-Метки

Царское село австрия авторская кукла акварель акварельные портреты александр ii ангелы английская живопись англия антиквариат антикварная посуда антикварное аудио-запись аудио-плеер аукцион африка великобритания вена венская эмаль владимир иванович гау (1816-1895) городской пейзаж дворцы и замки франции династии династия романовых екатерина ii (1729-1796) жанровая живопись женский мир женский образ живопись животный мир закуски и салаты замки польши иконы искусство история история англии история в замках история романовых история россии история франции история шотландии италия картинки благодарю картинки спасибо клуб путешественников кнопочки-переходы далее королевская коллекция англии королевская коллекция эмалей кулинарные рецепты мария стюарт (1542-1587) мир детства мир фэнтези мода новый год ораниенбаум оформление дневника пётр i (1672-1725) в живописи и литературе парки пейзажи перегородчатая эмаль петергоф полезные советы портретная живопись посуда природа рамочки с цветами рождество романовы россия русская история с точки зрения науки сады самые интересные места на планете санкт-петербург сказка сказочный мир стихи уроки истории с тамарой эйдельман фото фото-арт франция художница чувиляева люся цветочная рамочка цветочное настроение цветы чтимые чудотворные иконы шотландия эмаль эпиграфы юсуповы япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z. - (0)

Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z.   ...

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... - (0)

Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... Сoхpaни, чтoбы ...

Натюрморт со вкусом лета - (0)

Натюрморт со вкусом лета Константин Мирошник Калинин Михаил  ...

У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница. - (0)

"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни...

Онлайн Часовня - (0)

Онлайн Часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natali120654

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 4850


Мария Павловна (1786-1859), герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская. Часть 1.

Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 01:21 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya

"Прелестный лебедь "Павлова гнезда" и "Веймарской короны украшение"

Мария Павловна (1786-1859), герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская. Часть 1.

(Автор статьи Светлана Макаренко)

oie_3171131tWdLzb9B (1).jpg

Портрет Марии Павловны (1786-1859) в молодости. В. Л. Боровиковский

У неё грустные глаза. Удалось ли ей найти счастье на земле Веймара, в далях чужого мира? Не знаю. Вспоминаю её жизненный путь. И киваю сама себе головою – наверное удалось. Наверное, да, хотя и совсем не подходит к таким вот Натурам, Судьбам, Лицам, Душам слишком простые, «приземлённые» определения этого слишком неуловимого, философского, глубокого, «истинно царственного» понятия - «Счастье»…

От автора.

Я ещё не устала писать о них. Женщинах порфироносного рода Романовых. Жёнах, сёстрах, дочерях, племянницах. Пока ещё не устала. Ещё растираю в пальцах золотистую пыльцу - аромат навсегда ушедшего в чёрную, невозвратимую пучину времени, ещё ворошу искры не угасших до конца костров памяти. Документы, дневники письма, ажур почерков, летящие крылья параграфов, славянская вязь полузабытых оборотов речи, с властным наклоном вправо или влево; недописанные окончания и артикли в немецком, безупречное изящество французского, сухость и лаконичность английских тирад. Муаровые альбомы, твёрдые паспарту. Бисер признаний для души, часто находящей приют в новом Отечестве, на чужбине, в дальних краях. Ароматы засушенных цветов. Лёгкие воспоминания детства, сон юности, уже окрашенной понятиями: «Долг, Честь, Фамилия, Россия, Судьба, Призвание».

oie_317426CZMbTNF6.jpg

Великая княжна Мария Павловна


Я окунаюсь в них, эти воспоминания. Они чужие, далёкие, но на секунду становятся моими. Лишь на секунду. И мне её – достаточно. Ведь теперь я ясно вижу перед собою лицо той, о которой собираюсь писать. Уже пишу. Мне повезло, несказанно повезло, и первые строки ложатся на белый лист, ровно, почти без пауз, словно льётся речной поток. Ещё одна встреча. Ещё одно свидание с историей. Золотая, медовая пыльца времени окутывает меня, словно нить, кокон, пелена, покрывало. Я не вырываюсь, нет, мне - того и надо!

Я терпеливо окликаю её, героиню моего очерка, беру её за руку, и мы бредём вместе по волнам реки её Жизни. Они слабы, эти волны, они просто еле слышно плещутся у наших ног, но в их говоре – рассказ, живой, искренний, блистательный, о Судьбе Женщины, что была, как комета, полна яркости и непредсказуемости, властности и простоты, доброты и упрямства, легковерия и смирения, мудрости и усталости, нетерпения и спокойствия. И что оставила после себя в истории немеркнущий уже более двух веков след и свет памяти. А память, что ни говори, удивительная вещь!

… «Маленький драгун» седовласой бабушки Екатерины, третья дочь её опального сына «Графа Северного», цесаревича Павла Петровича, маленькая Мария, любила grand-maman, похожую на прекрасную, волшебную маркизу или фею из сказки о «Спящей красавице» –с пышными седыми волосами, с ямочками на подбородке, мягкими белыми руками, влекущим голосом и глазами, из которых то лился яркий и сладкий свет, то струился поток холода и вражды. Любила и боялась одновременно. Родившись студёною петербургскою зимой (4/16 февраля 1786 года) она почти сразу привлекла внимание царственной бабушки силою своего характера: мало кричала и хорошо перенесла страшащую многих в те времена, но – необходимую - прививку ветряной оспы, которую ей сделали в 1787 году, следом за великими князьями - братьями Александром и Константином.

Екатерина II (окружённая своим семейством и придворными, вторая половина 1780-х). Танков Иван Михайлович

oie_12102035DCDiGkEu.jpg

Великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария  Фёдоровна


Екатерина писала своему каждодневному европейскому собеседнику, барону Мельхиору Гримму, посылая ему медальон, сделанный руками невестки-цесаревны Марии Феодоровны, с изображением ряда детских головок: «Пятая головка это – Мария. Вот этой надо было родиться мальчиком: привитая ей оспа совсем её изуродовала, все черты лица погрубели… Она ничего не боится, мало плачет, все её склонности и игры мужские; не знаю, что из неё выйдет

(Екатерина Вторая – М. Гримму. 17 сент. 1790 года)

Великая княгиня Мария Фёдоровна с детьми. ВИОЛЛЬЕ (VIOLLIER), АНРИ-ФРАНСУА-ГАБРИЕЛЬ (1750–1829)

Сверху по часовой стрелке: Великий князь Александр Павлович, Великая княжна Александра Павловна, Великая княжна Мария Павловна, Великая княжна Екатерина Павловна, Великая княжна Елена Павловна и Великий князь Константин Павлович.


Бабушка беспокоилась зря. Прошло совсем мало времени и художник Дмитрий Левицкий написал прелестный портрет семилетней княжны Марии Павловны, на котором изображён одухотворённый лик с глубокими внимательными глазами, наполненными недетскою серьёзностью. Черты лица слегка удлиненны, но очень пропорциональны, безупречно красива линия носа и лба, округло-нежны прелестные, юные руки княжны с пианистически длинными пальцами. Она вообще очень походила на своего отца – замкнутостью, сдержанностью, и - одновременно – пылкою нервностью натуры и способностью всё чувствовать до крайней болезненности. Маленькая Мария была от природы и усердных занятий блестящею музыкантшей, и по желанию её матери и коронованной бабушки, и в Павловске, и в Царском селе, и в Гатчине, и в Зимнем дворце часто устраивались музыкальные и танцевальные вечера в которых принимала участие маленькая пианистка.

Портрет великой княжны Марии Павловны (1786-1859)

 

Тому же Гримму Екатерина писала с гордостью в апреле 1796 года: «Вечером я отправляюсь на домашний концерт, где князь Александр Павлович и граф Платон Зубов будут играть на скрипке, Елизавета* ( *Юная жена Александра Павловича), Александра и Елена будут петь, а аккомпанировать им на фортепьяно будет Мария, которая удивительно любит музыку: ей только девять лет, а она уже прошла с Сарти* (*Джузеппе Сарти – известный итальянский композитор и дирижёр, приглашённый Екатериною Великой в Россию в 1784 г.) изучение генерал – баса. Сарти говорит, что у неё замечательный музыкальный талант, а кроме того, она очень умна, имеются способности ко всему, и будет со временем преразумная девица. Она любит чтение и, как говорит генеральша Ливен, проводит за книгой целые часы… Притом, она очень весёлого, живого нрава и танцует, как ангел...»

 

Екатерина Великая была великой во всём. Сердечно и тепло беседуя с бароном Гримом о домашних делах, о семье и внуках, «Семирамида Северная» изящно и упорно стремилась к своим точным целям – легко и артистично рекомендовать среднюю внучку всему миру, в качестве потенциальной невесты, и в то же время - не дать почувствовать европейским дворам напряжение политической ситуации сложившейся из-за раздела Польши.

oie_10202227ClJ8jP1g.jpg

Портрет императрицы Екатерины II


Карту Европы пухлые ручки Государыни Росской* (* старинное манера произношения, принятая в одах Державина в 18-ом столетии. - автор) «кроили» на свой манер под звуки скрипки и арфы. Депутаты литовского сейма тоже были приглашены на семейный вечер – послушать игру и пение княжны Марии Павловны. По мнению бабушки – государыни, «это нисколько не наскучило гостям, и теперь внучка по всей Литве прослывёт великою музыкантшею. Если бы Вы и сами слушали, как играет и поёт великая княжна Мария, Вы бы непременно расплакались!» – пылко уверяла Екатерина Гримма, зная наперёд, что тайно - рекомендательные строки из её частных писем разнесутся по всей Европе.


Трогательные строки царственной «восторженно-дипломатической искренности» разнеслись, разумеется, тотчас, но домашние концерты вскоре прекратились – в ноябре 1796 года Екатерина Вторая скончалась. На трон российский взошёл её сорока-двухлетний сын Павел, долго ждавший этого мига. Слишком долго ждавший. Жезл власти, оказавшийся в руках опального Цесаревича превратился в кнут, с помощью которого человек, почти лишённый в детстве и юности материнского внимания и ласки, вымещал на всех и вся свои застарелые обиды, «внутренние слёзы», сглаживал душевные разочарования и пустоты.

12182.jpg

Павел I. Боровиковский В.Л.


На смену мягкому, либеральному, почти «вольному» духу русского дворянства пришли скоропалительные отставки, опалы, аресты, ссылки, запреты, цензура, марш-парады, синие с красным воротники, дамские форменные курточки с ришелье императорских вензелей. Запрещалось носить фраки и круглые, «якобинские» шляпы, произносить слова: «клуб», представители». Жизнь в огромном государстве, насильно регламентируемая с помощью учений на плацу и утомительных донельзя правил этикета, доходила порою до полного абсурда!

В дождь, слякоть и холод, дамы, встретившие на своём пути императорский экипаж или саму его особу, должны были выходить из карет и делать реверанс, порою стоя ногами прямо в дождевой луже. Удивительно, что допускал всё это «романтический император», пылко приверженный идее восстановления рыцарства; Кесарь, согласившийся принять титул гроссмейстера Мальтийского ордена!

oie_15121657d2oSQV5A.jpg

Приветствие Павла 1-го на улице


Видимо, всё дело было, лишь в глубоко заранившемся в душу, огне неполноценности, недоверия, ненужности, сиротства, исподволь, постепенно выжигавшем всё то прекрасное, что в избытке присутствовало в натуре Павла Петровича. Александр Михайлович Тургенев с горечью писал о тягостных изменениях нравов при дворе в царствование Павла Первого: «Пышный, великолепный двор Екатерины преобразовался в огромную каррегардию. В царствование Екатерины в чертогах царских последний истопник старался отличить себя в разговорах словами благопристойными, учтивыми; высший круг царедворцев говорил на французском диалекте языком Вольтера, Дидерота *(*Старинное произношение фамилии Дидро – автор.), Руссо.

С 7 ноября 1796 года в чертогах Северной Семирамиды вместо разговору уже кричали. В комнатах учреждены были караулы; бряцание оружия, топанье ног разносилось эхом по всем залам. Павел повелел вместо сигнала « к ружью», как существовало, извещать караульных о том, что они должны взять оружие, криком «вон!».

Великая княжна Александра Павловна, переходившая из комнат своих на половину матери – Императрицы была столь испугана возвещательным криком «вон!», что, повернувшись, побежала обратно в свои покои и была несколько дней нездорова от испуга.…»

13870.jpg

Великая княжна Александра Павловна


Узнав, к примеру, что баронесса Строганова обедает в своём роскошном дворце в три часа, как давно привыкла, вспыльчивый, нервный, экзальтированный Павел, задетый за живое её «оригинальничанием», запретил жителям столицы обедать позже часа дня, когда обедал он сам и повелел гасить огни ввечеру не позже девяти часов - император с семьёй в это время садился ужинать.

1lhm2coi4y.jpg

Императрица Мария Фёдоровна


Всю тягостную неровность Императорского нрава испытывала на себе в полной мере прежде всего его собственная семья. Императрица Мария Феодоровна, супруга, Державная особа, не имела права приглашать к себе, без дозволения на то Государя, ни сыновей своих, ни невесток – Великих княгинь Елизавету Алексеевну и Анну Феодоровну. Великий князь Александр жил с женою своею весьма уединённо, ему служили только преданные императору лица. Чтобы не навлечь на себя и тени подозрения, он не принимал никого и с иностранными посланниками и вельможами разговаривал, не иначе, как в присутствии отца». Мария Феодоровна, чрезмерно утомлённая внезапными вспышками «венценосных капризов» супруга и смягчением, насколько возможно, «острых углов» в сложных семейных отношениях, с отчаяния полностью сосредоточилась на воспитании трёх своих младших дочерей-княжон и устройстве их судеб, на маленьком своём, домашнем мирке.… Там её истерзанное сердце находило хоть малое отдохновение.

oie_3191241QD7PVJjc.jpg

Великий князь Александр Павлович

oie_3191214tzadPGtg.jpg

Елизавета Алексеевна (жена Александра I), урождённая Луиза Мария Августа Баденская. (1797)

Элизабет Виже-Лебрен

oie_1683410AE936khe.jpg

Великий князь Константин Павлович

oie_16834432KaI2rqv.jpg

Анна Фёдоровна (жена Константина Павловича), урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельд


В 1800 году, средней дочери «царственного гневливца» Марии, его любимице, о которой мы и ведём наш неторопливый рассказ, исполнилось целых четырнадцать лет. И уже тогда впервые встал вопрос о её возможном браке со старшим сыном владетельного герцога небольшого Саксен – Веймарского княжества. Для ведения брачных переговоров в Санкт-Петербург из Веймара приехал посланник герцога Карла – Августа, барон Вильгельм фон Вальцоген. Какою же он нашёл претендентку на роль герцогской невесты?

oie_317426CZMbTNF6.jpg

Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский (1757-1828). Краус, Георг Мельхиор


Вот небольшие цитаты из воспоминаний:

«Она имела сочувственное и нежное сердце, кротость и доброту совершенную, и когда говорила, то походила более на отца, но, к удивлению, вопреки этому сходству, была всё-таки очаровательна». Барон фон Вальцоген также очаровал русскую Великую княжну тонкостью в общении и манерах. Будучи истинно умным и образованным человеком, он к тому же, приходился свояком самому Фридриху Шиллеру, и их многолетнее дружеское общение, несомненно, сильнее всего повлияло на образ и глубину мыслей барона.

Взаимная симпатия членов царствующего дома и веймарского посланника увенчалась полным успехом брачных переговоров. Великая княжна, Цесаревна Мария Павловна всерьёз обратилась к изучению истории Веймарского владетельного княжества. История эта была на удивление разнообразна и богата на события. Позволим и мы себе небольшой экскурс в её недра.

Великая княжна Мария Павловна (1786-1859)


Герцогский род, с которым предстояло породниться Романовым, был одним из самых древних и владетельных в Европе.

Герцогство Саксен Веймарскоое и Эйзенахское появилось, как самостоятельное государство в шестнадцатом веке, когда в результате длительных войн и антифеодальных крестьянских выступлений периода Реформации усилился процесс распада Германии на отдельные графства и княжества. Историческая область Тюрингия тоже «рассыпалась» на ряд карликовых государств, одним из которых и стало достославное Саксен-Веймарское герцогство.

Эрнест Август II Саксен-Веймар-Эйзенахский


В 1741 году его владетель, герцог Эрнест-Август окончательно перенёс свою резиденцию из Эйзенаха в Веймар. В 1755 году он женился на дочери Карла-Брауншвейг-Вольфенбюттельского и прусской принцессы Фридерики-Шарлотты, принцессе Анне-Амалии, женщине весьма энергичной, умной, деятельной и блестяще образованной для своих лет. Союз этот был счастливым и гармоничным, судя даже и по тому, что оставшись восемнадцатилетнею вдовою(!) с двумя маленькими сыновьями, Карлом-Августом и Константином, герцогиня Анна Амалия не искала более утешения в брачных оковах – сие не возбранялось бы никем и никогда! - а поставила своей благою целью воспитание сыновей и превращение мало примечательного зелёного городка на берегу Ильма в духовный центр Германии.

oie_31944597LC29O5V (1).jpg

Принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская Анна Амалия 


В этом было нечто удивительное, парадоксальное, притягательное: ничтожное в политическом смысле княжество с течением времени стало местом всего лучшего, значительного в европейской культуре, служило местом жительства для многих поэтов, музыкантов, философов, художников. Здесь Веймар смело равнялся Франции, а в чём то и перещеголял её, разумеется не в роскоши и расточительности жизни, а в умении тщательно организовать, создать при дворе насыщенную, творческую, живую атмосферу. Эта тщательная традиция «создания атмосферы» начала складываться ещё при свёкре герцогини Анны-Амалии, герцоге Вильгельме-Эрнесте. Он положил начало дворцовой библиотеке, коллекции картин, театру, хоровой капелле.

oie_472118gmB9f3pu.jpg

Schlosskirche Weimar

Библиотека  герцогини Анны Амалии в Веймаре, её пополнением занимались и Луиза Августа, и  Мария Павловна, www.weimarhalle.de

Библиотека герцогини Анны Амалии в Веймаре, её пополнением занимались и Луиза Августа, и Мария Павловна.


Нечаянным капризом Судьбы получив в свои руки бразды правления маленькою страной, юная герцогиня - вдова и мать - энергично принялась приумножать её культурное наследство, так называемую «энергию Духа», которая столь благотворно влияла на всё вокруг. Своих двух сыновей она тщательнейшим образом взрастила в духе просвещённого века, времени энциклопедистов: Диро, Д. Аламбера, Вольтера и Руссо. Она привлекла для обучения детей-принцев людей, известных по всей Германии, таких, например, как Кристоф – Мартин Виланд, писатель и поэт, пестовавший своих юных – питомцев герцогов на постулатах столь необходимого всем «естественного равенства людей перед законом и Небесами».

oie_47157CWkB6424.jpg

Карл-Август Саксен-Веймар-Айзенах, 1769

oie_47157CWkB6424.jpg

Карл-Август Саксен-Веймар-Айзенах, 1769

oie_47157CWkB6424.jpg

Фридрих Фердинанд Константин Саксен Веймар-Айзенах


По обычаю, в систему тогдашнего «царственного воспитания» входили обязательные поездки по другим странам – для расширения кругозора и лучшего знакомства с жизнью, культурой разных народов. Принцы Карл – Август и Константин Веймарские отправились в Швейцарию и Францию. Во Франкфурте, направляясь в «столицу мира», они познакомились с Иоганном фон Гёте, тогда ещё молодым двадцатипятилетним писателем, автором популярнейшего романа « Страдания юного Вертера» , и страстно с ним подружились. Дружба эта имела весьма неординарные последствия для Веймарского герцогства.

oie_3201152EXFc4c6E.jpg

Принц Карл-Август Саксен-Веймар-Айзенах (1757-1828)

oie_474526p4PCSq2P.jpg

Иоганн Вольфганг фон Гёте, художник Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн


В 1775 году, по достижении совершеннолетия, принц Карл-Август вступил на престол и почти тотчас послал своему другу Гёте приглашение приехать в Веймар. Сначала друг-мудрец приехал лишь в гости к молодому герцогу. Но вскоре тот тактично дал ему понять, что смотрит на их деятельно-равную дружбу «без чинов», как на великое благо для своего народа и маленького государства, которое называли в Европе «германскими Афинами» - с лёгкой руки его матери-герцогини.

oie_3201046IP2YVfNW.jpg


Карл-Август поделился со старшим другом своими планами создания пусть и маленькой, но весьма просвещённой европейской монархии в Веймаре. Гёте понравилась эта идея, он пылко принялся воплощать её в жизнь. И так и остался жить под крылом друга почти на шесть десятилетий – вплоть до самой своей кончины. Гёте органично вошёл в круг герцогской семьи, пользуясь там непререкаемым уважением и авторитетом. Благодаря его хлопотливой деятельности, в Веймар скоро переехали философ и историк Иоганн-Готфрид Гердер (1776 г) и « истинное романтическое сердце Германии» - знаменитый Фридрих Шиллер (1878 г.).

oie_473519LbJ4CWBl.jpg

Фридрих Шиллер, художник Антон Граф


Уютный городок на берегу Ильма стал для этого поэта и драматурга второю родиной. Здесь Шиллер обрёл столь необходимый для неустанно творящего человека и долгожданный им внутренний душевный покой и духовную поддержку, внимание со стороны не только велико-герцогской семьи, но и простых веймарцев, которые относились к нему с большим уважением. Шиллер стал преподавать в расположенном неподалеку Йенском университете, где тогда уже работало много известных учёных. Постепенно вокруг герцогства на Ильме собирались в плотное кольцо, сосредотачивались «главные силы» всей тогдашней немецкой классической литературы и философии.

oie_4735359pQiGQkP.jpg

Шиллер в кругу друзей в Веймаре


Передав управление страной и решение многих жизненно насущных политико-экономических вопросов сыну Карлу-Августу, герцогиня Анна-Амалия внутренне сосредоточилась на том, чтобы поддерживать духовно-напряжённую, бьющую ключом, культурную жизнь Веймара. Ей это вполне удалось, так как, по словам Гёте, «она чрезвычайно любила общество умных людей и находилась с ними в постоянном общении, наслаждаясь этим». Её дворцы Виттум и Тифурт, ежемесячно, каждую первую пятницу, собирали в своих гостиных и залах писателей, философов, музыкантов, учёных, путешественников из разных стран. На концертах во дворце звучали оратории и кантаты, хоралы и сонатины. Тексты к кантатам нередко сочинял Гёте, музыку – сама герцогиня.

oie_46595DxUcGGqT.jpg

Шиллер в Веймаре, Вильгельм фон Каульбах (1805-1874)

Гёте в Веймаре

oie_3201239f3h2OEIN.jpg

 Schiller liest in Tiefurt


Обаяние личности этой не зауряднейшей женщины было столь велико, что и через сорок лет после её кончины, в 1807 году, русский путешественник, князь Элим Мещерский, с восхищением писал:

«Было время, когда Саксен-Веймарский двор походил на древний портик, посвящённый Минерве. Высокие мысли и стихи Гёте, Шиллера, Иффланда* (*Выдающийся немецкий драматург и публицист, режиссёр и актёр. Руководил театром в Мангейме. Его называли немецким Мольером - автор), их стихи, ставшие всемирно известными, их речи, серьёзные или шутливые, звучали под мирной сенью, где струился Ильм, с тихим журчанием. Скипетр ума перешёл от Франции к Германии. Родником этого учёного и литературного потока мгновенно разлившегося по образованному миру, был Веймар. Бассейн родника был герцогский двор.

oie_465246CE2V1cId.jpg

Третий слева  Гёте, в  центре  герцогиня Анна Амалия. Художник Георг Мельхиора Крауса в 1795 году.


Но из этого родника весьма и весьма скудно и неуклюже питался тот, кто через несколько лет станет наречённым женихом, а потом и мужем русской цесаревны Марии Павловны – наследный принц Карл-Фридрих, сын Карла-Августа и его супруги, герцогини Луизы.

oie_465839fs6gcged.jpg

Дети  Карла-Августа с Луизой Гессен-Дармштадт: Карл-Бернхард, Каролина-Луиза и Карл-Фридрих, 1795.


Отчего так бывает, что у весьма одарённых и характерами и талантами, незаурядных родителей, рождаются весьма обычные, ничем особо не отмеченные дети? Не хочется верить безоговорочно избитому присловью: « На детях гениев природа отдыхает. У наследного принца, ставшего потом мужем Великой княжны Романовой, заурядный ум, несомненно, был. Была и душевная щедрость и сердечная доброта, и великолепная память. Не было лишь того, что шлифует всё это, данное природой – характера. Не было широты мировозрения, столь необходимого для построения собственной линии Судьбы. Выросший в ауре ярких, сильных, деятельных родителей, принц Карл-Фридрих, всю жизнь носивший несерьёзное прозвище «Кикерики», возможно, в качестве внутреннего протеста и некоего противовеса, создал свою собственную «ауру незначительного поведения незначительного человека», сосредоточенного лишь на увеселениях, приятных анекдотах, шутках и галантности обхождения с прекрасным полом. Не широта ума юного герцога, ума, быть может, искусственно «задавленного» высотою атмосферы, в которой он с рождения находился, давала Карлу-Фридриху некое внутреннее успокоение. Он эгоистично научился принимать паразитическую безмятежность собственной натуры, считать её даже и неким благом, не утруждая себя и малым духовным трудом. Карабкаться вверх всегда маятно и неудобно, легче плыть по течению, во всём полагаясь на волю Проведения.

oie_3171067asJjFrD.jpg

Портрет Карла Фридриха, наследного герцога Саксен-Веймар-Эйзенах.


Карл Фридрих с первой встречи (* 22 июля 1803 года) попал под обаяние личности юной Марии Павловны, сумел достойно и верно оценить силу её натуры и высоту духа, но и понял отлично, с прозорливостью мелкого эгоизма, что сила эта обеспечит ему навсегда надёжную сень для собственной лени и безмятежности сердца; что кипучей энергией герцогини-супруги всегда можно будет впоследствии оправдать своё собственное бездействие, неразвитость духовную и сердечную. Секрет их долголетнего, тридцатипятилетнего союза был в огромнейшем великодушии сердца Марии Павловны, которая тонко сумела оценить силу свободы ума и деятельности, которую нечаянно предоставила ей духовная пропасть, возникшая между нею и юным герцогом – принцем с первых дней брака. Перешагнуть, преодолеть её хоть как-то, герцог не решился, да и не желал, видимо, никогда. Она его, наконец, просто устраивала! Об очевидной не равности союза веймарской «царственной четы» даже и легенд не ходило. Всё было и так очевидно всем и во всём.

oie_48944Xl0nnLfv.jpg

Портрет Великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-Веймар-Эйзенах.

Портрет Великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-Веймар-Эйзенах.


С. И Муханов, опытный дипломат и царедворец писал, что «Жених сей, при полной его приятности внешней, для нашей милой цесаревны слишком прост умом…» Французский посол Э де Барант, побывавший в Веймаре перед приездом в Россию, и получивший аудиенцию у герцогской четы, писал в своём докладе министру иностранных дел Франции о странном впечатлении, произведённом на него герцогом Карлом-Фридрихом: «Через некоторое время после нашей беседы с герцогинею Марией, вошёл великий герцог и сразу начал спрашивать меня о короле Луи-Филиппе. Великий герцог более, чем неумён, он зачастую – нелеп и не знает меры. Мне было и раньше известно, что его речь странна и несвязна. Меня предупреждали о тех неприятностях, которые он постоянно причиняет великой герцогине, тонкий вкус и благородные манеры которой он постоянно оскорбляет...»

oie_3175452JdNw8jy.jpg

Портрет великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-веймар-Эйзенах

 

oie_317837ytMXWYJI.jpg

Портрет великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-веймар-Эйзенах. Доу Джордж.


Племянница же герцогини Марии Павловны, обаятельнейшая умница, вюртембергская королева Ольга Николаевна, Олли, как её называли в домашнем кругу, писала о своём дядюшке и его семейной жизни с тонким изяществом иронии и глубокого сожаления, но более определенно: « Кто не знал его воочию, тот не поверит, что это был за оригинал. Сын великого герцога Карла-Августа и той великой герцогини Луизы, которая сумела внушить уважение к себе такому человеку, как Наполеон, воспитанный на глазах Гёте и его блестящего окружения, дядя от всего своего воспитания и атмосферы родного дома не сохранил ничего, кроме анекдотических воспоминаний. Обладая замечательной памятью, он без конца и меры рассказывал свои смешные истории, сопровождая всё весёлым подмигиванием и подталкиванием локтя...»

Королева Вюртемберга Ольга Николаевна, художник  Никез де Кейзер


Но отчего тогда допустили в царственном и гордом роду Романовых такое неравное венчание, спросит читатель? Во первых, всё вышло так, а не иначе потому, что с рождения Цесаревны русские были в плену Долга и аристократических предрассудков служения Фамилии. Да и, по справедливому приговору бабушки, Великой Екатерины, прозревшей их Судьбу с самого рождения: «дочери все будут плохо выданы замуж, потому что ничто не может быть несчастнее русской великой княжны. Они не сумеют ни к чему примениться; всё им будет казаться мелким…» (*Екатерина Вторая – барону Гримму, июль 1778 г.) Были, несомненно, и чисто психологические причины, сподвигшие юную сестру Александра Первого дать согласие на столь странный брак. Прежде всего – первая: неугасимое желание освободиться от тягостной, чопорно-щепетильной и по-бюргерски - мелочной опеки Матери-Императрицы, стать самостоятельной, независимой в делах и суждениях особой.…

oie_317923wuhKGv6K.jpg

Великая княжна Мария Павловна


И всё это - удалось, хотя из сладко-душных, немного печальных объятий*

( *В 1801 и 1803 году, на чужбине, вследствии тяжёлых родов и скоротечной чахотки, скончались одна за другою две дочери Вдовствующей Императрицы, родные сёстры новоиспеченной герцогини Марии Веймарской: Александра и Елена – автор.) От Марии Феодоровны веймарская чета вырвалась лишь через девять месяцев после помолвки, объявленной в Санкт-Петербурге 1 января 1804 года, и через три месяца после роскошной свадьбы, назначенной на 22 июля 1804 года, в день Тезоименитства Матери-Императрицы и в день Ангела самой Высоконаречённой невесты, теперь уже – Наследной герцогини Марии Павловны.

oie_317330HZfWHZVP.jpg

Портрет великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-веймар-Эйзенах.

Мюллер Г. с оригинала Ягемана Ф. 1800-е г.г.

oie_317354d7Qf0GW8.jpg

Портрет великой княгини Марии Павловны, наследной принцессы Саксен-веймар-Эйзенах.

Продолжение следует...

Серия сообщений "3 - Павел I Петрович, его приближённые и потомки":
Часть 1 - Император Всероссийский Павел I (1754-1801)
Часть 2 - "Павел I (1754-1801)" / "Царские судьбы" - Григорян Валентина. Часть 1.
...
Часть 9 - Александра Павловна, палатина Венгрии (1783-1801)
Часть 10 - Елена Павловна Романова (1784-1803), герцогиня Мекленбург–Шверинская
Часть 11 - Мария Павловна (1786-1859), герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская. Часть 1.
Часть 12 - Мария Павловна (1786-1859), герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская. Часть 2.
Часть 13 - Принцесса Мария Луиза Александрина (1808-1877) - дочь великой княгини Марии Павловны (1786-1859).
...
Часть 22 - Великий князь Михаил Павлович (1798-1849) и великая княгиня Елена Павловна (1806-1873).
Часть 23 - Евгений Вюртембергский (1788-1857), племянник императрицы Марии Федоровны
Часть 24 - Покои императрицы Марии Фёдоровны (1759-1828) в Павловском дворце

Серия сообщений "Русские принцессы и их потомки":
Часть 1 - Александра Павловна, палатина Венгрии (1783-1801)
Часть 2 - Елена Павловна Романова (1784-1803), герцогиня Мекленбург–Шверинская
Часть 3 - Мария Павловна (1786-1859), герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская. Часть 1.
Часть 4 - Мария Павловна (1786-1859), герцогиня Саксен-Веймарская и Эйзенахская. Часть 2.
Часть 5 - Принцесса Мария Луиза Александрина (1808-1877) - дочь великой княгини Марии Павловны (1786-1859).
...
Часть 29 - Дети Великой княгини Ксении Александровны (1875-1960). Дочь Ирина (1895-1970).
Часть 30 - Великая княгиня Ольга Александровна (1882-1960)
Часть 31 - Картины Великой княгини Ольги Александровны (1882-1960)

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку