Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Прежде здесь располагалась Буфетная, где хранилось дворцовое столовое серебро, бельё и посуда, предназначенные для сервировки столов, в том числе и в расположенной рядом Кавалерской столовой. В первом из них представлен один из уникальных элементов внутренней отделки середины XIX века, сохранившийся в годы Великой Отечественной войны, — фрагмент падуги Большого зала дворца.
Падуга — переход от плоскости стен к плафону — украшала зал со времён Ф. Растрелли. Когда в 1820-х годах, после пожара, во дворце проводился капитальный ремонт, в Большом зале переделали перекрытия, после чего падуга была восстановлена по проекту В. П. Стасова в стилистике барочной отделки парадного растреллиевского интерьера. В 1860-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер (1802–1865) украсил падугу дополнительной декоративной лепкой, соединив рокайльные элементы вьющимися орнаментами и фигурами путти. Лепной декор этого времени был выполнен русским мастером П. Дылевым. В таком виде падуга просуществовала до 1941 года. При последующей реконструкции отделки Большого зала она была сбита, и ныне её сохранившиеся фрагменты представлены в выставочной комнате.
В центре зала можно видеть уникальную модель Большого Царскосельского дворца, созданную в 1744 году и отражающую один из значительных этапов в истории его строительства. В 1742 году архитектору М. Г. Земцову было приказано пристроить к старому дворцовому зданию «галереи на колоннах» и «флигели каменные». Проект остался неосуществлённым. В 1743 году был утверждён новый проект дворца, разработанный С. И. Чевакинским и его помощником А. В. Квасовым. Одновременно с проектом, в соответствии с практикой тех лет, была изготовлена деревянная модель, сохранившаяся до наших дней.
Она даёт представление о внешнем облике дворца до 1748 года. В это время здание состояло из трёх корпусов (два новых флигеля спроектировал А. В. Квасов), церкви и оранжерейного зала, соединённых деревянными галереями. Фасад среднего дома украшали пилястры и фигурный фронтон. Информационные стенды во второй выставочной комнате знакомят с основными этапами строительства Екатерининского дворца, оформления его интерьеров, создания парков и павильонов по воле августейших владельцев Царского Села на протяжении XVIII–XIX веков.
Выставка «Романовы в Царском Селе» находится в Малой анфиладе дворца, на втором этаже. Выбор места неслучаен: именно в этой части дворца жили Елизавета Петровна и Екатерина II, а также великий князь Павел Петрович, а Николай II использовал комнаты Малой анфилады для размещения именитых гостей.
Изначально эта часть дворца предназначалась вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, однако она никогда не жила в этих комнатах. Архитектор Василий Стасов оформил Малую анфиладу в стиле ампир. В годы Великой Отечественной войны всё убранство погибло, а после восстанавливалось без учёта исторических отметок.
Таким образом, шесть комнат анфилады были восстановлены в 2000-е годы — уже после того, как возникла задумка воссоздать пространство, посвящённое семи императорам — хозяевам дворца.
Каждый из семи разделов посвящён одному из владельцев царскосельской императорской резиденции – от Елизаветы Петровны до Николая II – и дополнен мультимедийным экраном. Среди представленных предметов – живописные портреты и картины.
1. Гренадер Свирид Редиванов (Родионов) из Москвы. Первая четверть XIX века. Неизвестный художник по оригиналу Иоганна Кристофа Мерка
2. Неизвестный русский гренадер. Первая четверть XIX века. Неизвестный художник по оригиналу Иоганна Кристофа Мерка
Среди представленных предметов – живописные портреты «Русский гренадер», «Гренадер Свирид Редиванов (Родионов) из Москвы», связанные с историей Янтарной комнаты и династическими контактами России и Пруссии в Николаевскую эпоху; картина Богдана Виллевальде «Присяга Его Императорского Высочества наследника цесаревича Николая Александровича в Георгиевском зале Зимнего дворца» (1861); портрет императрицы Александры Фёдоровны кисти Николая Бодаревского (1907).
Парадный наряд императрицы Елизаветы Петровны, выполненный бельгийскими мастерами специально для Екатерининского дворца в 2009 году, перемещён на новую экспозицию из Портретного зала.
Ваза. Нидерланды, Дельфт, мануфактура «Два челна», мастер А. Пинис, 1760-е
В правой части снимка — мундирное платье, сшитое по форме Кавалергардского корпуса (1770-е), принадлежало императрице Екатерине II
Гюне Андреас (1749-1813). Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого, 1792
Портрет императора Павла I, С.С. Щукин
Кресло складное Елизаветы Петровны, Россия. Тульский оружейный завод, 1746 год
Бюро-цилиндр, Санкт-Петербург, мастер М.Я. Веретенников, после 1787 года
Гюбер Робер (1733-1808 гг.)
Гюне Андреас (1749-1813). Екатерина II даёт законы Тавриде, 1791
Шпалера «Попугай с обезьянами», Петербургская шпалерная мануфактура, Санкт-Петербург, 1770-е
Шпалера «Обезьяны и попугай» (1770) при Александре I находилась в Белой Малой столовой, а последние десятилетия – в фонде музея.
Миракль с видом павильона «Императорская ферма», Россия, Санкт-Петербург, акварель Карла Кольмана, до 1825 года
Книги из личной библиотеки Александра I
Сервиз на одну персону. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, вторая половина XIX века
Богдан Виллевальде. «Присяга Его Императорского Высочества наследника цесаревича Николая Александровича в Георгиевском зале Зимнего дворца» (1861)
Портрет великого князя Александра Николаевича (1818-1881) в сюртуке полковника Кавалергардского полка
Великий Князь Константин Николаевич (1827-1892)
Мундирное платье Л.-гв. Семёновского полка. Казакин и юбка к казакину шефского мундирного платья Екатерины II по форме Л.-гв. Семёновского полка. Россия. Санкт-Петербург. 1766 гг. Репс бархатный зелёный, металл, галун позолоченный; ткань шёлковая, золочение, сшивка
Колет офицерский Лейб-гвардии Конного полка. Россия. 1834 г. Сукно, шёлк, металл, нить позолоченная; золочение, штамповка, шитьё дл. 74,0 ш. спинки 39,0. Принадлежал Николаю I
Мундир офицерский Л.-гв. Егерского полка образца 1817 г. Россия. Санкт-Петербург. 1817-1825 Сукно, нить позолочённая, металл, шёлк; шитьё золочёное, золочение, шитьё. Длина 102,0; ширина спинки 33,5. Принадлежал Александру I
Кафтан детский киргизский. Россия. Санкт-Петербург. 1830-е гг. Парча, тесьма шёлковая, атлас; шитьё. Длина 38,0 см; ширина спинки 27,0 см. Принадлежал великому князю Николаю Николаевичу
Ментик генерал-фельдмаршала л.-гв. Гусарского Его Величества полка образца 1855 года. Россия. Санкт-Петербург. 1878-1881. Сукно, шнур позолоченный, галун позолоченный, шёлк, металл, мех калана, эмаль, канаус; шитьё, золочение, штамповка. Длина 73,0; ширина спинки 41,0. Принадлежал Александру II
Мундир воспитанника 1-го Кадетского корпуса. Россия. Санкт-Петербург. 1850 -1855 гг. Сукно, галун позолоченный, металл, ткань шерстяная красная, полотно белое; сшивка, штамповка, плетение, золочение. Длина 56,0; ширина спинки 26,0. Принадлежал великому князю Николаю Александровичу
Мундир воспитанника 1-го Кадетского корпуса. Россия. Санкт-Петербург. 1850-1855 гг. Сукно, галун позолоченный, металл, ткань шерстяная красная, полотно белое; сшивка, штамповка, плетение, золочение. Длина 56,0; ширина спинки 26,0. Принадлежал великому князю Николаю Александровичу
Каска с султаном офицера Л.-гв. Уланского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полка. Россия. Санкт-Петербург. 1890-е–1900-е гг. Кожа, металл, сукно, шнур позолочённый, эмаль, конский волос, галун позолоченный; штамповка, золочение, лакировка, плетение. Длина 24,5; ширина 24,7; высота 19,0; высота с султаном 33,0
Мундир офицерский Л.-гв. Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полка. Россия. Санкт-Петербург. Мастерская П.И. Китаева. 1910-е гг. Сукно, металл, нить позолоченная, саржа шёлковая, кашемир; золочение, шитьё, штамповка Длина 64,0; ширина спинки 33,0. Принадлежал Александре Фёдоровне
Мундир парадный офицера 9-го драгунского Казанского Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Николаевны полка. Россия. Санкт-Петербург. Мастерская П.И. Китаева. 1910-е Сукно, металл, галун позолоченный, нить позолоченная, атлас; штамповка, золочение, шитьё. Длина 51,5; ширина спинки 32,0. Принадлежал Марии Николаевне
Александр Леонтовский. Великий князь наследник цесаревич Алексей Николаевич (1904-1918). Россия, Санкт-Петербург, 1909
Мундир воспитанника 1-го Кадетского корпуса. Россия. 1910-е г. Сукно, металл, галун позолоченный, саржа шёлковая; штамповка, золочение, сшивка, плетение. Длина 51,0 см; ширина спинки 28,0 см. Принадлежал Алексею Николаевичу
Мундир воспитанника 1-го Кадетского корпуса. Россия. 1910-е г. Сукно, металл, галун позолоченный, саржа шёлковая; штамповка, золочение, сшивка, плетение. Длина 51,0 см; ширина спинки 28,0 см. Принадлежал Алексею Николаевичу
Романова Александра Николаевна (Адини) (1825-1844)
Петер фон Гесс по оригиналу Франца Крюгера. Императрица Александра Фёдоровна (1872-1918) в придворном русском платье. После 1834 года
Портрет Императрицы Александры Фёдоровны (1872-1918) кисти Бодаревского Николая Корниловича (1850-1921)
Портрет Императрицы Александры Фёдоровны кисти Бодаревского Николая Корниловича (1850-1921), Царское Село, 1907
Г. Н. Горелов «Феодоровский собор в Царском Селе»
Каминные часы «Философия». Франция, Париж, мастер Луи-Станислас Ленуар-Раврио, до 1824 года
Стул из гарнитура Жоржа Жакоба. Франция, Париж. Мастерская Жоржа Жакоба, 1780-е
Скамья садовая. Россия, Санкт-Петербург, Чугунолитейный и механический завод Ф.К. Сан-Галли, 1880-1890-е
Завершает экспозицию маленький «кинозал», где демонстрируется фильм об истории этой части дворца, снятый на основе архивных материалов и сохранившейся иконографии.