабристов — за сыновей, мужей и братьев не смягчили сердце императора: на эшафот и в Сибирь пошли выходцы из высших слоев знати. Исключение было сделано лишь для брата Алексея Орлова — Михаила.

Император необоснованно считал Михаила Орлова одним из главных заговорщиков. По всей видимости, Михаил должен был разделить судьбу пятерых казнённых декабристов. Заступничество брата не только спасло ему жизнь, но и избавило от общей участи осуждённых, сосланных на каторжные работы и на поселение в Сибирь. Сначала император отказывал в помиловании для Михаила, но Алексей настаивал, просил и умолял и за прощение обещал посвятить всю свою жизнь государю, и государь простил.

Результатом заступничества брата стала ссылка Михаила в родовое имение в Калужской губернии, где он жил под надзором полиции, а весной 1833 года А. Ф. Орлов даже выхлопотал ему разрешение поселиться в Москве. Алексей Федорович исполнил обещание, данное императору за помилование брата: всю жизнь он преданно служил Николаю I.

При Александре II был назначен возглавлять в феврале — марте 1856 года российскую делегацию на Парижском конгрессе, вырабатывавшем политическое устройство Европы по итогам неудачной для России Крымской войны; подписал от России Парижский мирный договор на приемлемых для неё условиях. В награду за успехи на конгрессе был возведён в княжеское достоинство.

С 1856 по 1861 год Алексей Фёдорович Орлов занимал должность председателя Сибирского комитета.

Занял пост председателя Государственного совета и председателя Комитета министров, а в конце своей жизни участвовал — правда, без энтузиазма — в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

В январе 1861 года он испросил увольнение от всех должностей и, осыпанный почестями, удалился на покой, со сохранением званий генерал-адъютанта и члена Государственного Совета. Четыре месяца спустя, 9 мая 1861 года, князь Алексей Фёдорович Орлов скончался в Петербурге на 75-м году жизни.

Похоронен в Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге. Церковь была снесена в 1929 году, могила не сохранилась.

Семья

В 1826 году Орлов женился на Ольге Александровне Жеребцовой (1807—1880, полная тёзка своей бабки, знаменитой авантюристки, фрейлине двора, племяннице Анны Лопухиной), получившей впоследствии в 1847 году придворное звание статс-дамы. Ольга Александровна была невестой герцога Монтебелло, французского посланника при русском дворе в 1860 году, сына маршала Ланна, но свадьба не состоялась.

Единственный ребёнок в семье действительного камергера и видного масона Александра Александровича Жеребцова (1781—1832) и его супруги Александры Петровны (урождённой княжны Лопухиной; 1788—1852) — младшей сестры фаворитки Павла I. Родилась в Петербурге, крещена 10 января 1807 года в Исаакивском соборе при восприемстве деда Александра Алексеевича Жеребцова (1754-1807) и бабушки Екатерины Николаевны Лопухиной (1763-1839).


Дети


Николай Алексеевич (1827—1885), принимал участие в Крымской войне, при штурме Силистрии был ранен девять раз, лишился левого глаза, кисть левой руки была раздроблена. После оставил военное поприще и перешёл на дипломатическую службу, где был послом в Брюсселе, Париже и Берлине. Был дружен с великим князем Константином Николаевичем. Женат на княжне Екатерине Николаевне Трубецкой (1840—1875), сыновья Алексей (1867—1916) и Владимир (1868—1927).

Анна Алексеевна (24.11.1828—08.01.1829) - умерла во младенчестве,

Афиноген Алексеевич (31.01.1837—14.04.1902), адъютант Великого князя Николая Николаевича, жена - Елизавета Карловна Багговут (1844-1922), дочь Карла Фёдоровича Багговута, сын - Александр Афиногенович (26.10.1865-4.10.1908).

В 1833 году Орловы начали строить загородную усадьбу в Стрельне. Затратив 450 тысяч рублей, им удалось создать великолепную виллу, называемую также Орловским или Готическим дворцом, где полновластной хозяйкой стала Ольга Александровна. Здесь она принимала весь Двор и избранную часть петербургского общества.

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орлов,_Алексей_Фёдорович




Графиня Елизавета Петровна Потёмкина, ур. Трубецкая (1794-1870-е)


Графиня Елизавета Петровна Потёмкина, урождённая Трубецкая (1794-1870-е), дочь действительного статского советника князя Петра Сергеевича Трубецкого (1760-1817) и первой его жены княжны Дарьи Александровны Грузинской (?-1796), сестра декабриста князя С. П. Трубецкого; первым браком была замужем за графом Сергеем Павловичем Потёмкиным (1787-1857), во втором с 1858 года за сенатором Ипполитом Ивановичем Подчасским (1794-1879), внебрачный сын графа Льва Кирилловича Разумовского (1757—1818).



Портрет генерал-лейтенанта с орденом Св. Георгия 4-й степени
Россия, 1841 г.
Гау, Владимир Иванович. 1816-1895
картон бристольский, акварель, карандаш, белила, лак
23,9 х 19,5 см



Портрет доктора Гинца (Хинце)
Россия, 1857 г.
Гау, Владимир Иванович. 1816-1895
бумага акварель, 20 х 16,5 см



Портрет жены доктора Гинца (Хинце)
Россия, 1857 г.
Гау, Владимир Иванович. 1816-1895
бумага акварель, 19 х 15 см



Анна Григорьевна Философова, ур. Столыпина (1815—1892)


Анна Григорьевна Философова, урождённая Столыпина (1815–1892), дочь кригс-комиссара, пензенского предводителя дворянства Григория Данииловича Столыпина (1773–1829) и Натальи Алексеевны, урождённой Столыпиной (1786–1851).

Замужем (1834) за генерал-адъютантом, генералом от артиллерии, воспитателем младших сыновей Николая I Алексеем Илларионовичем Философовым (1800–1874). Приходилась двоюродной сестрой матери М. Ю. Лермонтова и была его детской любовью. По словам А. Я. Булгакова, была прелестной особой и большой музыкантшей. Благодаря мужу занимала почётное положение при Дворе и в обществе, была гофмейстериной Двора великой княгини Ольги Фёдоровны. С 1851 года кавалерственная дама ордена Св. Екатерины 2 ст.

Умерла в Париже в 1892 году и была похоронена на Монмартрском кладбище.

Дети: Наталья (род. и ум. 1835); Михаил (род. и ум.1836); Дмитрий (1837–1877); Николай (1838–1895); Александра (1840–1915); Михаил (1841– ?); Ольга (1843–до 1911); Алексей (1845–1909); Владимир (1857 – ?).

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_19056




Портрет Марии Павловны Леонтьевой (1792-1874).
Бумага, карандаш, акварель.


Мария Павловна Леонтьева (урождённая Шипова) (24 марта 1792 — 18 мая 1874) — начальница Смольного института благородных девиц в 1839—1875 годах, статс-дама российского императорского двора.

Родилась в имении Бельково Солигаличского уезда Костромской губернии 24 марта (4 апреля) 1792 года, в семье надворного советника Павла Антоновича Шипова (1772—1827) и его жены Елизаветы Сергеевны, урождённой Щулепниковой (ум. 1808).
Была вторым ребёнком и старшей дочерью в семье. У неё было пять братьев и три сестры: Сергей (1790—1876), Иван (1793—1845), Надежда (1795—1877), Елизавета (1796—1883), Александр (1800—1878), Домна (1802—1862), Дмитрий (1805—1882), Николай (1806—1887).

До восьми лет Мария росла в кругу семьи под надзором матери, которая была женщиной умной, образованной и религиозной. Она развила в детях религиозные чувства и учила их молитвам. Она смогла дать им хорошее первоначальное образование. Уже в семь лет Мария знала русский и французский язык, обладала некоторыми знаниями в научных предметах, занималась музыкой и рисованием.

В январе 1800 года была определена в число воспитанниц Смольного института благородных девиц, окончила курс с отличием в 1809 году и получила 3-й шифр. Вскоре после выпуска была назначена фрейлиной к великой княгине Екатерине Павловне, которая вместе с мужем принцем Ольденбургским отправилась в Тверь, где формировалось ополчение. Там 18-летняя фрейлина Шипова познакомилась с работавшим на постройке Тихвинского канала 38-летним генерал-майором Николаем Николаевичем Леонтьевым (1772—1827), первая жена которого, Софья Ивановна, урождённая Крок (1776—1809), тётка декабриста Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), умерла, оставив троих сыновей.

Свадьба была 29 апреля 1810 года в Твери. Венчались в церкви Николая Чудотворца на Зверинце, поручителями по жениху были князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832) и Павел Антонович Шипов (1759-1844), по невесте — генерал-майор Иосиф Иосифович Сабир (1777—1864) и князь Е. А. Грузинский. Вскоре работы по проведению Тихвинского канала были окончены и генерал Леонтьев вышел в отставку.
Супруги жили имениях генерала: то в Рыскине (в Пензенской губернии), то в Сумино (в Петербургской губернии). Воспитание детей, музыка, живопись, изучение английского языка и чтение наполняли жизнь Марии Павловны. Так как у её малолетних пасынков и сына Владимира были учителя и гувернеры, то, она взяла к себе на воспитание двух младших своих братьев. В 1830 году Мария Павловна овдовела и переселилась в Петербург.

В 1838 году она была назначена гофмейстериной двора великой княгини Марии Николаевны. В день её свадьбы Леонтьева получила от императора Николая I великолепный браслет. В этой должности она пробыла недолго.

В это время начальница Смольного института Ю. Ф. Адлерберг, желая подготовить себе преемницу, обратилась к императрице с просьбой назначить себе помощницу. Выбор пал на Леонтьеву. Помощницей Мария Павловна пробыла один год, когда Адлерберг скончалась, 21 сентября 1839 года последовало Высочайшее повеление о назначении начальницей Смольного института, с окладом в 6 000 рублей, М. П. Леонтьевой; а 23 ноября 1839 года она получила малый крест ордена Святой Екатерины.

С этого времени началась её самостоятельная деятельность. Мария Павловна вставала между 6 и 7 утра, обходила все дортуары, бывала в столовой, ещё до начала уроков, принимала доклады служащих, просматривала списки больных воспитанниц, отчёты классных дам о поведении воспитанниц, делала свои замечания. Она была настолько поглощена своей работой, что даже, уезжая летом на две недели в отпуск, возвращалась раньше срока. Особое внимание Леонтьева обращала на воспитательскую часть, она заботилась об усвоении воспитанницами иностранных языков и музыки.

На период правления Леонтьевой пришлась учебная реформа, произведённая в Смольном Ушинским Константином Дмитриевичем (1823-1871). Он убрал сословное разделение, ввёл практику преподавания предметов на русском языке, воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Все эти нововведения, изменившие склад жизни Смольного, не соответствовали убеждениям Леонтьевой. Она обвинила Ушинского в вольнодумстве, а институтский священник написал на него донос. Конфликт между ними привёл к публичным обвинениям друг друга в присутствии императрицы Марии Александровны. Инцидент дорого стоил обоим: у Ушинского усилилось кровохарканье, у 70-летней Леонтьевой случился нервный срыв. Всё это привело к отставке Ушинского, уже позже Леонтьева отзывалась о нём как об умном, но гордом человеке.

В 1863 году было торжественно отпраздновано двадцать пять лет деятельности Леонтьевой, от императрицы она получила второй золотой браслет — с бриллиантовым вензелем; 5 мая 1864 года она была пожалована в статс-дамы.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) в своих воспоминаниях писала о Леонтьевой следующее:
"Она действительно была немаловажною особой: начальница старейшего и самого большого из всех институтов России, она и помимо этого имела большое значение по своей прежней придворной службе, а также и вследствие покровительства, оказываемого ей последовательно тремя государынями; она имела право вести переписку с их величествами и при желании получать у них аудиенцию. К тому же Леонтьева имела огромные связи не только при нескольких царственных дворах, но и вела знакомство с высокопоставленными лицами светского и духовного звания. Своего значения она никогда не забывала: этому сильно помогали огромное население двух институтов и большой штат классных дам и всевозможных служащих той и другой половины Смольного, которые раболепно пресмыкались перед нею... Леонтьева -- осколок старины глубокой, особа с допотопными традициями и взглядами, с манерами, до комизма чопорными, с придворным высокомерием, с ханжеской моралью, требующая от каждого полного подчинения своему авторитету и подобострастного поклонения перед каждым своим словом..."

В мае 1870 года Леонтьева «сильно простудилась при освящении прачечной в холодный ветреный день и заболела серьёзно, но почти не лечилась. Уступая настояниям друзей, она пригласила Сергея Петровича Боткина (1832-1889), который, осмотрев её, прописал ей лекарство, не понравившееся ей потому, что в составе его входил опиум, и она просила институтского врача, доктора Зандера, вычеркнуть из рецепта наркотическое средство». После лечения ей стало лучше, но прежние силы не могли вернуться.

Заботясь о дальнейшей судьбе Смольного института, Леонтьева приготовила себе преемницу, подобно тому, как она сама подготовлялась к своей должности под руководством Ю. Ф. Адлерберг. Она ходатайствовала за назначение Ольги Александровны Томиловой (1822-1894), которую помнила, как одну из блестящих учениц выпуска 1839 года. В январе 1873 года О. А. Томилова была утверждена в должности помощницы.

18 (20) мая 1874 года М. П. Леонтьева скончалась внезапно, без всяких страданий, ещё накануне кончины, она принимала экзамены, а в день смерти рапорты и доклады. После, из отчётных книг, было выяснено, что начальница, в течение всей своей 36-летний службы, не требовала никаких расходов лично для себя. В её письменном столе нашлось только 50 рублей; по ходатайству члена Совета по хозяйственной части А. Г. Евреинова расходы по случаю похорон Леонтьевой казна взяла на себя. Она была похоронена в петербургском Новодевичьем монастыре.

В браке Мария Павловна Леонтьева имела сына Владимира (11.10.1812— ?), который с 1828 года служил в гвардейском экипаже юнкером, на корабле плавал в Балтийском море, с 1830 года мичман, на фрегате «Княгиня Лович» плавал в греческих водах, с 1833 года в отставке для определения к статским делам, действительный статский советник, камергер двора. Был женат на дочери сенатора Софье Константиновне Ховен, их дети:

Владимир Владимирович (04.04.1853 — 21.06.1864), восприемниками были императрица Александра Фёдоровна и принц П. Г. Ольденбургский.
Мария Владимировна (10.6.1857—?), восприемниками были императрица Александра Фёдоровна и император Александр II.

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонтьева,_Мария_Павловна




Портрет Анны Михайловны Бороздиной (1819-1883).
Бумага, карандаш.


Анна Михайловна Бороздина (Раевская) (1819-1883) родилась 29 декабря 1819 года в родовом имении в селе Красном Новохопёрского уезда Воронежской губернии (другое наименование - слобода Красненькая) в семье генерал-лейтенанта Михаила Михайловича Бороздина (1767-1837). Мать - Екатерина Александровна Шемякина (1787—26.06.1828), дочь надворного советника, откупщика Александра Никитича Шемякина (1765—1807).
Состояла в родстве с М. Ломоносовым, Еленой Глинской (матерью царя Ивана Грозного, Прасковьей Раевской (прабабушкой Петра I).

В 1839 году Анна вышла замуж за представителя древнейшего боярского рода, генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского-младшего (1801-1843), третий ребёнок и младший сын генерала Николая Николаевича Раевского (1771-1829) и его жены, Софьи Алексеевны, урождённой Константиновой (1769-1844). Семья вращалась в высшем свете Петербурга. Раевские тесно дружили с А.С. Пушкиным, поэт тепло обращался к ним: "Раевские мои". Анна состояла фрейлиной при императрице.

Понятно, что обе семьи Бороздины и Раевские – просто не могли не проявлять интереса друг к другу, тем более что отцы новобрачных были однополчанами.

В конце 1840-х годов Н.Н. Раевский назначен в Керчь в качестве начальника 1-го отделения Черноморской береговой линии, чета перебирается в Крым. Здесь Анна знакомится с античными древностями юга России и раскопками курганов, и именно здесь в ней зажглась страсть к коллекционированию.

После четырёх лет её замужества случилась беда: Анна Михайловна Раевская овдовела. Её супруг скончался 24 июля 1843 года в возрасте 42 лет от рожистого воспаления. Больше она замуж никогда не выходила, посвятив себя детям и археологии. Материальные средства позволили ей вместе с малолетними сыновьями уехать в Италию, где она прожила пять лет в Риме, где изучает античные памятники и коллекцию древностей Сен-Жерменского музея. Там же она приобретает монеты этрусков, тем самым положив начало этрусской нумизматики в России.

После возвращения в Россию Анна Раевская предринимает самостоятельные раскопки в своих многочисленных имениях от Петербурга до Воронежской губернии и Крыма. Открывает частный археологический музей из приобретённых ею древностей.

14 февраля 1872 года Анна Михайловна Раевская была избрана членом-корреспондентом Московского археологического общества. В знак признательности основную часть своего собрания новый член общества подарила Московскому публичному и Румянцевскому музеям. В наши дни эти коллекции хранятся в Государственном историческом музее.
При активном содействии Анны Михайловны знаменитой научной экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новой Гвинеи, половину бюджета которой она профинансировала из своих личных средств. После этого наряду с членством в Археологическом обществе она стала деятельной участницей общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и кроме того, действительным членом Русского географического общества.

Анна Михайловна Бороздина (Раевская) скончалась в 1883 году в Петербурге, но была похоронена на воронежской земле – в своём родовом имении Красненькое, рядом с могилой мужа Николая Николаевича Раевского-младшего. Существует соответствующее завещание с её пожеланием быть захороненной рядом с ним в склепе Архангельской церкви (не так давно энтузиасту воронежского краеведения Н. Чаплиевой удалось обнаружить останки их могил в разрушенном склепе позапрошлого века).

Сыновья


Николай Николаевич (1839—1876) — полковник, участник Среднеазиатских походов и сербско-турецкой войны
Михаил Николаевич (1841—1893) — генерал-майор, директор департамента земледелия, президент Императорского общества садоводства



Портрет Алексея Петровича Донаурова (1830-1897).
Бумага, акварель.


Алексей Петрович Донауров (1830-1897) генерал-майор. Сын ротмистра, Тайного советника, Владимирского и Санкт-Петербургского губернатора, сенатора Петра Михайловича Донаурова (1801-1863) и его супруги – Наталии Алексеевны Хитрово (1804-1862).


Выходец из грузинских армян. Потомок прибывшего в 1724 году в Россию в свите грузинского царя Вахтанга VI дворянина армянского происхождения Герасима Богдасаровича Донаурова.
Род Донауровых произошёл из грузинских армян, 25 февраля 1762 года род был причислен к дворянскому сословию России.

Окончил в 1848 году школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В офицерских чинах – с 13 июля 1848 года.
Участник Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. и кампаний 1858-1864 гг.
Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Западном фронте.
В отставку вышел в звании генерал-лейтенанта. Скончался 3 апреля 1897 года. Погребен на Волковом православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник:
https://vk.com/wall152411658_6332
https://web.archive.org/web/20230227021113/http://...info/Донауров_Алексей_Петрович




Портрет Александра Матвеевича Мусина-Пушкина. 1841 год.
Картон, карандаш, акварель.


Александр Матвеевич Мусин-Пушкин (1790-е –1839) – флигель-адъютант (1832); генерал-майор Свиты (1834). Сын Матвея Платоновича Мусина-Пушкина (? –1810) и Анастасии Александровны, урождённой Стромиловой. Службу начал в 1816 в Л.-гв. Гусарском полку корнетом, полковник (1830). Участник Польской кампании 1831 году: во главе полка атаковал укрепления Варшавы и ворвался в город, за что был удостоен ордена Св. Георгия 4-го ст.

2-юродный дядя Н.Н.Пушкиной (жены поэта А.С.Пушкина).

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_18962




В.И.Гау. Портрет неизвестной



Портрет неизвестной в красной феске. 1860 год.
Бумага, акварель. 57 х 46 см.
Частное собрание


В 1860 - х годах В.И.Гау пишет «Портрет неизвестной в красной феске». Гау - непревзойдённый мастер акварельной техники, его кисть уверенно и достоверно передаёт тяжесть чёрного шёлкового кринолина, воздушную лёгкость рукавов, тонкий узор кружева и золотого шитья на чёрном бархатном жакете и красной феске.
Прекрасно написана матовая бледность лица молодой женщины, которую эффектно оттеняют вьющиеся тёмные волосы и крупные серьги, украшенные камнями с бирюзово-изумрудным отливом. Этот дополнительный цветовой акцент в наряде героини удачно перекликается с пейзажным фоном, где в обрамлении роз, ипомей, листьев олеандра и виноградных лоз открывается вид на гладь воды и горную вершину. Прелестная, почти идиллическая картина.
При всём живописном великолепии этого довольно редкого зрелого произведения В.И. Гау приходится заметить, что оно написано уже в эпоху, когда жанр камерного и миниатюрного портрета достиг высшей точки своего развития.
На портрет достаточно только посмотреть, чтобы увидеть близость его композиционной схемы ко многим литографированным листам Анри Греведона, а использование элементов восточного костюма только усиливает это сходство.


Источник:
https://alesha.bbok.ru/viewtopic.php?id=340&p=5




Серия сообщений "Портретисты":
Часть 1 - ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГАУ (1816-1895) . "СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ"
Часть 2 - Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
...
Часть 33 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 4.
Часть 34 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 5.
Часть 35 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 6.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку