Один из главных символов Гатчины — Большой дворец, — в прошлом любимое место отдыха представителей императорской фамилии. Загородная резиденция, напоминающая средневековый замок, начала возводиться в пригороде Санкт-Петербурга в 1766 году ещё при графе Орлове. Выполненное в стиле классицизма здание — проект Антонио Ринальди — было закончено только в 1781 году. Огромный дворец ещё дважды перестраивали — в 1790-е и 1840-е, — а в Великую Отечественную войну замок был частично разрушен.
Третий этаж
С конца XVIII века третий этаж Центрального корпуса несколько раз менял своё назначение. При Павле I эти помещения были отведены его старшим сыновьям, великим князьям Александру и Константину. Позже это была нарядно убранная гостевая половина. При Александре III здесь размещалась библиотека императора и комнаты для занятий (охотничья, гимнастическая) великого князя Михаила Александровича.
К. В. Лемох. Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате. 1890-е
Когда царская резиденция стала музеем, то в залах третьего этажа Центрального корпуса разместилась выставка портретной и пейзажной живописи из богатейших дворцовых собраний.
Ныне в помещениях третьего этажа Центрального корпуса размещена экспозиция, которая освещает отдельные страницы истории дворца-музея. Здесь можно вспомнить и трагические страницы эвакуации в военные годы, и полюбоваться живописными полотнами западноевропейских художников, собранные ещё графом Орловым и Павлом I, и проследить российскую историю «в лицах» от петровского времени до середины XIX века. Особого интереса заслуживают залы, в которых собраны экспонаты из дворцовых залов, которые ещё только предстоит отреставрировать, например, Большого военного кабинета Николая I или Арсенального зала.
Третий этаж Арсенального каре
Мраморная лестница. В 1944 году Мраморная лестница сильно пострадала от пожара, но, к счастью, сохранились общая планировка и некоторые элементы отделки, что сделало возможным частичную реставрацию лестницы в конце 1950-х годов.
Мраморная лестница
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Китайская галерея в Гатчинском дворце, 1876
Китайская галерея. Китайская галерея – получила своё название, благодаря размещённым в ней богатейшим коллекциям восточного искусства. Основную часть гатчинской коллекции составляли изделия китайского фарфора – вазы, флаконы, фляжки, блюда, тарелки, чашки, стаканы, статуи, театральные группы.
Третий этаж Кухонного каре
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Церковь Св. Троицы, 1875
Домовая церковь – подлинный интерьер середины ХIХ века. Уникальность этого помещения состоит в том, что в годы Великой Отечественной войны храм не погиб в пламени пожара.
В настоящее время церковь является действующей.
Третий этаж Центрального корпуса
Вводный зал
В вводном зале представлена информация о загородных резиденциях российской императорской семьи, интерьеры которых послужили основой для этой выставки.
Каждый пригород — Петергоф, Царское Село, Гатчина — имеет свой характер, своё собственное очарование, свою историю.
Великий князь Константин Павлович
Портрет Елизаветы Алексеевны в юности
Кабинет императора Александра III
Приёмные залы были неотъемлемой частью всех императорских резиденций. Здесь император принимал министров, депутации дворянства и представителей иностранных государств. На примере этого зала посетители могут представить обстановку императорской приёмной в Александровском дворце.
Empress Elizabeth of Russia by Georg Christoph Grooth (18th c., Gatchina)
Убранство комнаты лаконично и серьезно, без каких-либо излишних украшений — ничто не должно отвлекать хозяина от работы.
Поль Деларош. Петр I Великий, император России, 1838
Каждый предмет в этой приёмной — первоклассное произведение декоративно-прикладного искусства из наследия предыдущих владельцев дворца. Кресла и стулья, выполненные по проекту К. Росси в 1820-е годы для Александровского дворца в Царском селе. Напоминанием о поездке императрицы Александры Фёдоровны (супруги Николая I) в Италию является полотно Франца Людвига Кателя «Прогулка в Палермо».
Franz Ludwig Catell. Spaziergang in Palermo1846
Приёмная императора
Экспозиция зала представляет образ приёмных Александра III в Гатчинском дворце. Здесь можно увидеть обстановку, в которой император принимал министров, послов и других посетителей. Строгий интерьер украшают редкие шпалеры, ценные драпировки, вышивки и фарфор. Сервиз фарфоровой фабрики Дерби был особенно любим императором Александром III.
Бильярдная
Чтобы отвлечься от государственных дел и провести время с близкими людьми во многих европейских дворцах устраивались игровые комнаты. Где-то это были ломберные, шахматные кабинеты, а в Гатчине — бильярдная комната, где также играли и в карты. На рубеже XVIII и XIX веков бильярд являлся частью «обязательной» программы воспитания дворян в Европе и в России.
Помимо стола для игры, в бильярдной есть специальный шкаф для киев, столик для игорных принадлежностей: мела, специальных тряпочек и других мелочей.
Кабинет императрицы Александры Фёдоровны (Сиреневый кабинет)
Сиреневый — любимый цвет последней российской императрицы. В её кабинете сосредотачивалась жизнь многочисленного семейства. Дети, под присмотром матери занимались рукоделием, играми, часто читали вслух.
Ф.А. Каульбах.
Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1903
В кабинете множество самой разнообразной мебели, расположенной с подчеркнутым стремлением к уюту. Отдельные уголки для беседы и различных занятий прекрасный пример зонирования помещения для семьи с несколькими детьми. Семейный характер интерьера усиливает наличие множества небольших предметов первоклассной работы, многие из которых были подарены Александре Фёдоровне.
Фарфоровый кабинет
Фарфор занимал важное место в собраниях императорских резиденций. Во многих императорских дворцах были устроены Фарфоровые кабинеты — дань общеевропейской моде и демонстрация финансовых возможностей и утончённого вкуса хозяев резиденции. Большое собрание фарфоровых ценностей было и в Гатчине.
Особое значение отводилось подаркам от Императорского фарфорового завода. Начиная с царствования Павла I, от Правления предприятия делались особые подношения всем членам императорской семьи. Как правило, это были произведения искусства, выполненные в одном экземпляре, зачастую в новых экспериментальных для завода техниках.
Собрание Гатчинского дворца обладает подобной уникальной коллекцией, часть её представлена в «Фарфоровом кабинете»: именные сервизы российских императриц, вазы, декоративные тарелки и чашки.
Столовая
В каждой императорской резиденции обязательно находились сервизные кладовые. Порядок накрытия ежедневных и праздничных столов был строго регламентирован.
Экспозиция зала передаёт образ Столовой императора Николая I до 1941 года. Стол сервирован предметами из Кобальтового сервиза — одного из самых известных сервизов Гатчинского дворца. Кобальтовый сервиз был изготовлен на Венской фарфоровой мануфактуре, и преподнесён будущему императору Павлу I и Марии Фёдоровне императором Австрии Иосифом II. В XIX веке состав сервиза был значительно расширен в Петербурге на Императорском фарфоровом заводе.
Помимо сервизной части экспозиция зала украшена фарфоровой пластикой (Саксония, Мейсенская Королевская фарфоровая мануфактура, вторая половина XVIII века) из исторической коллекции дворца.
Музыкальный салон (Кленовая гостиная)
Музыка всегда сопровождала членов императорской семьи, поэтому во дворцах непременно устраивались музыкальные гостиные. Стены этой гостиной украшают портреты представительниц императорской семьи с особо значимыми музыкальными дарованиями.
Пианино фирмы «Лихтенталь», набор буковой мебели с резьбой и позолотой, живописные панно М.П. Клодта — демонстрируют утончённый вкус хозяев дворца и располагают к прослушиванию прекрасных мелодий.
Портрет Великой княжны Александры Николаевны. А. И. Гебенс, 1860 г
Великая княжна Александра Павловна в русском народном костюме 1790-е годы.
Неизвестный художник
Музыкальный салон.Ф. Крюгер. Копия с Ф. Крюгера неизвестного художника. Портрет Императрицы Александры Фёдоровны
Детская половина
На выставке представлен условно-типовой интерьер комнаты ребёнка в Александровском дворце (Царское Село), где прошло детство цесаревича Алексея и его сестёр. Комнаты детей императора Николая II обставлялись в соответствии с требованиями того времени к гигиене и комфорту. Стены были просто оштукатурены и окрашены, мебель заказывалась под конкретное помещение.
В Спальнях детей были оборудованы молитвенные уголки с иконами. Киот в Спальне наследника был выполнен по проекту архитектора С. Данини. Родители уделяли духовному воспитанию детей особое внимание: на праздники им нередко дарились иконы и религиозные книги. Помимо обучения, эти комнаты были, конечно, местом для развлечений и игр.
В зале представлены игрушки начала ХХ века. В зале представлен один из сохранившихся мундиров цесаревича Алексея — лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Величества полка.