Цитата сообщения Elza_Triole
Картины ускользающего мира - "мужской" зал
Во втором зале с " мужской" тематикой демонстрировались уникальные японские гравюры жанра «сэнсо-га» ( «картины войны»), а именно - гравюры с изображением сцен русско- японской войны 1904-1905 гг.
С утверждение политики милитаризма в графическом искусстве
Японии наиболее популярными стали произведения,
исполненные на историко-героические темы.
Появляется новый жанр – «сэнсо-га» ( «картины войны»),
который включает в себя только сюжеты
на темы боевых действий Японии с Китаем
и с Россией 1904-1905 гг.
Это весьма своеобразные гравюры, совершенно другой стилистики, своеобразно показывающие мужество соотечественников и уж совсем непривычно рисущие русского солдата. Среди этих листов можно вст ретить изображение гибели крейсера "Варяг". Очень интересно.
Для разъяснения некотрых моментов мне пришлось обратиться к книге "Два взгляда на одну войну", написанную сотрудником СОХМ Маргаритой Кожевниковой.
Русско-японская война 1904-1905гг. – одна из самых драматических страниц в истории нашей страны. Спустя столетие эти события всё так же интересуют учёных, исследователей и просто любителей отечественной истории. Тема отражения военных действий в тиражном искусстве воюющих стран достаточно редко рассматривается как в исторической, так и в искусствоведческой литературе.
Произведения русского лубка и японской гравюры «сэнсо-га» были собраны и переданы в дар Самарскому городскому публичному музею ( в настоящее время собрание Самарского областного художественного музея) в 1905 г. Общественным деятелем и коллекционером Александром Константиновичем Клафтоном. Имя А.К. Клафтона ( 1871- 1920), одного из основателей Самарского государственного университета, оставалось известным только узкому кругу специалистов
Гибель "Варяга"
Обратите внимание на то, как изображаются "свои" и "чужие"))
Несмотря на разнообразие сюжетов японской гравюры «сэнсо-га» на тему войны с Россией из коллекции Клафтона, можно выделить ряд характерных черт для всех листов. Образ русского солдата представляет собой собирательный тип европейца: светловолосый и голубоглазый мужчина с усами или бородой. В изображении русского военного костюма японские художники проявляли фантазию: солдаты России предстают перед зрителем одетыми в ярко-красные шаровары и чёрные мундиры или в зелёные штаны и красные рубахи, на голове неизменная бескозырка. Интересно, что при изображении военного костюма своей страны японские художники также не придерживались истины. С 1904 года чёрные мундиры, господствующие в гравюре6, были заменены формой защитного цвета.
Лица японских солдат изображались с одинаковым выражением, при котором глаза были широко раскрыты, а зрачки сдвинуты к переносице. Именно так в искусстве Японии традиционно передавалась благородная ярость, рассчитанная на устрашение врага.
Гибель адмирала Макарова
В качестве дополнения к увиденному:
Естественно, в России тоже муссировалась эта тема в так называемом "тиражном" искусстве. Плакаты и "лубочные" картинки , сатира и документальные зарисовки. Репродукции из книги М. Кожевниковой - все работы из коллекции Клафтона:
Война России и Японии 1904- 1905 годов нашла своё широкое отражение в тиражном изобразительном искусстве воюющих сторон. Несмотря на то, что русский лубок и японская гравюра являлись проводниками официальной позиции и взгляда на войну, их принципы изображения, характер и задачи были различны. Увидеть и понять своего врага, оценить его мужество и героизм – вот цель, которую преследовал известный самарский общественный деятель А.К. Клафтон, передавая в дар Самарскому публичному музею свою коллекцию.
(из книги М. Кожевниковой)