Шарль Морис Талейран – французский политик и дипломат. Имя “Талейран” стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Талейран родился в богатой аристократической семье. Вследствие чего Шарль Морис прекрасно понимал и чувствовал всю силу денег, их природу и свойства. Отсюда возник и его афоризм: “Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести”.
Деньги во все времена были одной из тем добра и зла. Кто-то был сторонником того, что деньги – всё в нашей жизни, залог успеха и признания. “Человек с деньгами – везде человек!”- гласит знаменитая фраза из “Братьев Карамазовых” Ф.М.Достоевского. М.Митчелл же в своём произведении “ Унесённые ветром ” говорил: “На свете есть только одно надёжное средство против любой беды, которую может обрушить на человека судьба – это деньги”.
Другие, напротив, считали деньги корнем зла. “Деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья”,- Дж. Голсуорси. Булгаков твердил: “История капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии”. Шарль Морис Талейран в своём афоризме говорил о деньгах, как об источнике человеческой жестокости. Ведь именно совесть предостерегает людей от греха. Деньги в большом количестве лишь в исключительном случае бывают честными. Миллионы людей получают высшее образование, но не зарабатывают в последствии много денег. Зато те, кто не чист перед законом и собственной совестью благополучно плавают на собственных яхтах по просторам мирового океана. Они идут на подлость, обман, предательство и даже убийство с целью заработать как можно больше денег. Грабя своих конкурентов, они грабят себя, сами не замечая этого. Они расхищают свою душу, ломают её на мелкие частички, на кусочки пазла, который больше не собрать.
Но с чего у людей такое рвение к деньгам? Чернышевский говорил, что богатство – вещь, без которой можно жить счастливо; но благосостояние – вещь, необходимая для счастья. С развитием общества развивались и товарно-денежные отношения. Практически все материальные блага и рекреационные ресурсы стали платными. У людей есть ряд потребностей. По Маслоу они делятся на базовые, духовные, престижные и т.д. И эти потребности люди в виду своей природы должны удовлетворять. Получается замкнутая цепь: люди – потребности - деньги-потребности-люди. И чем больше мы имеем, тем больше мы хотим. Отсюда многие из нас и забывают о своей совести, зато получают всё, что можно купить. Но что бы мы ни говорили, есть в нашей жизни и то, что нельзя купить. Любовь, дружба, семья, спокойствие и многое другое. Деньги – приходят и уходят, а друзья остаются. Точно так же, как и ум, образование. Нужно всегда знать меру.
Если же тезис был бы неверен, то мир бы окончательно был захвачен грехопадением. Все бы убивали, воровали, лгали, забывали о самых близких людях. Были бы нескончаемые войны, нескончаемый хаос. Слава Богу, что деньги не захватили души и умы всех людей.
Афоризм “Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести” тесно пересекается с крылатым выражением: “Нет худа без добра” или “всё познаётся в сравнении”. Кстати, деньги отлично открывают нам человека. По тому, как человек зарабатывает и как тратит деньги, можно судить насколько человек хороший.
Примеров из жизни на эту тему громаднее количество. Достаточно включить новости, чтобы услышать об убийстве или покушении, на почве денежных отношений. Печальная статистика.
Мнения Шарля Морис Талейрана так же разделяют Платон и Губерман. Платон говорил, что одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно. А Губерман считал: “Увы, но улучшить бюджет нельзя, не испачкав манжет”.
Я с мнениями Шарля Морис Талейрана, Платона и Губермана согласна. Деньги всегда были источником зла и войн, а мне хочется жить в мире, где царит добро и любовь. Конечно, я понимаю, что ничего не изменю, но внесу хотя бы маленький вклад в создание такого мира. Нужно уметь вовремя остановиться, а если есть возможность, то обязательно делиться. Надеюсь, что не одна я так думаю.