"Троица" Андрея Рублева |
Чем дольше смотришь на Троицу, тем больше читаешь, что скрыл русский мастер. Вход в икону начинается с нижней части, на которой стоят поджатые ноги ангелов, от линий синтронов-подножий, которые расходятся в стороны из середины вверх. Отсюда, с порога открывается мир. Теперь вырежьте бумажку такой же формы, треугольника, и переверните ее и получите обратную перспективу. Затем, переверните эту бумажку наоборот и вы получите прямую перспективу, земной закон, которым пользовались художники-реалисты. В любой европейской картине от Ван Эйка до Рубенса подобное нарушение перспективы (обратное) сочли бы за профанацию или наив. В иконописи оно умышленно и религиозно. Русские иконописцы не завоевывали имен, они завоевывали Царствие Небесное. Мир иконы наполнен образами от полей до середины, чтобы уводить молящихся от земного мира в сакральный. Три ангела вписаны в круг, очерченный циркулем или, как говорили раньше, козьей ножкой. Круг – силуэт божественной мандорлы, в которой пребывает Трипосное Божество: в центре Сын, слева Отец, справа Святый дух. Крылья окрашены в золотистые цвета тонкими линиями-ассистом, который олицетворяют источник Божества, крылья - символы посланничества. Умиротворенный покой наполняет душу зрителя благодаря невидимому кругу и открывает мир, которого не существует на земле. Искупительная чаша на столе - корабль, который плывет по непорочной воде - белому столу. Трапеза - ткань. Жезлы ангелов - исходящие на землю послания. Цветущее дерево на фоне горок - цветение человеческих чувств. Горки, силуэт справа, - восхождение духа к Богу по лещадкам, которых не видят земные глаза. Маленькое окошко в столе - окно в мир - вторая икона, картина в картине, скрытый символ. От ушей ангелов отходят едва видные тороци, ремни или слухи, по которым получает ангел повеление. Причудливая архитектура в виде высокой неземной балясины - воплощение Божественного домостроительства, задуманного на земле, как прообраз Царствия Небесного. И наконец, последнее самое невидимое, которое ближе к зрителю - поля, образующие ковчег, то есть углубление иконы - отделение земного мира от Небесного, два плана, из которого смотрит зритель в мир иконы и где происходит само действие. К прочему, нельзя забывать, что большая часть коллекции икон, хранящихся в ГТГ, принадлежала когда-то русскому художнику И. Остроухову, который выкладывал золотыми червонцами царской чеканки поверхность старой доски, чтобы оценить покупаемую им икону. Но к счастью ни один червонец не коснулся Троицы А. Рублева. Хочется надеяться, что это будет так. Аминь.
С-Ку.
Рубрики: | Про искусство/Вернисаж |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |