-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Муза Мандельштама Ольга Вексель

Воскресенье, 29 Марта 2015 г. 14:07 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Ольга Ваксель – адресат пяти стихотворений Осипа Мандельштама.


лирика " Читать. . Книги. . Рефераты. . Курсовые. . Дипломны…


Ольга Ваксель. Начало 20-х годов.


Ольга Ваксель – адресат пяти стихотворений Осипа Мандельштама.


Жизнь упала, как зарница,

Как в стакан воды ресница.

Изолгавшись на корню,

Никого я не виню...

Хочешь яблока ночного,

Сбитню свежего, крутого,

Хочешь, валенки сниму,

Как пушинку подниму.

Ангел в светлой паутине

В золотой стоит овчине,

Свет фонарного луча —

До высокого плеча.

Разве кошка, встрепенувшись,

Черным зайцем обернувшись,

Вдруг простегивает путь,

Исчезая где-нибудь...

Как дрожала губ малина,

Как поила чаем сына,

Говорила наугад,

Ни к чему и невпопад.

Как нечаянно запнулась,

Изолгалась, улыбнулась —

Так, что вспыхнули черты

Неуклюжей красоты.




ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ  

Ахматова на полях рукописи написала: "Кто такая Ольга Ваксель мы не знаем..."


Позже Анна Ахматова сказала о ней: "Ослепительная красавица".


Ольга Александровна Ваксель родилась 18 марта 1903 года в г. Паневежис (Литва).


Ольга, или Лютик, как ее называли родные, до времени проявила тонкие художественные и музыкальные способности, начала обучаться рисованию, играла на рояле и скрипке, сильно до времени научилась уяснять текст и читала сильно непочатый край. Училась неизменно успешно. Да по иному и не могло быть в привилегированных частных школах и старинном дворянском женском институте Св. Екатерины - с их строгими правилами, жесткой дисциплиной. Но при кажущейся казенности и всеобщей обязательности манер, правил этикета, знания языка эти заведения зачастую накладывали на человека, окончившего их какой-то особый отпечаток - изысканности, редкости, неповторимости...

 
Ирина Чернышева - близкая подружка Ольги: "Лютик была красива. Светло-каштановые волосы, зачесанные вспять, темные глаза... Ни одна из фотографий не передает ее тонкую одухотворенную красоту... Она была необыкновенной, незаурядной женщиной. Чувствовался ум, бесповоротный нрав. И в то же время ощущалась какая - то трагичность".


Из "Воспоминаний" Ольги Александровны Ваксель


  Вскоре мы переехали в Царское Село, в соседний с Корольковыми дом. Это была одна из офицерских казарм 1-го ж[елезно] д[орожного] полка. Отчим получил роту, а позже – комендантство над Царским павильоном, вокзалом министров и царей. Деревянный одноэтажный дом из двух квартир, желтый, с красной крышей.


Ольга Ваксель

О. А. Ваксель. Царское Село. 1906-1907


  Детскую оклеили обоями с картинками, изображавшими играющих детей, несовершенство которых меня очень огорчало. Мне подарили школьную парту и повесили небольшое зеркало в виде подковы с вырезанными под стеклом ландышами. В этом зеркале впервые помню свое лицо – очень худощавой, чернобровой и румяной девчонки.


   Мама тоже устраивалась по-новому. В гостиной, проходной комнате, где не было углов, она создала искусственный угол, поставив «балаган» – раму, обтянутую плюшем, вроде плоской ширмы. «Балаган» увесили портретами, поставили к нему кушетку, обитую нежно-зеленой шерстяной материей, несколько кресел, и комната приняла вполне уютный вид. Появились новые индусские занавески, новый бобрик на полу, японские карликовые деревца. В столовой – павловский буфет, новые красного дерева стулья, обитые синим бархатом, и целая полка полтавских глиняных кувшинов. Один был особенно хорош: он изображал зеленого змея, кусающего свой хвост, предназначался, очевидно, для водки. Эти кувшины мы привезли в1909 из кратковременной поездки в «Маралосю», как я говорила.


В Полтаве жила мамина тетка, помещица Забаринская. Розовое варение, «Гапки», прыгающие босиком в окна по первому зову, тенистый сад, полный ирисов, все, что осталось об этом доме. «Будьте ласковы, позовите извозчика», – фраза, слышанная в кустарном магазине, полном плахт и макитр, и ставшая у нас обиходной.


Было лето, когда мы переехали в Царское Село; меня хотели отдать в школу и немедленно начали готовить.


Ольга Ваксель вспоминала подробности своего катания на коньках в Гатчинском Приоратском парке: "Я не помню, как я училась бегать на коньках - по видимому, легко, зато свой вид точно могу описать: у меня были ботинки на шнурках до колен, коньки "Снегурочка", красная шуба с пелеринкой, отделанная каракулем, такая же круглая с ушами шапочка и маленькая муфта на шнурке. Идти через весь город с коньками было большим удовольствием, чем кататься. Но я пыталась даже танцевать на льду, хотя танцевать не умела. Какие-то досужие молодые люди для смеху кружили меня.


  Долгое время я не ходила в лазарет, почти не видала матери, дети Пушкины жили в школе и приходили домой только по субботам. Я была очень этому рада.


  В январе 1915 я заболела ревматизмом, никого не было около меня, кроме терпеливой Греты, исполнявшей мои капризы и старавшейся меня утешить. У меня болели все суставы так, что я не могла шевелиться, даже держать книгу. Приезжали лейб-медик Боткин и старший врач лазарета, княжна Гедройц. Но они мало помогли. Я не спала ночами и иногда теряла сознание от боли.


О. А. Ваксель. Женщина в восточной одежде. 1915.


  Когда я поправилась и стала выходить в лазарет, там часто бывали царь и Распутин. В то время там лежала А. А. Вырубова, попавшая в крушение поезда. У нее были сломаны обе ноги и ключица. Она лежала, окруженная всяческим вниманием со стороны царей и капризничала без меры. Например, она не позволяла Александре Федоровне при ней сидеть. Когда та, усталая, присаживалась на  кончик табурета, Вырубова  кричала:      «Не смей садиться, не смей при мне сидеть». Ее всегда окружали посетители – скучать ей не приходилось.


Распутин вваливался в грязных сапогах и ни за что не хотел надевать халата. Моя мать бесстрашно с ним воевала, рискуя вызвать гнев императрицы. Великие княжны тоже ежедневно бывали на перевязках, работали наравне с сестрами. Это две старшие. Младшие же оставались девчонками, хохотали и говорили глупости, играли с ранеными в шашки и в военно-морскую игру. Мария, желая удивить, складывала собственное ухо вчетверо, и оно так и оставалось. Она с любопытством смотрела на производимое ею впечатление.


...Мы жили в доме поэта и художника Максимилиана Волошина. Это был совсем особенный дом. Он был населен почти исключительно петроградской и московской богемой. Было несколько поэтов, порядочно актеров, пара музыкантов. В доме командовала мать Макса, энергичная, стриженая старуха с орлиным носом, властным голосом, ходившая в шароварах и курившая трубку. Сам Волошин, бородатый и кудрявый, походил на Зевса-Громовержца, боялся своей матери и на ее громкий зов: «Ма-а-акс», – отвечал тоненьким голосом: «Я сейчас, мамочка!», – и бежал вверх по лестнице. Он носил длинные хитоны и танцевал танец бабочки на крыше своего дома. У него была удобная двухэтажная мастерская с большой библиотекой и балконом. Рано утром можно было видеть, как Макс в одном купальном халате шел купаться.


Позже появлялись арбы с фруктами и овощами, к ним сбегались хозяйки, быстро раскупали черешни, недозрелые персики и зеленые огурцы. Приходили молочницы с желтым, пахнущим степными травами молоком



Татьяна Малова Осип Мандельштам и Ольга Ваксель. . Не забывай меня. . 2003, документальный ARTHOUSE.TONET.RU - The Art House of


  В июне 1921 Ольга Ваксель вышла замуж за преподавателя математики и механики в Институте путей сообщения Смольевского - предмет её давней детской влюбленности. Она вынуждена была покинуть учебу на курсах, так как супруг требовал ее постоянного присутствия дома, хотя сам был днями занят в институте. 

  Оставаясь в доме одна, в промежутках между бытовыми хлопотами, Ольга самозабвенно писала вирши, а вечерами сообща с мужем проверяла работы студентов. Арсению Федоровичу был немного чужд ее восторженный внутренний мир, он смеялся над ее стихами, долгое время не хотел иметь ребенка, но Ольга Александровна настаивала, считая, что ребёнок укрепит их союз. Однако, вскоре после рождения сына в 1923 она нелегко захворала и чуть-чуть не умерла. Врачи признали острую форму менингита, последствиями которого остались острые периоды подавленного настроения в осеннее время.

   Начался семейный разлад, Ольга ушла от мужа и добилась развода, что было нелегко: Смольевский не давал развод, преследовал Ольгу письмами раскаянья, мелко шпионил за нею и в конце концов, нанес завершающий удар, оставил у себя сына, запретив матери его посещать.

  Чтобы не отчаяться, раскрыть своим богатым возможностям,
получить независимость, Ольга стремится найти работу. К этому времени относится начало ее занятий в производственной студии "ФЭКС" - "Фабрика эксцентрического актера" - и встречи с Осипом Мандельштамом и его женой Надеждой Яковлевной. Осип Мандельштам, помнивший Ольгу ещё подростком дворянского института, которую он навещал сообща с близким другом ее семьи Максом Волошиным, был сражен!

   Ольга Александровна познакомилась с Надеждой Яковлевной, крайне полюбила эту "умную, теплую и сердечную женщину", как писала она сама в своих воспоминаниях. Ее смущал и мучил, а изредка и смешил тот треугольник, тот, что образовался из-за чувств поэта к ней. Он настойчиво приглашал ее к себе домой, говорил ей о чувствах. "Он был большим поэтом и неудачником в жизни" - заметит в мемуарах Ольга Ваксель, хотя ее саму Надежда Мандельштам назовет "беззащитной принцессой из волшебной сказки потерявшейся в этом мире."
Ольга не говорила признанному поэту, что пишет стихи (сохранилось примерно 150 ее стихотворений и набросков в рукописях). Она считала это частью своего внутреннего мира и предпочитала выслушивать стихотворения Мандельштама, отрывки из его переводов, правленые рукою Надежды Яковлевны...


Осип Мандельштам 



  Осип Мандельштам


Ольге Ваксель


В Петербурге мы сойдемся снова,

Словно солнце мы похоронили в нем,

И блаженное, бессмысленное слово

В первый раз произнесем.

В черном бархате советской ночи,

В бархате всемирной пустоты,

Все поют блаженных жен родные очи,

Все цветут бессмертные цветы.



Дикой кошкой горбится столица,

На мосту патруль стоит,

Только злой мотор во мгле промчится

И кукушкой прокричит.

Мне не надо пропуска ночного,

Часовых я не боюсь:

За блаженное, бессмысленное слово

Я в ночи советской помолюсь.

Слышу легкий театральный шорох

И девическое «ах» -

И бессмертных роз огромный ворох

У Киприды на руках.

У костра мы греемся от скуки,

Может быть, века пройдут,

И блаженных жен родные руки

Легкий пепел соберут.



Где-то грядки красные партера,

Пышно взбиты шифоньерки лож,

Заводная кукла офицера -

Не для черных душ и низменных святош...

Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи

В черном бархате всемирной пустоты.

Все поют блаженных жен крутые плечи,

А ночного солнца не заметишь ты.
  "Для того, чтобы узреть меня избыточный раз и произносить о своей любви ко мне, он изыскивал всевозможные способы встреч... Он крайне цеплялся за остатки здравого смысла", - с горечью писала Ольга Александровна.


  Вероятно Ольга не осталась равнодушной к чувствам поэта, к строкам, написанным им тайно и посвященным ей. Но она не могла хватать то, что не принадлежало ей.   Они расстались.





   На долю этой «ослепительной» красавицы, выпало играть в небольшом театре, работать в газете, ресторане и даже на стройке…


В 1932 Ваксель уехала в Осло со своим последним мужем - норвежским дипломатом и покончила жизнь самоубийством. Обезумевший от горя супруг позже нашёл и бережно сохранил все, что неполных два года связывало его с обожаемым Лютиком - Ольгой Ваксель. Среди бумаг и писем, дневников и мемуаров, крайне тонко и занятно написанных, им ещё предстояло быть узнанными широкой публикой, бывший вицеконсул в Ленинграде Христан-Иергенс Винстендаль нашел листочек со стихами:


Я расплатилась щедро, до конца

За отрада наших встреч, за нежность ваших взоров,

За прелесть ваших уст и за распроклятый городок,

За розы постаревшего лица.


Теперь вы выпьете всю горечь слез моих,

В ночах бессонных неторопливо пролитых...

Вы прочитаете мой длинный-длинный свиток

Вы передумаете произвольный, всякий стих.


Но чрезмерно тесен рай, в котором я живу,

Но сверх меры сладок яд, которым я питаюсь.

Так, с каждым днем себя перерастаю.


Я вижу чудеса во сне и наяву,

Но недоступно то, что я люблю, в текущий момент,

И только одно соблазн: забыться сном и не очнуться,

Всё ясно и без труда - сужу, не горячась,

Все ясно и легко: покинуть, чтоб не возвратиться...


На смерть Ольги Ваксель Осип Мандельштам отозвался стихотворением, полным горечи, нежности и благоговения:


Возможна ли женщине мёртвой хвала?

Она в отчужденьи и силе, —

Её чужелюбая власть привела

К насильственной жаркой могиле.


И твердые ласточки круглых бровей

Из гроба ко мне прилетели

Сказать, что они отлежались в своей

Холодной стокгольмской постели.


И прадеда скрипкой гордился твой род,

От шейки её хорошея,

И ты раскрывала свой  аленький рот,

Смеясь, итальянясь, русея...


Я тяжкую память твою берегу,

Дичок, медвежонок, Миньона.

Но мельниц колёса зимуют в снегу

И стынет рожок почтальона.


А с музыкой в саду не так темно. - Я недолго жила на земле.

Рубрики:  Поэзия
ЖЗЛ
Муза гения
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Сливовая   обратиться по имени Среда, 09 Сентября 2015 г. 15:26 (ссылка)
очень люблю Мандельштама! На книжной ярмарке видела воспоминания Ольги, но не купила. А вы не читали их?
Ответить С цитатой В цитатник
N-LIE   обратиться по имени Среда, 03 Августа 2016 г. 17:31 (ссылка)
Благодарю за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку