А.Н.Бенуа (1870-1960). Пруд в Версале
Если следовать совету, который Людовик XIV даёт в составленном им самим путеводителе («Манера показывать сады Версаля»), то сначала нужно спуститься по ступенькам террасы, идущей вдоль фасада центральной части дворца и украшенной вазами Войны, работы Куазевокса, и Мира, работы Тюби, и выйти к водному партеру с двумя водоёмами, вырытыми здесь в 1684-1685 годах.
Водный партер, автор Жан Котелль, около 1693 г.
Водоёмы партера украшены бронзовыми нимфами статуями, символизирующими главные реки Франции.
А.Н.Бенуа (1870-1960)
А.Н.Бенуа (1870-1960). Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897
А.Н.Бенуа (1870-1960). Версаль. Аллегория реки. 1905
John Vanderlyn (1775–1852). Дворец и сады Версаля, 1818–1819
«Внизу за водным партером, как советует Людовик XIV, можно остановиться и полюбоваться бассейном Латоны, ящерицами, балюстрадами и пр. Черпая вдохновение в «Метаморфозах» Овидия, братья Марси, авторы скульптур, украшающих этот фонтан, иллюстрировали античный миф о матери Аполлона и Дианы: соблазнённая Юпитером Латона родила двух близнецов Аполлона и Диану. Однако ей пришлось испытать на себе проклятие Юноны, супруги Юпитера.
В скульптурном ансамбле фонтана Латона, окружённая своими детьми, молит Юпитера защитить её от ликийских крестьян, осыпающих её оскорблениями. Чтобы утешить возлюбленную и наказать виновных, Юпитер превращает крестьян в ящериц и лягушек.
По первоначальному замыслу братьев Марси законченная в 1670 году скульптурная группа Латоны с детьми была установлена на небольшой скале лицом к замку, т. е. лицом к королю. В период с 1687 по 1689 годы Ж. Ардуэн-Мансар изменил расположение фонтана и придал ему современный вид».
"Внизу Латоны сын с божественной сестрой
И мать их гневная волшебною струёй
Дождят на злых людей, чтоб сделать их зверями.
Вот пальцы одного уж стали плавниками,
И на него глядит другой, но сам не рад,
Затем, что он уже наполовину гад...
Свершаются в большом бассейне превращенья,
И вот с его краев вся нечисть в жажде мщенья
Старается струю швырнуть в лицо богов."
Жак де Лафонтен
"Любовь Психеи и Купидона"
Вид на Бассейн Латоны, гравюра Жана Лепотра, 1678 год
За партером Латоны на 335 м в длину и 64 м в ширину раскинулся Зелёный газон (иначе называемый Королевской аллеей или Зелёным ковром). С него взору открывается вся перспектива Большого канала. С двух сторон эту длинную аллею обрамляют двенадцать статуй и столько же ваз. Большинство из них выполнены в XVII веке в Риме учениками Французской Академии Художеств.
Зелёный газон плавно спускается к вырытому в 1636 году бассейну, который был перестроен в эпоху Людовика XIV.
В 1671 году здесь установили замечательный скульптурный ансамбль из свинца работы Тюби, представляющий Аполлона в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, и в окружении тритонов и других морских чудовищ (Бассейн Аполлона).
Фонтан Аполлона возведён между 1668 и 1671 годами на месте Лебединого бассейна времён Людовика XIII. Людовик XIV распорядился расширить его площадь и украсить роскошным скульптурным ансамблем из позолоченного свинца, в котором, по эскизам Шарля Лебрена, Жан-Батист Тюби изобразил бога Аполлона, ведущего свою колесницу освещая небо.
По замыслу Лебрена, Аполлон предстаёт сидящим в колеснице, запряжённой четвёркой горячих коней. Колесница рассекает воды океана, окружающего грот Фетиды, в котором Аполлон провёл ночь. Бог света обращён лицом к замку, то есть к королю, и к восходу солнца. Скульптурная группа из свинца, покрытого позолотой, была создана скульптором Тюби и установлена в 1671 году.
Тюби работал над этой композицией с 1668 по 1670 год на Мануфактуре Гобеленов. По завершении работ ансамбль перевезли в Версаль и установили на этом месте, а спустя год покрыли позолотой. Фонтан образует узловое место в парке и служит связующим элементом между садами, Малым Парком и Большим Каналом.
Вид на Бассейн Аполлона, гравюра Луи де Кастильона, 1683 год
Пьер-Дени Мартен - Фонтан Аполлона и большой канал в Версале
За ним простирается Большой канал, который строился почти тринадцать лет. Длина канала - 1650 м, ширина - 62 м, длина поперечного канала составляет 1013 м.
Во времена дореволюционной Франции Большой Канал использовался для грандиозных лодочных прогулок.
В 1674 году, по результатам серии выгодных для Людовика XIV дипломатических договорённостей, король распорядился построить Маленькую Венецию. Расположенная у пересечения Большого Канала и северной поперечной ветви, Маленькая Венеция приняла у себя яхты и каравеллы, полученные от Голландии, а также гондолы, полученные в подарок от дожа Венеции. Отсюда и возникло название Маленькая Венеция. Здесь расквартировали 14 венецианцев, нанятых для управления гондолами. Здесь также жили боцманы и корабельные плотники, приписанные к 20 кораблям, пришвартованным в водах Версаля.
Помимо праздничного и декоративного назначения садов, Большой Канал также имел сугубо практическую роль. Расположенный в самой низкой точке садов, в нём скапливалась вода, отводимая из фонтанов в саду выше. Из Большого Канала воду откачивали обратно в резервуар на крыше Грота Фетиды при помощи нескольких водокачек, которые приводились в действие ветряной мельницей и конной тягой.
Ресторан «La Flottille», терасса которого выходит на Большой Канал
Ресторан «La Flottille» , терасса которого выходит на Большой Канал
Грот Фетиды, располагавшийся к северу от дворца, был важным элементом художественных иллюстраций дворца и садов, на которых проводилась связь между Людовиком XIV и образом Солнца.
La Grotte de Thétys. Gravure d’A. Perelle (1638 –1695)
Внешний вид Грота Фетиды, работа Жана Лепотра, 1672 год
Работы по сооружению грота были начаты в 1664 году и завершены в 1670 году установкой собрания скульптур работы мастеров, среди которых Жилль Герин, Франсуа Жирардон, Гаспар Марси и Бальтазар Марси. Грот был важным символическим и техническим элементом садов Версаля. Символически, Грот Фетиды имел отношение к мифу про Аполлона и, следовательно, связывался с Людовиком XIV. Он символизировал морскую пещеру нимфы Фетиды, где Аполлон отдыхал после освещения неба ездой в своей колеснице. Грот был отдельно стоящей конструкцией, размещенной к северу от замка. Его внутренняя часть, для представления морской пещеры декорированная изделиями из раковин, содержала скульптурную группу работы братьев Марси, Служащие Аполлону нереиды (центральная группа) и Солнечные кони, за которыми ухаживают слуги Фетиды (две соседние скульптурные группы). Изначально, эти статуи были установлены в трёх отдельных нишах грота и были окружены разнообразными фонтанами и водными приспособлениями.
Внутреннее пространство Грота Фетиды, работа Жана Лепотра, 1676
С технической стороны Грот Фетиды имел ключевое значение в работе всей гидросистемы, снабжавшей водой сады и парк. Крыша грота поддерживала резервуар, в котором накапливалась вода, закачанная из пруда Кланьи, и этой водой под давлением наполнялись фонтаны ниже в саду.
Служащие Аполлону нереиды, работа Франсуа Жирардон, примерно 1670 год
Солнечные кони за которыми ухаживают Тритоны, слуги Фетиды, работа Жилль Герин, примерно 1670 год
Грот Фетиды просуществовал до 1684 года. Он пользовался необыкновенной популярностью у посетителей, восхищавшихся игрой фонтанов и красотой внутреннего оформления.
French School. Людовик XIV в передней части грота Фетиды в Версале. 1675
С центральной террасы и Водного партера спустимся на несколько ступеней к Северному партеру, обустроенному в 1664 году. Декоративное убранство как дворцовых фасадов, так и фонтанов всецело посвящено водным божествам.
Северный партер, автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.
Партеры украшены бассейнами Короны, в которых «плавают» свинцовые тритоны и сирены, когда-то блиставшие позолотой, - это произведения Тюби и Ле Онгра.
В конце центральной аллеи находится фонтан «Пирамида» работы Жирардона, состоящий из четырёх мраморных чаш, поставленных одна на другую, чаши поддерживают свинцовые тритоны, дельфины и раки.
Вниз от «Пирамиды» в направлении к бассейну Нептуна плавно спускается Водная аллея, иначе называемая аллеей Смешных мальчуганов. В самом начале этой аллеи находится «Купальня нимф», шедевр Жирардона. Фонтан прямоугольной формы, в который каскадом стекает вода, украшен барельефами из свинца, на которых изображены купающиеся Нимфы.
Водная аллея упирается своим полукруглым краем в бассейн Дракона, символизирующий миф о схватке Аполлона со змеем Питоном, в которой Аполлон побеждает Питона; змей окружен дельфинами, вооружёнными луком и стрелами амуров, храбро восседающих на спинах лебедей.
Бассейн Дракона, автор Жан Котелль, около 1693 г.
Вид на Фонтан Дракона в садах Версаля de Cotelle Jean, le Jeune
Главная струя этого фонтана поднимается на высоту 27 метров. Скульптуры, которые можно видеть сегодня, являются копиями основательно пострадавших от времени и непогод оригинальных композиций братьев Марси.
Построенный под руководством Ленотра в 1679-1681 годах бассейн Нептуна был закончен в царствование Людовика XV в 1738 году с некоторыми изменениями, внесенными архитектором Жак Анжем Габриелем.
Вид Нептуна: Бассейн в садах Версаля, de Cotelle Jean, le Jeune
Вид Нептуна: Бассейн в саду Версаля, de Cotelle Jean, le Jeune
Двумя годами позже была установлена скульптурная группа «Нептун и Амфитрита», работы Адама Ламбера-Сигизберта. 14 августа 1741 года Людовик XV торжественно открыл фонтан, и многочисленные гости смогли восхититься игрой его 99 бьющих струй.
Жан-Батист Мартен - Фонтан дракона и Нептуна в Версале
Продолжение следует...