-Метки

Царское село австрия авторская кукла акварель акварельные портреты александр ii ангелы английская живопись англия антиквариат антикварная посуда антикварное аудио-запись аудио-плеер аукцион африка великобритания вена венская эмаль владимир иванович гау (1816-1895) городской пейзаж дворцы и замки франции династии династия романовых екатерина ii (1729-1796) жанровая живопись женский мир женский образ живопись животный мир закуски и салаты замки польши иконы искусство история история англии история в замках история романовых история россии история франции история шотландии италия картинки благодарю картинки спасибо клуб путешественников кнопочки-переходы далее королевская коллекция англии королевская коллекция эмалей кулинарные рецепты мария стюарт (1542-1587) мир детства мир фэнтези мода новый год ораниенбаум оформление дневника пётр i (1672-1725) в живописи и литературе парки пейзажи перегородчатая эмаль петергоф полезные советы портретная живопись посуда природа рамочки с цветами рождество романовы россия русская история с точки зрения науки сады самые интересные места на планете санкт-петербург сказка сказочный мир стихи уроки истории с тамарой эйдельман фото фото-арт франция художница чувиляева люся цветочная рамочка цветочное настроение цветы чтимые чудотворные иконы шотландия эмаль эпиграфы юсуповы япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z. - (0)

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z.   ...

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... - (0)

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... Сoхpaни, чтoбы ...

Натюрморт со вкусом лета - (0)

Натюрморт со вкусом лета Константин Мирошник Калинин Михаил  ...

У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница. - (0)

"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни...

Онлайн Часовня - (0)

Онлайн Часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natali120654

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 4850


История Дворцового парка в Гатчине. Часть 4.

Четверг, 16 Августа 2018 г. 19:12 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka

"История Дворцового парка в Гатчине"


Часть 4.










Самым выдающимся архитектурным произведением Винченца Бренны в парке считается Большая терраса-пристань на Длинном острове. Художественные достоинства каменной террасы сочетаются с её особой ролью в композиции парка. Она расположена на единой оси с дворцом. Благодаря точно рассчитанным размерам и пропорциям с противоположного берега Белого озера терраса-пристань воспринимается, как цоколь дворца. Это впечатление ещё более усиливается тем, что в её облицовке использован тот же пудосткий известняк. Каменные работы выполнял талантливый «каменных дел мастер Кирьян Пластинин со товарищами».


Проект террасы-пристани. Кушелевский альбом


Вся многотонная каменная громада пристани стоит на деревянных сваях и её стены отвесно уходят в воду. К воде ведут каменные ступени двух лестниц. В былые времена глубина озера у террасы достигала 5-10 метров, давая возможность пришвартовывать небольшие парусные корабли. Сегодня на дне тоже бьют ключи. Пространство вокруг них не зарастает водорослями и солнечные лучи, пробивая воду, играют всеми цветами радуги в фонтанчиках родников.





До Великой Отечественной войны верхняя площадка террасы была окружена балюстрадой, на тумбах которой стояли мраморные вазы и статуи. Статуи, олицетворяющие виды искусств и наук «Архитектура», «Живопись», «Скульптура» и «Математика», выполнил известный венецианский мастер XVIII века Джузеппе Бернарди, прозванный Торретто. После войны две статуи считались утраченными.


Вид дворца и пристани с острова Любви. 1913 г.



Гатчина. Белое озеро. Вид с пристани. 1913 г.


Однако, в 1971 года добровольцам-спортсменам из Ленинградского общества ОСВОД удалось поднять со дна озера эти статуи, сброшенные фашистами в воду, а также фрагменты ваз и балясин. Белый мрамор статуй был исписан сотнями немецких автографов, датированных 1942-1943 годами.







Большая терраса-пристань с прилегающим садиком не раз служила сценой для театральных представлений и праздничных фейерверков.



В конце ХVIII века у стен террасы разыгрывались даже морские сражения. Известно, что во многом стараясь подражать своему прадеду Петру I вел. князь Павел Петрович в Гатчине на озёрах построил небольшую флотилию. Еще 8-летним мальчиком он был пожалован Екатериной II в генерал-адмиралы и формально являлся главнокомандующим русским флотом.


Дворец в Гатчине со стороны сада.
Литография К.Шульца по рисунку И.Мейера. 1850-е


«Гатчинская флотилия» состояла из 24 судов. В неё входили несколько яхт, а также малые парусные и гребные суда. До конца XIX века у стен террасы-пристани стояли на якоре 8-пушечная яхта «Миролюб» и 16-пушечный фрегат «Эмпренабль».


Г.С. Сергеев. (1770–1816)
Вид c залива Белого озера на Остров Любви и Павильон Венеры. 1798


Самое известное «морское сражение» на Белом озере Павел Петрович провёл летом 1796 года. Тремя маленькими эскадрами командовали известные «гатчинцы» Г.Кушелев, С.Плещеев и А.Аракчеев. Сначала суда маневрировали по Белому озеру, вели орудийный обстрел берега, а затем высадились на острове Любви и заняли высоты в районе Берёзового домика. Батальон, которым командовал Павел Петрович взял укрепления, выстроенные «неприятелем».

В то же время специально для ремонта и хранения малых судов гатчинской флотилии была построена верфь на берегу Белого озера.



Адмиралтейство (другое название Голландия) представляло собой обширный деревянный сарай на массивных каменных столбах. Перед ним был вырыт круглый пруд для спуска судов и существовал подъёмный мостик над протокой в озеро.


Гатчинский парк. Адмиралтейство



Голландия в парке



Моряки дворцовой команды у Адмиралтейства. Фото 1880-1890-е.



Павильон для лодок



Вот как Адмиралтейство выглядело раньше (фотография до 1880-х годов)


До революции в здании Адмиралтейства экспонировали модели судов, морское оружие и снаряжение. В послевоенные годы в здании работал шахматный клуб, проводились вечера танцев. Круглый пруд был украшен плавающими цветочными клумбами.


Пруд Ковш. Фото 1950


В конце ХХ века павильон сгорел, остались лишь каменные столбы.







Недалеко от Адмиралтейства возвышаются величественные каменные ворота, названные тоже Адмиралтейскими. Это главный вход в Дворцовый парк.


Калиновская Екатерина Михайловна. Адмиралтейские ворота



Калиновская Екатерина Михайловна. Адмиралтейские ворота


Ворота напоминают триумфальные арки Древнего Рима.


Ворота со стороны города. Старый снимок


Во многих сооружениях гатчинского парка архитектор В.Бренна воплотил образы его родной Италии.







По проекту, который не был до конца осуществлен, ворота были украшены лепными львиными масками и военной арматурой из знамён, шлемов и оружия.



Ворота по границе Дворцового парка выполняли не только утилитарную функцию, но одновременно являлись замечательными архитектурными произведениями. Так Зверинские ворота, ведущие в парк «Зверинец» принадлежат к числу лучших садово-парковых сооружений конца XVIII века. В их художественном решении особенно ощущается гармоническая связь архитектуры с пейзажем.


Зверинские ворота


В отличие от других ворот Зверинские не имеют центральной арки. Вместо неё поставлены два стройных пилона из пудостского известняка, которые украшены каменными шарами и металлическими створками. Через ворота открывается красивый вид на луговые просторы и лесной массив другого парка.

Зверинец - участок расчищенного леса, окружностью в одиннадцать верст, прорезанный дорогами, прямыми, как стрелы. Он начал устраиваться при Григории Орлове, страстном любителе охоты. Вспомним, что Гатчина издавна была охотничьим местом. В 1726 г. здесь чествовали отъезжающую в Курляндию Анну Иоанновну грандиозной охотой. Устроителем её был Меньшиков. Соколиные и егерские охоты любила в Гатчине и Екатерина II, посещавшая «Гатчинского помещика», как она называла Григория Орлова.


И.Я.Меттенлейтер. Зверинец в Гатчинском парке. 1792


На картине Якова Меттенлейтера в Гатчинском дворце, относящейся к 1792 г., мы видим в Зверинце стадо оленей и нескольких верблюдов.


Бенуа А. Прогулка Императора Павла I со свитою по зверинцу в Гатчине


К воротам примыкает высокая ограда, сложенная из блоков пудосткого камня, которая заканчивается металлической решёткой. Решётка находится над шлюзом, где из Белого озера берёт начало речка Гатчинка или Тёплая. В орловском парке на месте шлюза уже существовала плотина, которую в «павловское» время называли «старой».



С помощью данного шлюза и сегодня регулируется уровень воды в Белом озере. В 2004 году были закончены капитальные работы по ремонту столь необходимых парку гидротехнических сооружений.


Шлюз у Больших железных ворот


В конце ХVIII века западнее «старой» плотины на Белом озере была построена ещё одна плотина. В образованном водном бассейне предполагалось устроить императорскую Холодную ванну. Во многих парках существовали подобные постройки. Для отвода воды из бассейна был прорыт специальный канал, который впадал в речку Гатчинку. Один из интересных проектов деревянного павильона над Холодной ванной для Павла I принадлежал архитектору А.Д. Захарову. Считается, что этот проект не был осуществлён.





В наше время от Холодной ванны сохранились остатки плотины, каменных фундаментов и название «ванночка». Это любимое место купания гатчинской детворы.





В гатчинском парке сооружения строились не только из различного вида камня или дерева, но даже из обычной земли. На юго-западе левобережной части Дворцового парка находится в полуразрушенном виде уникальное сооружение - земляной Амфитеатр.


Проект Амфитеатра


Сегодня Амфитеатр представляет собой окружённую высоким земляным валом круглую арену в радиусе около 60 м. На гребне вала сохранились разросшиеся старые деревья. На арену ведут 4 прохода с каменными лестницами в торцах.















Гатчинский амфитеатр является оригинальным образцом «зелёной архитектуры» в садово-парковом искусстве конца XVIII века. Его автор - архитектор Н.А. Львов, которому принадлежит идея строительства целого дворца из прессованной земли в Приоратском парке. К сожалению, архитектору не удалось осуществить проект Амфитеатра до конца: помешала преждевременная смерть Павла I и прекращение работ. О том, каким был бы Амфитеатр в законченном виде, свидетельствуют планы из Кушелевского альбома.


Николай Александрович Львов.
Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1780-е


По проекту Н.А. Львова предполагалось арену Амфитеатра отделить барьером из низко стриженого кустарника, по валу устроить дерновые скамьи для зрителей, и завершить зелёными стенами из стриженой липы в два ряда. В пространствах между этими стенами шпалерника на высоких пьедесталах была бы расставлена скульптура и чаши-светильники. Проходы в Амфитеатр планировалось закрывать железными воротами с вензелем Павла I.



Амфитеатр предназначался для проведения «рыцарских каруселей» - конных состязаний или выполнения на лошадях различных упражнений. В Европе рыцарские карусели были модной забавой при королевских дворах в ХVII-XIX веках. Они пришли на смену средневековым рыцарским турнирам.

В России первые «конные карусели» состоялись по распоряжению Екатерины II. Это были великолепные театральные представления. Одна «из славнейших каруселей» была устроена перед Зимним дворцом в С.-Петербурге в 1766 году. Главными героями в ней были братья Орловы. Как сообщалось, в состязаниях «с незначительным преимуществом» победил старший брат Григорий. В довоенной коллекции живописи Гатчинского дворца-музея находились два «карусельных портрета» Григория и Алексея Орловых работы датского художника В. Эриксона. Глядя на портрет Григория, статного красавца в римских доспехах, верхом на горячем скакуне, можно понять, почему императрица подарила своему фавориту не только сердце, но и гатчинское поместье.


В.Эриксен. Григорий Орлов. Карусель 1766


В детстве вел. князь Павлу Петровичу удалось увидеть конные карусели, и они произвели на него огромное впечатление. Позже он отлично ездил верхом и любил лошадей. Кроме того, будущий император мечтал возродить идеалы и традиции рыцарства. Для романтической натуры Павла рыцарская доблесть, честь, благородство, поклонение даме сердца не были просто красивыми символами. Не случайно, историки назвали его «Дон-Кихотом на российском престоле», а в 1798 году он был избран Великим Магистром Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского.


О. Верне. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах. 1843


Картина, изображающая праздничную рыцарскую карусель по случаю 25-летия свадьбы императорской четы — Николая I и Александры Фёдоровны (23 мая 1842г.). С детьми и зятем.
Сегодня эта картина украшает один из залов Арсенала в городе Пушкин (бывшее Царское Cело). Это башенки Арсенала виднеются в дымке возле султана левого рыцаря.

Недалеко от Амфитеатра большую территорию занимает бывший дворцовый комплекс оранжерейно-тепличного хозяйства.

В Гатчине первые оранжереи появились ещё в орловской усадьбе. Оранжереи были обязательной принадлежностью каждого богатого поместья.



Во времена Павла Петровича Гатчина приобрела общие черты крупной вотчины. Помимо суконной фабрики, фарфорового завода существовали сырный завод, молочная ферма, птичий двор, дворцовые оранжереи и теплицы. В гатчинских озёрах в избытке водились окуни, лещи, плотва, щуки, язи, налимы, караси. В Карпином пруду специально разводили серебристых карпов, в Форелевом канале – «гатчинскую» форель.

В дальнейшем дворцовое оранжерейное хозяйство продолжало расти и исправно работать, поставляя к царскому столу разнообразные продукты.

Сегодня оранжереи много раз перестроенного комплекса не принадлежат Дворцовому парку, хотя в них вновь стали выращивать различные растения и рассаду.

Рядом с комплексом оранжерей на живописной дороге, ведущей к дворцу, поражает красотой и величием полуразрушенное здание, сложенное из крупных блоков пудостского камня с выступающими боковыми ризалитами и 5-ю высокими арочными проёмами. Это бывшая Лесная оранжерея. Павильон был построен в конце XVIII века на месте старой оранжереи орловской усадьбы.



В ХVII-XVIII веках подобные павильоны были необходимой принадлежностью европейских парков, а в королевских парках они служили предметом гордости и подражания.



В гатчинской Лесной оранжерее выращивали теплолюбивые деревья: цитрусовые, лавровые, тисы и различные виды экзотических растений и цветов. Летом часть деревьев в кадках выставляли перед павильоном на берегу небольшого круглого пруда с гранитными лестницами, ведущими к воде, а другие использовались для украшения Придворцовых садов.





Павильон был разрушен в годы Великой Отечественной войны: сгорели мансардная кровля, двери, оконные заполнения из стекол изумрудного цвета, был утрачен интерьер с трельяжным оформлением. В 70-е гг. ХХ века готовилась документация для восстановления здания и прилегающей территории, но из-за отсутствия средств работы не были проведены.



В орловской усадьбе недалеко от оранжерейного хозяйства существовали скотный и птичий дворы, которые находились на противоположных берегах реки Колпанки или Пильной.


Павильон "Птичник" в Гатчинском парке. Фото 1880-1890-е.



Павильон "Птичник" в Гатчинском парке


На рубеже ХVIII-XIX вв. на их месте были построены новые комплексы Дворцовой или Молочной фермы и Птичника. Каменные павильоны этих комплексов сохранились до сих пор.


Вид на Птичник в Гатчине. 1855-1856









Павильон «Птичник»


Главным украшением Дворцовой фермы является павильон, который использовался для приёма хозяев и их гостей.


Ферма в Гатчинском парке



Ферма в Гатчинском парке



Ферма XIX век


Для этого центр здания занимал двухсветный парадный зал «под куполом», в который можно было войти со стороны реки Колпанки. Стены и потолок зала были декорированы цветной росписью. До начала ХХ века в парадном зале висела роскошная хрустальная люстра, стояла «приличная» мебель и находились сервизы из китайского и саксонского фарфора.


Вид на ферму в Гатчине. Около 1850-х



М. Зичи(1827–1906). Александр II на Ферме в Гатчине 11 Октября 1867


Павильон «Ферма», как и другие парковые сооружения, пострадал в годы Великой Отечественной войны.



В 1970 году парадный Купольный зал павильона был реставрирован. Затем в здании экспонировались выставки по истории Гатчинского дворцово-паркового ансамбля и из произведений ленинградских художников.


































Комната смотрительницы



Кухня



Конюшня


В 1983 году павильон «Птичник» сгорел во время случайного пожара. Сегодня только обгорелые каменные стены напоминают о ранней работе известного архитектора Андрияна Захарова, будущего строителя Адмиралтейства в С-Петербурге. Почти на два года он был назначен Павлом I главным архитектором Гатчины.

Серия сообщений "Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (1)":
Часть 1 - Массандровский дворец. Крым
Часть 2 - Павильон Эрмитаж в Царском Селе
...
Часть 29 - История Дворцового парка в Гатчине. Часть 2.
Часть 30 - История Дворцового парка в Гатчине. Часть 3.
Часть 31 - История Дворцового парка в Гатчине. Часть 4.
Часть 32 - История Дворцового парка в Гатчине. Часть 5.
Часть 33 - История Дворцового парка в Гатчине. Часть 6.
...
Часть 45 - Ораниенбаум. Китайский дворец. Часть 1.
Часть 46 - Ораниенбаум. Китайский дворец. Часть 2.
Часть 47 - Ораниенбаум. Павильон Катальной горки

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку