Королевский вензель Анны австрийской, королевы Франции
Тайны королевы
Сегодня её помнят в основном как героиню романа Дюма. Между тем эта женщина сыграла незаурядную роль в событиях бурного ХVII века. Её любили и ненавидели кардиналы Ришелье и Мазарини, король Франции и герцог Бекингем. Кем же была королева Анна Австрийская — покорной жертвой обстоятельств или умелой интриганкой, вершившей судьбы Европы?
Королева Франции Анна Австрийская (1601-1666)
В царстве этикета
В октябре 1615 года в городке Бидасоа границу между Францией и Испанией пересекла пышная процессия. Вереница золочёных карет, караван мулов с багажом и целая армия охраны сопровождали всего одного человека — перепуганную девочку четырнадцати лет. Испанскую инфанту Анну-Марию везли в Париж, чтобы выдать замуж за юного короля Людовика ХIII. Ей предстояло помирить давно враждовавшие династии Габсбургов и французских Бурбонов. С той же целью в Мадрид отправилась принцесса Елизавета, ставшая женой короля Испании Филиппа IV. Бедняжка зачахла от тоски в чужой стране, в то время как юная испанка вполне освоилась во Франции, где она получила имя Анны Австрийской.
Анна Австрийская (1601-1666)
Изабелла Французская, королева Испании (1602-1644)
При чём здесь Австрия? Дело в том, что Габсбурги происходили из этой страны, и к тому же мать Анны Маргарита была австрийской принцессой. Поэтому девочка мало походила на испанку: светлые, слегка вьющиеся волосы, белая кожа, небольшой изящный носик. И фирменный знак Габсбургов — капризно выпяченная нижняя губа. Об испанской крови напоминали только тёмно-карие, почти чёрные, глаза, говорящие о пылкости чувств. Однако эти чувства почти никогда не прорывались наружу: принцессу воспитали в несокрушимых традициях придворного этикета, которые превращали венценосных особ в настоящих мучеников. К примеру, король не имел права сам налить себе вина — это делал виночерпий, передававший кубок придворному врачу, двум служителям и только потом королю. Пустой кубок с теми же церемониями возвращали на место.
Мать Анны - Маргарита Австрийская (1584-1611) - Принцесса из дома Габсбургов, урождённая эрцгерцогиня Австрийская, дочь Карла II, эрцгерцога Австрии. Жена короля Филиппа III; в замужестве королева Испании и Португалии.
Испанский художник Бартоломе Гонсалес и Серрано (1564-1627)
От сложностей этикета особенно страдали непривычные к нему иностранцы. На пути в Мадрид австрийской принцессе Марии — будущей второй жене Филиппа IV — поднесли в дар шёлковые чулки, но мажордом тут же выкинул подарок, отрезав: «У королевы Испании нет ног». Бедная Мария упала в обморок, решив, что её ноги принесут в жертву чудищу этикета. Отец Анны Филипп III умер от угара: его кресло стояло слишком близко к камину, а единственный гранд, способный его отодвинуть, куда-то отлучился.
Отец Анны - Филипп III (1578-1621) - Король Испании, король Португалии и Алгарве с 13 сентября 1598 года
Но именно Филипп IV довёл этикет до совершенства. Говорили, что он улыбался не больше трёх раз в жизни и требовал того же от своих близких. Французский посланник Берто писал: «Король действовал и ходил с видом ожившей статуи… Он принимал приближённых, выслушивал и отвечал им с одним и тем же выражением лица, и из всех частей его тела шевелились только губы».
Брат Анны - Филипп IV (1605-1665) - Король Испании с 31 марта 1621 года, король Португалии и Алгарве с 31 марта 1621 по 1 декабря 1640 года, как Филипп III, Filipe III. Из династии Габсбургов.
Испанский художник Веласкес, Диего (1599-1660)
Тот же этикет заставлял испанских монархов оставаться узниками дворца, ведь за его пределами было немыслимо соблюдать сотни правил и условностей. Дед Анны Филипп II, великий государь и кровавый палач протестантов, выстроил близ Мадрида роскошный и мрачный замок Эскориал, но его потомки предпочитали более скромный Алькасар. Дворцы по восточному обычаю — ведь Испания сотни лет оставалась во власти арабов — делились на мужскую и женскую половины. Днём в обеих кишели придворные, шуты и карлики, но после захода солнца ни один мужчина, кроме короля, не мог оставаться на женской территории. Честь королевы или принцессы должна была оставаться вне подозрений. Даже прикосновение к руке коронованных дам каралось смертью. Известен случай, когда два офицера вытащили инфанту Марию-Терезию из седла взбесившегося коня. Им тут же пришлось во весь опор скакать к границе, спасая свои жизни.
Дед Анны - Филипп II (1527-1598) - Король Испании из династии Габсбургов. Сын и наследник императора Священной Римской империи Карла V, Филипп с 1554 года был королём Неаполя и Сицилии, а с 1556 года, после отречения своего отца от престола стал королём Испании, герцогом Нидерландов и обладателем всех заморских владений Испании. В 1580 году присоединил также Португалию и стал её королём.
Алонсо Санчес Коэльо (1531-1588) - испанский художник
Бабушка Анны - Анна Австрийская (1549-1580), королева Испании. Четвёртая жена короля Испании Филиппа II
Слева - королева Франции Анна Австрийская (1601-1666), а справа - её бабушка, королева Испании Анна Австрийская (1549-1580)
Замок Эскориал Испания
Вид на замок Алькасар Испания
Жизнь родившейся в сентябре 1601 года Анны, как и других испанских принцесс, была подчинена строгому распорядку. Ранний подъём, молитва, завтрак, потом часы учёбы. Юные инфанты обучались шитью, танцам и письму, зубрили священную историю и генеалогию царствующей династии. Далее следовал торжественный обед, дневной сон, затем игры или болтовня с фрейлинами (у каждой принцессы был свой штат придворных). Затем снова долгие молитвы и отход ко сну — ровно в десять вечера.
Анна в дестве, Хуан Пантоха де ла Крус
Анна в детстве. Испанский художник Хуан Пантоха де ла Крус (1553-1608)
Анна в детстве. Испанский художник Хуан Пантоха де ла Крус (1553-1608)
Конечно, у девочек были лучшие игрушки и невиданные лакомства, привезённые из заморских владений Испании. Анна особенно любила шоколад, к которому позже приохотила французов. Но, по правде говоря, жила она не особенно весело — строгие дуэньи с детства не позволяли ей ни смеяться, ни бегать, ни играть со сверстниками. Прибавьте к этому жёсткие и неудобные платья с каркасом из китового уса и шлейфом, волочащимся по земле. Вдобавок она знала, что лишена всякой свободы выбора — ещё в три года её просватали за французского дофина Людовика. Чувства самой инфанты не играли никакой роли. Каким окажется её жених — красавцем или уродом, добрым или злым? Анна изнемогала от любопытства, пока её кортеж медленно двигался по дорогам Франции.
Анна с братом Филиппом. Испанский художник Хуан Пантоха де ла Крус (1553-1608)
Анна с братом Филиппом
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано (1564-1627) - испанский художник
Анна с братом Филиппом.
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано (1564-1627) - испанский художник
Анна в детстве
Испанский художник Хуан Пантоха де ла Крус (1553-1608)
Анна Австрийская (1601-1666)
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано (1564-1627) - испанский художник
Надо сказать, что те же вопросы мучили юного Людовика. Французский двор, где он вырос, был совсем не похож на испанский. Здесь часто слышались смех и сальные шутки, обсуждались супружеские измены, да и король с королевой почти открыто изменяли друг другу. Вечно занятый делами Генрих IV любил сына, но почти не уделял ему внимания, а мать, итальянка Мария Медичи, навещала его только затем, чтобы надавать пощёчин или отхлестать розгами за какую-либо провинность.
Отец - Людовика - Король Франции Генрих IV (1553-1610)
Мать Людовика - Мария Медичи (1575-1642), Королева Франции
Немудрено, что дофин вырос замкнутым, переменчивым, одержимым множеством комплексов. Одним из них, как пишет Ги Бретон, было отношение к будущей жене. Уже в три года он говорил о ней так: «Она будет спать со мной и родит мне ребёночка». И тут же хмурился: «Нет, я не хочу её. Она ведь испанка, а испанцы — наши враги». Теперь он изнывал от желания поскорее познакомиться со своей невестой. Не дождавшись её прибытия в Бордо, он поскакал навстречу и в окошко кареты впервые увидел Анну. Она показалась Людовику такой красивой, что он оробел и не смог сказать ей ни слова. Та же история повторилась вечером на торжественном банкете по случаю помолвки. В Париже после венчания молодых ждало брачное ложе, но Людовик был так напуган, что матери пришлось чуть ли не силой заталкивать его в спальню, где ждала Анна. Вместе с юными супругами там провели ночь две служанки, которые утром предъявили толпе придворных доказательства того, что «брак осуществился должным образом». Однако желанный наследник так и не был зачат — ни в эту ночь, ни в течение последующих десяти лет.
Свадьба Людовика XIII и Анны Австрийской
Двойной брак Людовика XIII с Анной Австрийской и Филиппа III с Изабеллой Французской.
Испанский художник Алонсо Санчес Коэльо (1531-1588)
Анна Австрийская и Изабелла Французская
Художник Пипер Пауль Рубенс (1577-1640)
Меж двух огней
К тому времени Людовик XIII уже не был дофином: после убийства Генриха IV в 1610 году он стал законным королём Франции и Наварры. Однако всеми делами заправляли королева Мария и её любовник — алчный и трусливый итальянец Кончино Кончини. Их ненавидела вся страна, однако Кончини, носивший звание первого министра, держался при помощи интриг и подкупа. А когда собравшийся парламент потребовал его отставки, молодой епископ Люсона искусными доводами склонил собравшихся на сторону итальянца.
Портрет Марии Медичи (1575-1642).
Франс Поурбус младший (1569-1622)
Кончино Кончини (1575-1617) - Итальянский авантюрист, фаворит французской королевы Марии Медичи, носивший титулы графа делла Пенна и маркиза д’Анкра. Он был самым влиятельным во Франции человеком в течение семи лет, последовавших за гибелью в 1610 года супруга Марии - Генриха IV.
Епископа звали Арман-Жан де Ришелье, и в ближайшее время именно ему предстояло стать подлинным владыкой Франции. Людовик тоже не терпел Кончини и не питал тёплых чувств к матери. Свой юношеский протест он выражал в том, что старался ни в чём не походить на них. Они ежедневно меняли яркие наряды — он носил простой суконный кафтан. Они устраивали праздники — он проводил дни в молитвах. Они распутничали — он решил стать образцом целомудрия. Говорят, что после первой брачной ночи он целых четыре года «не заглядывал в спальню жены». Наслушавшись проповедей святых отцов, он искренне считал всех женщин коварными искусительницами. Не только супруге, но и всем придворным дамам он запретил носить чересчур откровенные декольте и платья в обтяжку, чтобы их вид не отвлекал его от благочестивых мыслей.
Людовик XIII 91601-1643). Портрет работы Рубенса
В то же время король весьма нежно вёл себя с симпатичными молодыми пажами, что породило в Париже волну слухов. Один из таких любимцев, Альбер де Люинь, был мастером дрессировки птиц, и Людовик проводил с ним целые дни на соколиной охоте, совершенно забыв о жене.
Шарль д’Альбер (1578-1621) - фаворит (миньон) французского короля Людовика XIII
Вдвоём они разработали заговор против ненавистного фаворита. В апреле 1617 года Кончини был остановлен гвардейцами у ворот дворца и тут же сражен тремя пулями.
Убийство Кончино Кончини
На другой день королеву Марию посадили под домашний арест, а потом выслали в Блуа. Выслан был и верный королеве епископ Ришелье. Но вскоре он получил красную шапку кардинала, а внезапная кончина де Люиня освободила для него кресло первого министра. Вернувшись в столицу, он занял важное место при дворе. Ему помогали острый ум, уникальная память и холодная безжалостность при достижении своих целей. С 1624 года Ришелье правил Францией, железной рукой подавляя народные бунты и заговоры знати. На него работала разветвлённая секретная служба, которую возглавлял преданный «серый кардинал» — отец Жозеф дю Трамбле. Шпионы Ришелье появились не только во всех слоях французского общества, но и при многих европейских дворах.
Мария Медичи отбывает в ссылку
Кардинал Решелье и «серый кардинал» — отец Жозеф дю Трамбле.
Французский академический художник Шарль Эдуар Делор (1841-1895)
Пока в стране происходили эти перемены, молодая королева вела скучную жизнь в Лувре. Людовик находил себе массу занятий — он молился, охотился, выращивал фрукты и варил из них варенье. После смерти кто-то сочинил ему ехидную эпитафию: «Какой отменный вышел бы слуга из этого негодного монарха!»
Людовик XIII на охоте
Анне увлечения супруга казались глупыми, она тосковала по мужскому вниманию, которым по прежнему была обделена. Понадобились усилия Римского папы и испанского посла, чтобы Людовик появился в спальне жены, но «медовый месяц» и на этот раз оказался недолгим.
Королева Франции Анна Австрийская (1601-1666).
Франс Поурбус младший (1569-1622)
И тем не менее королева не желала изменять мужу, несмотря на уговоры ближайшей подруги — прожжённой интриганки и распутницы герцогини Мари де Шеврез. «Ах, это испанское воспитание!» — вздыхала та, когда очередной кавалер, приведённый ею к Анне, получал от ворот поворот.
Мари Эме де Роган-Монбазон, герцогиня де Шеврёз (1600-1679) - Представительница высшей французской аристократии, одна из центральных фигур в водовороте придворных интриг Франции 1-й половины XVII века. Она была удалена от королевского двора за потворство связи Анны Австрийской с герцогом Бэкингемом, за планы сместить Людовика XIII с трона, за передачу Испании выкраденных у своего любовника государственных тайн, за организацию переписки королевы с враждебным Франции испанским королём, а также за участие в заговорах, направленных на физическое устранение кардиналов Ришелье и Мазарини, однако каждый раз возвращалась в Лувр, чтобы с новыми силами включиться в придворную борьбу.
Портрет герцогини де Шеврез в образе Дианы-Охотницы
И тут в «воспитание чувств» королевы неожиданно включился кардинал Ришелье. Несмотря на свой сан, он не чуждался женщин. Говорили о его близких отношениях с королевой Марией после смерти Кончини. Позже в его доме, а возможно, и в спальне обосновалась юная племянница Мари д`Эгийон.
Мари Мадлен де Винье дю Пон де Курле, герцогиня д'Эгийон (1604 – 17 апреля 1675) - французская аристократка, известная также своей благотворительной деятельностью и покровительством художникам и математикам.
Теперь он решил завоевать сердце королевы. Парижские сплетники утверждали, что кардинал надеется сделать то, что не удалось Людовику,— зачать наследника и возвести его на трон Франции. Более вероятно, что он просто хотел держать королеву «под колпаком», не давая ей ввязаться в какой-нибудь заговор. Нельзя исключить и того, что Ришелье просто увлёкся Анной, красота которой достигла расцвета (ей было 24 года, ему — почти сорок). Её покорил ум кардинала, восхитило его красноречие, но мужские чары оставили равнодушной. Возможно, опять сыграло роль испанское воспитание — Анна не привыкла видеть мужчин в служителях Господа.
Кардинал-Ришельё (1585-1642) - Кардинал Римско-католической церкви, аристократ и государственный деятель Франции. Кардинал Ришельё занимал посты государственных секретарей по военным и иностранным делам с 1616 по 1617 год и был главой правительства с 1624 года до своей смерти.
Французский художник Филипп де Шампань (1602-1674)
Устав от домогательств Ришелье, она в недобрый час согласилась на предложение подруги Мари сыграть с ним шутку. Когда он в очередной раз спросил, что может сделать для неё, королева ответила: «Я тоскую по родине. Не могли бы вы одеться в испанский костюм и сплясать для меня сарабанду?» Кардинал долго мялся, но всё же нарядился в зелёный камзол и панталоны с колокольчиками и сплясал зажигательный танец, щёлкая кастаньетами. Услышав странные звуки, он прервал выступление и заглянул за ширму, где давились от смеха герцогиня де Шеврез и двое придворных. В гневе он повернулся и выбежал вон. Судьба королевы была решена — она не оценила его любви и теперь не должна была достаться никому. Отныне зоркие глаза шпионов кардинала следили за Анной везде и всюду.
Королева Франции Анна Австрийская в трауре по отцу Филиппу III.
Франс Поурбус младший (1569-1622)
Королева Франции Анна Австрийская (1601-1666)
Продолжение следует
https://ru.wikipedia.org/wiki/Анна_Австрийская