АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДВОРЕЦ |
В середине XIX века участок между рекой Мойкой, Английским проспектом и современной улицей Писарева принадлежал нескольким владельцам. До 1840-х годов он оставался незастроенным. В 1846–1848 годах Д.Е. Ефимовым на этом участке был построен дом церемониймейстера Сабурова. Рядом с домом Сабурова находился дом генерал-майора Альбрехта. В середине 1870-х годов большей частью этой территории владел потомственный почётный гражданин Малкиелия. В 1882 году участок приобрело Дворцовое ведомство для строительства здесь дворца великого князя Алексея Александровича — сына императора Александра II.
Великий князь в 1881 году был назначен главным начальником флота и морского ведомства, поэтому расположение его резиденции было выбрано в традиционно морской части Санкт-Петербурга - удаленное от центра, неподалеку от верфей, на берегу Мойки, вблизи складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа, Морского ведомства и судостроительных верфей.
К проектированию и постройке в 1882 году приступил академик архитектуры Максимилиан Месмахер, который был воспитанником петербургской Академии художеств. Его вкусы и взгяды сопадали с видением Великого Князя. Дворец с живописным пейзажным садом стал его первой крупной работой городского масштаба, где он смог ярко проявить свой талант художника-универсала. Одновременно была преобразована территория вокруг дворца, появилась новая улица — Алексеевская.
Зодчий получил в свое распоряжение уже существовавшие строения и использовал их разумно, тактично, экономя время и средства. Его основная работа состояла в капитальной перестройке и перепланировке. В результате, в объем дворца были включены стены старого особняка, перестроенного в 1840-х и 1870-х годах. Г-образный, асимметричный в плане, чрезвычайно живописный по композиции и силуэту дворец расположен в глубине участка, за парадной оградой, на каменном цоколе.
В единый комплекс зданий вошёл не только дворец великого князя Алексея Александровича, но и 4-этажный жилой корпус, одноэтажные экипажный и конюшенный корпуса, прачечный корпус, оранжереи и сад. Парадный двор со стороны Мойки от набережной был отделён кованой монументальной оградой с золочёными накладными вензелями «АА».
Через три года перед жителями Санкт-Петербурга предстал настоящий шедевр архитектуры, воплотивший в себе элементы разных эпох и стилей.
Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени - личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем возможным комфортом, присущим концу XIX века. Дворец признан шедевром эклектики.
Зодчий создал ансамбль из парадных залов и личных апартаментов владельца, вобравший в себя художественные образы разных архитектурных стилей и направлений - античной классики, русского и фламандского барокко, рококо, древнерусской и восточной архитектуры, ренессанса.
Причудливое переплетение стилей Алексеевского дворца заменяло путешествие по странам и эпохам, а сам дворец являлся своеобразной энциклопедией по истории интерьера. Все комнаты были очень разными, одни предназначались для торжественных приемов, другие создавали особую атмосферу уюта и комфорта, или погружали в иллюзорный мир Востока. Со стороны набережной во дворец великого князя Алексея Александровича можно было попасть через Главный (Парадный) подъезд в центре или Собственный в восточной флигеле. За Вестибюлем и Приёмной находились Танцевальный (Белый) зал в стиле рококо, Красная (Розовая) гостиная в стиле Людовика XV, Большая (парадная) столовая, старинный Рыцарский зал , Сервизная, Буфетная и подсобные помещения. Справа от вестибюля располагался кабинет в стиле ренессанс с элементами барокко. Слева от Вестибюля — Знаменная и Библиотека. Кабинет и Библиотека соединялись с восточным флигелем, где были ещё три парадных помещения и Собственная половина с личными покоями владельца дворца.
В Собственную половину можно было попасть через Собственный подъезд. Из Вестибюля Собственного подъезда мраморная лестница вела в Английскую, Китайскую и Фламандскую гостиные. Английская гостиная — самое большое помещение дворца.
Переходя из помещения в помещение, гости попадали , то в атмосферу беззаботной светскости Танцевального зала, то восточной экзотики Китайской гостиной, то столовой, погружающей в эпоху барокко.
Парадная столовая вызывала особое восхищение гостей. Специально для этого уникального интерьера академик живописи Э.К. Липгарт выполнил 10 декоративных картин, жанровых сцен на манер "малых голландцев" XVII в. и амуров с плодами. Ванная-купальня в помпейском стиле, Дубовый кабинет с резьбой по дереву и тисненой кожей на стенах, танцевальный зал и гостиная в стиле рококо с изящной лепниной и живописными плафонами, Английский (рыцарский) зал с торжественными порталами и затейливым узором потолка - эти помещения донесли до нас вкусы последнего генерал--адмирала Российской империи.
Удивительное дело, но о том, что владелец дворца как-никак являлся генерал-адмиралом и главой российского морского ведомства, напоминал разве что сюжет одной из живописных вставок, где изображался корабль в море.
Помимо Китайской гостиной во дворце великого князя Алексея Александровича было ещё два помещения в восточном стиле — Сераль и Комната для рыбок.
Восточный флигель дворца великого князя Алексея Александровича увенчан Большой башней с винтовой лестницей в 120 ступеней. На втором этаже главного корпуса располагались Большая библиотека, Оружейная и Комната дежурного офицера.
В подвальных помещениях: Нижняя столовая, Кухня, Ледник и Винный погреб. Кроме богатой коллекции вин здесь хранилось около 40 сортов водки.
Дворец поражал современников изысканностью и роскошью оформления. Этому способствовали многочисленные предметы прикладного искусства, исполненные из золота, серебра, бронзы, фарфора, керамики, стекла, поделочного камня.
В многочисленных буфетах дворца хранились огромные "банкетные" фарфоровые и хрустальные сервизы с монограммой владельца, исполненные на императорском фарфоровом и стеклянном заводах, десятки сервизов из фарфора и стекла, заказанных и приобретенных на разных мануфактурах Зап. Европы.
Кружка с композицией Семья Дария перед Александром Македонским Хофман Лоренц. между 1670-1690 г серебро лить, ковка, чеканка, золочение Германия, Кёнигсберг.Высота 24 см. из Собрания Алексея Александровича
Много было серебряных изделий — более десяти обеденных и десертных сервизов, многочисленные блюда для жаркого и рыбы, суповые миски, подносы, серебряные тарелки, ведра для шампанского, братины, чайники, сливочники, кофейники, самовары, кружки, фляги, несессеры. Серебряные вилки, ножи и ложки, не входящие в состав сервизов, хранились во дворце ящиками.
По дворцу видно, что его владелец был одиноким и убежденным холостяком, - говорят реставраторы, незнакомые с высказыванием в адрес Алексея Александровича: "верткие женщины и неповоротливые корабли".
Дворец великого князя Алексея Александровича был унаследован его братьями Владимиром и Павлом Александровичами, а также племянником великим князем Михаилом Александровичем.
Шкатулка великого князя Алексея Александровича. Петербург,к. XIX в. Фирма K. Фаберже.Мастерская Ю. Раппопорта.Серебро, позолота8,4 х 20,4 х 14,0 см.
Наследники продали часть имущества, в том числе более 500 полотен и предметов прикладного искусства. Часть сада с оранжереями купила кондитерская фабрика Жорж Борман, другую часть сада приобрёл один из директоров русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальс.
В 1911 году дворец был сдан в аренду германскому посольству на 18 месяцев. В 1819 году его с остатками сада за 2 500 000 рублей приобрёл некто К.К. Решко.
После 1917 года дворец великого князя Алексея Александровича заняли различные организации. Во время ленинградской блокады здесь размещался склад.
В 1960-е годы — трест Ленинградстрой, районный Дом пионеров, автошкола. Сейчас, после реконструкции во дворце находится дом музыки, который как то посетил Путин
Рубрики: | УСАДЬБЫ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |