-Метки

Царское село австрия авторская кукла акварель акварельные портреты александр ii ангелы английская живопись англия анна иоанновна (1693-1740) антиквариат антикварная посуда антикварное аудио-запись аудио-плеер африка вена владимир иванович гау (1816-1895) городской пейзаж дворцы и замки франции династии династия романовых екатерина ii (1729-1796) жанровая живопись женский мир женский образ живопись животный мир закуски и салаты замки польши иконы искусство история история англии история в замках история романовых история россии история франции история шотландии картинки благодарю картинки спасибо китай клуб путешественников кнопочки-переходы далее королевская коллекция англии королевская коллекция эмалей кулинарные рецепты мария стюарт (1542-1587) мир детства мир фэнтези мода новый год ораниенбаум оформление дневника пётр i (1672-1725) в живописи и литературе парки пейзажи перегородчатая эмаль петергоф полезные советы портретная живопись посуда природа рамочки с цветами рождество романовы россия русская история с точки зрения науки сады самые интересные места на планете санкт-петербург сказка сказочный мир старинное серебро стихи уроки истории с тамарой эйдельман фото фото-арт франция художница чувиляева люся царь алексей михайлович (1629-1676) цветочная рамочка цветочное настроение цветы чтимые чудотворные иконы шотландия эмаль эпиграфы юсуповы япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z. - (0)

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z.   ...

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... - (0)

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... Сoхpaни, чтoбы ...

Антиквариат. Позолоченное серебро - (0)

Антиквариат. Позолоченное серебро Яркая эмаль, орнитологические сцены и золочение. Франция...

У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница. - (0)

"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни...

Онлайн Часовня - (0)

Онлайн Часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natali120654

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 4848


Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 2.

Четверг, 31 Августа 2023 г. 14:42 + в цитатник


Владимир Иванович Гау (1816-1895).


Акварельные портреты. Часть 2.






Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841), в роли Эсмеральды. Русская театральная актриса императорского Александринского театра. 1838. Акварель.



Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841), в роли Эсмеральды. Русская театральная актриса императорского Александринского театра. Литография с акварели.




Портрет офицера. 1849 год.



Портрет Юлии Фёдоровны Барановой
(Доротея Елена Юлиана), урождённая Адлерберг. 1837 год.


Юлия Фёдоровна Баранова (1789-1864), урождённая Адлерберг - статс-дама, гофмейстерина, родоначальница графской линии Барановых, воспитательница дочерей Николая I и близкий друг императорской семьи; сестра министра Императорского двора графа Владимира Фёдоровича Адлерберга (1791-1884), приближённого Николая I.



Портрет графа Николая Владимировича Адлерберга (1819-1892). 1847 год.
Бристольский картон, акварель, белила.
Частное собрание.


Граф Николай Владимирович Адлерберг (1819-1892). Русский государственный и военный деятель, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, участник покорения Кавказа, финляндский генерал-губернатор.



Портрет графа Николая Владимировича Адлерберга (1819-1892).


Граф Николай Владимирович Адлерберг (1819—1892) — русский государственный и военный деятель, генерал-адъютант (30 августа 1857 года), генерал от инфантерии (17 апреля 1870 года), участник покорения Кавказа, Финляндский генерал-губернатор (1866—1881 годы).
Родился в 1819 году, сын графа Владимира Фёдоровича Адлерберга. Православного вероисповедания.
Близкий друг юности А. К. Толстого, адресат его шуточных стихотворений и писем.
30 декабря 1830 года зачислен в Пажеский корпус и 27 июля 1837 года, закончив в нём обучение, был произведён в прапорщики и выпущен в лейб-гвардии Преображенский полк; 6 декабря 1838 года назначен флигель-адъютантом к Его Величеству и 1 апреля 1840 года произведён в подпоручики.
В Венгерской кампании 1849 года Адлерберг был при командире 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанте графе Ф. В. Ридигере, который назначил Адлерберга в отряд генерал-лейтенанта А. Г. Лисецкого. За отличие в делах с венграми 7 августа произведён в полковники и 22 августа награждён орденом св. Анны 2-й степени (императорская корона к этому ордену пожалована 25 июля 1851 года).
В 1852 году граф Адлерберг был уволен, за болезнью, от военной службы для определения в гражданскую, с причислением к Министерству внутренних дел и с пожалованием в звание камергера Двора Его Величества. 10 июня 1853 года граф Адлерберг был назначен таганрогским градоначальником, затем опять переведён в военную службу и во время Крымской кампании, с 4 ноября 1854 года по 15 мая 1856 года, занимал ответственный и важный пост военного губернатора города Симферополя и гражданского губернатора Таврической губернии. Граф Адлерберг 17 апреля 1855 года был произведён в генерал-майоры с назначением в свиту Его Величества, участвовал в сражении с англо-французами на Чёрной речке и неоднократно бывал в осаждённом Севастополе; награждён орденами св. Владимира 3-й степени (13 октября 1854 года), св. Станислава 1-й степени (1855 год), а через два года, 30 августа 1857 года, назначен генерал-адъютантом.
Оставив в сентябре 1856 года пост Таврического губернатора, он состоял при Императорской русской миссии в Берлине; на этом посту получил орден св. Анны 1-й степени с мечами (8 сентября 1859 года). Произведённый 30 августа 1861 года в генерал-лейтенанты, а 17 апреля 1870 года — в генералы от инфантерии, граф Адлерберг в течение шестнадцати лет, с 20 апреля 1866 по 1881 год, был генерал-губернатором Великого княжества Финляндского и командующим войсками Финляндского военного округа, а 22 мая 1881 года назначен членом Государственного Совета. 16 апреля 1872 года граф Адлерберг получил орден св. Александра Невского, а 16 апреля 1875 года и алмазные знаки к этому ордену. 5 июля 1876 года удостоился ордена св. Владимира 1-й степени.
Богато одарённый от природы и прекрасно образованный, граф Адлерберг дважды совершил путешествие в Палестину. Описание первого путешествия, совершённого в 1845 году, причём граф Адлерберг посетил по пути Грецию и Египет, появилось в 1853 году в Санкт-Петербурге, под заглавием: «Из Рима в Иерусалим». Книга эта была благосклонно встречена критикой (в «Современнике» в том же году был напечатан сочувственный отзыв) и пользовалась в пятидесятых годах известностью. Второе путешествие в Иерусалим граф предпринял в 1860 году; описание его появилось в двух томах в Петербурге в 1867 году, на французском языке, под заглавием: «En Orient, impressions et réminiscences»(«На Востоке, впечатления и воспоминания»).
Умер 13 декабря (по старому стилю) 1892 года в Мюнхене. Своим наследникам оставил государственных облигаций на 626 тысяч рублей.



Портрет Дмитрия Васильевича Васильчикова (1778-1859). 1837 - Действительный тайный советник, генерал от кавалерии, обер-егермейстер, камергер, член Государственного совета, председатель Совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге. Брат Иллариона и Николая Васильчиковых.



Портрет офицера. 1841 год.



Портрет Константина Константиновича Бенкендорфа (1817-1858) - Русский военный и дипломат из рода Бенкендорфов, герой Кавказской войны. 1842 год.
Картон, акварель, белила. 25,7 х 19,2 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.



Столыпин Алексей Аркадьевич (1836-1858). 1845.

Существует ещё одна акварель, написанная другим автором, во времена,
когда Столыпин служил на Кавказе.


Столыпин Алексей Аркадьевич (1836-1858). Русский офицер из столбового дворянского рода Столыпиных, родственник и друг М. Ю. Лермонтова. Известен под прозвищем «Монго». Лермонтов сделал Монго, наряду с собой, персонажем одноимённой поэмы, написанной в 1836 году.



Алексей Аркадьевич Столыпин ("Монго").
Акварель А. И. Клюндера. 1840 год.



Портрет Анны Сергеевны Шереметевой (1811-1849). 1838 год.
Акварель.

Существует также карандашный портрет В.И. Гау, к портрету А.С.Шереметьевой. 1838 год.



Карандашный портрет Анны Сергеевны Шереметевой (1811-1849). 1838 год.


Графиня Анна Сергеевна Шереметева (урождённая Шереметева) (1811-1849), дочь С. В. Шереметева от брака с В. П. Алмазовой; фрейлина императрицы Александры Фёдоровны (с 1831 года). Первая жена (с 1837 года) графа Д. Н. Шереметева, действительного тайного советника, камергера. Анна Сергеевна приходилась своему супругу дальней родственницей: её дед Василий Владимирович Шереметев - четвероюродный брат графа Дмитрия Николаевича. Семья Анны Сергеевны принадлежала к одной из нетитулованных ветвей шереметевского рода. Право на графский титул принадлежало лишь потомкам фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, а его братья и их потомки оставались «просто» дворянами. Предком Анны Сергеевны был самый младший из братьев фельдмаршала, генерал-аншеф Владимир Петрович Шереметев. У родителей Анны — Сергея Васильевича и Варвары Петровны, урождённой Алмазовой, было 5 сыновей и 6 дочерей. Они владели по тем временам немалым состоянием - 3 тысячами душ крепостных в Московской, Владимирской, Тверской и Тульской губерниях. Но тем не менее семья находилась в стеснённом материальном положении. Большую часть года Шереметевы жили в своих деревнях — селе Волочанове Коломенского уезда или Михайловском в Подольском уезде, а на три зимних месяца перебирались в Москву, где у них был собственный дом в приходе церкви Харитонья, что в Огородниках. В этом доме 8 мая 1811 года и родилась Анна Сергеевна. Современники не называли Анну Шереметеву среди первых красавиц «большого света». Однако же её огромные, выразительные глаза с длинными ресницами, запечатлённые на немногих сохранившихся портретах, притягивали к себе взгляд каждого, с кем она разговаривала.



Портрет Анны Сергеевны Шереметевой (1811-1849). 1843 год.


Графиня А.С. Шереметева прожила на свете 38 лет - столько же лет, сколько и никогда ею не виданная её свекровь графиня Прасковья Ивановна (по сцене Жемчугова). В метрических записях об отпевании священник был обязан указывать причину смерти, но всегда ли точно называли эту причину? Что означает запись «умерла простудою»? Скоропостижная смерть ещё не старой женщины породила слухи о том, что её отравили, «извели». Автору книги о Фонтанном доме А. Краско приходилось слышать разговоры об этом даже от ныне живущих потомков Анны Сергеевны. Как утверждают потомки Шереметевых, она была отравлена бульоном, который в тот день подавали к столу.

Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны; талантливая певица и пианистка; автор интересного дневника. Была почётным членом Санкт-Петербургского филармонического общества.
Скончалась в Кусково, погребена в Знаменской церкви Новоспасского монастыря.



Портрет графа Павла Сергеевича Шереметьева (1871-1943 годы) и графа Петра Сергеевича Шереметьева (1876-1914 годы)



Аврора Карловна Демидова, урождённая Шернваль (1808-1902). 1845


Аврора Карловна Шернваль (1808-1902) - Светская львица из шведского рода Шернваль из Финляндии, фрейлина и статс-дама русского императорского двора, крупная благотворительница. Сестра Э. К. Шернваля и другой знаменитой светской красавицы, Эмилии Шернваль. Именем Авроры Карамзиной названы две улицы Хельсинки: Auroragatan/Aurorankatu и Karamzinsgatan/Karamzininkatu.



Портрет Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной (1808-1902). 1860 год.
Бумага, акварель, белила.


Аврора Карловна Шернвальд-Демидова-Карамзина (1808-1902).
Аврора Карамзина (полное имя — Ева Аврора Шарлотта Шернваль, швед. Stjernvall; с 1836 года носила фамилию Демидова; с 1846 года — Карамзина. (1 августа 1808 года, Бьёрнеборг — 13 мая 1902, Гельсингфорс) — общественный деятель, фрейлина при императорском дворе Финляндии.
Родилась в разгар Русско-шведской войны 1808—1809 годов. Её родители, отец — барон Карл Юхан Шернваль (1764—1815), выборгский губернатор, и мать — Ева Густава фон Виллебранд (1784—1844), принадлежали к дворянским родам, прибывшим в Финляндию из Швеции. Она была вторым ребёнком в семье, старшим был Эмиль (1806—1890) и ещё две младшие сестры: Эмилия (1810—1846) и Александра (1812—1850). Овдовев, в 1816 году мать Авроры Карловны вышла замуж за видного выборгского сенатора и юриста Карла Йохана фон Валлена. По словам Я. К. Грота, она была дамой, которой «мало подобных, не столько по приятной наружности, сколько по восхитительному обращению и младенческой ласковости со всеми».

Аврора Шернваль и её сестры получили хорошее образование и отличались необыкновенной красотой. Трудно было решить, кто из сестёр лучше. Эмилия, сравнённая Лермонтовым с белой лилией, казалась обаятельнее смуглой брюнетки Авроры, но красота последней была пластичнее и строже.

Авроре Шернваль в 1824 или 1825 году посвятил стихотворение Евгений Баратынский, проходивший в то время службу в Финляндии. Баратынский также перевёл это своё стихотворение на французский язык:

Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»


Её жизнь часто омрачалась утратами близких ей людей, за что её звали «роковой Авророй». По выходе в 1828 году замуж сестры, Аврора Карловна продолжала жить в Финляндии и уже готовилась вступить в брак с одним из соотечественников, но жених её неожиданно умер. После этого она уехала в Москву к сестре и прожила в её семье несколько лет. Второй её жених, «синеглазый демон» и любовь её юности, Александр Алексеевич Муханов (1802—1834), также умер до свадьбы, уже назначенной.

В 1835 году была пожалована во фрейлины. Была одной из первых петербургских красавиц, встречалась в свете с Пушкиным, Вяземским, А. И. Тургеневым. В её честь граф М. Ю. Виельгорский на слова Вяземского написал романс-мазурку.

Наконец, в 1836 году Аврора Карловна вышла замуж за известного богача и мецената, Павла Николаевича Демидова (1798—1840). Она дважды отказывала ему, но поддавшись на уговоры императрицы, согласилась. 25 марта 1840 года Демидов скончался, оставив ей сына Павла (1839—1885), будущего князя Сан-Донато. По случаю кончины Демидова, В. А. Муханов, брат бывшего жениха Авроры Карловны, сделал запись в своём дневнике:
Я думаю, что жена его, несмотря на всё то, что рассказывалось о чудачествах её мужа, должна быть удручена этим событием... Это женщина совершенство, она, кажется, обладает всем для счастья: умна, добра, чиста сердцем, красива, богата. Дай Бог ей со всеми этими преимуществами найти человека достойного её и который сделал бы её счастливой; она этого вполне заслуживает, и я надеюсь, что, за всё выстраданное ею, судьба не замедлит вознаградить её.

10 июля 1846 года Аврора Карловна вступила во второй брак с Андреем Николаевичем Карамзиным (1814—1854), старшим сыном Николая Михайловича и Екатерины Андреевны Карамзиных. Супруги венчались в церкви Симеона и Анны на Моховой. По словам Вяземского, всё семейство Карамзиных было очень довольно этим браком, хотя невеста и старше жениха, но «она милая, добрая женщина, и была и будет примерной женой». Зато всё общество и её родные восстали против этой свадьбы и удивляются, как «Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, будучи тайной советницей, идти в поручицы. Но любовь восторжествует над супротивной силой».

24 мая 1854 года Андрей Карамзин был убит в Дунайской армии во время Крымской войны. За смертью мужа последовала в 1868 году смерть молодой жены её единственного сына, Марии Элимовны, а в 1885 году умер и сам сын — Павел Павлович Демидов, известный филантроп, живший в основном в Париже.

Овдовев, Аврора Карловна вернулась на родину в Финляндию, где нашла утешение в благотворительности и общественной деятельности. Она была основательницей Института сестёр милосердия в Хельсинки. Внесла большой вклад в общественную работу и стала пионером в деле женского образования в Финляндии. Также долгое время была сосредоточена на благотворительной деятельности. Сначала лично, а потом с помощью кого-нибудь из слушательниц института сестёр милосердия принимала в назначенные дни нуждающихся в помощи. Помогала многим студентам, писателям и художникам. Посещала по праздникам народную школу в Трескенда, где участвовала во вручении учащимся стипендий и наград.

22 июля 1898 года Высочайшим указом Аврора Карловна была пожалована в статс-дамы.

Аврора Карловна cкончалась 13 мая 1902 года в возрасте 93 лет на своей вилле Хагасунд (Хакасалми) в Хельсинки и была похоронена на кладбище Хиетаниеми.

Правнуком Авроры Шернваль и Павла Демидова был принц Павел Карагеоргиевич, регент Югославии в период малолетства короля Петра II.


Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шернваль,_Аврора_Карловна




Портрет Авроры Карловны Шернваль - Демидовой - Карамзиной с сыном.
Бристольский картон, акварель, белила, карандаш, лак, процарапывание.



Портрет баронессы Екатерины Николаевны Менгден (1818–1897). 1840 год.

Баронесса Екатерина Николаевна Менгден, урождённая Муравьёвa (1818–1897), дочь капитана I ранга Николая Александровича Муравьёва (1787–1838) и Александры Фёдоровны, урождённой Козловой (? – 1875).
Замужем (с 1838) за генерал-лейтенантом бароном Евгением Евстафьевичем Менгденом (1804–1871).




Баронесса Екатерина Николаевна Менгден (1818-1897)
Литография с оригинала В. Гау


В 1840-ые гг. она считалась одной из первых красавиц высшего света в Петербурге. Сейчас её могли бы назвать «девушкой с обложки».

Красота Екатерины Николаевны полностью соответствовала представлениям того времени. Портрет её даже был опубликован в альманахе «Утренняя заря». В своей критической статье Н.В. Гоголь упоминал его так: «Начнём блестящим изделием типографической роскоши, лёгким, сверкающим цветком, приветствующим наступающий 1842-й год.

Екатерина Николаевна Менгден была из рода Муравьёвых и приходилась троюродной племянницей декабристам Муравьёву, Муравьёвым-Апостолам и Лунину. Замуж она вышла в 1838 г. за Евгения Евстафьевича Менгдена, барона немецкого происхождения. Она - дочь военно-морского офицера, внучка обер-полицмейстера Петербурга и жена военного. Семья Менгден была оплотом и защитой России и императора. Муж делал успешную карьеру и завершил её в звании генерала-лейтенанта. Как жена Екатерина Николаевна Менгден сопровождала его во время всех назначений и в результате оказалась в Варшаве, где познакомилась с баронессой Паткуль.

«Мы виделись с ней ежедневно, - вспоминает в своих записях М.А. Паткуль. - Дети очень полюбили её; не имея своих, она ласкала и баловала наших и привязалась к ним, как к родным… Разговор её был медленный, с приостановкой, поэтому растянутый, в движениях она не отличалась быстротой, вследствие чего производила впечатление апатичной, равнодушной. Между тем она была очень сердечная и не лишённая энергии. Как часто наружность обманчива!».

Подруги активно обустраивали бедные православные приходы и оказывали поддержку русским семьям в Польше, которая была в первых рядах католических стран Европы и веками не приемлила православие.
Надо сказать, что Польша на протяжении многих веков была политическим и военным противником России, и то, что Царство Польское было частью Российской империи, самими поляками воспринималось крайне болезненно. Муж Екатерины Николаевны, будучи одним из высокопоставленных офицеров русской армии, наверняка участвовал и в подавление восстаний в Польше, отстаивая имперские интересы России.

И тем интереснее тот факт, что двоюродный брат баронессы Менгель по отцу был анархист, философ и революционер Михаил Бакунин. Он не только писал о революции, был знаком и спорил с Марксом, входил в первый Интернационал, был лишён дворянского звания и имущества, сбежал в Европу из Сибири через Америку, но и лично принимал участие с оружием в руках в восстаниях, охвативших Европу 30-40-х гг. 19 в. В том числе в Польше.

Екатерина Николаевна прожила 79 лет.

Источник:
https://vk.com/wall319399983_1139




Борис Дмитриевич Голицын (1819-1878), внук княгини Н.П.Голицыной, сын Д.В.Голицына от брака с Т.В.Васильчиковой. Генерал-лейтенант, генерал-адъютант, в юности входил в состав "Кружок 16-ти", был женат на Екатерине Васильевне Левашовой (1826-1853).



В. И. Гау. Светлейший князь Борис Дмитриевич Голицын (1819-1878).

Светлейший князь Борис Дмитриевич Голицын (1819–1878) – генерал-майор с зачислением в Свиту Его Величества (17 октября 1860), генерал-адъютант Александра II (20 апреля 1869), генерал-лейтенант (17 апреля 1870).

Сын генерала от кавалерии, военного деятеля Наполеоновских войн, военного генерал-губернатора Москвы светлейшего князя Дмитрия Владимировича Голицына (1771–1844) и Татьяны Васильевны, урождённой Васильчиковой (1783–1841) .

Женат (1846) на фрейлине Екатерине Васильевне (1826-1853) , урождённой графине Левашовой.

Скончался в Париже в 1878 году. Погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, в усыпальнице Левашовых.

Дети: Евдокия, в замужестве Шереметева (1848 – 1910); Татьяна (1849 – 1850); Дмитрий (1851 – 1920).



В. И. Гау. Светлейший князь Борис Дмитриевич Голицын (1819-1878). Генерал-лейтенант, командир лейб-гвардии Стрелкового Императорской Фамилии батальона. Владелец усадьбы Вязёмы, в которой бывал только наездом.





Портрет Ильи Дмитриевича Муханова (1815-1893)
Россия, начало 1850-х гг.
Гау, Владимир Иванович. 1816-1895
бумага акварель, 27 х 21,7 см
- Русский военный и общественный деятель. Генерал от инфантерии.


Илья Дмитриевич Муханов (1815–1893), сын секунд-майора Дмитрия Ильича Муханова (1756– 1833) и Анны Акимовны, урождённой Мальцевой (? – 1839).

Службу начал прапорщиком в Л.-гв. Измайловском полку (1835), штабс-капитан (1843, командир роты, капитан (1848), назначен адъютантом Его Высочества принца П. Г. Ольденбургского (30.10.1848), полковник (1851), генерал-майор (1860) с назначением состоять при Его Высочестве принце П. Г. Ольденбургском; генерал-лейтенант (1867), с 1872 почётный опекун Опекунского Совета по учреждениям Императрицы Марии Фёдоровны. В 1885 генерал от инфантерии. Кавалер ордена Св. Александра Невского с бриллиантовыми знаками (1892).
В 1885 году произведён в генералы от инфантерии.
Женат на Елизавете Степановне, урождённой Валуевой (1828–1889).
Дочь Степана Петровича Валуева (между 1753/1813-1844) и Александры Петровны Валуевой (1800-1832).
Чета Мухановых имела 4 детей.
Умер 9 июня 1893 года в селе Ивашково, Владимирской губернии. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Мужское потомство Муханова И.Д. продолжается в наши дни в Аргентине.

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_5441




Портрет княгини Натальи Дмитриевны Шаховской (1795-1884). 1849 год.


Княгиня Наталья Дмитриевна Шаховская, урождённая княжна Щербатова (4 июля 1795 — 2 июня 1884) — жена декабриста Фёдора Шаховского. Внучка историка М. Щербатова и сенатора Ф. И. Глебова.
Младшая дочь князя Дмитрия Михайловича Щербатова (1760—1839) от брака его с Александрой Фёдоровной Глебовой (1766—1796). Вместе с сестрой Елизаветой (1791—1885) и братом Иваном (1794—1829) воспитывалась с кузенами Михаилом и Петром Чаадаевыми.

Обаятельная и остроумная княжна имела большой успех в обществе. Ею был увлечён А. Грибоедов, а в 1817 году к ней одновременно сватались сослуживцы брата по Семёновскому полку Иван Дмитриевич Якушкин (1793—1857) и Дмитрий Васильевич Нарышкин (1792—1831), но оба получили отказ. Первый его получил Якушкин, неразделённая любовь привела его к мысли о самоубийстве. От необдуманного поступка его удержала сама Наталья Дмитриевна, которая глубоко уважала Якушкина, но не хотела выходить за него.

Д. В. Нарышкин больше года упорно сватался к Наталье Дмитриевне. Она отказывала ему, чтобы не обидеть Якушкина, но её отец очень желал этого брака, ведь Нарышкин был богат, через него князь Щербатов надеялся поправить своё материальное положение. Наталья Дмитриевна была невысокого мнения о своём женихе и писала брату, что «душа Нарышкина порочная, низкая, не имеющая другой цели, кроме личной выгоды, за счёт своей совести и уважения тех, кто его знает». Но мечта о «блестящем будущем» победила. Была назначена свадьба с Нарышкиным, которая несколько раз переносилась. Не имея склонности к жениху, зная, что этим браком она возможно «убьёт» Якушкина, летом 1819 года Наталья Дмитриевна с облегчением узнала, что Нарышкин женился в Париже на дочери графа Ф. В. Ростопчина.

В августе 1819 года к Щербатовой посватался князь Фёдор Петрович Шаховской (1796—1829). В письме к брату она писала о нём:

«Много ума, возвышенная душа, превосходное сердце. Маленькие заблуждения молодости дали ему опыт; его голова созрела, у него достаточно разума, чтобы сознаться в безумствах, которые он совершил. Он действовал «как честный человек», «очень лояльно»; «горячо любя», он, доказал деликатность своих чувств, обратившись прямо к отцу, чтобы получить руку».

Сначала князь Щербатов не соглашался, он был недоволен историей с Нарышкиным, но вскоре примирился. В октябре 1819 года Якушкин писал Ивану Щербатову: «Теперь всё кончено. Я узнал, что твоя сестра выходит замуж, — это был страшный момент. Он пришёл». 12 ноября 1819 года Наталья Дмитриевна вышла замуж и поселилась с мужем в своём имении селе Ореховец Нижегородской губернии. В момент ареста мужа она ждала второго ребёнка. Шаховской был сослан на поселение в Сибирь бессрочно, где психически заболел.

О болезни мужа Наталья Дмитриевна узнала от Александры Муравьёвой, с которой вела переписку. Обратилась с прошением о поездке в Енисейск, получив отказ, ходатайствовала о переводе мужа в одно из имений под свою опеку. В ответ на это было получено Высочайшее повеление отправить Шаховского в Суздальский Спасо-Ефимиев монастырь для содержания под арестом. Жене было разрешено поселиться рядом. Шаховская добилась, чтобы мужа посещал врач. Однако Фёдор Шаховской скончался 22 мая 1829 года от голода (с 6 мая он отказывался от пищи).

После смерти мужа Наталья Дмитриевна вернулась с детьми в Москву и поселилась в доме отца, чтобы быть ближе к единственной незамужней сестре Елизавете. Зимой они жили в своём особняке на Малой Никитской (ныне Посольство Нигерии в России), а лето проводили в подмосковном имении Рождественском. Горячо любя своего мужа, княгиня Шаховская осталась ему верна. Она не могла побороть в себе чувство горькой обиды за его ссылку в Сибирь, неприязненно, почти враждебно относилась к Петербургу и мало интересовалась теми придворными великосветскими новостями, которые ей сообщали родственники. Когда сын её Иван жил в Царском Селе, она, несмотря на его просьбы и уговоры, не согласилась покинуть Москвы. До глубокой старости Наталья Дмитриевна сохраняла свежую память и гибкий ум, была по энергии, твёрдости характера, образованию, уму и беспредельной доброте и отзывчивости замечательно выдающеюся женщиной. Скончалась в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище; могила утрачена.





Портрет флигель-адъютанта Владимира Ивановича Барятинского (1817-1875)
Россия, 1851 г.
Автор: Смирнов П. работал 1820-е-1860-е
Художник: Гау, Владимир Иванович (1816-1895)
бумага китайская литография
30,5 х 24 см


Князь Владимир Иванович Барятинский (1817-1875) - Русский генерал-лейтенант, генерал-адъютант, шталмейстер, президент придворной конюшенной конторы. Младший брат фельдмаршала А. И. Барятинского.



Портрет неизвестной дамы в белом платье и кружевном чепце. 1837 год.
Бумага, акварель, белила.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва



Портрет неизвестной в белом платье. 1838 год.
Бумага, акварель, белила. 22 х 27 см.
Переславль-Залесский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник.



Портрет неизвестного в чёрном галстуке. 1849 год



Мужской портрет. 1846 год.
Бумага, акварель. 26 х 22 см.
Днепропетровский художественный музей, Украина



Портрет неизвестной. 1847 год.
Картон, акварель, белила. 25,8 х 20,2 см.
Тульский музей изобразительного искусства.



Портрет молодой женщины в белом платье с розой у пояса. (Овал). 1857 год.
Бумага, акварель. 23,8 х 19,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва



Портрет неизвестного офицера. Конец 1840-х годов.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 2 8х 22,5 см.
Ярославский художественный музей.



Портрет неизвестной. 1847 год.
Картон, акварель, белила. 25,8 х 20,2 см.
Тульский музей изобразительного искусства



Портрет молодой женщины. 1853 год.
Бумага, акварель.



Портрет неизвестной в чепце с лентами. 1835 год.



Портрет неизвестной. 1847 год.



Портрет графини Юлии Маврикиевны Гауке. 1838 год.


Графиня Юлия Маврикиевна Баттенберг, урождённая графиня Гауке (1825–1895), дочь графа (1829) Мауриция Гауке (1775–1830), военного деятеля, генерала от инфантерии; после образования Царства Польского – инспектора артиллерии и инженерного корпуса, с 1826 года военного министра; сенатора и воеводы Царства Польского; цесаревич Константин Павлович называл его своей правой рукой по управлению краем; и Софии Лафонтен (1790–1831). Её отец был убит вместе с сопровождавшими его лицами 17 (29) ноября 1830 года во время польского восстания в Краковском предместье Варшавы, мать была изрублена и повешена во время мятежа в Варшаве в августе 1831 года. Фрейлина цесаревны Марии Александровны. В октябре 1851 вступила в брак с принцем Александром Гессенским (1823–1888). От великого герцога Людвига III Гессенского получила титул графини Баттенберг (в честь маленького города на севере Гессена), с условием, что их дети не будут включены в линию наследования. Позже приравнена к разряду принцессы. Дети, получили фамилию и титул принцев фон Баттенберг: Мария (1852–1923), замужем за графом Густавом цу Эрбах-Шенбергом; Людвиг (1854–1921); Александр (1857–1893); Генрих (1858–1896); Франц Иосиф (1861–1924).

Графиня Юлия Маврикиевна Баттенберг - Прабабушка принца Филиппа (мужа королевы Великобритании Елизаветы II), мать князя Болгарии Александра I. Её муж: шурин императора Александра II, дядя императора Александра III и генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, 2-юродный дед императрицы Александры Фёдоровны и её мужа императора Николая II, племянник императрицы Елизаветы Алексеевны (жены императора Александра I), отец князя Болгарии Александра I, прадед принца Филиппа (мужа королевы Великобритании Елизаветы II)



Портрет графа Эмерика Карловича Хуттен-Чапского (1828-1896). 1849 год.
Бристольский картон, акварель, белила, лак. 21,5 х 17,6 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург


Граф Эмерик Карлович (Эмерик Захарьяш Николай Северин) Гуттен-Чапский (1828–1896) – чиновник Министерства внутренних дел (1851), новгородский губернатор (1863), вице-губернатор Петербурга (1866-1867), член Консультации при министерстве юстиции (1869), вице-директор Горного департамента (1875). Сын графа Кароля Гуттен-Чапского от брака с Фабианой, урождённой Обухович. Выйдя в отставку (1879), жил в поместье Станков под Минском. Библиофил, нумизмат, коллекционер гравюр, фарфора, оружия, медалей и польских монет. На основе его коллекции, завещанной городу Кракову, создан общедоступный музей, вошедший в состав Национального музея и носящий имя Э. К. Гуттен-Чапского. Жена: Елизавета Каролина Анна, урождённая баронесса Мейендорф (1833-1916). Дети: Кароль Ян Александр (1860-1904); Ежи (Георгий) (1861-1930); Софья; Елизавета



Портрет князя Михаила Дмитриевича Цицианова (1765-1841). 1838 год.
Бумага, акварель.


Михаил Дмитриевич Цицианов (Цицишвили) (1765-1841) - сенатор Российской Империи, отпрыск грузинского дворянства и младший брат Имперского генерала Павла Цицианова.



Портрет наследного принца Фридриха Вильгельма
Александра герцога фон Вюртемберга (1804-1881).



Портрет графа де Ла Ферроннауса (1777-1842). 1842. - Французский генерал, политический деятель и дипломат, министр иностранных дел Франции.
Бумага, акварель. 28 х 22,4 см.



Портрет офицера с Мальтийским крестом. 1837 год.



Портрет дамы в корсаже. 1844 год.



Портрет неизвестной. 1855 год.
Бумага, темпера. 23 х 18,4 см.
Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси



Портрет князя Николая Алексеевича Орлова (1827-1885). 1846 год.


Князь НиколАй АлексЕевич ОрлОв (27 апреля 1827—17 марта 1885) — участник Крымской войны, русский дипломат, посол в Брюсселе, Париже и Берлине, военный писатель и общественный деятель.



Портрет Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой (1814-1876). 1837 год.


Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814-1876), дочь князя Ивана Ивановича Барятинского (1772-1825 годы).
Ольга Ивановна, как и все её братья и сёстры, получила прекрасное домашнее образование, говорила на французском, немецком и английском языках. А вот русский начала учить только в 16 лет.
В 1832 году Ольга Ивановна вышла замуж за Владимира Петровича Давыдова (1809-1882 годы), внука графа Владимира Григорьевича Орлова (1743-1831), младшего из пяти знаменитых братьев Орловых - сподвижников Екатерины II.



Портрет графа Петра Петровича Палена. 1847 год.


Граф Пётр Петрович Пален (1777—1864 годы) — Генерал-адъютант, генерал от кавалерии Русской императорской армии, участник войн против Наполеона 1805-1815 годов, русско-турецкой войны 1828-1829 годов и польской кампании 1831 года. Член Государственного и Военного советов, генерал-инспектор кавалерии, председатель Комитета о раненых. В 1835-1851 годах - чрезвычайный и полномочный посол России во Франции. Брат Павла и Фёдора Паленов.



Портрет Петра Павловича Шувалова (1819-1900). 1830-е годы.


Пётр Павлович Шувалов (1819-1900), младший сын графа Павла Андреевича Шувалова от брака с Варварой Петровной Шаховской, камергер. Был женат на Софье Львовне Нарышкиной (1829-1894 годы).



Портрет графа Виктора Васильевича Апраксина (1822-1898). 1848 год.


Граф Виктор Владимирович Апраксин (1822–1898) – действительный статский советник и гофмейстер, Орловский губернский предводитель дворянства в 1856-1865. Сын генерал-майора Владимира Степановича Апраксина (1796–1833) и Софьи Петровны, урождённой графини Толстой (1800–1886). Женат (1848) на Александре Михайловне, урождённой Пашковой (1829–1916). Владелец имений Брасово и Ольгово. Похоронен с отцом в Новодевичьем монастыре в Москве. Детей не имел.

Правнук генерал-фельдмаршала С.Ф.Апраксина, внучатый племянник московского генерал-губернатора светлейшего князя Д.В.Голицына, правнук княгини Н.П.Голицыной (прототипа графини из поэмы "Пиковая Дама"А.С.Пушкина), племянник обер-прокурора Синода графа А.П.Толстого, 3-юродный брат своей жены. Его жена: 3-юродная сестра писателя и генеалога князя П.В.Долгорукова, поэтессы графини Е.П.Ростопчиной и своего мужа, 2-юродная племянница министра императорского двора и уделов графа А.В.Адлерберга.

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_11495






Портрет Александры Михайловны Апраксиной (1829-1916). 1848 год.


Александра Михайловна Пашкова родилась в 1829 году в семье генерал-лейтенанта Михаила Васильевича Пашкова (Москва, 2.06.1802 – Париж, 7.06.1863) и выпускницы Смольного института, фрейлины Марии Трофимовны, урождённой Барановой (1807-1887). По словам современников, она была высока, стройна и хороша собой, такой она оставалась до 80 лет и более.
Мужем Александры Михайловны стал камергер Виктор Владимирович Апраксин, внук знаменитой Пиковой Дамы, княгини Н.Голицыной. Молодость он провёл на военной службе, участвовал в Крымской войне (1853-1856 гг.) после которой ушёл в отставку и занялся хозяйством, введя ряд усовершенствований в своих имениях. Так же, как и его дед – С. С. Апраксин, он состоял членом Московского императорского общества сельского хозяйства и 1896 году даже удостоен серебряной медали Всемирной выставки в Париже «за успехи в сельском хозяйстве».
Во время подготовки реформы 1861 года В. В. Апраксин был членом Юридической комиссии по выработке «Положений» о выходе крестьян из крепостной зависимости, где принадлежал, вместе с графом В. Н. Паниным, тогдашним владельцем Марфина, к консервативному крылу, немало сделавшему для того, чтобы сократить размеры земельных наделов, выделяемых крестьянам. Очень показательно, что из-за недоверия к «барину» В. В. Апраксину, дело с подписаниями «Уставных грамот» ольговскими крестьянами растянулось, несмотря на все усилия «мировых посредников», на 10 лет. Закончилось, наконец, компромиссным вариантом (предусмотренным, кстати, «Положениями» 1861 года): подписанием их помещиком и мировым посредником без участия крестьян.
Супруги были большими ценителями искусства, им принадлежали имения Брасово и Ольгово. Брасово впоследствии было продано Императорскому дому, а в Ольгово чета Апраксиных провела свою старость среди великолепных усадебных построек, картинных галерей и многочисленных произведений искусства. Детей в браке не было, после смерти Александры Михайловны знаменитое Ольгово унаследовал граф А.А. Игнатьев.
О чете Апраксиных оставил интересные воспоминания П.И. Нерадовский:
"Около Никольского находилась старинная усадьба Ольгово, принадлежащая Апраксиным. Муж и жена Апраксины, бездетные старики — чопорные, надменные снобы — обычно жили в Москве или за границей, а в Ольгово наезжали только изредка, когда у них появлялось желание немного пожить в своей подмосковной усадьбе. Здесь было всего полная чаша. Все угодья большого имения предназначены были обслуживать барскую чету. Большой старинный дом с пустынными комнатами, в которых среди изображений предков висел портрет царицы из рода Апраксиных, громадный старый парк, конный завод, который славился прекрасными лошадьми, большие конюшни, которыми некому было пользоваться. Но всё это держалось ради снобизма... Апраксины — типичнейшие баре-крепостники. Они в конце прошлого века производили впечатление какого-то странного пережитка. Держали они себя с большой важностью и недоступностью. Но, несмотря на всю изысканность и внешний лоск, в них было много комичного.
Сам Апраксин служил в Петербурге в Конногвардейском полку, где он дослужился до генеральского чина. Выйдя в отставку, он кичился своим генеральством: отдавая распоряжения управляющему или прислуге, он всегда называл себя не иначе, как генералом.
Смешно было, когда он важно приказывал: «Скажи, что генерал приказал...», «передай, что генерал занят...» или: «вели подать генералу завтрак» и т. д.
Большая подтянутая фигура Апраксина с высоко поднятой головой и в штатском платье обличала в нём военную выправку... а лицо его совсем не запоминалось, в памяти оставались его нафабренные усы, торчавшие у него, как проволоки, и зачёсанные на виски волосы... и только.
Апраксины были полной противоположностью Олсуфьевым, так же как и вся жизнь Никольского была совершенно противоположна жизни ольговских помещиков.
В Ольгове же жизнь шла изолированно. Всё большое богатство Апраксиных обслуживало этих двух феодалов-эгоистов. Казалось, что вся окружающая жизнь была вне их замкнутых интересов.
Живя в Никольском, Лев Николаевич поехал в Ольгово с визитом. Очень интересно было бы посмотреть его вместе с Апраксиными и послушать их беседу. Но этот визит происходил втроём. Лев Николаевич вернулся из Ольгова и восхищался Апраксиными. Как художник, он прямо-таки смаковал этих типичных представителей старого барства.
— Люблю такие цельные натуры, — говорил Лев Николаевич, делясь своими впечатлениями, — какие крепкие люди!
Рассказывая подробности своего визита, он повторял это восклицание и особенно выделял самого Апраксина.
Этот визит, надо думать, послужил Льву Николаевичу материалом для его творческой работы. В «Воскресении» он, между прочим, наделил чертами Апраксиной даму, которая рассуждает, жестикулируя руками, не отделяя локтей от туловища, но добавил ей особенность другой светской дамы, — обычное положение которой было лежание на кушетке."

Источник:
https://vk.com/wall-172989321_6960




Портрет Юлии Павловны Самойловой (1803-1875). 1840 год.


Юлия Павловна Самойлова (1803 — 14 марта 1875, Париж) — графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым.
По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти.
Мать Юлии, Мария Скавронская, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских, родственников Екатерины I, и была последней носительницей этой фамилии. Она была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта, с которым её связывали нежные отношения, и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). Всё своё колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (умер в 1839 году) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины, и двумя побочными детьми. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.
В 1825 году Юлия, будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей.
Молодых благословил император Александр I и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но брак оказался несчастливым. Супруги вскоре охладели друг к другу, их бурные ссоры были предметом бесконечных пересудов. Граф Самойлов имел склонность к кутежам и игре.
В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения.



Портрет Александра Трофимовича Баранова (1813-1888). 1850-e годы.
Бумага, акварель. 27 х 21,7 см.


Александр Трофимович Баранов (1813-1888) - полковник, служил в Лейб-гвардии Измайловском полку, участвовал в обороне Севастополя, учился в Царскосельском лицее.



Портрет неизвестного (овал). 1858 год.
Бумага, темпера. 17 х 13,3 см.
Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси



Портрет Софьи Александровны Бенкендорф (1825—1875). 1846 год.
Акварельный портрет был выполнен художником в 1846 году.
Гравюра Моте с акварели Владимира Ивановича Гау.


Княгиня Софья Александровна Кочубей (1825—1875), урождённая графиня Бенкендорф, в первом браке Демидова (1825–1875), дочь главного начальника ІІІ отделения Собственной Е.И.В. канцелярии и командующий Главной квартирой, генерала от кавалерии графа Александра Христофоровича Бенкендорфа (1782–1844) и Елизаветы Андреевны, урождённой Донец-Захаржевской, в первом браке Бибиковой (1788–1857). В первом браке (1844) за действительным статским советником Павлом Григорьевичем Демидовым (1809–1858), во втором (1859) – за действительным статским советником, Полтавским губернским предводителем дворянства князем Сергеем Викторовичем Кочубеем (1820–1880). Дети от первого брака: Александр (1845–1893); Григорий (1847–1875). Дети от второго брака: Виктор (1860–1923); Василий (1862– ок. 1911).

Её 1-й муж: внук генерал-прокурора светлейшего князя П.В.Лопухина, племянник декабриста светлейшего князя П.П.Лопухина и княгини А.П.Гагариной (фаворитки императора Павла I), прапраправнук Никиты Демидова, дядя композитора Г.А.Демидова. Её 2-ой муж: сын канцлера князя В.П.Кочубея, внучатый племянник канцлера светлейшего князя А.А.Безбородко и А.С.Васильчикова (фаворита императрицы Екатерины II), правнук гетмана и генерал-фельдмаршала графа К.Г.Разумовского, правнучатый племянник генерал-фельдмаршала графа А.Г.Разумовского (фаворита императрицы Елизаветы I), внучатый племянник министра народного просвещения графа А.К.Разумовского и канцлера светлейшего князя А.К.Разумовского, 2-юродный племянник министра внутренних дел графа Л.А.Перовского, декабриста Н.Н.Оржицкого и писателя Антония Погорельского, 3-юродный брат поэта и писателя графа А.К.Толстого

Её мужское потомство от 1-го брака, продолжается в наши дни во Франции. Её мужское потомство от 2-го брака (и род князей Кочубеев), пресеклось 1953(56).

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_11719




Портрет Александра Борисовича Куракина (1813-1870). 1840 год.


Князь Александр Борисович Куракин (1813–1870), сын сенатора, тайного советника князя Бориса Алексеевича Куракина Старшего (1783–1850) и Елизаветы Борисовны, урождённой княжны Голицыной (1790–1870). Участник подавления польского восстания (1830), корнет Кавалергардского полка (1834), участник Крымской войны. Женат (1837) на Марии Александровне, урождённой графине Гурьевой (1817–1890). Имел троих детей.

Внук министра юстиции князя А.Б.Куракина, внучатый племянник вице-канцлера князя А.Б.Куракина, праправнук генерал-фельдмаршалов С.Ф.Апраксина, князя М.М.Голицына и генералиссимуса светлейшего князя А.Д.Меншикова, праправнучатый племянник генерал-адмирала князя М.М.Голицына, 2-юродный племянник министра народного просвещения графа С.С.Уварова и декабриста князя С.П.Трубецкого, 3-юродный брат археолога графа А.С.Уварова. Его жена: внучка министра финансов графа Д.А.Гурьева

Его мужское потомство продолжается сейчас во Франции.

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_9847




Портрет Андрея Николаевича Челищева (1819-1902), корнета лейб-гвардии Кавалергардского Её Величества полка. 1839 год.



Челищев 2-й Андрей Николаевич (1819-1902), действительный статский советник. Сын Николая Александровича Челищева (1783-1859), обер-прокурора Сената, члена Государственного совета. Мать - Мария Михайловна, урождённая княжна Хованская.
С 1839 г. Челищев в военной службе, корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка.
В 1842 г. уволился и вступил в гражданскую службу.
В Кавалергардском полку также служили два его брата, Александр Николаевич (1813-1836) и Николай Николаевич (род. в 1817 г.) впоследствии гофмейстер.
Женат (с 1843 г.) на Александре Петровне Вешняковой, урождённой княжне Хованской (1813-1889). Похоронены в Александро-Невской Лавре.


Портрет графини Анны Алексеевны Барановой. 1840. (606x700, 185Kb)


Портрет графини Анны Алексеевны Барановой. 1840 (500x700, 269Kb)
Портрет графини Анны Алексеевны Барановой (1823-1890). 1840-е годы.


Графиня Анна Алексеевна Баранова, урождённая Васильчикова (1823(7) – 1890), дочь сенатора, действительного статского советника Алексея Васильевича Васильчикова (1772–1854) и Александры Ивановны, урождённой Архаровой (1795–1855). Фрейлина Двора. Замужем (1845) за графом Павлом Трофимовичем Барановым (1814–1864), тверским губернатором, генерал-майором Свиты. По словам современницы, графиня Баранова была очень добрая, благовоспитанная и необыкновенно красивая. Герцог Девонширский, давний знакомый Васильчиковых, просил позволения хорошему живописцу срисовать её портрет для его коллекции красавиц, которую он имел в Англии. Считается, что в образе губернаторши фон Лембке из «Бесов» Достоевский описал отдельные черты графини Барановой. Дети: Николай (1852–1911); Юлия, в замужестве Муханова (1853–1938); Александра, в замужестве Лопухина (1854–1934); Екатерина, в замужестве графиня Хрептович-Бутенёва (1858–1945); Евгения, в замужестве Писарева (? -1936); Александр (1862– ?).

Внучатая племянница А.С.Васильчикова (фаворита императрицы Екатерины II), министра народного просвещения графа А.К.Разумовского и канцлера светлейшего князя А.К.Разумовского, правнучка гетмана и генерал-фельдмаршала графа К.Г.Разумовского, правнучатая племянница генерал-фельдмаршала графа А.Г.Разумовского (фаворита императрицы Елизаветы I), 2-юродная племянница министра внутренних дел графа Л.А.Перовского, декабриста Н.Н.Оржицкого и писателя Антония Погорельского, 3-юродная сестра поэта и писателя графа А.К.Толстого. Её муж: внучатый племянник К.Ф.Багговута (героя Отечественной войны), племянник главноуправляющего почтовой частью графа В.Ф.Адлерберга, 2-юродный брат министра императорского двора графа А.В.Адлерберга.

Её младшая дочь (Е.П.Писарева) была гражданской женой премьер-министра Временного правительства князя Г.Е.Львова.

Источник:
https://vk.com/wall-52196838_11726



Источник:
https://alesha.bbok.ru/viewtopic.php?id=340&p=3
https://alesha.bbok.ru/viewtopic.php?id=340&p=4








Серия сообщений "Портретисты":
Часть 1 - ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГАУ (1816-1895) . "СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ"
Часть 2 - Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
...
Часть 29 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Романовы. Акварельные портреты. Часть 2.
Часть 30 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 1.
Часть 31 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 2.
Часть 32 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 3.
Часть 33 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 4.
Часть 34 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 5.
Часть 35 - Владимир Иванович Гау (1816-1895). Акварельные портреты. Часть 6.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку