Каменные письма из космоса
Первые упоминания об этих странных каменных сооружениях появились еще в конце XV века: отцы Церкви назвали их "бесовскими игрищами", "знаками нечисти". Приближаться к лабиринту, выложенному из камней, считалось большим грехом.
Сегодня известно, что древние лабиринты выложены из камня на территориях, находящихся на огромных расстояниях друг от друга: от архипелага Силли (Англия) на западе до Кольского полуострова и Соловецких островов на востоке. Встречаются они и на Балтике. Похоже, что все они - детище одной культуры. Но какой? Археологи относят северные лабиринты ко второму-третьему тысячелетиям до нашей эры. Некоторые из них древнее египетских пирамид. Однако невозможно предположить, что уже тогда на севере Европы существовала единая цивилизация. Непонятно и то, почему все лабиринты находятся на берегу моря. В глубине материка они не встречаются. И, наконец, главный вопрос: зачем они строились?
В начале XX века английские этнологи Томас Гаксли и Андрю Белл опубликовали работы, в которых происхождение лабиринтов связывалось с древними культовыми плясками и хороводными танцами народов, некогда населявшими все эти земли. Другая гипотеза: странные каменные фигуры - это рыболовные сооружения неолитического человека. Однако, как сегодня считают большинство ученых, обе версии не выдерживают критики.
Современные исследователи идентифицируют несколько типов таких сооружений. Самый распространенный - спиралевидный лабиринт с одним входом-выходом. (Именно такой тип каменного лабиринта обнаружен, например, на Соловках.) По словам постоянного участника многих экспедиций, старшего научного сотрудника Архангельского педагогического университета, кандидата исторических наук Анатолия Вербы, в северных районах нашей страны таких "танцующих валунов" найдено уже несколько сотен. Поразительно то, что за столь долгий срок эти почти никак не укрепленные камни совсем не пострадали. Ни один валун не разрушился и не сместился с места: спиралевидный рисунок сложен будто навечно.
Диаметр "кругов" - от двух до трехсот метров. Самые крупные булыжники достигают веса в 50 тонн. Это глыбы сложной формы, с чашевидными выемками и выступами, явно выточенными чьими-то руками. Наиболее известные из них находятся в местечке Стоунхендж в Англии. Многие из лабиринтов имеют свои имена: "Кольца дьявола", "Плакальщицы", "Ведьмины круги"...
Модная сейчас гипотеза известного английского исследователя Роберта Уинсли гласит, что "танцующие камни" - не что иное, как огромные генераторы, передающие и принимающие "сигналы Вселенной", гигантский космический компьютер, "непрерывно поддерживающий связь с разумными силами Вселенной". Именно более развитые товарищи по интеллекту, дескать, и соорудили на голубой планете единую цепь "компьютеров"-лабиринтов, которые то и дело передают ценную информацию на "главную космическую базу". Словом, мы под присмотром.
"Для серьезных ученых подобные предположения не более чем красивые сказки, - считает сотрудник Государственного исторического музея, кандидат исторических наук Людмила Орехова. - Думаю, происхождение лабиринтов может быть связано с миграциями древних племен времен неолита с Кольского полуострова на Британские острова. Можно также вслед за известным советским историком, профессором Опариным предположить, что между средиземноморским островом Критом и странами Северо-Западной Европы уже в те далекие годы существовали торговые связи. Гипотеза смелая и неожиданная, однако она позволяет многое объяснить: лабиринты Белого моря и далекой Греции удивительно похожи. Вспомним известный миф о Дедале, создавшем на Крите огромное сооружение - лабиринт, куда был помещен Минотавр - кровожадное чудовище с головой быка. Дочь критского царя Ариадна дала полюбившемуся ей афинскому герою Тезею клубок ниток, благодаря чему он, убив Минотавра, спасся из страшной западни. Конечно, рассматривать мифы как достоверную историческую хронику нельзя, однако толчком к созданию любого мифа может служить подлинное событие. Правда, реальные лабиринты не так запутанны, выход из них можно найти без всякой волшебной нити. Однако, вероятно, они - сакральный образ мифологического чуда, созданного на заре человеческой цивилизации".
По словам Людмилы Ореховой, лабиринт был символом Крита. При раскопках на этом острове нашли печать из слоновой кости возрастом около пяти тысяч лет. Оказалось, на ней изображен лабиринт. Лабиринтная спираль встречается и на критских монетах. Неужели древние народы, знаменитые своими морскими путешествиями, добирались до "наших" северных земель?
Подтверждение этому, как ни удивительно, можно найти в знаменитой "Одиссее" Гомера. Французский историк Робер Филипп блестяще доказал, что путь Улисса заключался не в пределах Средиземного моря, как считалось раньше, а распространялся намного дальше - до Скандинавии и Северного моря. Профессор геодезии Карл Бартоломеус из Эссенского университета опубликовал в журнале "Шпигель дер Висеншафт" топографический анализ тех земель, где побывал Улисс, и установил факт, что один из конечных пунктов легендарного путешествия - остров Гельголанд в Северном море. Именно там, по мнению ученого, царя Итаки после бури обнаружила Навкасия, дочь царя Алкиноя. А знаменитые скалы Сцилла и Харибда, дескать, это вовсе не Мессинский пролив между Сицилией и Апеннинским полуостровом, как считали многие годы, а Гибралтарский пролив - единственное место в Средиземном море, где разница в уровнях воды достигает из-за близости Атлантического океана четырех метров. Древние мореходы считали, что под скалами живет ненасытное чудовище.
Уфологии и любители космических сенсаций считают, что лабиринты наделены магической силой. По их мнению, здесь в порядке вещей странные явления, пролеты НЛО, сбои в работе часов и электроприборов, странное самочувствие у тех, кто решился войти внутрь "хоровода камней". Якобы если взглянуть на лабиринты сверху, с борта вертолета или прибрежных скал, то можно увидеть в их рисунке нечто поразительное - одна похожа на профиль гуманоида с вытянутым черепом, другая - на гигантское щупальце. А английский исследователь Джон Дельгадо увидел в одном из лабиринтов неподалеку от местечка Панч-Боул целую надпись: "We are not alone" ("Мы не одиноки"). Фото "надписи" было опубликовано во многих зарубежных средствах массовой информации.