-Метки

Царское село австрия авторская кукла акварель акварельные портреты александр ii ангелы английская живопись англия антиквариат антикварная посуда антикварное аудио-запись аудио-плеер аукцион африка великобритания вена венская эмаль владимир иванович гау (1816-1895) городской пейзаж дворцы и замки франции династии династия романовых екатерина ii (1729-1796) жанровая живопись женский мир женский образ живопись животный мир закуски и салаты замки польши иконы искусство история история англии история в замках история романовых история россии история франции история шотландии италия картинки благодарю картинки спасибо клуб путешественников кнопочки-переходы далее королевская коллекция англии королевская коллекция эмалей кулинарные рецепты мария стюарт (1542-1587) мир детства мир фэнтези мода новый год ораниенбаум оформление дневника пётр i (1672-1725) в живописи и литературе парки пейзажи перегородчатая эмаль петергоф полезные советы портретная живопись посуда природа рамочки с цветами рождество романовы россия русская история с точки зрения науки сады самые интересные места на планете санкт-петербург сказка сказочный мир стихи уроки истории с тамарой эйдельман фото фото-арт франция художница чувиляева люся цветочная рамочка цветочное настроение цветы чтимые чудотворные иконы шотландия эмаль эпиграфы юсуповы япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z. - (0)

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z.   ...

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... - (0)

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... Сoхpaни, чтoбы ...

Натюрморт со вкусом лета - (0)

Натюрморт со вкусом лета Константин Мирошник Калинин Михаил  ...

У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница. - (0)

"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни...

Онлайн Часовня - (0)

Онлайн Часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natali120654

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 4850


Усадьба "Кусково" (1)

Среда, 06 Декабря 2017 г. 16:39 + в цитатник
Цитата сообщения Трииночка

Усадьба "Кусково" (1)

Кусково, родовое поместье Шереметевых. Грот (1755-1761 гг.) построен под руководством Ф.С.Аргунова, а отделка завершена И.Фохтом и М.Зиминым к 1775 г. Одна из самых интересных построек кусковской усадьбы. Трёхчастный каменный павильон в стиле барокко на трёхступенчатом цоколе-стилобате. Щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами, картушами над дверьми. Олицетворяя стихию камня и воды, Грот должен был изображать подводную пещеру; купол венчает фонтан, его ребра из белого лужёного железа символизируют струи воды, а картуши в виде водяных потоков "заливают" пламя в чашах. Уникальный интерьер украшен скульптурами из ракушечника, гипса, цветным стеклом и известковым туфом.

Обеденный стол

Обеденный сервиз

 

Часы. Напольная ваза из музея керамики в Кусково

Интерьер комнаты дворца в Кусково


Усадьба Кусково — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки. Включает дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики.
Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.

Интерьер комнаты во дворце в Кусково

Дворец усадьбы Кусково был построен в 1769-1775 гг. архитектором К.Бланком по проекту Ш. де Вайи. Образец раннего классицизма с элементами барокко. Построен из дерева (исключение - каменный цокольный этаж).

Парк Кусково.

Большая Каменная оранжерея (1761-1783 гг.) была построена по проекту Ф.С.Аргунова в стиле барокко. Большой центральный павильон соединён легкими застекленными галереями с меньшими боковыми павильонами. В центре двустветной части центрального павильона устроен воксал (зал для концертов и танцев). Для музыкантов был отведен внутренний балкон.

Павильон "Грот" (1755-1761 гг.) построен под руководством Ф.С.Аргунова, а отделка завершена И.Фохтом и М.Зиминым к 1775 г. Одна из самых интересных построек кусковской усадьбы. Трёхчастный каменный павильон в стиле барокко на трёхступенчатом цоколе-стилобате. Щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами, картушами над дверьми. Олицетворяя стихию камня и воды, Грот должен был изображать подводную пещеру; купол венчает фонтан, его ребра из белого луженого железа символизируют струи воды, а картуши в виде водяных потоков "заливают" пламя в чашах. Уникальный интерьер украшен скульптурами из ракушечника, гипса, цветным стеклом и известковым туфом. Павильон "Грот"

Павильон "Грот"

Он состоит из центрального зала под розовый и зелёный мрамор, и северного и южного кабинетов в холодной и тёплой цветовых гаммах соответственно. Оформление интерьеров было сложным и длительным процессом. Около 10 лет, с перерывами этим занимался «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт. Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Невольно погружаешься в сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, и узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, жёлтого и розового туфа. Деревянные и глиняные куклы в половину человеческого роста, купленные П.Б.Шереметевым в 1775г. специально для Грота, «оживляют» нарядные кабинеты."Гроты делают в местах сада уединённых, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холода, располагается с северной стороны. Однако же частая починка гротов навлекает затруднение". А Грот в Кусково — единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века.

Ваза из коллекции музея керамики в Кусково

Альков и ниша

Голландский домик в усадьбе Кусково

Бочка для вина в голландском домике

Изразцы

Домовая церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково. В 1737-1739 г.г. на месте старой деревянной церквушки вырос каменный красавец храм. Он больше никогда не перестраивался и дошёл до нас в своём первозданном виде, став самым старым памятником усадьбы Кускова. Считается, что это - редчайший в современной Москве памятник «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны. Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему великолепию: красивый резной иконостас, оклады образов с драгоценными камнями и жемчугом, золочёные царские врата и роскошное двухъярусное трёхметровое паникадило с двумя ярусами из 18-ти свечей, украшенное фигурами серафимов. Исторической реликвией здесь были воздухи, расшитые золотом и жемчугами, по преданию, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Она однажды была гостьей хлебосольного Кускова. Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без неё не обходилось ни одно торжество. Её престольный праздник даже отмечался народными гуляньями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Интересно и то, что граф Николай Петрович Шереметев, оставшийся в памяти России женитьбой на крепостной актрисе Прасковье Жемуговой, имел обычай справлять свой день рождения непременно с мёдом, хотя он родился за два месяца до престольного праздника домовой церкви – видимо, в этом была дань традиции отеческой усадьбы. При нём в 1792 году крепостные архитекторы А.И. Миронов и Е. Дикушин построили красивую деревянную колокольню с золочёным шпилем.

Портрет актрисы Ковалёвой-Жемчуговой. Художник Ф.Аргунов.

Портрет графа Н.П. Шереметева. Художник Боровиковский.

Николай Петрович Шереметев (1751–1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать её по европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными. Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной. В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметевском театре доставались только юной Параше. К актёрам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актёрам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актёрам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина II. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России. 30 октября 1788 года умер Пётр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актёры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна. Вскоре влюблённые и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулёз, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимания на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проёмах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Голландский домик в усадьбе – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времён и народов», голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершённых образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъёмный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика. И сразу же вовлекал в мир игры, фантазии, в «невозвратный мираж пасторального рая». Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, - точно сошедший с картин «малых голландцев», - но и всё его окружение должно было вызывать определённые ассоциации с Голландией. «Быт голландского бюргера» в домике-игрушке продуман до мелочей, но быт опоэтизированный, возвышенный. Игра начинается уже с первого взгляда на фасад, на ровные яркие кирпичики. Это всего лишь роспись «под кирпич» и, что любопытно, по кирпичу. Весело, нарядно – и, опять же, в традициях восемнадцатого века. Так буквально воспринимался указ Петра I штукатурить дома и расписывать их «под кирпич», как в милой его сердцу Голландии.

Триумфальный торт во дворце усадьбы Кусково.

Столовая гостиная кусковского Дворца, в которой сосредоточены изысканные образцы кондитерского искусства: «surtout de table»(настольные украшения) парадного стола в виде десертных композиций «Фруктовая пирамида», «Вишнёвые деревья» и «Триумфальные торты», размещённые на резной горке-буфете. Последние стали своеобразной аллюзией на празднование в Кускове годовщины Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией 1774 г., ознаменовавшегося грандиозным приёмом в усадьбе в честь императрицы Екатерины II. В XVIII веке подобные десерты изготавливались из сахарной массы с резным декором, которая застывала в течение 5-6 дней, и была основой для композиций из фруктов и пирожных «pastillage»(пастилаж) из сахарной пасты с ягодами, весьма популярных в эпоху рококо. Сладкие шедевры в стиле «Piece Montee»(Пьес-Монте - от франц. «собранное из частей») выполнены мастером-кондитером Алдисом Бричевсом по сохранившимся гравюрам, датированным 1751 годом. Мастер уже зарекомендовал себя в Царском Селе, изготовив точную копию банкетного стола XVIII века в форме лиры (11 метров длиной и 6 метров шириной), на котором разместился праздничный торт «Сахарный партер», украшенный осколками бриллиантов (стразов) и яблонями с золотыми плодами, а также созданием 1,5- метровой шоколадной копии Петропавловского собора и гигантского петровского рубля и копейки. На сегодняшний день А. Бричевс реализовал в России более двадцати проектов.

Благодарю за фото и описание к ним Mila



Серия сообщений "Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (1)":
Часть 1 - Массандровский дворец. Крым
Часть 2 - Павильон Эрмитаж в Царском Селе
...
Часть 14 - Михайловский (Инженерный) замок. Часть 2.
Часть 15 - Михайловский (Инженерный) замок. Часть 3.
Часть 16 - Усадьба "Кусково" (1)
Часть 17 - Усадьба "Кусково" (2)
Часть 18 - Большой Гатчинский дворец. Часть 1.
...
Часть 45 - Ораниенбаум. Китайский дворец. Часть 1.
Часть 46 - Ораниенбаум. Китайский дворец. Часть 2.
Часть 47 - Ораниенбаум. Павильон Катальной горки

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку