-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в narmar

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 4241
Комментариев: 968
Написано: 5543


Никон, Патриарх Московский и всея Руси

Среда, 29 Января 2020 г. 12:04 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)

Bo4kaMeda




Патриарх Никон – фигура мощная, бесстрашная, волевая, темпераментная, типично русская, а потому, наверное, трагическая. Он был из породы Разина и Пугачева: несгибаемый борец, идущий до конца, вплоть до смерти.

Таким же был и его противник – идеологический лидер старообрядцев Аввакум, тоже трагическая фигура. Оба делали ставку на силу, шли напролом и оба погибли: один в борьбе с государством, другой – в борьбе с церковью.

Никона – заживо сгноили в монастырской келье, Аввакума – сожгли. И того, и другого церковь предала анафеме, правда, после смерти, Никона признали патриархом и в церкви его поминают.

Однако поле битвы у Никона и Аввакума было разное. Никон боролся за государство во главе с патриархом, ставя священство выше царства.

Фактически он хотел стать Папой Московским, в чьих руках была бы сосредоточена и священническая власть, и государственная. Вопрос стоял так "Каким будет государство Российское: светским или теократическим?" Это была Никоновская утопия.

Аввакум боролся на церковном поле, отстаивая сохранение внешней обрядовой стороны в неизменном виде, как той единственной скрепы, которая могла бы сохранить уже фактически утраченную в ходе смуты внутреннюю силу и веру, хотя возврат к старине уже был невозможен.

Это было то состояние, в котором Россия пребывает последние двадцать лет и сегодня, выйдя из смуты девяностых духовно опустошенной, ослабленной и потерянной. Не зря риторика Аввакума и главы сегодняшней государства так похожи. Реанимация прошлого, скрепы и т.д.: бандаж требуется больному, здоровый и растущий организм во внешних скрепах не нуждается.



Петр Евгеньевич Мясоедов (1867 - 1913)
«Сожжение протопопа Аввакума» 1897


Ни тот, ни другой не были чутки к веяниям времени. Никон не видел, что секуляризация государственной власти неизбежна, более того, она уже наступила: Алексей Михайлович мягко, но верно шел вслед за западом.

Аввакум был на шестнадцать лет младше Никона, и это, казалось бы, должно было делать его более современным и гибким, но односторонность и фанатичность в вопросах веры стали шорами, которые мешали смотреть на церковь как на организм, где главное не обряды и старина, а духовность и вера.



Протопоп Аввакум


Никон прямолинейностью, напористостью, силой и властностью породил раскол, который увел из церкви наиболее стойких и сильных, значительно ослабив ее духовный потенциал. Аввакум преданностью старым обрядам и чинопоследованиям, непреклонностью и резкостью вел лучших людей на костры и в леса.

Оба они, не чувствуя времени, работали против церкви, подтачивая ее с обеих сторон: Никоновские реформы, жестокостью и силой, навсегда отбили желание что-либо менять в церковной жизни, боясь нового раскола.

Аввакумовское бегство старообрядцев в Сибирь и далее везде, изуверства и костры с заживо сжигаемыми людьми, законсервировали старые формы, все дальше и дальше отдаляя их от современности. И сегодня они также боятся реформ, как и РПЦ.



В. Суриков. Боярыня Морозова


С того времени живая церковная жизнь стала постепенно затухать. До сих пор появляются книги, анализирующие церковную реформу XVII века, оценивая ее как разорительную для русской нации, церкви и даже как победу католицизма. И в этом есть много правды.

Но вернемся к патриарху Никону, которого считают виновником всего случившегося. Никон вошел в русскую историю как крупная историческая личность, хотя великим человеком он не был. Не был он чуток к веяниям времени и не обладал исторической прозорливостью.

Был властным, но ни перед кем не заискивал, был скор на расправу, но защищал бунтовщиков, кормил бедных и открывал богадельни. Но все это было до того, как Никон стал входить во властные структуры.



Портрет патриарха Никона


С этого момента у него появилась идея-фикс и цель его служения, даже скорее миссия, как он это видел: победа над боярами и государством, которых считал нечестивыми. Свою миссию он видел в том, чтобы поставить церковь выше государства и царя.

Никон вырос из смутного времени, и смута вошла в него как червоточина. Родился он в 1605 году, в бедной мордовской семье (по другим источникам в Нижнем Новгороде). Крещен был с именем Никита. Рано лишился матери, мачеха его ненавидела, била, морила голодом, бросала в холодный подвал, а однажды, когда мальчик залез в печь погреться, наложила дров и подожгла. Хорошо бабушка заметила и вытащила.

В двенадцать лет мальчик убежал в монастырь и жил там почти до двадцати лет, собираясь принять монашеский постриг. Отец уговаривал его вернуться домой, но Никита вернулся, только когда отец сильно заболел. Похоронив отца, поддался на уговоры родных, женился и стал священником.



Патриарх Никон


Священником он был хорошим, о нем ходили легенды. Однажды московские купцы, приехавшие на нижегородскую ярмарку, уговорили о.Никиту переехать в Москву. В Москве он тихо-мирно служит десять лет. Пока не случилось горе: все трое детей его один за другим умирают. Никита считает это Божьей карой за свой отказ от монашеского служения и как призыв уйти из мира.

Он уговаривает жену принять постриг в Московском Алексеевском монастыре, сам постригается в Соловецком с именем Никон. Он возлагает на себя богатырские подвиги, поскольку сам был физически сильным, высокого роста, крепкого телосложения.

Потом, став патриархом, носил облачения тоже богатырские и с теми богатыми украшениями, которые он любил, они весили: саккос - четыре пуда (это около 67 кг), омофор (головной убор патриарха) - полтора пуда (около 25 кг). То есть все облачение весило около ста килограмм.



Портрет патриарха Никона в патриаршем облачении


Никон положил себе каждый день, кроме обычного монашеского келейного правила, вычитывать ежедневно всю Псалтырь и делать по тысячу земных поклонов. Кроме того, он много читал святоотеческих творений и других церковных книг.

Он был действительно строгим аскетом, настоящим монахом, жил в полном одиночестве только по субботам и воскресеньям монахи сходились для служения и совместной трапезы. В результате такой жизни он сподобился дара видений, которые его не оставляли до конца дней.

Но он по натуре был все-таки деятель, а не отшельник. Его энергия требовала другого подвига, не затворнического, а практического. Настоятель монастыря берет Никона с собой в Москву, где они хотели просить у царя материальной помощи на постройку каменного храма. Так состоялась встреча с царем Михаилом Федоровичем, который еще был жив.

Вернувшись в Соловки, Никон хотел поскорее реализовать задуманное строительство, но настоятель не спешил. На этой почве у них произошла ссора и Никон из монастыря убежал. Вместе с одним из поморов он сел в лодку и хотел перебраться на берег, но их застала буря и они еле спаслись.



Панорама Соловецкого монастыря


В честь своего чудесного спасения Никон устроит около города Онеги Крестный монастырь. Отсюда он прошел 120 верст в Кожеезерский монастырь, где и остался. Три года он проводил в аскетических трудах и подвигах, заслужив уважение у братии, которая и избрала его по смерти настоятеля своим игуменом.

Через пять лет он прибыл по делам монастыря в Москву и встретился уже с царем Алексеем Михайловичем, молодым, шестнадцатилетним, полным веры и надежд. Он с юношеским восторгом слушал сорокатрехлетнего умудренного жизненным опытом и аскетическими подвигами монаха. Никон покорил и очаровал царя, Алексей Михайлович пожелал постоянно видеть его рядом.



Кожеезерский монастырь


Он поставляет его архимандритом монастыря, в котором была усыпальница дома Романовых, и постоянно ездил к Никону. Никон тоже стал часто бывать у царя: каждую пятницу был на заутренней службе в дворцовой церкви. Здесь Никон докладывал о просьбах, с которыми к нему обращался народ, а потом и бояре.

Через некоторое время царь ставит Никона митрополитом на самой престижной кафедре – в Великом Новгороде и получает от царя особые полномочия. В этом же 1649 год выходит «Уложение» царя, согласно которому начинается постепенная секуляризация церковного имущества и ограничение автономии церкви, в частности, ограничивается ее судебная власть над живущими на церковных землях.

Церковь была недовольна ограничением своих привилегий, но только Никон смог сначала испробовать свою модель отношений церковь-государство в Великом Новгороде, а потом распространить ее на всю Россию. Он не обиделся на царя, но стал выстраивать свое богословие по возвышению церкви над государством, сделав попытку теократического переворота. Потом это стоило ему не только патриаршего кресла, но и жизни.





Патриарх Никон никогда не считал, вопреки установившемуся мнению, основным своим делом проведение церковной реформы. Эта реформа была начата не им и закончена тоже не им.

Позднее патриарх Никон вообще стал отрицательно относиться и к грекам, по чьим правилам шла справа книжная и обрядовая, и к самой реформе.

Будучи в монастыре, куда Никона заточили после собора 1666 года, он служил по старообрядческим книгам и молился двумя перстами.

Церковная реформа была чаянием, идеей и программой царя Алексея Михайловича, который стремился стать православным царем не только всея Руси, но и всего восточного мира, стать вторым Константином Великим, Вселенским царем.

Для этого и нужно было унифицировать службы и богослужебные книги, привести их в соответствие с греческими.

Эту тенденцию усилило воссоединение с Украиной, в которой церковный строй был ближе к западным образцам, а русское монашество не признавало южан за православных, покидая те монастыри, в которых они поселялись.

Но единое политическое поле требовало единообразия не только политического, но и церковного.

Царь поручает провести церковную реформу своему «собянному» другу и патриарху Никону, что он и делал со всей страстью души, темперамента и характера. Как верноподданный царя и как исполнитель царской программы.

Но главным и кровным делом Никона была не эта борьба за справу и новый обряд.
Главной была борьба за независимость церкви от светской власти, и не просто за независимость, но за контроль церкви над государством и обществом. Никон совершенно искренне считал, что ставленник Бога на земле – не царь, а патриарх и что священство также выше царства, как небо выше земли.



Царь Алексей Михайлович Романов


По этому праву и статусу патриарх может и обязан судить светскую власть. В этом пункте вся суть и идея Никона, вся его мысль и богословие патриарха, которая была очевидной уже при его восшествии на патриарший престол. Но история взаимоотношений царской и церковной властей началась не с Никона, и приоритеты здесь уже были расставлены, а потому предстояла борьба не на жизнь. Никон не мог этого не понимать.

В Древней Руси, когда существовало множество раздробленных княжеств, живших каждое по своим законам, единственной консолидирующей силой и высшей властью, к которой могли апеллировать и народ, и князья, была церковь и митрополит.

Но поставлял митрополита на московскую кафедру Константинополь. Поэтому он, как лицо независимое от князей и светских властей, мог вступаться за сирых и обиженных, обличать беззакония и неправды князей, строить жизнь общества по христианским началам и судить светскую власть. Духовная власть в то время действительно была силой, с которой нельзя было не считаться.



Первый митрополит Московский Киприан.
Поставлен Константинополем. Ставил целью - духовное возрождение Руси


Ситуация резко изменилась, когда возникло Московское княжество с постепенным усилением власти князя московского. Победив не без помощи митрополита остальных князей, московский князь перенес митрополичью кафедру в Москву и добился, чтобы митрополит стал сначала избираться из русских, а потом и поставляться в Москве, независимо от Константинополя.

Этот порядок сразу изменил отношения между духовной и светской властью: митрополиты стали выбираться из числа подданных князя, которые не переставали ими быть и после поставления. Избирался же митрополит, естественно, из числа угодных князю и ни у кого не возникало мысли, что этот порядок может быть иным.

У митрополита фактически осталось одно право – заступаться за обиженных, опальных и несчастных, да и то не все митрополиты этим правом пользовались, оглядываясь на князя, а позднее - на царя.

Митрополит Московский Филипп за обличение Ивана Грозного поплатился не только кафедрой, но и жизнью. После него уже никто не посягал на критику властей. Так некогда независимое священство превратилось в «потаковника» светской власти.



Петр Михайлов. Святой митрополит Филипп укоряет царя Ивана Грозного


Примерив на себя царский венец, великий князь стал считать Московское княжество наследницей древней Византии ("Москва – третий Рим") и, соответственно новому статусу, Москва должна была иметь при себе патриарха. Таким образом, идея создания Московского патриархата изначально была светской и чисто политической.

Патриаршество должно было усилить и поднять статус царской власти. Для народа же и внутреннего церковного строя появление патриарха ничего не меняло: народ и раньше никак не ощущал власть митрополита, подчиняясь, прежде всего, светской власти.

Кроме того, именно царская, а не церковная, власть, по Византийским понятиям, была священной: царь – наместник Бога на земле и несть власти, аще не от Бога. И вся церковная иерархия считала, что «царская божественная власть выше и больше прочих властей» и именно ей поручено от Бога попечительство о всех делах, в том числе и о церковных.



Великий Государь, третий Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов)


Было бы странно, если бы государь при сложившихся порядках патриарха не выбирал, отдавая это право на откуп архиерейскому собору. Государь же выбирал того, кто был ему ближе и кого любил больше. То же самое было с епископатом и архиереями: на кафедры поставлялись те, кого царь считал нужным.

Исключение было сделано только для отца первого царя дома Романовых, который управлял государственными делами на равных с сыном Михаилом Федоровичем и величался Филарет Никитич Романов Великим Государем. С его смертью опять все пошло по-старому.

С патриархом Никоном случилось все как обычно: возлюбив Никона, царь сначала избрал его архимандритом, потом митрополитом на Новгородскую кафедру, вторую после Московской, а потом и патриархом.



Шестой Патриарх Московский и всея Руси Никон


Патриарх был влиятельным лицом и не только духовным, но и государственным человеком. Царь и патриарх постоянно между собой общались, ходили друг к другу, царь всегда был на патриарших службах, и не случайно поводом для отказа Никона от патриаршего престола стало то, что царь перестал бывать на патриарших службах и не пригласил его на обед с послом, чего раньше никогда не бывало.

Это был недвусмысленный сигнал. Оставаться патриархом в таких условиях было делом немыслимым. Никон все сделал верно: он понимал, что союз патриарха и государя был возможен только в условиях доверительных отношений и до тех пор, пока того пожелает царь. Ставка Никона на «любовную» карту не оправдалась.

Кроме того, и это сыграло не последнюю роль в конфликте царя и патриарха, епархии были не просто духовными, но прежде всего и в первую очередь хозяйственными единицами. Они владели огромными земельными угодьями, имели на своих территориях собственные суды, свой чиновничий епархиальный аппарат, обладали большими привилегиями.



Значение и роль Соборного Уложения 1649 года


Архиерейский дом был устроен по княжескому образцу и архиерей имел право не пускать на свои земли царских чиновников. Епархии собирали со своего духовенства налоги и подати, фактически поставив их в один ряд с другими тягловыми сословиями.

Другими словами, архиерейский дом был частным владением, которое жило не по церковным канонам, а по законам частной собственности. Фактически это было государство в государстве, обладающее теми же правами, что и светская власть, с тем же чиновничьим аппаратом.

Поэтому целью Алексея Михайловича было - ограничить церковную власть в части ее собственнических интересов и государственных притязаний, в частности, в области судебной власти. На это и было направлено «Уложение» 1649 года. Но усиление светской власти в вопросах привилегий и собственности было воспринято духовенством враждебно.

Именно с этого момента Никон поставил своей целью переломить наметившуюся тенденцию на секуляризацию, при этом не только сохранить прежние церковные привилегии, но и поставить под контроль церкви общество и государство. Поставить вопреки всему: вопреки всей истории развития отношений между церковью и государством, вопреки здравому смыслу и вопреки объективному развитию государства.








sotvori-sebia-sam.ru
sotvori-sebia-sam.ru
patriarchia.ru

.
Рубрики:  История

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку