Практически у каждого из нас есть семейный альбом с фотографиями. Нечто в этом роде существовало и у императора Александра I, только 200 лет назад это называлось «картинная галерея». Думаю, мало кого интересуют все изображения Александра Павловича. На данный момент у меня их полторы сотни, причём то и дело всплывают новые. Поэтому я решила выставить либо значимые портреты, либо малоизвестные, либо те, что нравятся лично мне. (автор)
Гравюра с рисунка Торелли. 1778 год. Александру здесь нет и года.
"Господин Александр". Так звала его бабка, Екатерина Великая, обожавшая внука. Вот что пишет она Гриму: «Я бьюсь об заклад, что вы вовсе не знаете того господина Александра, о котором я буду вам говорить. Это вовсе не Александр Великий, а очень маленький Александр, который родился 12-го этого месяца в 10 и три четверти часа утра». Появление ребёнка в императорской семье – событие чрезвычайной важности. Поэтому рисовать его начали едва ли не с рождения.
На что сразу же обращает внимание зритель? Нет никаких сомнений в том, что это мальчик. Не девчонка-принцесса, с которой придётся ещё долго возиться и искать ей жениха (Отметим, что дело это для русских великих княжон, не менявших веры, в 18-19 веках было не всегда простым.), а будущий мужчина, возможный наследник российского престола. Кроме того, это – член императорской фамилии, о чём говорят знаки ордена Андрея Первозванного. Вот интересно: на младенце одёжки нет, а орден на картине присутствует. Кстати, на всех без исключения детских портретах голубая орденская лента будет нарисована в обязательном порядке.
Как известно, Екатерина сама воспитывала внука, практически не подпуская к нему Марию Фёдоровну. Тем не менее, картина, изображающая мать и дитя существует. Не знаю, чем объясняется то, что красавица-княгиня здесь страшнее атомной войны, а уж на младенца и вовсе без слёз не взглянешь. То ли художник был недоучкой, то ли современная полиграфия настолько ужасна. (автор)
В.к. Мария Фёдоровна с сыном (вроде как со старшим).
Начало 1780-х. Виолье.
Ещё одна картина. Великий князь подрос и уже может сидеть и играть погремушкой. Сразу можно понять, что младенец здоров: вон он какой большой и упитанный. «Любимое платьице его, это – очень коротенькая рубашечка и маленький вязаный очень широкий жилетик.» (из письма Екатерины II, 1787 г.)
Вел. кн. Александр Павлович с погремушкой
Ещё одна картинка. Совершенно очаровательная рожица и вполне узнаваемая улыбка.
Екатерина II сама придумала для малыша одежку, не стесняющую движений, и была этим чрезвычайно горда. «Шведский король и принц прусский просили у меня и получили выкройку платьица господина Александра. На всём этом нет ни одного шва, и ребёнок почти не знает, что его одевают: ему всунут ручки и ножки в платьице вдруг, и вот он готов; это платье – гениальная черта с моей стороны, и я хотела, чтобы вы о ней знали.» (из письма от 24 мая 1781 г.)
Одеяние маленького Александра не сохранилось. Но всё же мы можем представить себя, что оно из себя представляло. Это своего рода комбинезончик. До наших дней дожил костюмчик, что носил шведский кронпринц, но, увы, он в Стокгольме. Однако мы можем полюбоваться на великого князя Александра в творении его бабки на этих картинах:
Портрет Александра I в младенчестве. Кон. XVIII в. Неизвестный художник.
Предположительно копия Лангрене с портрета Бромптома.
Неизвестный художник/ Портрет Александра Павловича ребёнком
Сколько символов: лира, колчан со стрелами, шлем с плюмажем. Это копия, но, возможно, об оригинале этого портрета писала когда-то императрица: «…намедни, когда я велела с него снять портрет Бромптону, хорошему английскому живописцу, и малютка не хотел смирно сидеть, я спросила его : «Как сидишь ты перед живописцем?» Он отвечал: «Не знаю, я себя не вижу.» (письмо от 14 мая 1780)
Копия портрета Рокотова.
Рокотов. Нежное личико, слабая улыбка, доверчивый взгляд.
Братья Александр и Константин. Вы думаете, малыши в войнушку играют?(автор) Не-е-ет, всё гораздо сложнее. Сплошные аллегории. Опять из письма Екатерины: «Брамптом написал обоих моих внуков; и вышла прелестная картина; старший забавляется тем, что рассекает Гордиев узел, а другой дерзко поднял на плечо знамя Константина.» (письмо от 24 мая 1781 г.).
Картина Бромптона. 1780
Семья в полном составе: Павел Петрович, Мария Фёдоровна, Александр и Константин Павловичи. Очаровательно, не правда ли? Счастливый отец, цветущая мать, первенец, про которого бабка говорила, что с него можно было бы лепить Купидона, и симпатичный младший сын. Бело-серо-розово-голубая гамма. Шёлк, бархат и розы. Идиллия. Никогда не скажешь, что в таком составе семья собиралась крайне редко.
Предположительно К. Хойер. 1781.
Е.П.Янькова вспоминает: «В конце 1780-х годов, не припомню в каком именно (в 1787), государыня была в Москве, и мне довелось тогда её видеть вблизи: она ехала в карете, а пред нею сидели её внуки – Александр и Константин, мальчики лет 10 и 8. Старший брат был удивительно красив.»
Посмотрим на портреты этого периода.
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Рокотов, начало 1780-х
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Левицкий, 1787
Скородумов, 1787.
Неизвестный художник
Гравюра. Портрет Александра I
Очень похоже, что два последних - копии первого. Миловидный ребёнок. Очень хрупкий и удивительно грустный. Совершенно не по детски печальные глаза, да и знаменитая бабкина улыбка не кажется радостной. Очень послушный мальчик всячески старается угодить взрослым. Позировать несколько часов? Да, конечно, он сделает и это, лишь бы все были довольны.
Время шло. Мальчик рос, вместе с ним менялся его наряд. На этом портрете – уже отрок: прическа с буклями, «взрослое» жабо, а не отложной воротничок.
Портрет великого князя Александра Павловича. 1791
Надо сказать, что, несмотря на женственную миловидность лица, мальчик был крупный. Протасов, воспитатель великого князя, отметил, что в 1789 году, когда Александру было 11-12 лет, рост его равнялся 2 аршинам и 6 вершкам, (171 см.), а в декабре 1791 года записал следующее: «Александр Павлович вступил в 14 лет своего возраста, ростом 2-хъ арш. 7 вершков.». В переводе на метрическую систему измерений, это - 175,5 см. Более чем неплохо даже для современного подростка, а уж про далекий XVIII век и говорить нечего. Кстати, потом он ещё подрастет на 2-3 вершка.
Вот великий князь Александр в 14 лет. Портрет Вуаля, 1792.
Орденской ленты нет, но звезда присутствует. Тщательно завитые волосы. Прекрасный цвет лица. Нежный румянец. Серые глаза спокойно смотрят на зрителя. Кстати, на большинстве портретов они именно серые, а не голубые. Нет больше испуганного ребёнка с портретов 4-х летней давности. Похоже, подросток уже осознал своё положение в обществе и обрёл некоторую уверенность в себе. Известно, что Александр Павлович всегда был щёголем, даже в 14 лет он одет к лицу: тёмно-зелёный кафтан с крупными пуговицами, модный вышитый жилет.
Закончим эту часть (автор) словами уже цитируемого Протасова: «Декабря 12. Рождения день А. П. Его высочеству минуло от роду 15 лет. Благодаренье Всемогущему, вступил из отрочества в юношество!»