-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Nata77

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Анализируем_и_стройнеем Диета_Мишель food_maniacs

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1740


Откуда взялся Дед Мороз?

Среда, 19 Декабря 2007 г. 16:27 + в цитатник
По поводу появления современного Деда Мороза существует несколько предположений. По одному из них создателем этого образа является немецкий художник Морис фон Швиндт. Он жил в Вене и писал декорации к опере Моцарта “Свадьба Фигаро”. Ему необходимо было изобразить “Господина Зимы”, что он и сделал, нарисовав человека в тёплой шубе с большим меховым воротником и ёлкой под мышкой. Было это более 140 лет назад. Переехав в Мюнхен, художник вёл в сатирическом журнале рубрику “Приключения Деда Мороза”, где Дед Мороз совершал разные добрые дела. По другому предположению Дед Мороз это не кто иной, как Бог зимы, снега и холода. У наших предков он олицетворялся в образе богатыря-кузнеца, который сковывал реки и озёра “железными дорогами”. Естественно, его образ нельзя представить без шубы мехом внутрь (шубы мехом наружу вошли в обиход только в начале XX в.) и без волшебного посоха (он сын Велеса и Мары). Недаром греко-кафолпческая церковь заклеймила Деда Мороза, “языческим персонажем”, в отличие от Санта-Клауса, т.е. Николая Патерского (“св. Николая”), жившего в III в. “Родителем” современного Санта-Клауса является Клемент Кларк Мур. Портрет Санта-Клауса впервые был написан в 1862 г. Томасом Настом. Причём портрет писался со слуги Мора, круглого жизнерадостного голландца. В настоящее время образ нашего Деда Мороза усиленно вытесняется образом похороненного в г. Демре, Турция, Николая Патерского (он же Санта-Клаус, он же Пер-Ноэль, он же Баба Ноэль).

Почему вы празднуете Новый Год 1 января?

Ведь славяне отмечали его 1 марта!
Славяне никогда не отмечали Новый Год 1 марта. Это недоразумение. 1 марта год начал отмечаться в Киевской Руси с признанием христианства новой государственной религией в 990 (988) году. Началом отсчёта послужил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”). Наш современный Славянский (как юлианский и григорианский) год начинается 1-го числа первого месяца (в григорианском и юлианском это январь, в Славянском стужень). Празднование Нового года 1.01. в Риме введено в 45 году до нашей эры Верховным Жрецом Юлием Цезарем. Новый календарь был подготовлен жрецами под руководством александрийского звездочёта Созигена (нужно сказать, что предыдущий календарь был так запутан жрецами, что отставал на два-три месяца). Почему так, да потому, что январь у римлян почитался месяцем бога Януса, который смотрел одновременно в прошлое и в будущее. Знаками Януса считаются посох (принадлежность путешественников) и песочные часы. Как богу времени, Янусу посвящались календы, особо торжественно отмечались новогодние календы. Как бог света, Янус открывает ключом небесные ворота и впускает на землю день. Согласитесь, что такой месяц мог стоять лишь после окончания прошлого года и в начале следующего года. У славян должно было быть что-то похожее. В “Велесовой Книге” мы находим тому подтверждение: “…первый святой Коляда”. То есть год начинается одновременно с празднованием Коляды. Хотя зима лютует в полную силу, но понемногу разгорается Солнце, день начинает удлиняться. Для наших далёких предков, охотников и скотоводов, день зимнего солнцестояния был особенно важен. Позже, во времена развития земледелия, другой праздник приобрёл большое значение. В день весеннего равноденствия славяне праздновали Новолетие, пробуждение Природы (Комоедицы), то есть сельскохозяйственный Новый год. В средние века даже счёт времени шёл по летам, а не по годам. Велись летописи. Тут надо пояснить, что само слово “год” означает ожидание, от “годити” — ждать; отсюда наше “погоди”. В польском языке, сохранившем немало древнейших слов, слово gody (годы) означает зимние святочные торжества и пиршества. Годили (ожидали), когда разгорится и “подрастёт” Солнце-младенец (Хорс). Любопытно, что в русском языке возраст малышей считают в годах, а не в летах: 1 год, 2 года, 3 года, 4 года. Ещё нужно обратить внимание на количество дней в святках. Всего их 12. Нет сомнения, что каждый святочный день олицетворяет один из месяцев года, причём святки разделены на две части, по 6 дней в каждой (включая праздник Коляды). Конец 6-го дня святок должен означать конец шестого месяца. Если первым месяцем принять стужень, то шестым месяцем будет червень. В конце червня отмечается самый великий праздник Белых народов — День летнего солнцеворота!
В Средневековой Руси и других восточнославянских государствах при насаждении христианства был введён византийский календарь, начало года в котором наступало 1 марта, а в 7000 году (1492 год нашей эры) оно было перенесено на 1 сентября. В 7208 году 19 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 года (7209 год), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века.

Снегурочка

30 января предки-славяне праздновали день Мороза и Снегурки. Мороза почитали как зимнюю ипостась бога Велеса.
Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь — Снегурочка. В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке; о том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север, и только ее пригрело Солнце, она растаяла.

Еще версия:
Кострома считается родиной Снегурочки - маленькой девочки, то ли внучки, то ли приятельницы Деда Мороза, или другой Снегурочки, которая так печально растаяла весной, прыгая с подружками через костер. Стоит разобраться, почему именно Кострома. И надо ли так уж переживать из-за безвременной смерти Снегурочки из сказки? И такая ли уж она милая девочка, как принято считать? Видимо, сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. И, значит, можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки. Она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была олицетворением зимы, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой - Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы.

О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

А вот еще:
Помните, на елках — на утренниках — появлялся Дед Мороз? Большой, добрый бородатый старик с мешком подарков. Вокруг него в ожидании поздравлений резвилась и прыгала малышня, переодетая зайчиками, белочками, снежинками. И тут Дед Мороз начинал: «Дети, а где моя внучка — Снегурочка?! Давайте, все вместе ее позовем!». На зов — как отказать детям? — появлялась она, Снегурочка. Девушка в коротенькой голубенькой шубке, высоких аккуратненьких сапожках и искусственной меховой шапочке-таблетке. И начиналось празднество. Но тут возникает, казалось бы, странный вопрос: стоило ли звать Снегурочку?

Уверена, многие недоуменно пожмут плечами: «Ну, как же, она герой русской народной сказки. Жалко ее — растаяла, бедная». Да, в этой известной с самого детства сказке, Снегурочку жаль. Однако многие недостаточно знают, что эта Снегурочка — перефразировка XVIII века, когда куртуазное отношение к женщине утвердилось на необъятных просторах империи Российской. Изменилась и сама Снегурочка, и отношение к ней, мало того — ее «назначили» внучкой Деда Мороза.

А что же было до того? Была другая, жесткая и не совсем, если можно так выразиться, сказка.

Все началось еще в глубокой древности. Славяне, жившие в Восточной Европе, ежегодно испытывали нападения кочевых племен. Гунны, аланы, печенеги… Кого тут только не было! Понятно, что набеги кочевников-бродяг ничего, кроме разорений и голодных зим, не приносили. Наши предки потихоньку начали осваивать леса и поля, лежавшие на севере и северо-востоке от родного Полесья и Днепра. И вот там, где природа еще более сурова к человеку, со временем появляется Снегурочка. Но это не добрая девочка-внучка, которую вылепили себе в утеху старики. Нет, северная Снегурочка средневековья — олицетворение зимы. Зимы русского Севера с его жестокими снежными ветрами, голодом, холодом и всем тем, чем «радовала» зимняя непогодь, а если представить длинные северные ночи!.. Бр-р, мороз по коже. Кроме того, нужно вспомнить о большой смертности людей и скота именно в зимний период. Воеводы Пермской, Вятской, Архангельской и других северных воеводств, отписывали челобитные, в которых жаловались, что «зимний мор, буквально косит люд». Вот теперь можно привести описание той, северной средневековой Снегурочки. Злая, жестокая старуха с косой в руках. Какова внучка?! И именно ее, снежную бабу, катали из снега дети. Несколько снежных шаров ставили друг на друга, вместо глаз — угольки, нос — кривая ветка, дырявая корзина на голове, рот — овал с редкими зубами. В руках метла — символ того, что она готова вымести все и вся — людей, домашний скот, запасы — без разницы.

Снегурочка — это не добрая девочка-внучка, которую вылепили себе в утеху старики

Мало того, морозовская «внучка» по всему же была еще и людоедка. Ей мало было просто убить человека, она желала полакомиться его плотью. Присмотрев себе жертву — деревенского красавца, певуна-танцора и гусляра Леля, Снегурка, а именно так ее называли в то время, погналась за юношей. Да, видать, шустрый и смышленый был кудрявый Лель — побегала за ним старушка! Разозлилась, потеряла бдительность. Вот-вот схватит лакомый кусок, а тот, возьми и перепрыгни костерок, Снегурка — следом. Тут ей и конец пришел. Не рассчитала: снег огня боится — тает! С тех самых пор и празднуют победу весны над зимой — Масленицу. В Пермской и Вятской областях России к Масленице делали чучело Снегурки-Зимы, разбивали снежных баб, готовили горячительные напитки и, главное, доставали из сусеков белую ситную муку — для блинов-солнышек. Вся деревня собиралась на лугу и начиналось веселье. Разжигался костер, через который с криком: «Чур, меня!» для очистки от всяческой чертовщины сигали все желающие, от мала до велика. Ну и для проверки, конечно: вдруг Снегурочка где затесалась. На подпаленную одежду и кожу внимания не обращали. Праздник — зиме конец, а тут и бражка под рукой! После чего чучело Снегурочки-Зимы сжигали, заводили хороводы, накрывали столы и, как водится — до утра!..

Церковь сначала относилась к таким гульбищам весьма негативно: «Варварство, идолоклонничество!». Однако со временем махнула рукой: «Пущай!», а глядя на разгулы «блестящего» XVIII века, и вовсе перешла к руководству Масленицей, освящая трапезу мирян. Не везде, правда.

Шло время, сменялись годы, летели столетия… Отношение к Снегурочке изменилось, она подправила свой имидж. Было страшилище из триллера — стала девочка-белочка. И за Лелем бегает уже явно с другой целью… Ярило-солнце, теперь ей батюшка, да и дедом обзавелась.

На петровских ассамблеях Снегурочка имела большой успех. И все благодаря стараньям сестры Петра I Натальи Алексеевны — большой театралки. Снегурочкой, в духе времени, выряжали молодых дворянок. На новогодней ассамблее она должна была обнести всех кубком вина, целоваться с гостями, пригубливая с каждым из них. (Представляете, как к концу, а то и середине праздника выглядела Снегурочка!).

В XIX и самом начале ХХ века Снегурочкой назначали актрису театра либо наряжали молодую дворянку. Зачастую она же, Снегурочка, выбиралась королевой бала. Пришедшим к власти большевикам Новый год, равно как и Дед Мороз со Снегурочкой, не угодили буржуазным происхождением. Нет, сам Новый год даже они не отменили, но на долгие годы запретили и елку, и деда с внучкой «разъяснили». Дедушка Ленин, правда, устроил парочку елок. Для «своих», кремлевских детей. Без особого шума. Потом в тридцатых годах все вернули. Может, и поняли что? И вновь, из года в год, на детских и недетских утренниках появляются елки и Морозы со Снегурочками.

Так что, позовем Снегурочку?
А вот здесь почитайте еще о Дедах Морозах: http://happy-year.narod.ru/dedmoroz.html
Рубрики:  Новогодности2008

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку