ИЗ ПЕРЕПИСКИ И.А. ЕФРЕМОВА
"Лезвие бритвы" и по сие время считается высоколобыми критиками
моей творческой неудачей. А я ценю этот роман выше всех своих (или
люблю его больше). Публика уже его оценила - 30-40 руб. на черном
рынке, как Библия. Все дело в том, что в приключенческую рамку
пришлось оправить апокриф - вещи, о которых не принято было у нас
говорить, а при Сталине просто - 10 лет в Сибирь: о йоге, о духовном
могуществе человека, о самовоспитании - все это также впервые явилось
в нашей литературе, в результате чего появились легенды, что я якобы
посвященный йог, проведший сколько-то лет в Тибете и Индии, мудрец,
вскрывающий тайны.
До сих пор издательства относятся к "Лезвию" с непобедимой
осторожностью, и эта книга пока еще не стала пройденным этапом, как
все остальные, хотя о йоге печатаются статьи, снимаются фильмы, а
психология прочно входит в бытие общества, пусть не теми темпами, как
это было бы надо.
И опять трое индийцев, сидевших группой с левого края дивана,
переглянулись после перевода профессора. Мрачная, недоверчивая улыбка
чуть тронула тонкие губы старика с золотой пряжкой.
- Еще одно понятие, предвосхищенное древнеиндийской философией, -
понятие Кармы, то есть механизма, воздающего за проступки и заслуги,
сделанные в прежних существованиях человека. Мы знаем теперь, что на
механизмы наследственности, несомые в половых клетках, воздействуют,
хотя и не сразу, хотя и не непосредственно (кстати, так же действует и
ваша Карма, и это не совпадение, а отражение реальности), жизнь
предков, их доблести и болезни. Влияя на наследственность, жизнь
предков определяет не только физическую, но и психическую сущность
потомков. Естественно, что правильная жизнь ведет к здоровью,
духовному и телесному, следовательно, к жизни более счастливой и
полной. Таким образом, и Карма и метампсихоз осуществляются как
эстафета, как олимпийский факел - в накоплении инстинктивной памяти и
здоровья, то есть красоты и радости или, наоборот, болезней, слабости
и несчастья. В этом смысле можно принять и дальнейшее развитие учения
о Карме - Карме целых народов. Но мы считаем глубоко ошибочной
неизбежную неотвратимость Кармы, непосильную ни богу, ни человеку.
Познание законов наследственности, создание здоровой жизни, воспитание
высоких душевных и телесных качеств - все это в руках человека,
правда, не одиночки, а общества. И потому Карма для будущих поколений
может быть сознательно исправлена и предотвращена.